Авторы: Гузанова Татьяна Петровна, Валюга Наталья Николаевна
Должность: Преподаватель фортепиано, концертмейстер, преподаватель музыкальных теоретических дисциплинлин
Учебное заведение: МБУ ДО Детская театральная школа
Населённый пункт: Город Волгодонск, Ростовская область
Наименование материала: методическая разработка.
Тема: Особенности работы концертмейстера над развитием навыка чтения с листа
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Детская театральная школа
Методическое сообщение:
«Особенности работы концертмейстера над развитием навыка чтения с листа».
г.Волгодонск
Рост
интеллектуального
и
творческого
потенциала
у
педагогов-
концертмейстеров в процессе развития навыка чтения и аккомпанирования с листа
идут в неразрывной связи с формированием его творческой личности, с ростом его
музыкальной культуры. Проблема развития и становления концертмейстера в
условиях модернизации педагогического образования – сложная, многофакторная и
многоуровневая. Уроки вокала, хореографии, работа с обучающимися на хоре, в
инструментальных
классах
учреждений
дополнительного
образования
детей
предполагают
профессионально-исполнительские
умения
и
навыки
быстрого
ориентирования в огромном море репертуара и «выдачи» концертмейстером
качественно
исполненного,
соответствующего
художественному
образу
аккомпанемента.
Но для многих ввиду отсутствия навыков чтения с листа, выдержки,
воли, такая задача оказывается непосильной.
Работа концертмейстера состоит из множества факторов и одним из важнейших
аспектов его деятельности является умение бегло «читать с листа». Невозможно стать
хорошим концертмейстером, не обладая этим навыком. Но не каждый музыкант в
силу своей подготовки или общей музыкальной одаренности способен хорошо
аккомпанировать с листа.
В силу своей специфичности концертмейстерство в музыкально- педагогической
сфере является общей базовой основой для всех исполнительских специальностей. Но
способность к беглому чтению и аккомпанированию с листа дана не каждому, и
поэтому так важно культивировать ее любому инструменталисту. “Лучший способ
научиться читать с листа – это как можно больше читать”, - говорил И. Гофман.
Обилие репертуара, с которым приходится работать концертмейстеру в работе с
обучающимися, не дает возможности для заучивания нотного текста, и ему всегда
приходится играть по нотам. Поэтому концертмейстеру требуется умение быстро
ориентироваться в нотном тексте, быть чутким и внимательным к фразировке солиста
и уметь сразу охватить и передать характер произведения. Таким образом, владение
навыками чтения с листа и аккомпанирования – это наработанный в процессе
кропотливого изучения разнохарактерных произведений опыт.
Особенности работы над развитием навыка читки с листа заключается в
подборе такого музыкального материала, на котором можно будет проследить:
1.
Как преодолеваются различные фактурные препятствия;
2.
Как контролируется вокальная строчка;
3.
Как
нарабатывается
различная
градация
звучности
в
аккомпанементе
исполняемого произведения.
В музыкальной школе концертмейстеру приходится много играть, зачастую без
предварительной подготовки. В этих случаях поможет такой прием, как эскизное
изучение произведения. Прочесть произведение с листа – значит быстро схватить и
эскизно
передать
эмоционально-образный
смысл
музыки,
при
некоторой
приблизительности
воспроизведения
нотной
записи.
Мысленное
прочтение
музыкального произведения перед исполнением- это та привычка, которая поможет
концертмейстеру быстрее овладеть навыком чтения с листа.
Прием эскизного изучения произведения не ставит конечной целью концертное
проигрывание произведения. Проигрывание в необходимом темпе и характере
происходит уже после ознакомления с произведением. Такой прием приводит к
значительному
расширению
фортепианного
репертуара
и
повышению
исполнительского мастерства. Также важно отметить такие приемы для развития
навыков аккомпанирования с листа, как : комплексное восприятие звуков при читке
нот, превращение гармонических фигураций в аккорды, упрощение сложной фактуры,
нахождение гармонической основы. Большое внимание концертмейстеру необходимо
уделять образованию в слуховом представлении связи движения басовых звуков,
знанию вокальной партии изолированно от фортепианной и т.д.
Внимание пианиста-концертмейстера во время исполнения «с листа» все время
должно быть сосредоточено на дальнейшем, т е. необходимо «мыслить вперед», чтобы
реальное звучание шло как бы вслед
за зрительным и внутренним слуховым
восприятием нотного текста. Важно при чтении с листа:
хорошо ориентироваться на клавиатуре, чтобы концертмейстер мог исполнять
произведение, практически на нее не глядя;
постоянно тренироваться в чтении с листа для того, чтобы довести этот навык
до автоматизма.
Большую
пользу
для
развития
навыков
аккомпанирования
с
листа
приносит ежедневная читка фортепианных миниатюр. При этом важно, чтобы она не
сводилась к разбору произведения, ведь чтение с листа в отличие от разбора
предполагает
вполне
музыкальное
исполнение
сразу,
без
подготовки.
Таким образом, знание основных принципов чтения с листа, этапов работы с
произведением, умение выбрать тот или иной прием для беглого чтения с листа,
ориентировка в жанровых и стилевых особенностях нотного текста невозможно без
систематического
совершенствования
пианистических
навыков.
Без
наличия
профессиональных исполнительских
и аккомпаниаторских навыков невозможно
грамотно интерпретировать музыкальный материал, глубоко познать и донести его до
слушателей.
В заключение хочется сказать,что в
практической музыкально-педагогической
деятельности не только концертмейстера, но и любого музыканта, умение читать
нотный текст с листа неоценимо, так как сокращает время подготовки к занятиям,
обогащает вокальный и фортепианный репертуар, дает возможность свободно и
художественно прочитать незнакомый текст без предварительной подготовки на
уроке, при самостоятельной работе, при неожиданных ситуациях на концертах.
Конечно, развитие данного навыка происходит достаточно сложно.Во многом это и
природный
дар,
и
различные
сложившиеся
музыкальные
способности,
и
психофизиологические
свойства
личности
исполнителя.Но
без
этого
навыка,
общепризнанно, нельзя стать не только профессиональным, но и просто хорошим
концертмейстером.
Список используемой литературы:
1. Гофман, И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре [Текст с
ил.] / И.Гофман. - М.: Музгиз, 1961.- 224 с.
2. Кубанцева, Е.И. Концертмейстерство - музыкально-творческая деятельность
[Текст]: Учебное пособие / Е.И.Кубанцева.- Музыка в школе.- 2001.- №2- 38-40с.
3. Келдыш, Г.В. Музыкальный энциклопедический словарь [Текст]: /Ред. Г.В.
Келдыш. – Изд. 2-е – М.: «Большая Российская Энциклопедия», 1998. – 270с.
4. Федоров, Е.Е. Интуиция в музыкально-исполнительской деятельности [Текст] /
Е.Е..Федоров // Вопросы психологии. - М.: Музыка и время, 1985. - №2.
5. Шендерович, Е. М. В концертмейстерском классе [Текст]: Размышления педагога /
Е. М. Шендерович. – М.: Музыка, 1996. – 207с.
6. Шмидт-Шкловская, А.А. О воспитании пианистических навыков [Текст]: Учебное
пособие / А.А. Шмидт-Шкловская. – Л.: Музыка, 1985.-81с.