Автор: Новикова Наталья Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №19 имени Героя Советского Союза Марины Расковой
Населённый пункт: г.Краснодар
Наименование материала: Статья
Тема: Пословица-жемчужина народной мудрости. Работа с пословицами на уроках в начальной школе.
Раздел: начальное образование
Пословица-жемчужина народной мудрости. Работа с пословицами на уроках в
начальной школе.
Пословица – это краткое выражение, которое помогает украсить речь.
В пословице обязательно есть какое-то нравоучение, совет, назидание. Именно
поэтом пословицу называют жемчужиной народной мудрости.
Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз.
Пословица всегда поучительна. Пословицы воспитывают в человеке патриотизм,
высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, они судят об
исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о защите Отечества, о
культуре.
В пословицах осуждаются лень, глупость, хвастовство, пьянство, обжорство,
восхваляют ум, трудолюбие, скромность и другие необходимые, по мнению народа,
качества человека.
Таким образом, мы можем выделить самые многочисленные, а значит, самые важные
с точки зрения и наших предков, и современников, тематические группы пословиц.
Тематические группы пословиц.
1. Пословицы о Родине.
Любовь к Родине - неотъемлемая черта русского национального характера.
Пословицы говорят о большой значимости Родины для человека:
Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.
Где кто родился, там и пригодится.
Где ни жить – Родине служить.
Своя земля и в горсти мила.
Без корня и полынь не растёт.
Вторая группа пословиц говорит о тяжёлой жизни на чужбине:
На чужой стронушке рад своей воронушке.
На чужой стороне и весна не красна.
На чужбине и собака тоскует.
Призывают защищать и любить свою Родину:
Кто к нам метит, тот свою смерть встретит.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Не тот человек, кто для себя живёт, а кто за родину в бой идёт.
2.Пословицы о слове.
Слово не воробей, вылетит не поймаешь.
Слово не стрела ,а пуще стрелы разит.
Конь вырвется – догонишь, а слово сказанное не воротишь.
Не в бровь, а в глаз.
Не всякое слово в строку.
Доброе слово и кошке приятно.
Коротко и ясно, оттого и прекрасно.
Говорит красиво, да слушать тоскливо.
Ешь пирог с грибами, а язык за зубами.
3. Пословицы о семье.
Именно в семье лежат корни русской духовности.
В дружной семье и в холод тепло.
В своём доме и стены помогают.
В семье разлад, так и дому не рад.
Дерево держится корнями, а человек семьёй.
Человек без семьи, что дерево без плодов.
4. Пословицы о дружбе.
Какую дружбу заведешь, такую и жизнь поведешь.
Нет друга ищи, а найдешь - береги.
Дружба как стекло: расколешь – не соберешь.
Без друга в жизни туго.
Верному другу цены нет.
5. Пословицы о труде.
Русский народ издавна считал, что добросовестный труд – основа благополучия.
Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Откладывай безделье, да не откладывай дела.
Делу время – потехе час.
Нечего хвалиться, если из рук всё валится.
6. Пословицы об учебе.
Всегда русский народ с уважением относился к учению, к образованию.
За учёного трёх неучёных дают.
Корень учения горек, да плод его сладок.
Не учась, и лаптя не сплетёшь.
С книгой жить- век не тужить.
7. Пословицы о человеке.
Народ не приемлет безделья, равнодушия, лицемерия, праздности:
Белые ручки чужие труды любят.
Беспечному всё трын-трава: поехал ни за чем, привёз ничего.
В глаза ласкает, а за глаза лает.
В душу влезет, а за грош продаст.
Весёлая голова живёт спустя рукава.
Вору потакать, что самому воровать.
Ему говорят – стрижено, а он - брито.
Из плута скроен, мошенником подбит.
Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.
С ним водиться, что в крапиву садиться.
Ценность народных изречений неоспорима: «Пословица не на ветер молвится».
Пословица беседу красит, да и вообще: пословицу не обойти, ни объехать, потому
что в ней выражен смысл и суть человеческой жизни: «Жизнь измеряется не годами, а
трудами», «Жизнь прожить – не поле перейти».
Пословица учит человека с самого раннего возраста: «Нет друга надёжнее
матушки», «Кто матери не послушает, тот в беду попадёт».
Никогда не состарятся мудрые мысли о труде и учёбе, народная мудрость учит
преодолевать трудности: «Горе горюй, а руками воюй». Значительная часть пословиц
содержит в себе советы и пожелания: «Не зная броду, не суйся в воду», «Не руби сук, на
котором сидишь» и т.д.
Вот почему пословицам и поговоркам необходимо уделять на уроках больше
внимания. Выдающийся педагог К. Д. Ушинский писал : «Русские пословицы имеют
значение при первоначальном учении отечественному языку, во-первых по своей форме,
во-вторых по своему содержанию».
Ушинский поместил в книге «Родное слово», предназначенной для учащихся начальных
классов 300 пословиц и поговорок и несколько рассказов по пословицам.
Л.Н. Толстой написал для изучающих грамоту несколько рассказов по пословицам:
«Старый дед и внучек», «Лгун», «Отец и сыновья», «Муравей и голубка», «Осёл и
лошадь» и др.
Алгоритм работы с пословицей:
1.
Различие в пословице прямого и переносного смысла.
2.
Формирование умения выражать скрытую в пословице мысль своими словами.
3.
Обучение употреблению пословицы в современной ситуации.
Пословицы и поговорки можно использовать на любом этапе урока.
Количество пословиц, которые можно давать детям за один урок, установлено и
теоретически, и экспериментально - их не может быть более 7-9. Именно такое
количество произведений младшие школьники способны осмыслить и запомнить за
40 минут.
Виды работы с пословицами и поговорками:
Подбор пословиц по темам.
Нахождение пословиц в тексте художественных произведений
и выяснение их назначения.
Подбор к стихотворению или рассказу пословицы, которая раскрывала бы смысл
данного произведения.
Использование пословиц при работе над сочинением.
Можно на уроках использовать работу с зашифрованными пословицами, с
ребусами.
1.Вспомните пословицы!
Назовите 20 русских пословиц и поговорок, в которых упоминается одно из следующих
слов: дом, свинья, ворона, кошка, цыплята, телега, конь, яблоня, камень, собака, колодец,
платье, дрова, теленок, оса, топор, овца, сапоги, мешок, кувшин.
Ответы:
1 В своем дому и стены помогают.
2.Посади свинью за стол, она и ноги на стол.
3.Пуганая ворона куста боится.
4.Знает кошка, чье мясо съела.
5.Цыплят по осени считают.
6.Готовь сани летом, а телегу зимой.
7.Не гони коня кнутом, а гони овсом.
8.Яблоко от яблони недалеко падает.
9.Капля по капле камень точит.
10. Собака лает - ветер носит.
11.Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.
12.Береги платье снову, а честь смолоду.
13.Чем дальше в лес, тем больше дров.
14.Ласковый теленок двух маток сосет.
15.Коси коса пока роса: роса долой, и ты домой.
16.Что написано пером, того не вырубишь топором.
17.Молодец на овец, а на молодца и сам овца.
18.Два сапога- пара.
19.Шила в мешке не утаишь.
20.Повадился кувшин по воду ходить, тут ему и голову сломить.
10 пословиц.
Можно попросить вспомнить 10 пословиц, связанных с временами года или с
отдельными месяцами.
Где пословица зарыта?
Составьте пословицу из слов, причем берите из них столько букв, сколько указано в
скобках.
УХА (1), КАПУСТА(2),ФАРА (2),ХАЛАТ(2),ГЛАГОЛ (3),КОЗА (2), ВЕЛОСИПЕД (3),ВЕНИК
(2), ИМЯ (1).
Ответ: у страха глаза велики.
Постоянная, систематическая работа в школе над пословицами очень многое дает
учащимся. Они учатся собирать народные изречения, классифицировать их по темам,
анализировать смысл пословиц, понимать их обобщающий характер. Изучение мудрых,
образных народных афоризмов обогащает речь учащихся, повышает их грамотность,
способствует воспитанию эстетического вкуса.