Напоминание

РОЛЬ ТЕКСТОВ «НОВОЙ ПРИРОДЫ» В МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ


Автор: Солодянникова Светлана Валерьевна
Должность: студент
Учебное заведение: ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: РОЛЬ ТЕКСТОВ «НОВОЙ ПРИРОДЫ» В МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Раздел: среднее образование





Назад




РОЛЬ ТЕКСТОВ «НОВОЙ ПРИРОДЫ» В МОТИВАЦИИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

СОЛОДЯННИКОВА СВЕТЛАНА ВАЛЕРЬЕВНА

студентка филологического факультета, ФГБОУ ВО «Южно-

Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»,

г. Челябинск, Россия

Аннотация: В статье перечислены основные формы трансформации учебного текста,

подробно рассмотрена идея скетчноутинга на уроках литературы, даны рекомендации

при работе с данной технологией.

Ключевые слова: тексты «новой природы», скетчноутинг, визуальные заметки, урок

литературы, Н. В. Гоголь.

SOLODYANNIKOVA SVETLANA VALERYEVNA

Student of the Faculty of Philology, South Ural State Humanitarian Pedagogical

University, Chelyabinsk, Russia

Abstract: The article lists the main forms of transformation of the educational text, discusses

in detail the idea of sketchnouting in literature lessons, and gives recommendations when

working with this technology.

Key words: texts of «new nature», sketchnouting, visual notes, literature lesson, N. V. Gogol.

У современных школьников развито преимущественно клиповое

мышление - феномен информационного общества, в котором мы живем.

Для

такой

формы мышления характерны

обрывистость

получаемой

информации, ее поверхностный уровень восприятия, отсутствие системных

знаний. Гринева М. И. отмечает, что важной характеристикой клипового

мышления является неспособность к восприятию длительной линейной

последовательности – однородной информации, представленной в едином

стиле [4]. С этой проблемой сталкивается практически каждый учитель.

Как привести получаемую информацию в систему? Как разнообразить

подачу материала? На помощь приходят визуальные практики.

За последние 20 лет произошло активное развитие новых форматов

визуального представления текста: появились такие формы представления

текстов, как презентации, схемы, кластеры, таблицы, концепт-карты,

инфографика, визуальные заметки и т.д. Обобщенно их можно назвать

тексты «новой природы». Текстом «новой природы» Е. И. Казакова называет

«мысль, зафиксированную на каком-либо носителе, для отображения которой

используется связная последовательность разнородных символов (знаков

вербальной и невербальной природы)» [3].

На сегодняшний день существуют различные формы визуальных

практик

в

рамках

современных

уроков

литературы:

буктрейлер,

скетчноутинг, интеллект-карта, инфографика и др.

В данной статье мы подробно остановимся на скетчноутинге.

Идея скетчноутинга базируется на теории двойного кодирования (The

dual coding theory – DCT) психолога Аллана Пайвио. Согласно этой теории,

познание

включает

в

себя

взаимодействие

двух

различных

систем:

вербальной

системы

(язык)

и

невербальной

(образной)

системы,

специализирующейся

на

работе

с

нелингвистическими

объектами

и

событиями. Эта практика представляет собой графическое выражение

авторской мысли с помощью использования сочетания слов, рисунков и

рисованной типографики, фигур и элементов оформления [1].

Браташ В. С. дает следующие рекомендации при организации работы с

технологией скетчноутинга в образовательном процессе:

1. Перед началом создания скетча по тексту следует знакомить

учащихся с набором его ключевых слов.

2. Целесообразно графически отделять блоки информации друг от

друга.

3. Диагональное расположение текста может вызывать трудности у

читающего.

4. Уместно управлять вниманием читающего, в скетче это можно

делать с помощью стрелок.

5.

Для

привлечения

внимания

к

названию

текста

необходимо

дублировать информацию из названия в основной части визуальной заметки.

6.

Необходимо

подкреплять

текстовую

информацию

картинкой,

связанной с ней содержательно.

7. Важно прорисовывать портрет главного героя, если речь идёт о

биографии [2].

В нашей работе мы рассмотрим применение скетчноутинга при

изучении комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». По ходу чтения мы делаем акцент

на цитатах, важных для понимания локуса произведения, работаем с

экспозицией.

После

комментированного

чтения

I

действия

детям

предлагается составить свой образ города N

с помощью использования

скетчноутинга. Применение этой практики дает возможность выстроить

образ не только города N как места действия комедии, но и выйти на

собирательный образ всех городов России, современной Гоголю.

Еще один вариант использования данной визуальной практики - при

составлении характеристик героев комедии. По ходу чтения и при анализе

произведения дети отмечают для себя важные детали внешности и характера

персонажей, обобщают ключевые черты. Итогом становится продукт

скетчноутинга по одному из героев комедии.

Скетчноутинг можно использовать и при анализе главного героя

комедии - Хлестакова. Причем, возможен как вариант произвольной,

самостоятельной работы детей на этапе обобщения, так и вариант работы по

готовому шаблону «Явная и скрытая сторона личности Хлестакова». При

втором виде детям предлагается заполнить скетч-основу в уже известной им

технике, отразив аспект видимости, которую хочет создать герой, и аспект

его сущности.

Важно отметить, что скетчноутинг можно включать в сам ход урока -

на этапе обобщения материала, так и предлагать творческую работу на дом.

Это позволит детям углубить анализ комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», по-

своему, творчески ее интерпретировать.

Таким образом, скетчноутиннг - универсальная визуальная практика,

позволяющая преобразовать ключевую идею произведения в доступный, а

главное понятный для школьников формат, благодаря которому они лучше

запомнят и усвоят авторскую концепцию текста.

Литература

1.

Арбузова Е. А., Яскина О. А. Приемы визуализации учебного материала как средство

формирования

информационной

культуры

студентов

вузов

/

Е. А. Арбузова,

О. А. Яскина // Современная наука: проблемы и перспективы развития. III Междунар.

науч.-практ.конф. - Омск: ОмГА, 2019. - ISBN 978-5-8268-1900-5. - С. 42-48.

2.

Казакова Е. И.

Тексты

новой

природы:

проблемы

междисциплинарного

исследования / Е. И. Казакова // Психологическая наука и образование. - 2016. - Т. 21.

- №4. - С. 102-109.

3.

Основные

результаты

российских

учащихся

в

международном

исследовании

читательской, математической и естественнонаучной грамотности PISA‒2018 и их

интерпретация / Адамович К. А.,

Капуза А. В.,

Захаров А. Б.,

Фрумин И. Д.;

Национальный

исследовательский

университет

«Высшая

школа

экономики»,

Институт образования. — Москва: НИУ ВШЭ, 2019 — 28 с.



В раздел образования