Автор: Коптелова Надежда Викторовна
Должность: студентка
Учебное заведение: НТГСПИ
Населённый пункт: Нижний Тагил, Свердловская область
Наименование материала: Статья
Тема: РИСОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Раздел: дошкольное образование
РИСОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СЕНСОРНЫХ
ЭТАЛОНОВ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
В
Федеральном
государственном
образовательном
стандарте
дошкольного образования познавательное развитие выделяется как одна из
областей образования ребенка. Целевые ориентиры по завершении периода
дошкольного образования предполагают воспитание
ребенка, который
проявляет любознательность, понимает причинно-следственные связи, умеет
проводить наблюдения и эксперименты; имеет начальные знания о себе, о
природе и социуме, у которого сформированы элементарные представления о
живой природе, математических фактах и т.п. Таким образом, складывается
потенциал для познавательного развития ребёнка.
В связи с этим становится актуальным умственное воспитание
дошкольников, в основе которого лежит формирование сенсорных эталонов.
Итогом
сенсорного
развития
ребенка
являются
сформированные
представления о внешних свойствах предметов: форма, цвет, величина,
положение в пространстве, а также запах, вкус и т. п. Ранний и младший
дошкольный возраст составляют сензитивный период для формирования
сенсорных эталонов, так как по мнению большинства исследователей, это
период,
в
который
совершенствуется
деятельность
органов
чувств,
накапливаются представления об окружающем мире.
Основной задачей сенсорного развития является создание условий для
формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей
действительности. С восприятия предметов и явлений начинается познание
окружающего мира. В основе познавательных процессов запоминания,
мышления, воображения лежат образы восприятия, являющиеся продуктом
переработки информации. Поэтому можно говорить о том, что нормальное
течение умственного развития зависит от полноценного восприятия.
В дошкольной педагогике задачами по сенсорному развитию детей
являются расширение чувственных представлений детей в разнообразной
деятельности, формирование правильных движений рук при обследовании
предметов, формирование способности к выделению сходств и различий
признаков предметов, знаний о называниях свойств предметов.
Изобразительная деятельность, в частности, рисование оказывает
благотворное воздействие на все стороны развития дошкольников. В аспекте
формирования
сенсорных
эталонов,
рисование
способствует
непосредственному, чувственному знакомству с предметным миром и миром
явлений, с их свойствами и качественными характеристиками. Овладевая
рисованием, дети наиболее эффективно и целенаправленно усваивают
сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Яркие и выразительные
образы
в
произведениях
искусства
способствуют
формированию
эстетических переживаний, более глубокому и полному восприятию явлений
и развитию способности к нахождению образных выражений, умения
отражать собственные впечатления в своих работах, что приводит к
развитию художественного вкуса.
Одной из основных задач рисования во второй младшей группе
является обучение детей изображению простых предметов и явлений
окружающего мира. В связи с этим вводится обследование предметов перед
их
изображением,
что
способствует
началу
развития
аналитического
(зрительного и осязательного) восприятия детей. В этой группе наиболее
часто
используется
предметное
рисование,
хотя
вводятся
некоторые
элементы сюжетного и декоративного рисования.
Для рисования необходимо обучение детей определению основы
сложных форм предметов — геометрической формы. На основе изучения
сенсорных эталонов совершенствуется чувство цвета, пропорций и др.
Организуя целенаправленное восприятие свойств и качеств предметов,
иначе, обследование предметов, воспитатель создает основу для правильного
изображения предметов в дальнейшем. При этом необходимо познакомить
дошкольников со способами обследования.
Цель обследования зависит от вида рисования. Прежде, чем начать
любой вид деятельности, педагог обсуждает с детьми особенности формы,
размера, положения предметов, затем на первом этапе занятия по рисованию
с детьми обследуется контур предмета, выделяются его части, дается
характеристика цвета.
Таким образом, в процессе рисования при проведении обследования
происходит
усвоение
детьми
сенсорных
эталонов.
Это
оказывает
положительное
влияние
не
только
на
сенсорное
и
художественно-
эстетическое
развитие
детей,
но
также,
развивая
все
психические
познавательные процессы способствует развитию познавательной, речевой
деятельности дошкольников, их социализации, приобщения к культуре и
традициям родного народа.
Нами
был
разработан
педагогический
проект
по
применению
рисования для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
Данный проект ориентирован на работу с детьми 3-4 лет. Занятия проводятся
по подгруппам в первую половину дня в группе детского сада. Задачей
сенсорного
воспитания
в
младшем
дошкольном
возрасте
является
формирование
правильных
представлений
об
окружающих
ребенка
предметах, об их цвете, форме, величине. Поэтому занятия данного проекта
включают в себя три направления: цвета и оттенки, форма предметов и их
частей, сравнение предметов по величине.
Перспективное планирование занятий по проекту:
Тема: Знакомство с карандашами.
Задачи по сенсорному развитию: обратить внимание детей на след,
который оставляет карандаш на листе; научить проводить пальчиком по
нарисованной линии, акцентировать внимание на сходстве штрихов с
предметами.
Задачи по рисованию: учить рисованию карандашом, правильному
захвату карандаша, ведению карандашом по листу, регулируя нажим.
Тема: «Шарики с цветными ниточками»
Задачи по сенсорному развитию: развивать эстетические чувства,
умение представлять в линиях образы предметов.
Задачи по рисованию: формировать правильный захват карандаша;
учить проведению прямых линий сверху вниз; неотрывному, слитному
ведению.
Тема: «Пошел дождик»
Задачи по сенсорному развитию: развивать ритмическое чувство,
способность к соотнесению формы штрихов и ритма движений рук,
формировать эталоны цвета.
Задачи по рисованию: обучать передаче в рисунках впечатлений,
видению в рисунках образов явлений, совершенствовать рисование коротких
штрихов и линий, закреплять правильный захват карандаша.
Тема: «Разноцветная лесенка»
Задачи по сенсорному развитию: совершенствовать умение отличать и
называть цвета.
Задачи по рисованию: обучать рисованию линии сверху вниз; прямому,
непрерывному ведению кисти, набору краски на кисть, обмакиванию ее
полностью в краску; снятию лишней капли, путем прикосновения ворсом к
краю; промыванию кисти, осушиванию ее о тряпочку перед набором краски
другого цвета.
Тема: «Разноцветные листья»
Задачи по сенсорному развитию: обучать определению формы листа,
соотносению ее с эталоном формы, ориентировке на листе бумаги,
распределению изображения по всей плоскости.
Задачи по рисованию: развивать эстетическое восприятие, расширять
образные представления, обучать изображению листочков прикладыванием
ворса кисти к листу.
Тема: «Разноцветные клубки»
Задачи
по
сенсорному
развитию:
обучать
определению
формы
предметов, обследованию предмета.
Задачи по рисованию: обучать проведению слитных линий круговыми
движениями, без отрыва карандаша; правильному захвату карандаша;
использованию карандашей разного цвета.
Тема: «Кольца»
Задачи по сенсорному развитию: закреплять кругообразные движения
рук, формировать цветовые эталоны.
Задачи по рисованию: закреплять правильный захват карандаша,
передачу в рисунках округлой формы.
Тема: «Мыльные пузыри»
Задачи по сенсорному развитию: закреплять умения рисования
предметов круглой формы, разного размера, закреплять эталоны цвета.
Задачи по рисованию: обучать передаче в рисунках образов подвижных
игр, закреплять умения рисования красками, правильный захват кисти.
Тема: «Воздушные шарики»
Задачи по сенсорному развитию: закреплять рисование предметов
круглой формы, совершенствовать способность к соотнесению формы
предметов с эталонами формы.
Задачи по рисованию: закреплять правильный захват карандаша;
использование карандашей разного цвета.
Тема: «Рисуем круглые предметы»
Задачи по сенсорному развитию: совершенствовать рисование круглых
предметов, развивать способность к использованию личного опыта, подбор
предметов по словесному указанию.
Задачи
по
рисованию:
совершенствовать
использование
красок,
правильный захват кисти, формировать умение называть изображенные
предметы и явления.
Тема: «Разноцветные колеса»
Задачи по сенсорному развитию: формировать цветовые эталоны,
способность к применению знаний о форме предметов, переносу их в новые
условия.
Задачи по рисованию: закреплять рисование предметов круглой
формы, не отрывая кисть, умение промывать кисть, составлять описание
готовых работ.
Тема: «Рисуем красоту»
Задачи по сенсорному развитию: совершенствовать способность к
вербальному описанию предмета, к передаче относительной величины
предмета.
Задачи по рисованию: формировать самостоятельное задумывание
содержания рисунка, способность к реализации своего замысла, упражнять в
рисовании карандашом.
Тема: «Снежки»
Задачи по сенсорному развитию: закрепление передачи в рисунке
формы и величины предметов, соотнесение формы предмета и эталона
формы.
Задачи
по
рисованию:
совершенствовать
рисование
круглых
предметов, обучать закрашиванию красками, повторению изображения,
заполнению свободного пространства листа.
Тема: «Деревья в нашем саду»
Задачи по сенсорному развитию: обучать рисованию предметов
прямыми
вертикальными
и
наклонными
линиями,
расположению
изображения по всему листу, рисованию во весь лист, способствовать
формированию пространственных эталонов.
Задачи по рисованию: обучать созданию в рисунке образа дерева,
закреплять приемы рисования красками, воспитывать интерес к рисованию.
Тема: «Дерево и куст»
Задачи по сенсорному развитию: обучать передаче в рисунке величины
предмета, соотнесению формы кроны дерева с эталоном формы — кругом.
Задачи по рисованию: обучать передаче в рисунке картины зимы,
закреплять рисование деревьев, способность к расположению на листе
нескольких объектов, закреплять приемы промывания кисти.
Тема: «Елочка»
Задачи по сенсорному развитию: обучать соотнесению формы ели с
эталоном формы — треугольником, совершенствовать навыки определения
цвета изображения на основе личного опыта.
Задачи по рисованию: обучать передаче в рисовании образа елочки,
рисованию
предметов,
состоящих
из
линий,
закреплять
приемы
использования красок и кисти.
Таким образом, можно сделать вывод, что задачей сенсорного
воспитания в младшем дошкольном возрасте является формирование
правильных представлений об окружающих ребенка предметах, об их цвете,
форме, величине. В процессе рисования при проведении обследования
происходит усвоение детьми сенсорных эталонов. Прежде, чем начать любой
вид деятельности, педагог обсуждает с детьми особенности формы, размера,
положения предметов, затем на первом этапе занятия по рисованию с детьми
обследуется контур предмета, выделяются его части, дается характеристика
цвета.
Для рисования необходимо обучение детей определению основы
сложных форм предметов — геометрической формы. На основе изучения
сенсорных эталонов совершенствуется чувство цвета, пропорций и др.
Организуя целенаправленное восприятие свойств и качеств предметов,
иначе, обследование предметов, воспитатель создает основу для правильного
изображения предметов в дальнейшем. При этом необходимо познакомить
дошкольников со способами обследования.
Цель обследования зависит от вида рисования.
Список литературы:
1. Абдуллаева, Ш. А. Формирование сенсорного опыта и методика его
организации у детей раннего возраста [Текст] / Ш. А. Абдуллаева. — М. :
Наука, 2017. — 178 с.
2. Венгер, Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения
до шести лет [Текст] / Н. Б. Венгер. — М. : Просвещение, 2008. — 142 с.
3.
Запорожец,
А.
В.
Сенсорное
воспитание
дошкольников
[Текст] / А. В. Запорожец. — М. : Просвещение, 2003. — 98 с.
4. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Вторая
младшая
группа:
планирование,
конспекты
занятий,
методические
рекомендации [Текст] / И. А. Лыкова. — М. : Карапуз-Дидактика, 2007. —
143 с.
5. Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Планирование, конспекты занятий [Текст] / А. В. Никитина. — СПб. : КАРО,
2014. — 112 с.