Автор: Захарова Ольга Викторовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ пгт. Тымовское"
Населённый пункт: пгт. Тымовское Сахалинской области
Наименование материала: методическая разработка мастер-класса
Тема: Четырехголосный ансамбль. Работа над строем.
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
Дополнительного образования
«Детская школа искусств пгт. Тымовское»
Методическая разработка мастер-класса на тему:
«Четырехголосный ансамбль. Работа над строем»
Захаровой Ольги Викторовны, преподавателя
МБУ ДО «ДШИ пгт. Тымовское»
пгт. Тымовское
2022г.
Методическая разработка и проведение мастер-класса на тему:
«Четырехголосный ансамбль. Работа над строем»
Пояснительная записка
Обучение вокалу в школах искусств обеспечивает личностное, регулятивное,
познавательное,
коммуникативное
формирование
универсальных
учебных
действий у учащихся. Обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются
ценностные
ориентации,
умение
решать
художественно-творческие
задачи;
воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и
ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально-значимой
деятельности, в художественных проектах, культурных событиях школы, района,
региона.
Наилучшим образом это умение развивается на занятиях по вокалу, где
начинающий вокалист посредством кропотливой практической работы овладевает
не только специальными приёмами правильного певческого дыхания, вокально-
интонационными и артикуляционными навыками, но также решает важнейшие
исполнительские
задачи,
связанные
с
выразительным
и
эмоциональным
раскрытием
образного
содержания
произведений,
с
пониманием
стилевых
особенностей вокального творчества композиторов разных эпох.
Данный мастер–класс знакомит участников
- преподавателей ДШИ с
важнейшими
методами
и
приёмами
постановки
дыхания;
вокальными
упражнениями, распевками, которые не только разогревают мышцы и голосовой
аппарат, но могут и решать различные вокальные задачи. Навыки, наработанные на
вокальных
упражнениях,
затем
используются
в
исполнении
и
создании
музыкального образа в произведениях.
Цель: знакомство преподавателей ДШИ и руководителей вокальных клубных
формирований МБУК «Тымовская централизованная клубная система» с основами
вокального искусства и, в частности, с работой по четырехголосию.
Задачи:
Обеспечить формирование знания об особенностях работы голосового
аппарата;
научить присутствующих бережно относиться к своему голосу и голосу
обучающихся;
познакомить
присутствующих
с
формами
работы,
которые
можно
использовать в профессиональной деятельности;
повышение уровня самооценки, стремление к самоусовершенствованию и
творческой самореализации воспитанников;
работа над песней и ее исполнение.
Структура урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний учащихся.
III. Основная часть:
1. Разделение на голоса (вокальные партии).
2. Распевание в унисон, на 2, 3, 4 голоса.
3. Слушание песни.
4. Работа над новым материалом.
Исполнение с листа каждой партии.
Двухголосное исполнение мужских партий.
Двухголосное исполнение женских партий.
Исполнение песни на 4 голоса.
IV. Итог урока. Рефлексия урока.
Методы и приемы:
словесно-индуктивный (беседа);
наглядно-дедуктивный
(сравнение,
анализ
услышанного
музыкального
произведения);
частично-поисковый (импровизация, ассоциативный поиск);
наглядно-слуховой;
метод побуждения к сопереживанию (эмоциональное воздействие);
создание эффекта удивления и ситуации успеха.
Музыкальный материал:
Казачья народная песня «Любо мне, когда Дон разливается»
Прогнозируемый результат мастер – класса:
Участники мастер- класса получат знания о формировании универсальных
навыков на занятиях вокала.
Педагоги будут использовать приобретенные знания и приемы в своей
практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными
на мастер – классе.
Руководители клубных объединений, нарабатывая и используя опыт, смогут
вводить в свою практику многоголосные вокальные произведения.
Оборудование:
- музыкальный инструмент - цифровое пианино;
- музыкальная аппаратура: ПК, колонки, студийные микрофоны, микшерский
пульт;
- методический материал по теме занятия.
Новизна мастер – класса в том, что в нем представлены современные формы
работы
по
вокалу
с
данной
аудиторией:
педагоги
ДШИ
совместно
с
руководителями вокальных объединений района.
Продолжительность проведения урока – 40 мин.
Ход урока
«Педагоги не могут успешно кого-нибудь учить,
если в это время не учатся сами»
Учёный̆, мыслитель, миротворец Али Апшерон
- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Этот мастер-класс будет о певческом
дыхании, о постановке голоса и создании музыкального образа в песне. Общаясь
друг с другом в повседневной жизни, мы не задумываемся во время разговора, как
мы дышим, сколько мы вдыхаем воздуха, сколько выдыхаем. Певческое дыхание
отличается от разговорного тем, что это более активная работа дыхательных
мышц. Певческое дыхание является основой вокальной техники, и от него зависит
сила, красота и продолжительность звука. Для того, чтобы избавиться от
различных дефектов в голосовом аппарате, нужно соблюдать правильную
певческую установку, так как она создаёт благоприятные условия для правильных,
естественных движений как в дыхательных органах, так и в голосовом аппарате.
Часто ребёнок поднимает плечи и напрягает шею при вдохе, потому что он не
умеет приготовиться к пению. Эти лишние движения мешают спокойной работе
дыхания, которое должно происходить незаметно. Когда ребёнок выпрямляет свой
корпус (прямая спина, слегка отведённые назад плечи, свободная шея), его грудная
клетка уже принимает положение вдоха, и сам вдох делается незаметно, бесшумно,
без напряжения.
Работа над постановкой голоса очень долгая и планомерная. Ошибочно
считать, что теоретически, зная все вокальные правила, можно моментально
научиться петь. Нет такой волшебной таблетки, которую выпил - и сразу научился
красиво петь.
Занятия должны проходить систематически, под руководством педагога,
чтобы не причинить физический вред здоровью.
После работы с дыханием начинается работа над:
-звукообразованием (отдельно с каждым гласным звуком);
-дикцией (скороговорки, подражательные звуки);
-пением на посыл, подачей звука, атакой звука;
-звуковедением (легато, стаккато);
-интонацией (звуковысотность);
-созданием образа;
-работой с микрофонами.
А теперь улыбнитесь! Приятно видеть вас и знать, что через небольшой
промежуток времени мы сможем исполнить красивую народную песню нашим
составом на 4 голоса. Улыбнитесь, начинаем!
1. Распределение по голосам, распевание в унисон, на 2, 3, 4 голоса.
2. Слушание песни.
3. Работа над новым материалом:
Исполнение с листа отдельными партиями в размере двух музыкальных
периодов: сопрано, альт, тенор, баритон.
Двухголосное исполнение мужских партий.
Двухголосное исполнение женских партий.
Исполнение песни на 4 голоса.
Эмоциональная составляющая исполняемой песни.
Исполнение с использованием микрофонов.
IV. Итог урока:
Коллеги, вы молодцы! Очень хорошо поете.
Рефлексия урока.
- Узнали ли вы что-то новое на уроке?
- Что вам больше всего понравилось?
- Что было наиболее трудным?
- Давайте исполним нашу песню на бис.
Список литературы:
1.
Абдулов И.А. Руководство по постановке певческого и разговорного голоса.
– Липецк, 1996.
2.
Ахмедова Н. 100 уроков для вокала. Дневник преподавателя. Часть 1-я. –
Баку, 2015.
3.
Егоров А.М. Гигиена голоса и его физиологические основы. – М.: Музыка,
1972.
4.
Зданович А.П. Некоторые вопросы вокальной методики. М.: Музыка,1965.
5.
Кох И. Основы сценического движения. – Л.: Искусство, 1970.
6.
Леонарди Е. Дикция и орфоэпия. – М.: Просвещение, 1967.
7.
Луканин В.М. Обучение и воспитание молодого певца. Л.: Музыка, 1977.
8.
Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению: Учебное пособие для
студентов пед. институтов. М.: Просвещение, 1987.