Напоминание

"Ткачихи-рукодельницы"


Автор: Филоненко Олеся Витальевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ №9
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: Конспект внеурочной деятельности по курсу "Истоки" для 2 класса
Тема: "Ткачихи-рукодельницы"
Раздел: начальное образование





Назад




УМК Истоки

Тема: Ткачихи-рукодельницы.

Основные категории: лен, женский труд, посиделки, прядение, ткачество, терпение.

Оборудование: экспонаты старинной русской одежды

рисунки из книги К.Д.Ушинского «Как рубашка в поле выросла»

вата для практической работы

рабочая тетрадь

гербарий «Лен»

карточки со словами и пословицами

Цели:

1.

помочь осмыслению детьми труда ткачихи-рукодельницы, которые содержат

аналоги

вечных

непреходящих

ценностей

(трудолюбие,

добросовестность,

терпение);

2.

развитие умения присоединяться к восприятию партнера и умение излагать

мысли

(через

общение

на

едином

аналоговом

уровне,

использование

социокультурных

ориентированных

текстов,

использование

тренингов

по

развитию восприятия и мышления)

Ход урока:

1.Присоединение к учащимся.

- Здравствуйте, дорогие ребята!

- Как замечательно, что мы снова вместе. На ваших лицах я вижу улыбки. Вы в

хорошем настроении, это чувствуется по вашим голосам. Значит, встреча будет полезной

и интересной.

- Сейчас мы с вами очутимся в сказке. А что это за сказка и кто её автор вы мне сами

скажете.

Просмотр фрагмента сказки А.С. Пушкина о царе Салтане.

- Догадались что это за сказка?

- Хотя это и сказка, но А.С.Пушкин поведал нам о занятиях вовсе не сказочных, а

настоящих.

- Что делали девицы?

- Что значит прясть?

- Пряли – значит вытягивали нить из клубка шерсти или распушенного льна. «Что

напряли, то и наткали». Наткать полотно – значит из льняных нитей изготовить ткань.

- Как вы думаете о чём пойдёт речь на уроке?

2. Слово учителя.

- Сегодня на уроке мы обратимся к труду, таланту и побудем на месте замечательных

тружениц ткачих-рукодельниц.

( Показ старинной рубахи)

- Почему говорят, что рубашка в поле выросла?

- Чтобы была рубашка, да и другая одежда нужно было вырастить в поле это растение.

Загадка.

Синий цветочек,

Мал-малышочек.

В землю малый вошел,

В синей шапке пришел.

(показ льна)

-Какие руки его вырастили?

- Чтобы узнать, как выросла рубашка в поле, мы посмотрим книгу К.Д.Ушинского. Она

так и называется «Как рубашка в поле выросла».

Рисунок № 1.

Вырос лен в поле. Летом расцвели на тонких стебельках голубые цветочки.

Рисунок №2.

К концу лета цветки опали, а лен потемнел. Пришла пора его убирать. Выдергали его с

корнем, навязали снопов и поставили в поле сохнуть

Рисунок № 3.

Собрали с подсохшего льна семена, а стебли положили в речку. Там он лежал две

недели.

Рисунок № 4.

Недели через две вынули лен из речки, просушили и стали мять доской.

Рисунок № 5.

Потом колотили трепалом во дворе.

Рисунок № 6.

Когда вытрепали, стали лен чесать железным гребнем. Он стал шелковистым и мягким.

-Вы внимательно смотрели и слушали, скажите, кто выполнял всю эту работу?

-Можно ли сказать, что труд этот легкий?

Рассказ учителя в сопровождении музыкального фрагмента

- Крохотное блестящее зёрнышко льна (показ семян льна) упало в добротную землю.

Через две недели покрылась борозда с зерном нежной зелёной травкой. А через несколько

недель засинели голубые цветочки льна. Переговариваются друг с другом,

перешептываются.

Прошло время. Опали голубыми глазки льна, а на их месте показались нежно-зелёные

головки, стали бурыми, но по-прежнему весело пересмеиваются друг другом. Время

подошло, и повыдергали шумный ленок, навязали жёлтых снопиков. Стоят в поле

тяжёлые льняные снопики, ждут, когда зашумит ветерок, приласкает их и просушит.

Лёгкий готовый ленок потрепали, расчесали жёстким гребешком, и сделался он мягким.

Шелковистым.

И вот уже слышно, как в избе поёт пряха, вытягивая длинную, как зимняя ночь, нить.

Занесли в избу большой ткацкий станок, который превратил ниточку в холст.

Поморозили, побелили его, а заботливая мама села шить к Рождеству деткам белые, как

снег, рубашки.

- Теперь понятно, как рубашка в поле выросла?

- Как думаете, это легко?

- Хотите попробовать?

- Практическая работа (кусочки ваты, смоченные водой; пробуют вытянуть ниточку,

скручивая её пальчиками).

3.

Тренинг «Какой должна быть пряха» (работа в паре, диалог между

учащимися).

Докажите.

Карточки.

1.Трудолюбивая.

2.Ленивая.

3. Добросовестная.

4. Аккуратная.

5. Терпеливая.

6. Неряшливая.

- Обсуждение качества характера, которыми должна обладать пряха.

Физминутка.

Игра-хоровод:

Уж я сеяла, я сеяла ленок

Уж я сеяв приговаривала.

Ты удайся, удайся ленок.

Ты удайся мой беленький ленок.

Я полола, полола ленок,

Я половши приговаривала.

Ты удайся, удайся ленок.

Ты удайся мой беленький ленок.

Уж я дергала, я дергала ленок,

Уж я дергав приговаривала.

Ты удайся, удайся ленок.

Ты удайся мой беленький ленок.

Уж я мяла , я мяла ленок.

Уж я мевши приговаривала.

Ты удайся, удайся ленок.

Ты удайся мой беленький ленок.

Я препала, препала ленок,

Я трепавши приговаривала.

Ты удайся, удайся ленок.

Ты удайся мой беленький ленок.

Я чесала, чесала ленок,

Я чесавши приговаривала.

Ты удайся, удайся ленок.

Ты удайся мой беленький ленок.

4.

Активное занятие в тетради. Тренинг развивающий «Как рубашка в поле

выросла».

- Внимательно прочитайте предложения. Проследите путь льна от зёрнышка до

рубашки. (Поставьте в правильном порядке предложения, т.е. определите какое

первое, второе и т.д.)

Выдернули лён с корнем

Посеяли льняное семя

Вымочили, высушили лён

Сшили рубашки

Напряли нитки

Потрепали лён

Наткали холст

(работа по карточкам)

- Придите к согласию в четвёрке. Ваше решение должно быть единым. Внимательно

выслушайте лидера группы. Занесите решение группы в таблицу.

Задание. Проследите путь льна от зёрнышка до рубашки, расставив предложения

последовательно.

Индивидуальная работа. Работа в четвёрке (дети впервые пытаются договориться ,

работая в такой группе). Учитель наблюдает за процессом общения в группах, при

необходимости включаясь в беседу, направляя и помогая лидеру и группе прийти к

единому решению. При ответах групп классу даётся установка на внимание к

выступающим.

Экспертная оценка. Учитель подводит итог, даёт экспертную оценку, благодарит за

общение, отмечает положительные моменты.

Рефлексия.

- Понравилось ли общаться в четвёрках?

- В чём заключается роль лидера? Лидеры оценивают работу группы.

5.

Подведение итогов. Рефлексия.

Ресурсный круг.

- Возьмите свои коврики и встаньте в круг.

- Представим себе крестьянскую избу. Мы пришли на посиделки. Расскажите, что вы

видите? Что слышите? Что чувствуете?

- Подробнее о труде, мастерстве ткачих-рукодельниц мы будем говорить на следующем

уроке

- Может быть из вас тоже кто-то прославится, оставит добрую память в необычной

одежде, продолжит древнюю традицию рукоделия. А для этого вам необходимы те

качества, которые ценили прадеды и ценим мы в труде земном: трудолюбие, честность,

слабость, взаимопомощь, лень, сила, ловкость, добросовестность, равнодушие, терпение,

доброта.

- Мне было очень приятно общаться с вами и хотелось бы, что бы у каждого из вас

волшебный сундучок знаний стал чуть-чуть богаче, а сердце – а сердце теплее и добрее.

Приложение 1

К.Д. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»

I

Видела Таня, как отец её горстями разбрасывал по полю маленькие блестящие зёрна,

и спрашивает:

- Что ты, тятя, делаешь?

- А вот сею ленок, дочка; вырастет рубашка тебе и Васютке.

Задумалась Таня: никогда она не видела, чтобы рубашки в поле росли.

Недели через две покрылась полоска зелёной шелковистой травкой и подумала Таня:

«Хорошо, если бы у меня была такая рубашечка».

Раза два мать и сёстры Тани приходили полоску полоть и всякий раз говорили

девочке:

- Славная у тебя рубашечка будет!

Прошло ещё несколько недель: травка на полоске поднялась, и на ней показались

голубые цветочки.

«У братца Васи такие глазки, - подумала Таня, - но рубашечек таких я ни на ком не

видала».

Когда цветочки опали, то на место их показались зелёные головки. Когда головки

забурели и подсохли, мать и сёстры Тани повыдергали весь лён с корнем, навязали

снопиков и поставили их на поле просохнуть.

II

Когда лён просох, то стали у него головки отрезывать, а потом потопили в речке

безголовые пучки и ещё камнем сверху завалили, чтобы не всплыл.

Печально смотрела Таня, как её рубашечку топят; а сёстры тут ей опять сказали:

- Славная у тебя, Таня, рубашечка будет.

Недели через две вынули лён из речки, просушили и стали колотить, сначала доской

на гумне, потом трепалом на дворе, так что от бедного льна летела кострика во все

стороны. Вытрепавши, стали лён чесать железным гребнем, пока не сделался мягким и

шелковистым.

- Славная у тебя рубашка будет, - опять сказали Тане сёстры. Но Таня подумала:

«Где же тут рубашка? Это похоже на волоски Васи, а не на рубашку».

III

Настали длинные зимние вечера. Сёстры Тани надели лён на гребни и стали из него

нитки прясть.

«Это нитки, - думает Таня, - а где же рубашечка?»

Прошли зима, весна и лето, настала осень. Отец установил в избе кросна, натянул на

них основу и начал ткать. Забегал проворно челнок между нитками, и тут уж Таня сама

увидала, что из ниток выходит холст.

Когда холст был готов, стали его на морозе морозить, по снегу расстилать, а весной

расстилали его по траве, на солнышке, и взбрызгивали водой. Сделался холст из серого

белым, как кипень.

Настала опять зима. Накроила из холста мать рубашек; принялись сёстры рубашки

шить и к рождеству надели на Таню и Васю новые белые как снег рубашечки.

прялка

ткацкий станок

крестьянская одежда

уборка льна

лён



В раздел образования