Автор: Лобарева Елена Викторовна
Должность: Учитель - логопед
Учебное заведение: МАДОУ д/с "Алёнка"
Населённый пункт: ХМАО - Югра, Советский р - он, г. Советский
Наименование материала: Работа с родителями по творческой теме: «Развитие связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи посредством технологии «синквейн»»
Тема: Технология "Синквейн" в коррекционной работе учителя - логопеда
Раздел: дошкольное образование
Работа с родителями по творческой теме: «Развитие связной речи
у детей с тяжелыми нарушениями речи посредством технологии
«синквейн»»
Современная жизнь диктует свои законы: речь людей становится деловой, даже в
ежедневной обстановке, лаконичной, сухой, лишенной образности, яркости. Хорошее
владение словом – это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого зависит и
социальный статус человека и профессиональная карьера.
В
Федеральном
государственном
образовательном
стандарте
дошкольного
образования образовательная область «Речевое развитие» является одной из важных.
Речь, является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности:
общения, познания, познавательно-исследовательской.
Количество детей с речевой патологией в последнее время неуклонно растет.
Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, на
адекватность поведения и социализацию ребенка в обществе.
В коррекционной работе по развитию связной речи детей используются
разнообразные технологии (мнемотаблицы,
театрализованный пересказ, синквейн,
пересказ с опорой на серии сюжетных картинок и мн.др.)
Для того, чтобы вызвать интерес у детей с ТНР к связной передаче текста необходима
наглядная опора.
Именно дидактическая технология «синквейн» и является такой опорой. Она
способствует творческому самовыражению, обогащению словарного запаса, является
инструментом для синтеза и обобщения информации, замечательной базой для
подготовки
к
пересказу.
Синквейн - это стихотворение, написанное в соответствии с определёнными
правилами. Значение этой технологии в обогащении и активизации глагольного словаря,
словаря
прилагательных,
о
грамматическом
оформлении
фразы,
о
развитии
ассоциативного и наглядно-образного мышления.
Цель технологии «Синквейн»:
развитие связной речи дошкольников посредством
составления синквейна с помощью символов, добиться умения выделять главную мысль
текста, а также выражать свои мысли.
Алгоритм составления синквейна
Синквейн состоит из пяти строк, его форма напоминает елочку.
Первая строка – это заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно
существительное, означающее предмет).
Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его
свойства, раскрывающие тему.
Третья строка обычно состоит из трёх глаголов описывающих действия предмета.
Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких
слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в
тексте.
Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих
чувств, ассоциаций, связанных с предметом, синоним первого слова.
Работа с родителями по развитию связной речи у детей с ТНР 4-5 лет.
Цель: повышение педагогической культуры и активизации внимания и
деятельности родителей, направленных на решение задач речевого развития, которые
осуществляются в работе с детьми, для более последовательного и эффективного
воспитания их в семье.
Задачи: - установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- способствовать созданию условий для партнерского общения родителей и детей на
основе общего дела;
- выстроить единые требования к поведению и речи ребенка в детском саду и дома;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
детей.
Месяц
Содержание работы
Цель, задачи.
Сентябрь
Консультация «В чём заключается работа учителя -
логопеда»
Квест-игра «Представляем детский сад»
Введение в словарь детей нового понятия: «Слова-
предметы» обогащение и активизация словаря по
лексическим темам.
Познакомить родителей с направлениями работы учителя
– логопеда.
Формирование педагогической культуры у родителей и
включения родителей в образовательный процесс.
Привлекать родителей к активному обогащение и
активизации словаря по лексическим темам детей с
введением в их словарь «Слов-предметов»
Октябрь
Конкурс чтецов 2020 уч.год.
Праздник – развлечение: «Осенний праздник»
Папка –передвижка на тему: «Особенности развития речи
детей 4-5 лет. Причины нарушения речевого развития»
Игра – практикум «Роль пальчиковых игр в речевом
развитии детей» -
Выставка – конкурс «Лучшая игрушка для развития мелкой
моторики»
Введение в словарь детей нового понятия: «Слова-
признаки» обогащение и активизация словаря по
лексическим темам.
Привлечение родителей к совместному участию с детьми в
конкурсах.
Создание условий для речевого развития дошкольников;
формирование педагогической культуры родителей в
вопросах речевого развития детей 4-5 лет.
Формировать у родителей представления о роли мелкой
моторики в психофизическом развитии детей;
познакомить родителей с пальчиковыми играми,
направленными на речевое развитие детей.
Привлекать родителей к активному обогащение и
активизации словаря по лексическим темам детей с
введением в их словарь «Слов-признаков»
Ноябрь
Консультация на тему: «Артикуляционная гимнастика -
залог правильного звукопроизношения».
Мастер – класс: «Сказки веселого язычка» - показ
комплексов артикуляционной гимнастики для постановки
различных групп звуков»
Введение в словарь детей нового понятия: «Слова-
действия» обогащение и активизация словаря по
лексическим темам.
Познакомить родителей с основными упражнениями
артикуляционной гимнастики.
Передача опыта путем прямого и комментированного
последовательности
форм педагогической деятельности при проведении
артикуляционной
гимнастики.
Привлекать родителей к активному обогащение и
активизации словаря по лексическим темам детей с
введением в их словарь «Слов-признаков»
Декабрь
Рекомендации по организации дидактических игр на
развитие словаря «Слов - предметов»; «Слов - признаков» в
домашних условиях
Проведение праздника» Новый год»: поем песни и читаем
стихи.
Формировать у родителей представления об дидактических
играх на развитие словаря «Слов - предметов»; «Слов -
признаков» в домашних условиях.
Привлекать родителей к активному участию в
развитии речевой деятельности детей.
Январь
Консультация на тему: «Игры на развитие воздушной
струи»
Выставка – конкурс: «Лучшая игрушка на развитие речевого
дыхания»
Формировать у родителей представления о необходимости
формирования силы воздушной струи, необходимой для
развития речевого дыхания.
Познакомить родителей с играми на развитие воздушной
струи, направленных на речевое развитие детей.
Февраль
Консультация на тему: «Что ответить почемучке?»
Совместная квест – игра с инструктором по ФИЗО и
родителями.
Повышение педагогической культуры родителей.
Привлекать родителей к активному участию в речевом и
физическом развитии детей через совместное участие.
Март
Папка - передвижка «Технология синквейн, в речевом
развитии детей 4-5 лет»
Рекомендации по организации дидактических игр на
развитие словаря «Слов - действий» в домашних условиях.
Интегрированное мероприятие с музыкальным
руководителем для родителей «Мы потешки распеваем»
Повышение педагогической культуры родителей.
Формировать у родителей представления об дидактических
играх на развитие словаря «Слов - действий» в домашних
условиях.
Привлекать родителей к активному участию в речевом и
музыкальном развитии детей через совместное участие.
Апрель
Папка - передвижка «Логопедия для родителей
увлекательно и интересно»
Повышение педагогической культуры родителей.
Май
Рекомендации речевые игры на лето.
Повышение педагогической культуры родителей.