Напоминание

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА


Автор: Тарасова Валерия Сергеевна
Должность: магистр
Учебное заведение: Челябинский государственный университет
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: научная статья
Тема: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА
Раздел: полное образование





Назад




ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА

Тарасова Валерия Сергеевна

студент, ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет»,

РФ, г.Челябинск

Аннотация: В статье рассматривается понятие «метод проектов», виды

учебных проектов, а также эффективность использования проектной

технологии в учебной деятельности.

Ключевые слова: метод проектов, теория проектного обучения, виды

учебных проектов, проект, учебный проект.

Метод проектов – это не просто деятельность, это труд, при котором

ученики получают и применяют полученные знания, умения и навыки с

целью определения и решения четко уставленных и вполне решаемых задач.

Философскую

основу

метода

проектов

составляют

идеи

прагматистской педагогики, что в переводе с латинского языка – «дело,

действие». Это педагогическое течение известно так же под названиями

«прогрессивизм» или («прогрессивное обучение»), «инструментализм» или

(«инструментальная теория»), «экспериментализм».

Известно, что понятие «прагматистской педагогики» зародилось в

конце XIX – начале XX веков в недрах идеологии прагматизма («истина»),

связанного с именами выдающихся философов Ч. Пирса и У. Джемса, и свое

конечное развитие приобрело в научных трудах Д. Дьюи и его сторонников –

У. Х. Килпатрика и Э. Коллинга.

Сам

же

проектный

метод

преподавания

зародился

в

сельскохозяйственных школах Соединенных Штатах в 1920-х годах и

изменил способ преподавания. Перемены представляли собой освобождение

от формального и высоко структурированного характера академического

обучения

в

США

в

то

время.

Основные

идеи

инициатора

этих

преобразований Д. Дьюи можно кратко представить в следующем виде:

– обучение с целью выживания;

– суть воспитания заключается в непрерывном переустройстве

расширяющегося индивидуального опыта ребенка;

– основной целью воспитания считается самореализация личности на

основе ее прагматических увлечений.

– в основу преподавания необходимо внедрить принцип «обучения в

ходе деятельности», так как этот принцип обеспечивает взаимосвязь

обучения с трудом, с самой жизнью и игрой.

Джон Дьюи изучал рефлексивный мыслительный процесс и его связь с

проектом. Он предположил, что «рефлексивное мышление предоставляет

ученикам

метод

формирования

способности

улучшить

свои

навыки

вдумчивого принятия решений и побуждает других повышать качество своих

решений и навыков».

Ученые У. Х. Килпатрик, Э. Коллингс и Э. Торндайк поддержали идею

Джона Дьюи и сконструировали собственную теорию проектного обучения.

В данной теории доминировала концепция обучения посредством системы

«целевых актов». Подобный подход был обоснован тем, что конкретно

понадобится

ученикам

во

взрослой

жизни.

К

примеру,

«обладать

способностью

использовать

приобретенные

знания

на

практике,

контактировать со сверстниками, свободно запоминать и фиксировать

полученные в школе знания». В 1918 году У. Х. Килпатрик установил, что

мотивация ученика – весьма существенный признак проектного метода. Он

выделил

четыре

ступени

в

обучении:

целеполагание,

планирование,

исполнение и оценка своих результатов.

В большинстве стран метод проектов получил широкое развитие. Так,

например, в Великобритании наряду с другими приемами преподавания

проектную деятельность использовали в начальных классах.

В России новый метод познания впервые рассмотрел выдающийся

русский философ Н. Ф. Федоров. Он считал, что «реализация идеи о

познании человеком мира возможна, если она согласуется с гипотезой,

проверяемой практикой и в этом смысле идея проективна».

С 1905 года по проблеме внедрения «Метода проектов» в систему

обучения

начали

работу

педагоги-исследователи

под

руководством

С. Т. Шацкого. Для успешной работы необходимым условием являлся

личный интерес обучающегося. Для реализации идеи надлежало брать из

реальной жизни, и она должна быть знакомой и важной для ребенка.

Центральное место в новой концепции занимала «идея воспитания человека

– строителя новой жизни, нового общества». В 1919 году «Трудовая школа»

принесла известность П. П. Блонскому. В 1920 году А. С. Макаренко

возглавил трудовую колонию А. М. Горького для «дефективных» детей и

подростков. В этих и других образовательных учреждениях педагогические

коллективы были увлечены новыми проектными технологиями и с успехом

вовлекали в них своих воспитанников.

В 1920 г. «Метод проектов» и его вариант «Дальтон-план» стали

использоваться в школах России. Российские педагоги считали, что это

помогает развивать творческую инициативу детей. Некоторые активные

сторонники метода проекта (В. Н. Шульгин, М. В. Купенина, Б. В. Игнатьев

и др.) провозгласили его единственно верным методом обучения в школе.

Они считали, что школа учебы, таким образом, превращается в школу жизни.

Метод проектов, по мнению Н. К. Крупской, имел ряд положительных

черт: во-первых, данная система воспитывает не только ученика, но и

учителя, во-вторых, у каждого ученика есть возможность работать в своем

темпе

и

заниматься

интересующимися

его

направлениями.

Она

подчеркивала, что особенность метода проектов состоит в пересмотре

старого

учебного

процесса,

повышение

активности,

ответственности

учащихся и способности самостоятельно справляться с трудностями.

В России 20-ых годов проектная технология рекомендовалась к

внедрению в образовательный процесс фабрично-заводского ученичества

(ФЗУ),

фабрично-заводским

семилеткам

(ФЗС),

школам

крестьянской

молодежи

(ШКМ),

педагогическим

техникумам

и

даже

некоторым

факультетам вузов (рабфаки).

Известно,

что

впервые

перечень

групп

учебных

проектов

дал

Э. У. Колингсон:

игровые,

экскурсионные,

повествовательные,

конструктивные (1926 год).

Во

время

путешествия

в

Россию

Дж. Дьюи

лично

посетил

экспериментальную площадку С. Т. Шацкого и в 1929 году опубликовал свой

труд под названием «Впечатление о Советской России». В этой работе он

восхищался деятельность русских ученых, учителей и учащихся, которые

верили в значимость образования для реализации общественной цели.

В

последующий

период

(1931–1990

гг.)

организация

работы

с учащимися по методу проектов была приостановлена: все больше учителей

понимают, что метод проектов в том виде, в котором он сложился, приносит

вред

образованию.

Главными

недостатками

метода

были:

«нехватка

подготовленных к работе по проектной деятельности учителей; отсутствие

разработанной методики проектной деятельности, единых требований, как к

учащимся, так и к педагогам, отсутствие необходимого дидактического и

методического материала, книг». Но самое главное – метод проекта, как

зарождающаяся

образовательная

технология,

вытеснил

из

школьной

практики традиционную классно-урочную систему обучения. Согласно

данным

обстоятельствам

через

несколько

лет

метод

проектов

был

провозглашен «легкомысленным прожектерством», его распространение

признано «вредным», а применение в обучении запрещено Распоряжением

ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе» в 1931 г.

«Возвращение к проектному образованию было обусловлено новыми

социально-экономическими

условиями

и

нуждами

современных

образовательных учреждений в обновлении содержания деятельности с

целью реализации деятельностного подхода в обучении».

1990-2000 годы можно назвать вторым периодом в использовании

метода проектов в школах России. К этому времени был изучен и обобщён

мировой опыт. Появились публикации отечественных и зарубежных учёных

о влиянии метода проектов на повышение интереса учащихся к образованию,

о влиянии этого метода на самообразование, о развитии интеллектуальных

способностей ребёнка: работы Е. С. Полат, М. Б. Павловой, Дж. Пита.

По

справедливому

наблюдению

Т. А. Липаевой,

«проектная

деятельность

сегодня

относится

к

разряду

инновационной,

так

как

предполагает преобразование реальной действительности, строится на базе

соответствующих технологий, которые можно унифицировать, освоить и

усовершенствовать».

Наиболее

эффективным

способом

организации

самостоятельной

работы

является

учебный

проект,

который

предполагает

решение

образовательных задач с использованием разнообразных методов и средств

обучения через интеграцию знаний и умений.

Список литературы:

1.

Липаева, Т.А. Проектная деятельность в образовании : учебник /

Т.А. Липаева. — Москва : ВЛАДОС, 2014. — 20 с.

2.

Маркачев, А.Е. Применение метода проектов в школьной

практике : метод.советы / А.Е. Маркачев. — Москва : Знамя, 2007. — С. 34–

36.

3.

Новикова, Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной

деятельности : учебник

/

Т.А. Новикова. —

Москва : Народное

образование, 2000. — С.151 – 157.

4.

Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном

учреждении : метод.советы / Н.Ю. Пахомова. — Москва : АРКТИ, 2005. —

112 с.

5.

Полат,

Е.С.

Новые

педагогические

и

информационные

технологии в системе образования : учебник для вузов / Е.С. Полат. —

Москва : Академия, 2005. — 272 с.



В раздел образования