Автор: Полякова Юлия Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО ЦВР ДМ Калининского района Санкт-Петербурга "Академический"
Населённый пункт: Cанкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "К вопросу о методике преподавания хорового сольфеджио на начальном этапе"
Раздел: дополнительное образование
«К вопросу о методике преподавания хорового сольфеджио на начальном этапе»
Хоровая студия мальчиков и юношей ГБУ ДО ЦВРДМ Калининского района
«Академический» была основана 6 августа 1992 года.
Её основателем и бессменным
руководителем является Вадим Пчёлкин.
Структура нашей студии мало чем отличается от остальных- это обучение по
ступеням: подготовительная, младшая, средняя и концертный хор. Основными
предметами являются хор и хоровое сольфеджио (фортепиано и вокал по желанию).
Нужно отметить, что для нас хоровое сольфеджио – это синтез теоретической
базы сольфеджио с практическими навыками хорового пения. Хоровое сольфеджио в
нашей студии- это и отдельный предмет, который вводится на ступени старший
подготовительный хор, где занимаются дети с 6 лет один раз в неделю. А, так же,
обязательный раздел хоровых занятий, на который отводится 20-30 мин., и где
закрепляется материал основного курса сольфеджио. Педагоги хора и сольфеджио тесно
сотрудничают и занимаются по единой методике и единому тематическому плану (что
очень важно на начальном этапе).
Суть хорового сольфеджио заключается в том, что на занятиях используется много
интонационно-слуховых упражнений, на которых закладывается основа чтения с листа и
основа ладового слуха и обязательно обращается внимание на правильное дыхание и
звукообразование. Важно отметить, что на занятиях мы придерживаемся принципа
монотональности (т.е. работаем в одной тональности).
Из 400 мальчиков, обучающихся в нашей студии, только 50 занимаются на ф-но и,
как вы понимаете, на занятиях сольфеджио у нас практически нет привязки к клавиатуре,
вся работа строится на использовании нотного стана.
Чтение с листа – один из главных разделов на занятиях сольфеджио в нашей
студии, потому что, начиная со второго полугодия в младшем хоре учащиеся знакомятся с
партитурами: сначала это небольшие двухголосные произведения, затем в среднем хоре -
развёрнутое двухголосие и трёхголосие. А в концертном хоре мальчики за год выучивают
от 30 до 40 многоголосных произведений. Разучить такой объём материала с голоса не
возможно.
Нужно отметить, что особенностью нашей методики является опора на мелодические
модели. То есть мы рассматриваем мелодию как некую мозаику, которая состоит из
пазлов - мелодических моделей. На подготовительном этапе используются 4 модели:
движение мелодии по гамме вверх и вниз, и движение мелодии по звукам тонического
трезвучия вверх и вниз. В первом классе добавляются: ломаное и развёрнутое трезвучие,
разрешения и опевания. Мы целенаправленно уделяем много внимания этому и учим
детей слышать модели, видеть их в нотных примерах и, главное, интонировать их (это
можно сравнить с отработкой пассажей у инструменталистов или у спортсменов когда
оттачивается какое-либо движение). Вот так и мы планомерно, из занятия в занятие,
вырабатываем у детей способность интонирования той или иной модели. Полученные
навыки очень помогают при чтении с листа. Поскольку мы работаем с мальчиками, то нам
приходится быть изобретательными, чтобы процесс обучения был ярким и живым, мы
прибегаем к использованию не стандартных наглядных методических пособий:
конструктор, карточки, разноцветные магниты, футбольный мяч и т.д.
Для удобства работы на занятиях, весь накопленный опыт мы систематизировали и в
2017 году издательством «Композитор» был выпущен учебник с поурочными планами и
методическими рекомендациями «Сольфеджио. 1-й год обучения». В 2020 году нами был
составлен «пилотный» вариант учебника 2-го класса, сейчас его тестируем и будем
готовить к печати.
В нашей Хоровой студии сольфеджио стало одним из любимейших предметов! Думаю,
что это напрямую связано с 2-мя основными факторами:
1
1.
Разработанный чёткий алгоритм начального этапа обучения нотной грамоте, и мы
признаём за начальным этапом ведущую роль. Этот алгоритм обязательно
повторяется из года в год, и его невозможно нарушить.
2.
Во- вторых, в нашей работе мы чётко придерживаемся определённых принципов,
которые также не нарушаем.
Наши основные принципы в работе таковы:
Мы никогда не перегружаем детей сухой теорией и большим количеством
информации!
Для нас сольфеджио – прежде всего пение.
Выбирая между теорией и практикой мы отдаём предпочтение практике.
Мы не заучиваем бездумно правила, не задаём домашних заданий, не просим
родителей подключаться к процессу обучения!
Мы всё делаем сами, только на занятии. Объясняем материал очень доступно и
движемся небольшими шагами.
Творческие задания являются неотъемлемой, органической частью учебного
процесса, поскольку «любая тема, пропущенная через собственное творчество
детей, усваивается гораздо быстрее и прочнее».
Мы абсолютно уверены, что в процессе получения знаний интересно то, что
понятно!
Алгоритм освоения нотной грамоты
1.Знакомство с нотами мы начинаем не с ноты ДО, а с нот СОЛЬ и ЛЯ первой октавы, что
обусловлено тесситурным удобством при пении, и позволяет нам сразу же выстраивать
звуковысотное соотношение нот относительно друг друга, вводя понятия – ВЫШЕ –
НИЖЕ. Кроме того, начиная обучение с нот СОЛЬ и ЛЯ, мы лишаем детей вредной
привычки каждый раз отсчитывать ноты от ноты «ДО».
Мы работаем, совмещая изучение нот на нотном стане и параллельно, используя методику
Г.Струве, с показом «по руке».
Таким образом, объединяется одновременно зрительный образ на нотном стане и
тактильные ощущения, что ускоряет процесс изучения нотной грамоты.
2. Затем, постепенно добавляя по одной ноте, мы осваиваем два тетрахорда До мажора.
Сначала – изучаем ноты верхнего тетрахорда, затем – нижнего. После чего объединяем
эти тетрахорды в гамму.
Освоение нот обязательно происходит на примере песенок-попевок, которые близки и
понятны детям. Это очень удобно для выработки точного интонирования звуковысотного
соотношения нот.
Например, в верхнем тетрахорде:
СОЛЬ – «Андрей – Воробей», «Сидит ворон на дубу»;
СОЛЬ, ЛЯ – «Уж как шла лиса», «Дин – Дон»;
СОЛЬ, ЛЯ, СИ – «У кота - воркота»; «Бегал зайка по болоту»;
СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО – «Василёк», «Белка» и т.д.
В течение первого года обучения дети знакомятся только с 4-мя гаммами: До, Фа, Соль,
Ре мажор.
В третьей четверти вводим транспонирование на секунду вверх и вниз (ДО-РЕ; ФА-
СОЛЬ).
3. Параллельно осваиваются простые ритмические фигуры – четверти и восьмые в
двухдольном размере.
На начальном этапе знакомства с ритмическими фигурами мы используем хорошо всем
известные ритмослоги: длинный слог - ТА (демонстрирующий протяжённость четвертной
длительности) и короткие слоги - ти-ти (протяжённость восьмых).
Слоги могли бы быть любыми (Ма, ми-ми; Лю, ли-ли и т. п). Они - наши
помощники и необходимы нам только, чтобы понять, насколько долго необходимо
протянуть ноту. Мы, как бы наполняем каждый ритмический рисунок звуком.
2
Но, как только ребёнок поймёт ритмическую формулу, мы сразу же отказываемся
от ритмослогов и применяем в работе только «официальные» названия ритмических
фигур – Четверти и Восьмые. С применением ритмослогов советую не затягивать, чтобы в
дальнейшем дети не называли четверти – ТА и т.д. и не произошла замена правильных
названий длительностей ритмослогами.
Мы целенаправленно избегаем на первом году обучения разнообразия в
ритмических группировках. Для нас важно выработать устойчивое закрепление
простейшего ритмического рисунка и его распределения по метрическим долям такта
(ПОСОБИЕ).
Каждая пройденная нота и каждый ритмический рисунок отрабатываются нами
многократно.
4. В построении каждого занятия мы в основном следуем повторяющейся схеме:
- монотональность – работа в одной тональности;
- работаем на нотном стане, по руке и подключаем пение ступенями по лесенке;
- обязательно даются вокально – интонационные упражнения на определённые
мелодические модели;
- чтение с листа;
- специальные проверочные задания в конце каждого занятия.
Мониторинг освоения полученных знаний проводится в виде тестирования раз в
два месяца, зачёта в конце каждой темы и годового экзамена.
5. Конечно же одним из главных факторов успешного освоения такой сложной
дисциплины как сольфеджио является владение педагогом разнообразными формами
ведения занятия и использование различных методик освоения теоретического материала.
На занятии идёт отработка интонирования нот соль, ля, си, до и ритма – четверть и две
восьмые.
Обратите, пожалуйста, внимание на принцип подачи материала (исходит из наших
принципов):
Все ответы дети находят сами! Все объяснения сведены к минимуму!
Идёт быстрая смена заданий и отсюда - быстрая динамика урока.
Также обратите внимание как «замаскировано» многократное
повторение одного и того же материала (очень незаметно для детей!) и
сколько увлекательных форм работы может быть применено к каждой
строчке задания. Педагогу необходимо лишь подключить фантазию.
На занятиях хора продолжается интонационная работа над нотами верхнего тетрахорда в
игровой форме мы используем игры: «музыкальное эхо» и «живые ноты».
Для детей очень важно понимать – для чего они получили информацию, как можно её
применить и связать музыку с жизнью.
В следующем фрагменте представлен пример практического применение
полученной информации, ИМПРОВИЗАЦИИ И ТВОРЧЕСТВА. Не все дети обладают
яркими музыкальными способностями, однако в творческий процесс вовлечены все без
исключения, независимо от уровня способностей.
Для того, чтобы процесс импровизации оказался свободным и лёгким, необходимо
создать в классе обстановку непринуждённости. Педагог своей эмоциональностью,
артистизмом должен вызвать доверительный отклик в детях, тогда в работе появятся
заинтересованность,
восприимчивость,
творческая
активность.
Учащийся
должен
почувствовать, что у него всё получится, он не должен ощущать страха перед неуспехом.
Если ребёнок испытывает радость от музицирования, уверенно себя чувствует в этой
среде, то процесс обучения становится лёгким и результативным.
Именно этот принцип оказывается своего рода антиподом формалистической
подаче программного материала.
3
У нас одним из начальных этапов сочинительства является сочинение мелодии на
двух-трёх ступенях на стихи, в результате чего получается множество вариантов, которые
пропеваются вместе с педагогом. Проанализировав первые опыты самостоятельного
сочинения, мы знакомим детей с элементарными правилами композиции, которые
необходимо
соблюдать
при
сочинении
мелодий:
минимум
средств
-
максимум
выразительности; единство ритма; единство интонации; повторность музыкальных
построений и т. д.
Мы используем творческое задание - сочинение мелодии, где одновременно вновь в
форме игры незаметно закрепляются интонационные и ритмические навыки.
Идёт отработка точного интонирования верхнего тетрахорда До мажора на песенке
«Василёк», и работа с нотным материалом, где решается задача умения видеть всю
представленную информацию одновременно, в комплексе (мы вновь не просто
механически пропеваем номер, а активизируем у детей мыслительную деятельность).
На занятиях хора продолжается работа над песней «Василёк», но с использованием других
форм: пение нотами, в унисон, каноном.
Две формы работы:1) варианты работы над ритмом и повторение пройденных песенок. 2)
в процессе повторения одной из песенок идёт подготовка к написанию диктанта (также
момент импровизации и творчества).
В программу младшего хора входит обязательный раздел «Двухголосие», а как сделать
работу над многоголосием увлекательной и не скучной, используя соревновательный
принцип («дуэль» - исполнение песни дуэтами).
Ещё один пример работы над ритмом в игровой форме «Испорченный телефон».
Лучшим
подтверждением
успешности
нашей
методики
может
служить
вариант
импровизации в старших классах сольфеджио.
Одним из примеров выполнения такого творческого задания стала совместная
работа
учащихся
концертного
хора,
направленная
на
успешное
усвоение
темы
«Танцевальные жанры» у подростков, у которых уже начинается период мутации.
За основу была взята тема из «Allegretto» С-dur Моцарта и оригинально представили её в
нескольких жанрах танцевальной музыки – полонезе, мазурке и польке. В работе над
вариациями обучающиеся использовали образно – эмоциональную характеристику
каждого танца и характерные для этого танца ритмоформулы.
Кроме того, при сочинении вариаций делался акцент на применение теоретических
знаний, полученных на занятиях сольфеджио (в частности – ладов народной музыки).
Благодаря всему этому из одной выразительной фразы у нас выросло несколько ярких
вариаций. В результате получилось запоминающееся выступление, которое запомнится
детям лучше любой лекции, объясняющей теоретический материал.
Дети очень
органичны в любых импровизационных моментах. Для них импровизация – привычное
состояние и удовольствие.
Это, безусловно, итог базовых знаний, заложенных на начальном этапе обучения, к
которым поэтапно, из года в год, добавлялись новые теоретические знания, освоение
многоголосия и даже такое, модное на сегодняшний день, направление, как Body
Perqussion, которое в нашей студии на занятиях сольфеджио впервые применила наш
педагог Садовникова Татьяна Александровна.
В заключении хочется сказать, что наша задача – научить думать, наша цель –
воспитать активных, самостоятельных, мыслящих детей. Помните, что «Научить нельзя –
научиться можно».
4