Напоминание

Особенности работы концертмейстера над развитием навыка чтения с листа


Авторы: Гузанова Татьяна Петровна, Валюга Наталья Николаевна
Должность: Преподаватель фортепиано, концертмейстер, преподаватель музыкальных теоретических дисциплинлин
Учебное заведение: МБУ ДО Детская театральная школа
Населённый пункт: Город Волгодонск, Ростовская область
Наименование материала: методическая разработка.
Тема: Особенности работы концертмейстера над развитием навыка чтения с листа
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Детская театральная школа

Методическое сообщение:

«Особенности работы концертмейстера над развитием навыка чтения с листа».

г.Волгодонск

Рост

интеллектуального

и

творческого

потенциала

у

педагогов-

концертмейстеров в процессе развития навыка чтения и аккомпанирования с листа

идут в неразрывной связи с формированием его творческой личности, с ростом его

музыкальной культуры. Проблема развития и становления концертмейстера в

условиях модернизации педагогического образования – сложная, многофакторная и

многоуровневая. Уроки вокала, хореографии, работа с обучающимися на хоре, в

инструментальных

классах

учреждений

дополнительного

образования

детей

предполагают

профессионально-исполнительские

умения

и

навыки

быстрого

ориентирования в огромном море репертуара и «выдачи» концертмейстером

качественно

исполненного,

соответствующего

художественному

образу

аккомпанемента.

Но для многих ввиду отсутствия навыков чтения с листа, выдержки,

воли, такая задача оказывается непосильной.

Работа концертмейстера состоит из множества факторов и одним из важнейших

аспектов его деятельности является умение бегло «читать с листа». Невозможно стать

хорошим концертмейстером, не обладая этим навыком. Но не каждый музыкант в

силу своей подготовки или общей музыкальной одаренности способен хорошо

аккомпанировать с листа.

В силу своей специфичности концертмейстерство в музыкально- педагогической

сфере является общей базовой основой для всех исполнительских специальностей. Но

способность к беглому чтению и аккомпанированию с листа дана не каждому, и

поэтому так важно культивировать ее любому инструменталисту. “Лучший способ

научиться читать с листа – это как можно больше читать”, - говорил И. Гофман.

Обилие репертуара, с которым приходится работать концертмейстеру в работе с

обучающимися, не дает возможности для заучивания нотного текста, и ему всегда

приходится играть по нотам. Поэтому концертмейстеру требуется умение быстро

ориентироваться в нотном тексте, быть чутким и внимательным к фразировке солиста

и уметь сразу охватить и передать характер произведения. Таким образом, владение

навыками чтения с листа и аккомпанирования – это наработанный в процессе

кропотливого изучения разнохарактерных произведений опыт.

Особенности работы над развитием навыка читки с листа заключается в

подборе такого музыкального материала, на котором можно будет проследить:

1.

Как преодолеваются различные фактурные препятствия;

2.

Как контролируется вокальная строчка;

3.

Как

нарабатывается

различная

градация

звучности

в

аккомпанементе

исполняемого произведения.

В музыкальной школе концертмейстеру приходится много играть, зачастую без

предварительной подготовки. В этих случаях поможет такой прием, как эскизное

изучение произведения. Прочесть произведение с листа – значит быстро схватить и

эскизно

передать

эмоционально-образный

смысл

музыки,

при

некоторой

приблизительности

воспроизведения

нотной

записи.

Мысленное

прочтение

музыкального произведения перед исполнением- это та привычка, которая поможет

концертмейстеру быстрее овладеть навыком чтения с листа.

Прием эскизного изучения произведения не ставит конечной целью концертное

проигрывание произведения. Проигрывание в необходимом темпе и характере

происходит уже после ознакомления с произведением. Такой прием приводит к

значительному

расширению

фортепианного

репертуара

и

повышению

исполнительского мастерства. Также важно отметить такие приемы для развития

навыков аккомпанирования с листа, как : комплексное восприятие звуков при читке

нот, превращение гармонических фигураций в аккорды, упрощение сложной фактуры,

нахождение гармонической основы. Большое внимание концертмейстеру необходимо

уделять образованию в слуховом представлении связи движения басовых звуков,

знанию вокальной партии изолированно от фортепианной и т.д.

Внимание пианиста-концертмейстера во время исполнения «с листа» все время

должно быть сосредоточено на дальнейшем, т е. необходимо «мыслить вперед», чтобы

реальное звучание шло как бы вслед

за зрительным и внутренним слуховым

восприятием нотного текста. Важно при чтении с листа:

хорошо ориентироваться на клавиатуре, чтобы концертмейстер мог исполнять

произведение, практически на нее не глядя;

постоянно тренироваться в чтении с листа для того, чтобы довести этот навык

до автоматизма.

Большую

пользу

для

развития

навыков

аккомпанирования

с

листа

приносит ежедневная читка фортепианных миниатюр. При этом важно, чтобы она не

сводилась к разбору произведения, ведь чтение с листа в отличие от разбора

предполагает

вполне

музыкальное

исполнение

сразу,

без

подготовки.

Таким образом, знание основных принципов чтения с листа, этапов работы с

произведением, умение выбрать тот или иной прием для беглого чтения с листа,

ориентировка в жанровых и стилевых особенностях нотного текста невозможно без

систематического

совершенствования

пианистических

навыков.

Без

наличия

профессиональных исполнительских

и аккомпаниаторских навыков невозможно

грамотно интерпретировать музыкальный материал, глубоко познать и донести его до

слушателей.

В заключение хочется сказать,что в

практической музыкально-педагогической

деятельности не только концертмейстера, но и любого музыканта, умение читать

нотный текст с листа неоценимо, так как сокращает время подготовки к занятиям,

обогащает вокальный и фортепианный репертуар, дает возможность свободно и

художественно прочитать незнакомый текст без предварительной подготовки на

уроке, при самостоятельной работе, при неожиданных ситуациях на концертах.

Конечно, развитие данного навыка происходит достаточно сложно.Во многом это и

природный

дар,

и

различные

сложившиеся

музыкальные

способности,

и

психофизиологические

свойства

личности

исполнителя.Но

без

этого

навыка,

общепризнанно, нельзя стать не только профессиональным, но и просто хорошим

концертмейстером.

Список используемой литературы:

1. Гофман, И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре [Текст с

ил.] / И.Гофман. - М.: Музгиз, 1961.- 224 с.

2. Кубанцева, Е.И. Концертмейстерство - музыкально-творческая деятельность

[Текст]: Учебное пособие / Е.И.Кубанцева.- Музыка в школе.- 2001.- №2- 38-40с.

3. Келдыш, Г.В. Музыкальный энциклопедический словарь [Текст]: /Ред. Г.В.

Келдыш. – Изд. 2-е – М.: «Большая Российская Энциклопедия», 1998. – 270с.

4. Федоров, Е.Е. Интуиция в музыкально-исполнительской деятельности [Текст] /

Е.Е..Федоров // Вопросы психологии. - М.: Музыка и время, 1985. - №2.

5. Шендерович, Е. М. В концертмейстерском классе [Текст]: Размышления педагога /

Е. М. Шендерович. – М.: Музыка, 1996. – 207с.

6. Шмидт-Шкловская, А.А. О воспитании пианистических навыков [Текст]: Учебное

пособие / А.А. Шмидт-Шкловская. – Л.: Музыка, 1985.-81с.



В раздел образования