Автор: Смирнова Ольга Юрьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ МО г.Краснодар "Детский сад № 13".
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: Формирование информационной компетентности современного педагога
Тема: "ИКТ технологии в работе воспитателя ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Современный
этап
развития
человеческого
общества
характеризуется
возросшим
значением
информационных
и
коммуникационных технологий, увеличением объемов информации, появлением
высоких технологий, что является определяющим фактором развития экономики,
политики,
науки,
образования.
В
нормативных
документах
РФ
в
области
образования задачам информатизации уделяется большое значение.
Освоение
педагогами
новой
техники
—
это
не
только
знакомство
с
новыми
информационными технологиями (ИТ), но и умение грамотно их использовать в
своей профессиональной деятельности. В настоящее время существуют различные
трактовки
термина
“профессиональная
компетентность”.
Одна
из
них
-
«профессиональная
компетентность"
-
способность
педагога
к
эффективному
осуществлению
своей
профессиональной
деятельности.
Профессиональная
компетентность – понятие многогранное. В частности, А.С. Белкин определяет
порядка 70 компетентностей педагога. Одной из основных компетентностей на
современном
уровне
развития
образования
является информационная
компетентность (ИК).
Следует
отметить,
что
в
современном
толковании
термина
«информационная
компетентность»
чаще
всего
подразумевает
использование
компьютерных
информационных технологий, а более точное определение следует трактовать как
«компьютерная информационная компетентность».
Основными элементами процесса формирования ИК являются:
умение
применять
информационные
технологии
для
демонстрации
печатных и графических документов;
умение
использовать
информационные
технологии
для
демонстрации
аудио- и видеоматериалов на уроке;
умение создавать презентации;
Формирование
Формирование
информационной
информационной
компетентности
компетентности
современного педагога
современного педагога
умение
систематизировать
и
обрабатывать
данные
с
помощью
таблиц,
технологических карт;
умение
строить
сравнительные
таблицы
и
выявлять
закономерности
с
помощью компьютера;
умение
применять
информационные
технологии
для
моделирования
процессов и объектов, выполнения чертежей и эскизов;
умение использовать компьютерное тестирование;
умение использовать сеть Интернет для решения педагогических вопросов,
сбора
информации,
участия
в
телеконференциях,
доступа
к
научным,
педагогическим, методическим данным.
ИК
-
одна
из
основных
компетентностей
современного
педагога,
имеющая
объективную
и
субъективную
стороны.
Объективная
сторона
выражается
в
требованиях, которые общество предъявляет к профессиональной деятельности
педагога. Субъективная сторона ИК определяется индивидуальностью учителя, его
п р о ф е с с и о н а л ь н о й
д е я т ел ь н о с т ь ю ,
о с о б е н н о с т я м и
м о т и в а ц и и
в
совершенствовании и развитии педагогического мастерства.
Формирование ИК педагога предполагает:
- освоение ими знаний и умений из области информатики и информационно-
коммуникационных технологий;
- развитие коммуникативных способностей учителя;
-
умение
ориентироваться
в
информационном
пространстве,
анализировать
информацию, осуществлять рефлексию своей деятельности и ее результатов.
В составе ИК педагога можно выделить четыре составляющие:
· мотивационную
-
наличие
мотива
достижения
цели,
готовность
и
интерес
к
работе, постановка и осознание целей информационной деятельности;
· когнитивную
-
наличие
знаний,
умений
и
способности
применять
их
в
профессиональной
деятельности,
анализировать,
классифицировать
и
систематизировать программные средства;
· операционно-деятельностную - демонстрирует эффективность и продуктивность
информационной
деятельности,
применение
информационных
технологий
на
практике;
· рефлексивную
-
обеспечивает
готовность
к
поиску
решения
возникающих
проблем,
их
творческому
преобразованию
на
основе
анализа
своей
профессиональной деятельности.
Ф о р м и р о в а н и е
И К
п ед а го г а
я вл я е тс я
в а ж н о й
с о с т а вл я ю ще й
е г о
профессионализма.
Системное,
целостное
представление
об
информационной
компетентности,
выделение
ее
структуры,
обоснование
критериев,
функций
и
уровней
ее
сформированности,
позволяет
целенаправленно
и
эффективно
организовать учебный процесс в рамках образовательной деятельности, повысить
уровень
предметно-специальных
знаний,
принимать
эффективные
решения
в
учебной работе, целенаправленно и системно развивать ученика.