Автор: Филоненко Олеся Витальевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ №9
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: Конспект внеурочной деятельности по курсу "Истоки" для 2 класса
Тема: "Ткачихи-рукодельницы"
Раздел: начальное образование
УМК Истоки
Тема: Ткачихи-рукодельницы.
Основные категории: лен, женский труд, посиделки, прядение, ткачество, терпение.
Оборудование: экспонаты старинной русской одежды
рисунки из книги К.Д.Ушинского «Как рубашка в поле выросла»
вата для практической работы
рабочая тетрадь
гербарий «Лен»
карточки со словами и пословицами
Цели:
1.
помочь осмыслению детьми труда ткачихи-рукодельницы, которые содержат
аналоги
вечных
непреходящих
ценностей
(трудолюбие,
добросовестность,
терпение);
2.
развитие умения присоединяться к восприятию партнера и умение излагать
мысли
(через
общение
на
едином
аналоговом
уровне,
использование
социокультурных
ориентированных
текстов,
использование
тренингов
по
развитию восприятия и мышления)
Ход урока:
1.Присоединение к учащимся.
- Здравствуйте, дорогие ребята!
- Как замечательно, что мы снова вместе. На ваших лицах я вижу улыбки. Вы в
хорошем настроении, это чувствуется по вашим голосам. Значит, встреча будет полезной
и интересной.
- Сейчас мы с вами очутимся в сказке. А что это за сказка и кто её автор вы мне сами
скажете.
Просмотр фрагмента сказки А.С. Пушкина о царе Салтане.
- Догадались что это за сказка?
- Хотя это и сказка, но А.С.Пушкин поведал нам о занятиях вовсе не сказочных, а
настоящих.
- Что делали девицы?
- Что значит прясть?
- Пряли – значит вытягивали нить из клубка шерсти или распушенного льна. «Что
напряли, то и наткали». Наткать полотно – значит из льняных нитей изготовить ткань.
- Как вы думаете о чём пойдёт речь на уроке?
2. Слово учителя.
- Сегодня на уроке мы обратимся к труду, таланту и побудем на месте замечательных
тружениц ткачих-рукодельниц.
( Показ старинной рубахи)
- Почему говорят, что рубашка в поле выросла?
- Чтобы была рубашка, да и другая одежда нужно было вырастить в поле это растение.
Загадка.
Синий цветочек,
Мал-малышочек.
В землю малый вошел,
В синей шапке пришел.
(показ льна)
-Какие руки его вырастили?
- Чтобы узнать, как выросла рубашка в поле, мы посмотрим книгу К.Д.Ушинского. Она
так и называется «Как рубашка в поле выросла».
Рисунок № 1.
Вырос лен в поле. Летом расцвели на тонких стебельках голубые цветочки.
Рисунок №2.
К концу лета цветки опали, а лен потемнел. Пришла пора его убирать. Выдергали его с
корнем, навязали снопов и поставили в поле сохнуть
Рисунок № 3.
Собрали с подсохшего льна семена, а стебли положили в речку. Там он лежал две
недели.
Рисунок № 4.
Недели через две вынули лен из речки, просушили и стали мять доской.
Рисунок № 5.
Потом колотили трепалом во дворе.
Рисунок № 6.
Когда вытрепали, стали лен чесать железным гребнем. Он стал шелковистым и мягким.
-Вы внимательно смотрели и слушали, скажите, кто выполнял всю эту работу?
-Можно ли сказать, что труд этот легкий?
Рассказ учителя в сопровождении музыкального фрагмента
- Крохотное блестящее зёрнышко льна (показ семян льна) упало в добротную землю.
Через две недели покрылась борозда с зерном нежной зелёной травкой. А через несколько
недель засинели голубые цветочки льна. Переговариваются друг с другом,
перешептываются.
Прошло время. Опали голубыми глазки льна, а на их месте показались нежно-зелёные
головки, стали бурыми, но по-прежнему весело пересмеиваются друг другом. Время
подошло, и повыдергали шумный ленок, навязали жёлтых снопиков. Стоят в поле
тяжёлые льняные снопики, ждут, когда зашумит ветерок, приласкает их и просушит.
Лёгкий готовый ленок потрепали, расчесали жёстким гребешком, и сделался он мягким.
Шелковистым.
И вот уже слышно, как в избе поёт пряха, вытягивая длинную, как зимняя ночь, нить.
Занесли в избу большой ткацкий станок, который превратил ниточку в холст.
Поморозили, побелили его, а заботливая мама села шить к Рождеству деткам белые, как
снег, рубашки.
- Теперь понятно, как рубашка в поле выросла?
- Как думаете, это легко?
- Хотите попробовать?
- Практическая работа (кусочки ваты, смоченные водой; пробуют вытянуть ниточку,
скручивая её пальчиками).
3.
Тренинг «Какой должна быть пряха» (работа в паре, диалог между
учащимися).
Докажите.
Карточки.
1.Трудолюбивая.
2.Ленивая.
3. Добросовестная.
4. Аккуратная.
5. Терпеливая.
6. Неряшливая.
- Обсуждение качества характера, которыми должна обладать пряха.
Физминутка.
Игра-хоровод:
Уж я сеяла, я сеяла ленок
Уж я сеяв приговаривала.
Ты удайся, удайся ленок.
Ты удайся мой беленький ленок.
Я полола, полола ленок,
Я половши приговаривала.
Ты удайся, удайся ленок.
Ты удайся мой беленький ленок.
Уж я дергала, я дергала ленок,
Уж я дергав приговаривала.
Ты удайся, удайся ленок.
Ты удайся мой беленький ленок.
Уж я мяла , я мяла ленок.
Уж я мевши приговаривала.
Ты удайся, удайся ленок.
Ты удайся мой беленький ленок.
Я препала, препала ленок,
Я трепавши приговаривала.
Ты удайся, удайся ленок.
Ты удайся мой беленький ленок.
Я чесала, чесала ленок,
Я чесавши приговаривала.
Ты удайся, удайся ленок.
Ты удайся мой беленький ленок.
4.
Активное занятие в тетради. Тренинг развивающий «Как рубашка в поле
выросла».
- Внимательно прочитайте предложения. Проследите путь льна от зёрнышка до
рубашки. (Поставьте в правильном порядке предложения, т.е. определите какое
первое, второе и т.д.)
Выдернули лён с корнем
Посеяли льняное семя
Вымочили, высушили лён
Сшили рубашки
Напряли нитки
Потрепали лён
Наткали холст
(работа по карточкам)
- Придите к согласию в четвёрке. Ваше решение должно быть единым. Внимательно
выслушайте лидера группы. Занесите решение группы в таблицу.
Задание. Проследите путь льна от зёрнышка до рубашки, расставив предложения
последовательно.
Индивидуальная работа. Работа в четвёрке (дети впервые пытаются договориться ,
работая в такой группе). Учитель наблюдает за процессом общения в группах, при
необходимости включаясь в беседу, направляя и помогая лидеру и группе прийти к
единому решению. При ответах групп классу даётся установка на внимание к
выступающим.
Экспертная оценка. Учитель подводит итог, даёт экспертную оценку, благодарит за
общение, отмечает положительные моменты.
Рефлексия.
- Понравилось ли общаться в четвёрках?
- В чём заключается роль лидера? Лидеры оценивают работу группы.
5.
Подведение итогов. Рефлексия.
Ресурсный круг.
- Возьмите свои коврики и встаньте в круг.
- Представим себе крестьянскую избу. Мы пришли на посиделки. Расскажите, что вы
видите? Что слышите? Что чувствуете?
- Подробнее о труде, мастерстве ткачих-рукодельниц мы будем говорить на следующем
уроке
- Может быть из вас тоже кто-то прославится, оставит добрую память в необычной
одежде, продолжит древнюю традицию рукоделия. А для этого вам необходимы те
качества, которые ценили прадеды и ценим мы в труде земном: трудолюбие, честность,
слабость, взаимопомощь, лень, сила, ловкость, добросовестность, равнодушие, терпение,
доброта.
- Мне было очень приятно общаться с вами и хотелось бы, что бы у каждого из вас
волшебный сундучок знаний стал чуть-чуть богаче, а сердце – а сердце теплее и добрее.
Приложение 1
К.Д. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»
I
Видела Таня, как отец её горстями разбрасывал по полю маленькие блестящие зёрна,
и спрашивает:
- Что ты, тятя, делаешь?
- А вот сею ленок, дочка; вырастет рубашка тебе и Васютке.
Задумалась Таня: никогда она не видела, чтобы рубашки в поле росли.
Недели через две покрылась полоска зелёной шелковистой травкой и подумала Таня:
«Хорошо, если бы у меня была такая рубашечка».
Раза два мать и сёстры Тани приходили полоску полоть и всякий раз говорили
девочке:
- Славная у тебя рубашечка будет!
Прошло ещё несколько недель: травка на полоске поднялась, и на ней показались
голубые цветочки.
«У братца Васи такие глазки, - подумала Таня, - но рубашечек таких я ни на ком не
видала».
Когда цветочки опали, то на место их показались зелёные головки. Когда головки
забурели и подсохли, мать и сёстры Тани повыдергали весь лён с корнем, навязали
снопиков и поставили их на поле просохнуть.
II
Когда лён просох, то стали у него головки отрезывать, а потом потопили в речке
безголовые пучки и ещё камнем сверху завалили, чтобы не всплыл.
Печально смотрела Таня, как её рубашечку топят; а сёстры тут ей опять сказали:
- Славная у тебя, Таня, рубашечка будет.
Недели через две вынули лён из речки, просушили и стали колотить, сначала доской
на гумне, потом трепалом на дворе, так что от бедного льна летела кострика во все
стороны. Вытрепавши, стали лён чесать железным гребнем, пока не сделался мягким и
шелковистым.
- Славная у тебя рубашка будет, - опять сказали Тане сёстры. Но Таня подумала:
«Где же тут рубашка? Это похоже на волоски Васи, а не на рубашку».
III
Настали длинные зимние вечера. Сёстры Тани надели лён на гребни и стали из него
нитки прясть.
«Это нитки, - думает Таня, - а где же рубашечка?»
Прошли зима, весна и лето, настала осень. Отец установил в избе кросна, натянул на
них основу и начал ткать. Забегал проворно челнок между нитками, и тут уж Таня сама
увидала, что из ниток выходит холст.
Когда холст был готов, стали его на морозе морозить, по снегу расстилать, а весной
расстилали его по траве, на солнышке, и взбрызгивали водой. Сделался холст из серого
белым, как кипень.
Настала опять зима. Накроила из холста мать рубашек; принялись сёстры рубашки
шить и к рождеству надели на Таню и Васю новые белые как снег рубашечки.
прялка
ткацкий станок
крестьянская одежда
уборка льна
лён