Автор: Наталья Васильевна Мирошниченко
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "Одесский ДДТ"
Населённый пункт: Омская область Одесский район село Одесское
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Групповые технологии в работе с одаренными детьми"
Раздел: дополнительное образование
Групповые технологии в работе с одаренными детьми
Прежде чем начать разговор о развивающих технологиях, позвольте напомнить значение
терминов «одаренность», и «одаренный ребенок».
Существует ряд методов по выявлению одаренности детей, таких как (слайд 3)
В работе с одаренными детьми мы реализуем ряд задач (слайд4)
Сейчас рассмотрим термины «педаг.технология» и «технология обучения» (слайд 5)
Педагогическая
технология –
совокупность
психолого-педагогических
установок,
определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения,
воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического
процесса.
Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего
процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их
взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
Технология обучения – это цепочка действий и операций, направленных и ориентированных на
результат.
В работе с одаренными детьми наиболее эффективными из современных педагогических
технологий являются технологии продуктивного обучения и компетентностного подхода.
Технология разноуровневого обучения;
– Проблемное обучение;
– Метод проектов;
– Игровые технологии, приемы и методы;
– Кейс-технологии;
– Технология интегрированного обучения;
– Информационно-коммуникационные технологии (в частности дистанционное обучение) и
другие.
Позвольте напомнить, что является сущностью этих технологий и дать некоторые комментарии по
применению этих технологий и методов в нашей образовательной деятельности.
Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в
рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала (А, Б, С), что дает
возможность каждому обучающемуся овладевать учебным материалом на разном уровне, но не ниже
минимального, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого
обучающегося.
Проблемное обучение предполагает строго продуманную систему проблемных ситуаций и
задач, соответствующих познавательным возможностям обучаемых. Проще всего технологию
проблемного обучения применять на занятиях открытия нового знания: на этапах фиксирования
индивидуального затруднения в пробном действии; выявления места и причины затруднения;
построения проекта выхода из затруднения и на этапе реализации построенного проекта.
Метод проектов как элемент творческой деятельности учащихся сегодня прочно занял свое
место среди современных педагогических технологий . Метод проектов – педагогическая технология,
ориентированная не только на интеграцию фактических знаний, но и на приобретение новых (чаще
всего путем самообразования) для активного включения в освоение новых способов деятельности. т.
Работа над проектом (особенно на этапе его защиты или презентации) создает максимально
благоприятные условия для развития воображения, фантазии, мышления. В случае выполнения
группового проекта развивается умение рационально разделить обязанности. Появляется чувство
ответственности
за
свою
часть
работы.
При
достижении
поставленной
цели
появляется
удовлетворение от деятельности, нередко повышается самооценка. Поскольку при выполнении
проекта отсутствует формализм официального занятия, работа над ним происходит в более
комфортной эмоциональной обстановке.
Игровые технологии,
. В игре особенно полно и порой неожиданно проявляются способности ребенка. Это
универсальное средство, помогающее, в частности, педагогу превратить достаточно сложный процесс
обучения в увлекательное и любимое учащимися занятие. Этот метод наиболее эффективно
используется при работе с дошкольниками и младшими школьниками, .
Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и игры, и метод проектов, и ситуативный
анализ. В кейс-технологии производится анализ реальной ситуации, описание которой одновременно
отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс
знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. Кейс-технологии – это не
повторение за педагогом, не ответ на вопрос педагога, это анализ конкретной ситуации, который
заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.
Технология интегрированного обучения . Интеграция – это глубокое взаимопроникновение,
слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной
области.
Интегрированные занятия, как и выполнение интегрированных (межпредметных)
социальных или научно-исследовательских проектов, развивают потенциал самих обучающихся,
побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению
причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
Форма проведения интегрированных занятий
Говоря
о
современном
образовании,
нельзя
не
упомянуть информационно-
коммуникационные
технологии и
в
частности
возможности
применения дистанционного
обучения.
Возможность
использовать
на
занятии
современное
техническое
оборудование
(интерактивную доску, компьютеры с доступом в Интернет, систему дистанционного голосования (для
тестирования), документ-камеру и многое другое) не только оптимизирует процесс обучения, но и
делает его привлекательнее для современного обучающегося.
Безусловно, работа в новом формате требует больших трудо- и временных затрат. Новый
стандарт предъявляет к личности педагога и его деятельности новые высокие требования. Но работа в
соответствии с
этими требованиями
предлагает нам и новые возможности, позволяя вместо
выполнения рутинной работы по передаче знаний подрастающему поколению, расти и развиваться
вместе со своими обучающимися.
Теперь, позвольте напомнить некоторые формы работы применяемые нами(слайд7)