Напоминание

Обобщение опыта работы по развитию творческих способностей воспитанников на занятиях модульным оригами


Автор: Кальницкая Инна Алексанровна
Должность: Инструктор по труду
Учебное заведение: ГКУСО "Невинномысский СРЦН "Гавань"
Населённый пункт: город Невинномысск
Наименование материала: Обобщение опыта работы
Тема: Обобщение опыта работы по развитию творческих способностей воспитанников на занятиях модульным оригами
Раздел: дополнительное образование





Назад




Государственное казённое учреждение социального обслуживания

«Невинномысский реабилитационный центр для несовершеннолетних

«Гавань»

Конспект для выступления на МО

по теме:

Обобщение опыта работы

по развитию творческих способностей воспитанников

на занятиях модульным оригами

Инструктор по труду

отделения социальной реабилитации

Кальницкая И. А

Развитие творческих способностей воспитанников является одной из приоритетных

задач моей педагогической деятельности. Для её успешного решения мною была

составлена программа «Ступеньки творчества», главной целью которой стало

воспитание творческой, социально - активной личности, проявляющей интерес к

художественному

творчеству

и

желание

трудиться.

Актуальность

решаемых

образовательных, развивающих и воспитательных задач в рамках данной программы

со временем не снизилась, а вышла на новый уровень и приобрела

особую

значимость. Жизненные условия современных подростков предъявляют им свои

требования:

-быть

мыслящим,

инициативным,

самостоятельным,

вырабатывать

новые

оригинальные решения;

-быть ориентированным на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает человека с развитыми творческими

способностями. В связи с этим особое значение приобретает творчество, и развитие

творческих способностей детей является своеобразным гарантом социализации

личности ребёнка в обществе.

Среди

многообразия

видов

творческой

деятельности,

используемых

мной

в

реабилитационной работе, конструирование из бумаги заняло одно из ведущих мест.

В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй,

наиболее

ярко

творческое

воображение

и

мышление.

Одним

из

видов

конструирования из бумаги является оригами.

А самым востребованным у

воспитанников, посещающих занятия в мастерской, стало модульное оригами. Идея

включения

этой техники

в художественно-творческую деятельность

была

продиктована её эффективностью в развитии различных навыков и способностей.

Так, например, оригами:

• развивает у детей способность работать руками под контролем сознания,

совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит

развитие глазомера;

• способствует концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на процессе

изготовления, чтобы получить желаемый результат;

• стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен

запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;

• активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка

возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесным (объяснение

приемов складывания, способов сборки) и перевод их значения в самостоятельные

действия (самостоятельное выполнение работы);

• совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда;

• имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления, творческого

воображения, художественного вкуса.

С точки зрения психологии занятия оригами несут эмоциональную разгрузку, что

крайне важно для наших ребят. Кроме того эти занятия развивают коммуникативные

навыки.

Модульное оригами (складывание фигур из треугольников), и особенно

создание тематических композиций, требует участия нескольких человек, коллектива.

Каждый из участников складывания

выполняет один или несколько элементов

будущей поделки. При этом его треугольники должны быть такими же аккуратными,

как и те, которые выполнены другими членами группы. Если один из участников

группы не смог найти общего языка с другими, договориться с партнерами, поделка

выполнена быть не может. Маленькая проблема поиска общего языка в группе

сказывается на следующих уровнях общения в группе. Таким образом, складывание

оригинальной поделки-игрушки становится обычной психологической задачей, для

решения которой ребята выбирают лидера, распределяют роли, договариваются об

условиях участия в работе, взаимодействия или правилах. Ведь кому-то в этой группе

придется выступить в роли художника, подбирая цвета для выполнения модели, кто-то

станет руководить сборкой элементов. Таким образом, занятия оригами позволяют

удовлетворить потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в

желании реализовать свои лидерские и организаторские способности.

Занятия оригами не требует специально оборудованного рабочего места, поэтому

ребята часто складывают модули во время прогулки, в вечернее и свободное от

занятий в школе время.

Оригами воздействует и на эмоциональное состояние

воспитанников. Это особенно важно для тех ребят у кого были проблемы общения,

кто был застенчив или наоборот излишне агрессивен. Для поддержания уверенности в

себе сложность предлагаемых ребятам заданий должна соответствовать их возрасту

и уровню подготовленности.

Цель данных заданий не должна сводиться к усвоению

отдельных трудовых умений (клеить, вырезать), а подразумевает формирование у

ребенка позиции: «Я хочу это сделать. Я сам. Я уже делал что-то похожее, не надо мне

помогать, я попробую догадаться». Для этого нужно учить детей ориентироваться в

любой работе, превратить трудовую деятельность в средство познания окружающего

мира, где воспитанник будет не созерцателем, а преобразователем. Главной задачей

педагога должна стать забота о развивающем характере обучения. Методическое

решение этой задачи состоит в том, что нужно меньше объяснять самим, а больше

вовлекать в обсуждение детей.

Практика показала, что успешное развитие творческих

способностей происходит при соблюдении следующих условий:

1.На занятиях используется последовательное усложнение заданий в зависимости от

способностей каждого ребёнка,

2. На занятиях происходит поэтапное усложнение выполнения техники оригами,

3. На этапе педагогического воздействия, дети учатся принимать задачу на

запоминание, работать по образцу, читать схемы.

Для создания условий для самовыражения воспитанников тематика занятий должна

строиться с учетом их интересов.

В ходе освоения детьми нового материала учитывается темп развития специальных

умений и навыков, степень продвинутости по образовательному маршруту, уровень

самостоятельности, умение работать в коллективе. Необходимо индивидуализировать

сложные работы: более сильным ребятам будет интересна сложная конструкция,

менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и

развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка

от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

В ходе занятий модульным оригами у ребят формируются знания, умения и навыки,

имеющие практическую направленность. Например, ребята учатся самостоятельно

подбирать

бумагу

нужного

цвета,

правильно

пользоваться

чертежными

инструментами, ножницами, выполнять разметку листа бумаги, «читать» схему,

анализировать образец, анализировать свою работу. Приобретают следующие навыки:

-разметки листа бумаги;

-складывания базового модуля;

- резания.

Искусство оригами - не просто развлечение. Оно развивает творческие и логические

способности, совершенствует трудовые умения ребят. Систематические занятия

оригами с воспитанниками школьного возраста развивают не только творческие

способности, но и являются одним из важных компонентов развития познавательных

интересов, следовательно, оказывают положительное влияние на успешное обучение

в школе.



В раздел образования