Автор: Тарасова Валерия Сергеевна
Должность: магистр
Учебное заведение: Челябинский государственный университет
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: научная статья
Тема: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА
Раздел: полное образование
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА
Тарасова Валерия Сергеевна
студент, ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет»,
РФ, г.Челябинск
Аннотация: В статье рассматривается понятие «метод проектов», виды
учебных проектов, а также эффективность использования проектной
технологии в учебной деятельности.
Ключевые слова: метод проектов, теория проектного обучения, виды
учебных проектов, проект, учебный проект.
Метод проектов – это не просто деятельность, это труд, при котором
ученики получают и применяют полученные знания, умения и навыки с
целью определения и решения четко уставленных и вполне решаемых задач.
Философскую
основу
метода
проектов
составляют
идеи
прагматистской педагогики, что в переводе с латинского языка – «дело,
действие». Это педагогическое течение известно так же под названиями
«прогрессивизм» или («прогрессивное обучение»), «инструментализм» или
(«инструментальная теория»), «экспериментализм».
Известно, что понятие «прагматистской педагогики» зародилось в
конце XIX – начале XX веков в недрах идеологии прагматизма («истина»),
связанного с именами выдающихся философов Ч. Пирса и У. Джемса, и свое
конечное развитие приобрело в научных трудах Д. Дьюи и его сторонников –
У. Х. Килпатрика и Э. Коллинга.
Сам
же
проектный
метод
преподавания
зародился
в
сельскохозяйственных школах Соединенных Штатах в 1920-х годах и
изменил способ преподавания. Перемены представляли собой освобождение
от формального и высоко структурированного характера академического
обучения
в
США
в
то
время.
Основные
идеи
инициатора
этих
преобразований Д. Дьюи можно кратко представить в следующем виде:
– обучение с целью выживания;
– суть воспитания заключается в непрерывном переустройстве
расширяющегося индивидуального опыта ребенка;
– основной целью воспитания считается самореализация личности на
основе ее прагматических увлечений.
– в основу преподавания необходимо внедрить принцип «обучения в
ходе деятельности», так как этот принцип обеспечивает взаимосвязь
обучения с трудом, с самой жизнью и игрой.
Джон Дьюи изучал рефлексивный мыслительный процесс и его связь с
проектом. Он предположил, что «рефлексивное мышление предоставляет
ученикам
метод
формирования
способности
улучшить
свои
навыки
вдумчивого принятия решений и побуждает других повышать качество своих
решений и навыков».
Ученые У. Х. Килпатрик, Э. Коллингс и Э. Торндайк поддержали идею
Джона Дьюи и сконструировали собственную теорию проектного обучения.
В данной теории доминировала концепция обучения посредством системы
«целевых актов». Подобный подход был обоснован тем, что конкретно
понадобится
ученикам
во
взрослой
жизни.
К
примеру,
«обладать
способностью
использовать
приобретенные
знания
на
практике,
контактировать со сверстниками, свободно запоминать и фиксировать
полученные в школе знания». В 1918 году У. Х. Килпатрик установил, что
мотивация ученика – весьма существенный признак проектного метода. Он
выделил
четыре
ступени
в
обучении:
целеполагание,
планирование,
исполнение и оценка своих результатов.
В большинстве стран метод проектов получил широкое развитие. Так,
например, в Великобритании наряду с другими приемами преподавания
проектную деятельность использовали в начальных классах.
В России новый метод познания впервые рассмотрел выдающийся
русский философ Н. Ф. Федоров. Он считал, что «реализация идеи о
познании человеком мира возможна, если она согласуется с гипотезой,
проверяемой практикой и в этом смысле идея проективна».
С 1905 года по проблеме внедрения «Метода проектов» в систему
обучения
начали
работу
педагоги-исследователи
под
руководством
С. Т. Шацкого. Для успешной работы необходимым условием являлся
личный интерес обучающегося. Для реализации идеи надлежало брать из
реальной жизни, и она должна быть знакомой и важной для ребенка.
Центральное место в новой концепции занимала «идея воспитания человека
– строителя новой жизни, нового общества». В 1919 году «Трудовая школа»
принесла известность П. П. Блонскому. В 1920 году А. С. Макаренко
возглавил трудовую колонию А. М. Горького для «дефективных» детей и
подростков. В этих и других образовательных учреждениях педагогические
коллективы были увлечены новыми проектными технологиями и с успехом
вовлекали в них своих воспитанников.
В 1920 г. «Метод проектов» и его вариант «Дальтон-план» стали
использоваться в школах России. Российские педагоги считали, что это
помогает развивать творческую инициативу детей. Некоторые активные
сторонники метода проекта (В. Н. Шульгин, М. В. Купенина, Б. В. Игнатьев
и др.) провозгласили его единственно верным методом обучения в школе.
Они считали, что школа учебы, таким образом, превращается в школу жизни.
Метод проектов, по мнению Н. К. Крупской, имел ряд положительных
черт: во-первых, данная система воспитывает не только ученика, но и
учителя, во-вторых, у каждого ученика есть возможность работать в своем
темпе
и
заниматься
интересующимися
его
направлениями.
Она
подчеркивала, что особенность метода проектов состоит в пересмотре
старого
учебного
процесса,
повышение
активности,
ответственности
учащихся и способности самостоятельно справляться с трудностями.
В России 20-ых годов проектная технология рекомендовалась к
внедрению в образовательный процесс фабрично-заводского ученичества
(ФЗУ),
фабрично-заводским
семилеткам
(ФЗС),
школам
крестьянской
молодежи
(ШКМ),
педагогическим
техникумам
и
даже
некоторым
факультетам вузов (рабфаки).
Известно,
что
впервые
перечень
групп
учебных
проектов
дал
Э. У. Колингсон:
игровые,
экскурсионные,
повествовательные,
конструктивные (1926 год).
Во
время
путешествия
в
Россию
Дж. Дьюи
лично
посетил
экспериментальную площадку С. Т. Шацкого и в 1929 году опубликовал свой
труд под названием «Впечатление о Советской России». В этой работе он
восхищался деятельность русских ученых, учителей и учащихся, которые
верили в значимость образования для реализации общественной цели.
В
последующий
период
(1931–1990
гг.)
организация
работы
с учащимися по методу проектов была приостановлена: все больше учителей
понимают, что метод проектов в том виде, в котором он сложился, приносит
вред
образованию.
Главными
недостатками
метода
были:
«нехватка
подготовленных к работе по проектной деятельности учителей; отсутствие
разработанной методики проектной деятельности, единых требований, как к
учащимся, так и к педагогам, отсутствие необходимого дидактического и
методического материала, книг». Но самое главное – метод проекта, как
зарождающаяся
образовательная
технология,
вытеснил
из
школьной
практики традиционную классно-урочную систему обучения. Согласно
данным
обстоятельствам
через
несколько
лет
метод
проектов
был
провозглашен «легкомысленным прожектерством», его распространение
признано «вредным», а применение в обучении запрещено Распоряжением
ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе» в 1931 г.
«Возвращение к проектному образованию было обусловлено новыми
социально-экономическими
условиями
и
нуждами
современных
образовательных учреждений в обновлении содержания деятельности с
целью реализации деятельностного подхода в обучении».
1990-2000 годы можно назвать вторым периодом в использовании
метода проектов в школах России. К этому времени был изучен и обобщён
мировой опыт. Появились публикации отечественных и зарубежных учёных
о влиянии метода проектов на повышение интереса учащихся к образованию,
о влиянии этого метода на самообразование, о развитии интеллектуальных
способностей ребёнка: работы Е. С. Полат, М. Б. Павловой, Дж. Пита.
По
справедливому
наблюдению
Т. А. Липаевой,
«проектная
деятельность
сегодня
относится
к
разряду
инновационной,
так
как
предполагает преобразование реальной действительности, строится на базе
соответствующих технологий, которые можно унифицировать, освоить и
усовершенствовать».
Наиболее
эффективным
способом
организации
самостоятельной
работы
является
учебный
проект,
который
предполагает
решение
образовательных задач с использованием разнообразных методов и средств
обучения через интеграцию знаний и умений.
Список литературы:
1.
Липаева, Т.А. Проектная деятельность в образовании : учебник /
Т.А. Липаева. — Москва : ВЛАДОС, 2014. — 20 с.
2.
Маркачев, А.Е. Применение метода проектов в школьной
практике : метод.советы / А.Е. Маркачев. — Москва : Знамя, 2007. — С. 34–
36.
3.
Новикова, Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной
деятельности : учебник
/
Т.А. Новикова. —
Москва : Народное
образование, 2000. — С.151 – 157.
4.
Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном
учреждении : метод.советы / Н.Ю. Пахомова. — Москва : АРКТИ, 2005. —
112 с.
5.
Полат,
Е.С.
Новые
педагогические
и
информационные
технологии в системе образования : учебник для вузов / Е.С. Полат. —
Москва : Академия, 2005. — 272 с.