Напоминание

РИСОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ


Автор: Коптелова Надежда Викторовна
Должность: студентка
Учебное заведение: НТГСПИ
Населённый пункт: Нижний Тагил, Свердловская область
Наименование материала: Статья
Тема: РИСОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Раздел: дошкольное образование





Назад




РИСОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СЕНСОРНЫХ

ЭТАЛОНОВ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В

Федеральном

государственном

образовательном

стандарте

дошкольного образования познавательное развитие выделяется как одна из

областей образования ребенка. Целевые ориентиры по завершении периода

дошкольного образования предполагают воспитание

ребенка, который

проявляет любознательность, понимает причинно-следственные связи, умеет

проводить наблюдения и эксперименты; имеет начальные знания о себе, о

природе и социуме, у которого сформированы элементарные представления о

живой природе, математических фактах и т.п. Таким образом, складывается

потенциал для познавательного развития ребёнка.

В связи с этим становится актуальным умственное воспитание

дошкольников, в основе которого лежит формирование сенсорных эталонов.

Итогом

сенсорного

развития

ребенка

являются

сформированные

представления о внешних свойствах предметов: форма, цвет, величина,

положение в пространстве, а также запах, вкус и т. п. Ранний и младший

дошкольный возраст составляют сензитивный период для формирования

сенсорных эталонов, так как по мнению большинства исследователей, это

период,

в

который

совершенствуется

деятельность

органов

чувств,

накапливаются представления об окружающем мире.

Основной задачей сенсорного развития является создание условий для

формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей

действительности. С восприятия предметов и явлений начинается познание

окружающего мира. В основе познавательных процессов запоминания,

мышления, воображения лежат образы восприятия, являющиеся продуктом

переработки информации. Поэтому можно говорить о том, что нормальное

течение умственного развития зависит от полноценного восприятия.

В дошкольной педагогике задачами по сенсорному развитию детей

являются расширение чувственных представлений детей в разнообразной

деятельности, формирование правильных движений рук при обследовании

предметов, формирование способности к выделению сходств и различий

признаков предметов, знаний о называниях свойств предметов.

Изобразительная деятельность, в частности, рисование оказывает

благотворное воздействие на все стороны развития дошкольников. В аспекте

формирования

сенсорных

эталонов,

рисование

способствует

непосредственному, чувственному знакомству с предметным миром и миром

явлений, с их свойствами и качественными характеристиками. Овладевая

рисованием, дети наиболее эффективно и целенаправленно усваивают

сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Яркие и выразительные

образы

в

произведениях

искусства

способствуют

формированию

эстетических переживаний, более глубокому и полному восприятию явлений

и развитию способности к нахождению образных выражений, умения

отражать собственные впечатления в своих работах, что приводит к

развитию художественного вкуса.

Одной из основных задач рисования во второй младшей группе

является обучение детей изображению простых предметов и явлений

окружающего мира. В связи с этим вводится обследование предметов перед

их

изображением,

что

способствует

началу

развития

аналитического

(зрительного и осязательного) восприятия детей. В этой группе наиболее

часто

используется

предметное

рисование,

хотя

вводятся

некоторые

элементы сюжетного и декоративного рисования.

Для рисования необходимо обучение детей определению основы

сложных форм предметов — геометрической формы. На основе изучения

сенсорных эталонов совершенствуется чувство цвета, пропорций и др.

Организуя целенаправленное восприятие свойств и качеств предметов,

иначе, обследование предметов, воспитатель создает основу для правильного

изображения предметов в дальнейшем. При этом необходимо познакомить

дошкольников со способами обследования.

Цель обследования зависит от вида рисования. Прежде, чем начать

любой вид деятельности, педагог обсуждает с детьми особенности формы,

размера, положения предметов, затем на первом этапе занятия по рисованию

с детьми обследуется контур предмета, выделяются его части, дается

характеристика цвета.

Таким образом, в процессе рисования при проведении обследования

происходит

усвоение

детьми

сенсорных

эталонов.

Это

оказывает

положительное

влияние

не

только

на

сенсорное

и

художественно-

эстетическое

развитие

детей,

но

также,

развивая

все

психические

познавательные процессы способствует развитию познавательной, речевой

деятельности дошкольников, их социализации, приобщения к культуре и

традициям родного народа.

Нами

был

разработан

педагогический

проект

по

применению

рисования для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.

Данный проект ориентирован на работу с детьми 3-4 лет. Занятия проводятся

по подгруппам в первую половину дня в группе детского сада. Задачей

сенсорного

воспитания

в

младшем

дошкольном

возрасте

является

формирование

правильных

представлений

об

окружающих

ребенка

предметах, об их цвете, форме, величине. Поэтому занятия данного проекта

включают в себя три направления: цвета и оттенки, форма предметов и их

частей, сравнение предметов по величине.

Перспективное планирование занятий по проекту:

Тема: Знакомство с карандашами.

Задачи по сенсорному развитию: обратить внимание детей на след,

который оставляет карандаш на листе; научить проводить пальчиком по

нарисованной линии, акцентировать внимание на сходстве штрихов с

предметами.

Задачи по рисованию: учить рисованию карандашом, правильному

захвату карандаша, ведению карандашом по листу, регулируя нажим.

Тема: «Шарики с цветными ниточками»

Задачи по сенсорному развитию: развивать эстетические чувства,

умение представлять в линиях образы предметов.

Задачи по рисованию: формировать правильный захват карандаша;

учить проведению прямых линий сверху вниз; неотрывному, слитному

ведению.

Тема: «Пошел дождик»

Задачи по сенсорному развитию: развивать ритмическое чувство,

способность к соотнесению формы штрихов и ритма движений рук,

формировать эталоны цвета.

Задачи по рисованию: обучать передаче в рисунках впечатлений,

видению в рисунках образов явлений, совершенствовать рисование коротких

штрихов и линий, закреплять правильный захват карандаша.

Тема: «Разноцветная лесенка»

Задачи по сенсорному развитию: совершенствовать умение отличать и

называть цвета.

Задачи по рисованию: обучать рисованию линии сверху вниз; прямому,

непрерывному ведению кисти, набору краски на кисть, обмакиванию ее

полностью в краску; снятию лишней капли, путем прикосновения ворсом к

краю; промыванию кисти, осушиванию ее о тряпочку перед набором краски

другого цвета.

Тема: «Разноцветные листья»

Задачи по сенсорному развитию: обучать определению формы листа,

соотносению ее с эталоном формы, ориентировке на листе бумаги,

распределению изображения по всей плоскости.

Задачи по рисованию: развивать эстетическое восприятие, расширять

образные представления, обучать изображению листочков прикладыванием

ворса кисти к листу.

Тема: «Разноцветные клубки»

Задачи

по

сенсорному

развитию:

обучать

определению

формы

предметов, обследованию предмета.

Задачи по рисованию: обучать проведению слитных линий круговыми

движениями, без отрыва карандаша; правильному захвату карандаша;

использованию карандашей разного цвета.

Тема: «Кольца»

Задачи по сенсорному развитию: закреплять кругообразные движения

рук, формировать цветовые эталоны.

Задачи по рисованию: закреплять правильный захват карандаша,

передачу в рисунках округлой формы.

Тема: «Мыльные пузыри»

Задачи по сенсорному развитию: закреплять умения рисования

предметов круглой формы, разного размера, закреплять эталоны цвета.

Задачи по рисованию: обучать передаче в рисунках образов подвижных

игр, закреплять умения рисования красками, правильный захват кисти.

Тема: «Воздушные шарики»

Задачи по сенсорному развитию: закреплять рисование предметов

круглой формы, совершенствовать способность к соотнесению формы

предметов с эталонами формы.

Задачи по рисованию: закреплять правильный захват карандаша;

использование карандашей разного цвета.

Тема: «Рисуем круглые предметы»

Задачи по сенсорному развитию: совершенствовать рисование круглых

предметов, развивать способность к использованию личного опыта, подбор

предметов по словесному указанию.

Задачи

по

рисованию:

совершенствовать

использование

красок,

правильный захват кисти, формировать умение называть изображенные

предметы и явления.

Тема: «Разноцветные колеса»

Задачи по сенсорному развитию: формировать цветовые эталоны,

способность к применению знаний о форме предметов, переносу их в новые

условия.

Задачи по рисованию: закреплять рисование предметов круглой

формы, не отрывая кисть, умение промывать кисть, составлять описание

готовых работ.

Тема: «Рисуем красоту»

Задачи по сенсорному развитию: совершенствовать способность к

вербальному описанию предмета, к передаче относительной величины

предмета.

Задачи по рисованию: формировать самостоятельное задумывание

содержания рисунка, способность к реализации своего замысла, упражнять в

рисовании карандашом.

Тема: «Снежки»

Задачи по сенсорному развитию: закрепление передачи в рисунке

формы и величины предметов, соотнесение формы предмета и эталона

формы.

Задачи

по

рисованию:

совершенствовать

рисование

круглых

предметов, обучать закрашиванию красками, повторению изображения,

заполнению свободного пространства листа.

Тема: «Деревья в нашем саду»

Задачи по сенсорному развитию: обучать рисованию предметов

прямыми

вертикальными

и

наклонными

линиями,

расположению

изображения по всему листу, рисованию во весь лист, способствовать

формированию пространственных эталонов.

Задачи по рисованию: обучать созданию в рисунке образа дерева,

закреплять приемы рисования красками, воспитывать интерес к рисованию.

Тема: «Дерево и куст»

Задачи по сенсорному развитию: обучать передаче в рисунке величины

предмета, соотнесению формы кроны дерева с эталоном формы — кругом.

Задачи по рисованию: обучать передаче в рисунке картины зимы,

закреплять рисование деревьев, способность к расположению на листе

нескольких объектов, закреплять приемы промывания кисти.

Тема: «Елочка»

Задачи по сенсорному развитию: обучать соотнесению формы ели с

эталоном формы — треугольником, совершенствовать навыки определения

цвета изображения на основе личного опыта.

Задачи по рисованию: обучать передаче в рисовании образа елочки,

рисованию

предметов,

состоящих

из

линий,

закреплять

приемы

использования красок и кисти.

Таким образом, можно сделать вывод, что задачей сенсорного

воспитания в младшем дошкольном возрасте является формирование

правильных представлений об окружающих ребенка предметах, об их цвете,

форме, величине. В процессе рисования при проведении обследования

происходит усвоение детьми сенсорных эталонов. Прежде, чем начать любой

вид деятельности, педагог обсуждает с детьми особенности формы, размера,

положения предметов, затем на первом этапе занятия по рисованию с детьми

обследуется контур предмета, выделяются его части, дается характеристика

цвета.

Для рисования необходимо обучение детей определению основы

сложных форм предметов — геометрической формы. На основе изучения

сенсорных эталонов совершенствуется чувство цвета, пропорций и др.

Организуя целенаправленное восприятие свойств и качеств предметов,

иначе, обследование предметов, воспитатель создает основу для правильного

изображения предметов в дальнейшем. При этом необходимо познакомить

дошкольников со способами обследования.

Цель обследования зависит от вида рисования.

Список литературы:

1. Абдуллаева, Ш. А. Формирование сенсорного опыта и методика его

организации у детей раннего возраста [Текст] / Ш. А. Абдуллаева. — М. :

Наука, 2017. — 178 с.

2. Венгер, Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения

до шести лет [Текст] / Н. Б. Венгер. — М. : Просвещение, 2008. — 142 с.

3.

Запорожец,

А.

В.

Сенсорное

воспитание

дошкольников

[Текст] / А. В. Запорожец. — М. : Просвещение, 2003. — 98 с.

4. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Вторая

младшая

группа:

планирование,

конспекты

занятий,

методические

рекомендации [Текст] / И. А. Лыкова. — М. : Карапуз-Дидактика, 2007. —

143 с.

5. Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

Планирование, конспекты занятий [Текст] / А. В. Никитина. — СПб. : КАРО,

2014. — 112 с.



В раздел образования