Автор: Абзалова Фарида Равильевна
Должность: воспитатель i категории
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 84"
Населённый пункт: Республика Татарстан, г.Казань
Наименование материала: Статья
Тема: "Содержание и организация образовательного процесса в ДОУ. Профессиональная компетентность воспитателя в свете новых требований ФГОС"
Раздел: дошкольное образование
«Содержание и организация образовательного процесса в ДОУ.
Профессиональная
компетентность
воспитателя
в
свете
новых требований ФГОС»
Введение ФГОС в ДОУ связано с тем, что сегодня идет становление
новой системы дошкольного образования. Специфика дошкольного возраста
такова, что достижения детей определяются не суммой конкретных знаний,
умений и навыков, а личностными качествами, а
также психологическую
готовность
к
школе.
ФГОС
ставит
во
главу
индивидуальный
подход
к
ребенку.
Ведущими
видами
детской
деятельности
станут:
игровая,
двигательная,
коммуникативная,
познавательно-исследовательская.
Необходимо помнить, что каждый
ребенок должен получить одинаковые
стартовые
возможности
для
обучения
в
школе.
Главная
особенность
организации образовательной деятельности в ДОУ – это уход от учебной
деятельности. Занятием должна стать интересная для детей деятельность,
которая
подразумевает
общение,
накопление
детьми
определенной
информации об окружающем мире, формирование умений и навыков. Но
процесс обучения остается.
Современная жизнь диктует новые условия, в результате появляются:
центры
развития
детей,
учреждения
для
детей
с
ограниченными
возможностями, сады комбинированного вида… И поэтому в соответствии с
ФГОС
разработана
новая
общеобразовательная
программа
дошкольного
образования, которая предполагает обязательную часть программы и часть,
которая
включает
в
себя
инклюзивное
образование
и
учитывает
этнокультурную ситуацию. И здесь важна профессиональная компетентность.
Основная профессиональная задача воспитателя: уметь создать условия для
развития детей. Для этого педагог должен:
- уважительно относиться к каждому ребенку;
- уметь общаться с каждым ребенком;
-
уметь
создавать
условия
для
свободного
выбора
детьми
какой-либо
деятельности;
- уметь оказывать поддержку детской инициативы и самостоятельности в
разных видах деятельности;
- уметь развивать коммуникативные способности детей, позволяющие самим
детям разрешать конфликтные ситуации;
- уметь создавать условия для доброжелательных отношений между детьми;
-
уметь
организовывать
виды
деятельности,
способствующие
развитию
мышления, речи, воображения, личностного, физического и художественно –
эстетического развития детей;
- уметь взаимодействовать с родителями.
Практика показывает, что для того, чтобы осуществлять свою деятельность
на высоком профессиональном уровне, необходимо совершенствовать свою
профессиональную компетентность.
Педагог – это не только профессия, суть которой передавать свои знания.
Педагог воспитывает личность, и, поэтому сам должен иметь такие качества,
как высокий профессионализм, потребность в постоянном самообразовании,
любовь к детям, духовная культура, физическое и психическое здоровье. А
современное
общество
предъявляет
новые
требования
к
компетентности
педагога.
Он
должен
быть
компетентным
в
вопросах
организации
по
следующим
вопросам:
а)
воспитательно-образовательной
–
это
создание
развивающей
среды,
обеспечение
охраны
и
здоровья
детей;
б)
учебно-
методической
и
социально-педагогической
–
это
проектирование
педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов,
планирование воспитательно-образовательной работы.
Существует несколько видов компетентности:
1.
Специальная
–
когда
педагог
владеет
профе ссиона льной
компетентностью, занимается саморазвитием.
2.
Социальная – когда педагог владеет совместной
профессиональной
деятельностью,
сотрудничает
с
окружающими
и
ответственен
за
результаты своего труда.
3.
Личностная
–
когда
педагог
владеет
способами
личностного
самовыражения и саморазвития.
4.
Методическая – когда педагог знает методы и приемы обучения.
5.
Психолого-педагогическая – когда педагог знает психику детей, умеет
определять индивидуальные качества каждого ребенка.
6.
Эмоциональная – когда педагог может управлять своими эмоциями
внутри себя и в отношениях с другими.
Впервые
в
российском
образовании
разрабатывается
профессиональный
стандарт
педагога.
Он
предназначен
для
установления
единых
требований
к
содержанию
и
качеству
профессиональной педагогической деятельности.
Таким образом, мы пришли к выводу, что ценностно-
ориентированный
педагог
должен
обладать
набором
личностных
качеств.
А
успех
воспитательного
процесса
зависит
от
педагога,
который
обладает
необходимой
профессиональной,
научной,
культурной и психолого-педагогической подготовкой.