Напоминание

"К вопросу о методике преподавания хорового сольфеджио на начальном этапе"


Автор: Полякова Юлия Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО ЦВР ДМ Калининского района Санкт-Петербурга "Академический"
Населённый пункт: Cанкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "К вопросу о методике преподавания хорового сольфеджио на начальном этапе"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«К вопросу о методике преподавания хорового сольфеджио на начальном этапе»

Хоровая студия мальчиков и юношей ГБУ ДО ЦВРДМ Калининского района

«Академический» была основана 6 августа 1992 года.

Её основателем и бессменным

руководителем является Вадим Пчёлкин.

Структура нашей студии мало чем отличается от остальных- это обучение по

ступеням: подготовительная, младшая, средняя и концертный хор. Основными

предметами являются хор и хоровое сольфеджио (фортепиано и вокал по желанию).

Нужно отметить, что для нас хоровое сольфеджио – это синтез теоретической

базы сольфеджио с практическими навыками хорового пения. Хоровое сольфеджио в

нашей студии- это и отдельный предмет, который вводится на ступени старший

подготовительный хор, где занимаются дети с 6 лет один раз в неделю. А, так же,

обязательный раздел хоровых занятий, на который отводится 20-30 мин., и где

закрепляется материал основного курса сольфеджио. Педагоги хора и сольфеджио тесно

сотрудничают и занимаются по единой методике и единому тематическому плану (что

очень важно на начальном этапе).

Суть хорового сольфеджио заключается в том, что на занятиях используется много

интонационно-слуховых упражнений, на которых закладывается основа чтения с листа и

основа ладового слуха и обязательно обращается внимание на правильное дыхание и

звукообразование. Важно отметить, что на занятиях мы придерживаемся принципа

монотональности (т.е. работаем в одной тональности).

Из 400 мальчиков, обучающихся в нашей студии, только 50 занимаются на ф-но и,

как вы понимаете, на занятиях сольфеджио у нас практически нет привязки к клавиатуре,

вся работа строится на использовании нотного стана.

Чтение с листа – один из главных разделов на занятиях сольфеджио в нашей

студии, потому что, начиная со второго полугодия в младшем хоре учащиеся знакомятся с

партитурами: сначала это небольшие двухголосные произведения, затем в среднем хоре -

развёрнутое двухголосие и трёхголосие. А в концертном хоре мальчики за год выучивают

от 30 до 40 многоголосных произведений. Разучить такой объём материала с голоса не

возможно.

Нужно отметить, что особенностью нашей методики является опора на мелодические

модели. То есть мы рассматриваем мелодию как некую мозаику, которая состоит из

пазлов - мелодических моделей. На подготовительном этапе используются 4 модели:

движение мелодии по гамме вверх и вниз, и движение мелодии по звукам тонического

трезвучия вверх и вниз. В первом классе добавляются: ломаное и развёрнутое трезвучие,

разрешения и опевания. Мы целенаправленно уделяем много внимания этому и учим

детей слышать модели, видеть их в нотных примерах и, главное, интонировать их (это

можно сравнить с отработкой пассажей у инструменталистов или у спортсменов когда

оттачивается какое-либо движение). Вот так и мы планомерно, из занятия в занятие,

вырабатываем у детей способность интонирования той или иной модели. Полученные

навыки очень помогают при чтении с листа. Поскольку мы работаем с мальчиками, то нам

приходится быть изобретательными, чтобы процесс обучения был ярким и живым, мы

прибегаем к использованию не стандартных наглядных методических пособий:

конструктор, карточки, разноцветные магниты, футбольный мяч и т.д.

Для удобства работы на занятиях, весь накопленный опыт мы систематизировали и в

2017 году издательством «Композитор» был выпущен учебник с поурочными планами и

методическими рекомендациями «Сольфеджио. 1-й год обучения». В 2020 году нами был

составлен «пилотный» вариант учебника 2-го класса, сейчас его тестируем и будем

готовить к печати.

В нашей Хоровой студии сольфеджио стало одним из любимейших предметов! Думаю,

что это напрямую связано с 2-мя основными факторами:

1

1.

Разработанный чёткий алгоритм начального этапа обучения нотной грамоте, и мы

признаём за начальным этапом ведущую роль. Этот алгоритм обязательно

повторяется из года в год, и его невозможно нарушить.

2.

Во- вторых, в нашей работе мы чётко придерживаемся определённых принципов,

которые также не нарушаем.

Наши основные принципы в работе таковы:

Мы никогда не перегружаем детей сухой теорией и большим количеством

информации!

Для нас сольфеджио – прежде всего пение.

Выбирая между теорией и практикой мы отдаём предпочтение практике.

Мы не заучиваем бездумно правила, не задаём домашних заданий, не просим

родителей подключаться к процессу обучения!

Мы всё делаем сами, только на занятии. Объясняем материал очень доступно и

движемся небольшими шагами.

Творческие задания являются неотъемлемой, органической частью учебного

процесса, поскольку «любая тема, пропущенная через собственное творчество

детей, усваивается гораздо быстрее и прочнее».

Мы абсолютно уверены, что в процессе получения знаний интересно то, что

понятно!

Алгоритм освоения нотной грамоты

1.Знакомство с нотами мы начинаем не с ноты ДО, а с нот СОЛЬ и ЛЯ первой октавы, что

обусловлено тесситурным удобством при пении, и позволяет нам сразу же выстраивать

звуковысотное соотношение нот относительно друг друга, вводя понятия – ВЫШЕ –

НИЖЕ. Кроме того, начиная обучение с нот СОЛЬ и ЛЯ, мы лишаем детей вредной

привычки каждый раз отсчитывать ноты от ноты «ДО».

Мы работаем, совмещая изучение нот на нотном стане и параллельно, используя методику

Г.Струве, с показом «по руке».

Таким образом, объединяется одновременно зрительный образ на нотном стане и

тактильные ощущения, что ускоряет процесс изучения нотной грамоты.

2. Затем, постепенно добавляя по одной ноте, мы осваиваем два тетрахорда До мажора.

Сначала – изучаем ноты верхнего тетрахорда, затем – нижнего. После чего объединяем

эти тетрахорды в гамму.

Освоение нот обязательно происходит на примере песенок-попевок, которые близки и

понятны детям. Это очень удобно для выработки точного интонирования звуковысотного

соотношения нот.

Например, в верхнем тетрахорде:

СОЛЬ – «Андрей – Воробей», «Сидит ворон на дубу»;

СОЛЬ, ЛЯ – «Уж как шла лиса», «Дин – Дон»;

СОЛЬ, ЛЯ, СИ – «У кота - воркота»; «Бегал зайка по болоту»;

СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО – «Василёк», «Белка» и т.д.

В течение первого года обучения дети знакомятся только с 4-мя гаммами: До, Фа, Соль,

Ре мажор.

В третьей четверти вводим транспонирование на секунду вверх и вниз (ДО-РЕ; ФА-

СОЛЬ).

3. Параллельно осваиваются простые ритмические фигуры – четверти и восьмые в

двухдольном размере.

На начальном этапе знакомства с ритмическими фигурами мы используем хорошо всем

известные ритмослоги: длинный слог - ТА (демонстрирующий протяжённость четвертной

длительности) и короткие слоги - ти-ти (протяжённость восьмых).

Слоги могли бы быть любыми (Ма, ми-ми; Лю, ли-ли и т. п). Они - наши

помощники и необходимы нам только, чтобы понять, насколько долго необходимо

протянуть ноту. Мы, как бы наполняем каждый ритмический рисунок звуком.

2

Но, как только ребёнок поймёт ритмическую формулу, мы сразу же отказываемся

от ритмослогов и применяем в работе только «официальные» названия ритмических

фигур – Четверти и Восьмые. С применением ритмослогов советую не затягивать, чтобы в

дальнейшем дети не называли четверти – ТА и т.д. и не произошла замена правильных

названий длительностей ритмослогами.

Мы целенаправленно избегаем на первом году обучения разнообразия в

ритмических группировках. Для нас важно выработать устойчивое закрепление

простейшего ритмического рисунка и его распределения по метрическим долям такта

(ПОСОБИЕ).

Каждая пройденная нота и каждый ритмический рисунок отрабатываются нами

многократно.

4. В построении каждого занятия мы в основном следуем повторяющейся схеме:

- монотональность – работа в одной тональности;

- работаем на нотном стане, по руке и подключаем пение ступенями по лесенке;

- обязательно даются вокально – интонационные упражнения на определённые

мелодические модели;

- чтение с листа;

- специальные проверочные задания в конце каждого занятия.

Мониторинг освоения полученных знаний проводится в виде тестирования раз в

два месяца, зачёта в конце каждой темы и годового экзамена.

5. Конечно же одним из главных факторов успешного освоения такой сложной

дисциплины как сольфеджио является владение педагогом разнообразными формами

ведения занятия и использование различных методик освоения теоретического материала.

На занятии идёт отработка интонирования нот соль, ля, си, до и ритма – четверть и две

восьмые.

Обратите, пожалуйста, внимание на принцип подачи материала (исходит из наших

принципов):

Все ответы дети находят сами! Все объяснения сведены к минимуму!

Идёт быстрая смена заданий и отсюда - быстрая динамика урока.

Также обратите внимание как «замаскировано» многократное

повторение одного и того же материала (очень незаметно для детей!) и

сколько увлекательных форм работы может быть применено к каждой

строчке задания. Педагогу необходимо лишь подключить фантазию.

На занятиях хора продолжается интонационная работа над нотами верхнего тетрахорда в

игровой форме мы используем игры: «музыкальное эхо» и «живые ноты».

Для детей очень важно понимать – для чего они получили информацию, как можно её

применить и связать музыку с жизнью.

В следующем фрагменте представлен пример практического применение

полученной информации, ИМПРОВИЗАЦИИ И ТВОРЧЕСТВА. Не все дети обладают

яркими музыкальными способностями, однако в творческий процесс вовлечены все без

исключения, независимо от уровня способностей.

Для того, чтобы процесс импровизации оказался свободным и лёгким, необходимо

создать в классе обстановку непринуждённости. Педагог своей эмоциональностью,

артистизмом должен вызвать доверительный отклик в детях, тогда в работе появятся

заинтересованность,

восприимчивость,

творческая

активность.

Учащийся

должен

почувствовать, что у него всё получится, он не должен ощущать страха перед неуспехом.

Если ребёнок испытывает радость от музицирования, уверенно себя чувствует в этой

среде, то процесс обучения становится лёгким и результативным.

Именно этот принцип оказывается своего рода антиподом формалистической

подаче программного материала.

3

У нас одним из начальных этапов сочинительства является сочинение мелодии на

двух-трёх ступенях на стихи, в результате чего получается множество вариантов, которые

пропеваются вместе с педагогом. Проанализировав первые опыты самостоятельного

сочинения, мы знакомим детей с элементарными правилами композиции, которые

необходимо

соблюдать

при

сочинении

мелодий:

минимум

средств

-

максимум

выразительности; единство ритма; единство интонации; повторность музыкальных

построений и т. д.

Мы используем творческое задание - сочинение мелодии, где одновременно вновь в

форме игры незаметно закрепляются интонационные и ритмические навыки.

Идёт отработка точного интонирования верхнего тетрахорда До мажора на песенке

«Василёк», и работа с нотным материалом, где решается задача умения видеть всю

представленную информацию одновременно, в комплексе (мы вновь не просто

механически пропеваем номер, а активизируем у детей мыслительную деятельность).

На занятиях хора продолжается работа над песней «Василёк», но с использованием других

форм: пение нотами, в унисон, каноном.

Две формы работы:1) варианты работы над ритмом и повторение пройденных песенок. 2)

в процессе повторения одной из песенок идёт подготовка к написанию диктанта (также

момент импровизации и творчества).

В программу младшего хора входит обязательный раздел «Двухголосие», а как сделать

работу над многоголосием увлекательной и не скучной, используя соревновательный

принцип («дуэль» - исполнение песни дуэтами).

Ещё один пример работы над ритмом в игровой форме «Испорченный телефон».

Лучшим

подтверждением

успешности

нашей

методики

может

служить

вариант

импровизации в старших классах сольфеджио.

Одним из примеров выполнения такого творческого задания стала совместная

работа

учащихся

концертного

хора,

направленная

на

успешное

усвоение

темы

«Танцевальные жанры» у подростков, у которых уже начинается период мутации.

За основу была взята тема из «Allegretto» С-dur Моцарта и оригинально представили её в

нескольких жанрах танцевальной музыки – полонезе, мазурке и польке. В работе над

вариациями обучающиеся использовали образно – эмоциональную характеристику

каждого танца и характерные для этого танца ритмоформулы.

Кроме того, при сочинении вариаций делался акцент на применение теоретических

знаний, полученных на занятиях сольфеджио (в частности – ладов народной музыки).

Благодаря всему этому из одной выразительной фразы у нас выросло несколько ярких

вариаций. В результате получилось запоминающееся выступление, которое запомнится

детям лучше любой лекции, объясняющей теоретический материал.

Дети очень

органичны в любых импровизационных моментах. Для них импровизация – привычное

состояние и удовольствие.

Это, безусловно, итог базовых знаний, заложенных на начальном этапе обучения, к

которым поэтапно, из года в год, добавлялись новые теоретические знания, освоение

многоголосия и даже такое, модное на сегодняшний день, направление, как Body

Perqussion, которое в нашей студии на занятиях сольфеджио впервые применила наш

педагог Садовникова Татьяна Александровна.

В заключении хочется сказать, что наша задача – научить думать, наша цель

воспитать активных, самостоятельных, мыслящих детей. Помните, что «Научить нельзя –

научиться можно».

4



В раздел образования