Напоминание

"Использование игровых технологий в коррекционной работе с детьми с ОВЗ"


Автор: Медведицкова Людмила Дмитриевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: КОУ ВО "ВЦППРК"
Населённый пункт: город Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: "Использование игровых технологий в коррекционной работе с детьми с ОВЗ"
Раздел: начальное образование





Назад




Использование игровых технологий в коррекционной работе с детьми с

ОВЗ.

Сегодня в нашей стране уделяется особое внимание средовой интеграции и

социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Поддержка

данной категории детей призвана удовлетворить потребности ребенка с

ограниченными

возможностями

здоровья

в

обучении,

воспитании

и

саморазвитии. Применение игровых педагогических технологий при работе с

детьми

с

ограниченными

возможностями

здоровья

развивает

их

коммуникативные

навыки,

снижает

уровень

тревожности,

улучшает

способности отражать чувства и эмоции. Цель нашей работы не только дать

младшим школьникам образование, а сделать их жизнь интересной и

содержательной.

Начав работать с первым классом, мы сталкиваемся с такой проблемой, что у

учащихся с задержкой психического развития, при изучении предмета

возникают серьезные сложности, связанные с тем, что объем знаний

минимален,

приемы

общеурочной

деятельности

не

сформированы,

ослаблены память и внимание, мыслительные процессы протекают медленно.

Содержание учебного материала, требования к результатам обучения, как

правило, вызывают у детей с ОВЗ большие трудности. Это не позволяет им

активно включаться в учебный процесс, а также формируют у них

негативное отношение к учебе. Поэтому мы должны построить свою работу

так, чтобы обучение для такой категории школьников было интересным и

понятным, и вызывало у них познавательный интерес, желание и привычку

думать, стремление узнать что-то новое. И, конечно, для решения всех целей

и

задач,

которые

мы

ставим

перед

собой,

актуальным

становится

использование в коррекционной работе игровых технологий.

«Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который

призваны изменить.» А. М. Горький.

В своей работе мы стали использовать игровую технологию обучения, как

достаточно интересный и эффективный метод в организации учебной

деятельности учащихся. Данный метод может использоваться на любой

ступени обучения с определенной адаптацией для каждого определенного

возраста. Использование этого метода способствует созданию благоприятной

психологической атмосферы. Использование игры помогает сделать урок

более интересным и увлекательным. Игра развивает умственную и волевую

активность, являясь сложным и одновременно увлекательным занятием. Она

требует огромной концентрации внимания, тренирует память, развивает речь.

Игровые упражнения увлекают даже самых пассивных учеников, что

положительно сказывается на их успеваемости.

Такое

понятие,

как

«игровые

педагогические

технологии»

включает достаточно обширную группу методов и приемов организации

педагогического процесса. Процесс обучения развивается на языке действий,

учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с

другом. Игровое обучение ненавязчиво. Ученики повторяют в играх то, к

чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что

доступно их пониманию.

Планируем свою работу таким образом, чтобы повышалась познавательная

мотивация детей, ребёнок учился планировать, контролировать и оценивать

учебные действия, мог работать в классе, вести диалог со взрослыми и

другими детьми, уметь отстаивать свое мнение. Содержание работы

направлено на обеспечение коррекции недостатков в развитии детей с

ограниченными возможностями здоровья.

Есть некоторые правила использования игры:

Важно соблюдать соответствующий темп и ритм ведения игры. Во время

игры

учитель

должен

проявлять

максимум

внимания,

такта,

доброжелательности

к

учащимся,

чтобы

неуместным

замечанием

не

повлиять на активность и инициативу детей. Нельзя во время игры делать

дисциплинарные замечания. В игре школьники должны чувствовать себя

свободно, непринужденно, испытывать удовлетворение от сознания своей

самостоятельности.

Поэтому

любая

игра

должна

приносить

детям

удовольствие и радость.

В коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушение речи,

широко используются дидактические игры. По каждому направлению работы

подобраны игры для решения узкой коррекционной задачи.

Например, игры на авторизацию звука в слогах.

«Бусы» Нанизывая бусы на веревочку, ребенок проговаривает слог.

«Телеграмма» Дети, взявшись за руки, образуют круг. Педагог,

поворачиваясь к ребенку, называет звук, слог или пару слогов. Ребенок

должен повторить этот слог, повернувшись к товарищу. Телеграмма

проходит по кругу, возвращаясь к педагогу. Если кто-то из детей

неправильно повторит звуковой ряд, значит телеграмма не дошла до адреса,

и игра начинается заново. Упражнение используется не только для развития

фонематического восприятия. Например, по кругу передаются слоги ко-го,

ша-са.

«Собери цветочек» Дети собирают цветочек, выбирая лепестки на заданный

звук. После того как собрали цветок, педагог предлагает ребенку закрыть

глаза и переворачивает несколько лепестков лицевой стороной вниз. Открыв

глаза, ребенок должен вспомнить и назвать, какие картинки были на

перевернутых лепестках.

Дидактические игры с математическим содержанием направлены на решение

задач

по

накоплению

и

активации

словаря,

отработки

лексико-

грамматических категорий, коррекции звукопроизношения, развитие чувства

ритма

и

выразительности

речи,

совершенствования

фонематического

восприятия и навыков звукового анализа и синтеза, устранения недостатков

слоговой структуры речи, обучению связной речи, развитие психических

процессов.

Дидактическая игра: Сосчитай посуду

(Закрепление счета от одного до пяти)

Одна ложка, две ложки, три ложки, четыре ложки, пять ложек

Дидактическая игра: Веселый счет

(Закрепление употребления слов: один – одна – одно, два – две)

одно – яблоко – два яблока

один лимон – два лимона

одна слива – две сливы

Дидактическая игра: Скажи правильно

Было две белки – стало пять белок

было пять белок – осталось две белки

По всем лексическим темам в играх, решаю задачи по накоплению и

активизации словаря, словоизменению существительных и прилагательных,

закреплению надежных конструкций.

Игра в лото: Два и пять

Детям раздают карточки лото с изображением двух и пяти предметов.

Педагог называет предмет. Дети находят на карточке изображения предмета

и определяют количество, называют словосочетания числительного с

существительным и закрывают картинку фишкой.

Выигрывает тот, кто правильно назвал количество предметов и раньше

других закрыл все карточки.

Дидактическая игра: Посчитай

(Закрепление счета в пределах пяти, словоизменение существительных и

прилагательных)

Одна котлета, две котлеты, три котлеты, четыре котлеты, пять котлет

Одна жареная котлета, две жареные котлеты, три жареные котлеты, четыре

жареные котлеты, пять жареных котлет

Формирование словоизменения закрепляется сначала в словосочетаниях,

затем в предложениях, далее – в связной речи.

Дидактические игры – универсальное средство формирования интереса к

окружающему

миру.

Они

неизменно

вызывают

интерес,

развивают

внимание, воображение, память. Игровой материал поможет вызвать у детей

интерес

к

природе.

Играя

дети

усваивают

необходимые

знания

и

впечатления, при этом возникает желание узнать больше, наблюдать.

Приведу несколько примеров:

Дидактическая игра «Природа и человек»

Учитель предлагает детям четыре предметных картинки, на которых

изображены времена года и дает детям задание – подобрать к ним карточки с

нарисованными сезонными изменениями. Всем играющим раздают по

четыре квадрата разного цвета, каждый цвет обозначает определенное время

года, например –желтый- осень, белый-зима, зеленый – весна, лето –

красный. Или учитель показывает картинку осени, а дети выбирают карточки

с изображением листопада, дождя, отлета птиц.

Дидактическая

игра

«ПОМОГИ

БУРАТИНО

РАЗОБРАТЬ

ЛЕСНЫЕ

НАХОДКИ»

Эта игра напомнит детям внешний вид некоторых даров леса. Научит детей

выражать свои знания словами. Развивать способность к анализу, сравнению,

обобщению,

умозаключениям.

Сформирует

осознанное

отношение

к

правилам поведения в природе.

Учитель рассказывает, что Буратино принес из леса много разных предметов

природы и не знает, во что положить их, давайте поможем Буратино

разобраться. Ребенок рассматривает карточку, называет изображение и

рассказывает, куда и почему он поместит этот предмет. За каждое правильно

выполненное задание ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого

фишек больше.

Дидактические игры на развитие тактильной чувствительности.

«Чудесный мешочек» - в непрозрачный мешочек кладут предметы разной

формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела,

пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не

заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

«Определи на ощупь» - в мешочке находятся парные предметы,

различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки

широкая и узкая и т.д.). Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его

признаки: длинный - короткий, толстый - тонкий, большой - маленький,

узкий - широкий и т.д.

«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет». - ребенку предлагают на

ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный

стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка,

пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.

Доказано, что в игре интенсивно развивается психика, с максимальной

эффективностью работает память, мышление, восприятие. Ребёнок проявляет

больше произвольности, он больше запоминает, лучше выполняет задание. В

условиях игры обогащается запас знаний ребёнка о мире.

В игре все равны. Она посильна практически каждому ученику, даже тому,

который не имеет достаточно прочных знаний по предмету.

Я пришла к выводу, что в основе планирования любого занятия должны быть

использованы наиболее эффективные средства включения детей с особыми

образовательными потребностями в процессе творчества на уроке. Учить,

играя, - оспаривать эту заповедь не станет никто. Мои ученики с большим

желанием выполняют предложенные мной задания. Игра ставит их в условия

поиска, пробуждает интерес к победе, и как следствие стремление быть

быстрым, собранным, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила

игры. Именно интерес двигает поиском, догадкой.

Список используемой литературы:

1. Селигман М. Обычные семьи, особые дети. - М.: Теревинф, 2009.

2. Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать

проблему, помочь приобрести равновесие. - М.: Теревинф, 2010.

3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М., 1987.

4. Баев И.М. Играем на уроках русского языка. - М., 1989.

5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. - М., 1988.

6. Газман О.С. и др. В школу - с игрой. - М., 1991.

7. Игры - обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В.Петрусинского. - М.,

1994.

8. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 1990.

9. Минкин Е.М. От игры к знаниям. - М., 1983.



В раздел образования