Напоминание

Программа дополнительного образования


Автор: Краснослободцева Ирина Николаевна
Должность: воспитатель логопедической группы
Учебное заведение: ЧДОУ "Детский сад №244 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: г.Облучье, ЕАО
Наименование материала: Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Звуковичок»
Тема: Программа дополнительного образования
Раздел: дошкольное образование





Назад




Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста

«Звуковичок»

Автор-составитель: Краснослободцева Ирина Николаевна,

воспитатель Детского сада №244 ОАО «РЖД» г. Облучье

2021 г.

1

Содержание

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ…………………………………………………………………….3

1.1. Пояснительная записка ……………………………………………………………...3

1.1.1 Цели и задачи реализации Программы………………………………………….3

1.1.2. Характеристика основных компонентов речи детей старшего дошкольного

возраста с общим недоразвитием речи.………………………………… ……………..5

1.2. Планируемые результаты……………………………………………………………5

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ……………………………………………………...6

2.2 Формы, методы и средства реализации программы……………………………..6

2.3 Содержание программы логопедического кружка «Звуковичок» по периодам

на 2021-2022 год……………………………………………………………………………8

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ………………………………………………….12

3.1. Организация работы кружка «Звуковичок»……………………………………...12

3.2. Материально- техническое обеспечение……….…………………………………..12

3.2 Список литературы…………………………………………………………………....14

2

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка,

особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи

невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим

миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у

дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс

затягивается.

Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для

формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе.

Разнообразные

нарушения

устной

речи

-

одна

из

распространенных

причин

неуспеваемости учащихся начальных классов.

Наиболее

часто речевые дефекты

наблюдаются в произношении, формировать которое довольно сложно, поскольку

ребенку необходимо научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль

за собственной речью. Логопедическая работа - основная форма коррекционного

обучения, способствующая постепенному развитию всех компонентов речи и подготовке

к школе. Обучение правильной речи требует регулярных, последовательных занятий,

которые позволяют сформировать у ребенка определенный динамический стереотип.

В соответствии с данной Рабочей программой в логопедический кружок

«Звуковичок» зачисляются дети 6-7 лет, посещающие подготовительную группу и

имеющие

проблемы

звукопроизношения

по

запросу

родителей

или

законных

представителей. Рабочая программа логопедического кружка «Звуковичок» разработана

для подготовительной к школе группы Детского сада №244 ОАО «РЖД» г. Облучье, срок

реализации программы один год.

Настоящая программа имеет коррекционно-развивающее направление и описывает

курс занятий по исправлению звукопроизношения детей подготовительной к школе

группе.

Теоретической и методологической основой программы являются: положение

Л. С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии

ребенка; учение Р. Е. Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-

педагогическом

подходе

в системе

специального

обучения;

исследования

закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т. Б.

Филичевой и Г. В. Чиркиной.

Актуальность программы заключается в том, что своевременное выявление

речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает

отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на всё

психическое развитие ребёнка. Именно до поступления в школу возникает необходимость

устранить эти дефекты. В результате проведения специально организованного обучения

можно не только исправить первичный, но и предупредить вторичный дефекты.

Данная

программа

составлена

с

учётом

и

использованием

современных

инновационных технологий и методик в области профилактики и коррекции речевых

нарушений у детей.

1.1.1 Цели и задачи реализации Программы

Цель программы: Создание благоприятных условий для совершенствования

звукопроизношения у детей 6-7 лет в условиях дошкольного учреждения, постановка и

коррекция нарушенного звукопроизношения, автоматизация звуков в речи.

Задачи:

1. Формирование навыков правильного произношения всех звуков языка с отчётливым и

внятным произношением слов, фраз;

3

2. Развитие слухового внимания и слухового восприятия, фонематического слуха.

3. Развитие моторики артикуляционного аппарата.

4. Развитие дыхания.

5. Развитие мелкой моторики.

6. Формирование умения регулировать силу голоса.

7. Формирование правильного звукопроизношения.

8. Обучение интонационной выразительности речи (использование логических пауз,

ударений, мелодики, темпа, ритма, тембра).

9. Расширение словарного запаса.

10. Формирование связной речи.

11. Воспитание культуры речевого общения.

Индивидуальные и подгрупповые занятия

направлены на формирование

артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие

фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса,

отработку

лексико-грамматических

категорий.

Последовательность

устранения

выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально. Постановка

звуков

осуществляется

при

максимальном

использовании

всех

анализаторов.

Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении

комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических

нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На

индивидуальных занятиях имеется возможность установить эмоциональный контакт с

ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой

дефект, сгладить невротические реакции.

На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией

каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях:

изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры.

Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звуков в период

первоначальной постановки, которая является лишь одним из этапов изучения нового

звука. Частные приемы коррекции определяются и детализируются в зависимости от

состояния

строения

и

функции

артикуляционного

аппарата.

При

закреплении

артикуляции последовательность

позиции

звука от

наиболее

благоприятной для

произнесения к наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом

с учетом особенностей артикуляционной базы родного языка. Учитывается следующее:

для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к различным

фонетическим группам; звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатываются

отсрочено

во

времени;

окончательное

закрепление

изученных

звуков

достигается

в

процессе

дифференциации

всех

близких

звуков.

Материал

для

закрепления

правильного

произношения

звуков

подбирается

таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению

словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения

и способствовал развитию связной речи.

1.1.2. Характеристика основных компонентов речи детей старшего дошкольного

возраста с общим недоразвитием речи.

Фразовая

речь.

Имеется

развернутая

фразовая

речь

с

элементами

лексико-

грамматического и фонетико-фонематического недоразвития; в активной речи ребенок

пользуется

в

основном

простыми

предложениями;

затрудняется

или

не

умеет

распространять простые предложения и строить сложные.

Понимание речи.

Понимание обращенной к ребенку речи приближено к норме, но

остаются

затруднения

в

понимании

изменений

слов,

выраженных

приставками,

4

суффиксами, в различении оттенков значений однокоренных слов, усвоении логико-

грамматических

структур,

отражающих

причинно-следственные,

временные,

пространственные и другие связи, отношения.

Словарный запас. Ребенок пользуется всеми частями речи, однако при этом заметно

преобладание существительных и глаголов, недостаточно прилагательных (особенно

относительных), наречий; предлоги, даже простые, употребляет с ошибками; характерно

неточное употребление глаголов, замена названий частей предметов названиями целых

предметов; страдает навык словообразования и словотворчества.

Грамматический строй речи. Ребенок правильно употребляет простые грамматические

формы,

но

допускает

специфические

ошибки:

Неправильное

согласование

имен

прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже; имен числительных

с именами существительными; пропуски и замены предлогов; ошибки в ударениях и

падежных окончаниях.

Звукопроизношение. Произносительные возможности детей улучаются, но по-прежнему

могут оставаться все виды нарушений (чаще всего свистящий и шипящий сигматизмы,

ротацизм, ламбдацизм, дефекты озвончения); характерны нестойкие замены, когда звук в

разных словах произносится по-разному, и замены групп звуков более простыми по

артикуляции.

Слоговая структура слова. Характерны сокращения количества слогов, перестановка

слогов и звуков, замена и уподобление слогов, сокращение звуков при стечении

согласных. Особенно страдает звуконаполняемость слов.

Фонематическое

восприятие.

Недостаточно

развиты

фонематический

слух

и

фонематическое восприятие; готовность к звуковому анализу и синтезу самостоятельно не

формируется.

1.2. Планируемые результаты

- правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;

- формируется фонематическое восприятие и звукопроизношение.

- чётко дифференцировать все изученные звуки;

- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в

слове;

- различать понятия “звук”, “твёрдый звук”, “мягкий звук”, “глухой звук”, “звонкий

звук”, “слог”, “предложение” на практическом уровне;

- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

- производить элементарный звуковой анализ и синтез;

- овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении

стихов.

2. . СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.2 Формы, методы и средства реализации программы

В

содержание занятий

включены

следующие

формы

работы:

-артикуляционная

гимнастика,

самомассаж

органов

артикуляции;

-упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания,

памяти;

-дыхательные

и

фонопедические

упражнения;

5

-упражнения на развитие темпа, ритма и координации речи и движений с музыкальным

сопровождением

(логоритмика)

и

без

музыкального

сопровождения;

-игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук;

-лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования связной речи;

-упражнения на расслабление (релаксация).

Для оздоровления детей, снятия мышечного и нервного напряжения используются

нетрадиционные методы, такие как элементы Су–джок терапии, самомассаж ладоней и

стоп ипликатором Кузнецова, массажными мячиками, игры с бельевыми прищепками,

кинезиологические

упражнения.

Для

активизации

внимания

детей

на

занятии

применяются средства ИКТ.

Модель организации логопедического кружка «Звуковичок»

Этапы

Задачи этапа

Результат

1 этап

исходно-

диагностический

1.

Сбор

анамнестических

данных

посредством

изучения

медицинской

и

педагогической документации ребёнка.

2. Проведение процедуры логопедической

диагностики детей: исследование состояния

речевых и неречевых функций ребёнка,

уточнение

структуры

речевого

дефекта,

изучение

личностных

качеств

детей,

определение наличия и степени фиксации на

речевом дефекте.

Определение

структуры

речевого

дефекта

каждого

ребёнка, задач корр.

работы.

2 этап

организационно-

подготовительный

1. Определение содержания деятельности по

реализации

задач

коррекционно-

образовательной

деятельности,

формирование

подгрупп

для

занятий

в

соответствии с уровнем сформированных

речевых и неречевых функций.

2.

Конструирование

индивидуальных

маршрутов коррекции речевого нарушения в

соответствии с учётом данных, полученных

в ходе логопедического исследования.

3.

Индивидуальное

консультирование

родителей

знакомство

с

данными

логопедического исследования, структурой

речевого

дефекта,

определение

задач

совместной помощи ребёнку в преодолении

данного речевого нарушения, рекомендации

по организации деятельности ребёнка вне

детского сада.

Разработка

коррекционного

маршрута ребенка.

3 этап

коррекционно-

развивающий

1.

Реализация

задач,

определённых

в

индивидуальных,

подгрупповых

коррекционных программах.

Достижение

определённого

позитивного эффекта

в устранении у детей

откло-нений в рече-

вом развитии

4 этап

итогово-

1. Проведение диагностической процедуры

логопедического

исследования

состояния

Решение

о

прекращении

6

диагностический

речевых и неречевых функций ребёнка –

оценка динамики, качества и устойчивости

результатов коррекционной работы с детьми

(в индивидуальном плане).

2.

Определение

дальнейших

образовательных

(коррекционно-

образовательных)

перспектив

детей,

выпускников ДОУ – группы для детей с

нарушениями речи.

логопедичес-кой

работы с ребёнком,

изменении

её

характера

или

продолжении

логопедичес-кой

работы.

На первых двух этапах индивидуальной коррекционно-развивающей работы по

звукопроизношению проводится тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к

коррекционной работе. Задачами на этот период являются - вызвать у детей интерес к

логопедическим занятиям;- развитие слухового внимания, памяти, фонематического

восприятия

в

играх

и

специальных

упражнениях;-

формирование

и

развитие

артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки

звуков;- в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой

гимнастики.

Далее

на

коррекционно-развивающем

этапе

проходит

формирование

произносительных умений и навыков,

задачами которых является: - устранение

дефектного звукопроизношения;- развитие умений и навыков дифференцировать звуки,

сходные артикуляционно и акустически; - формирование практических умений и навыков.

Виды коррекционной работы на данном этапе:

• Подготовительные упражнения (артикуляционная гимнастика):

Для свистящих: «Чистим зубки», «Качели», «Лопатка», «Накажем язычок», «Заборчик» ,

«Окно», «Мост», «Холодный ветер».

Для шипящих: «Трубочка», «Чашечка», «Лопатка копает», «Вкусное варенье», «Грибок»,

«Парус», «Фокус», «Теплый ветер».

Для сонорных: «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Молоток»,

«Пулемет», «Пароход», «Пароход гудит».

• Автоматизация каждого исправленного звука в слогах:

- З, Ш, Ж, С, З’, Л’ автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в

последнюю очередь – в слогах со стечением согласных;

- Ц, Ч, Щ, Л – наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением

согласных;

- Р, Р’ можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно

вырабатывать вибрацию.

• Автоматизация исправленного звука в словах проводится по следам автоматизации в

слогах, в той же последовательности. По мере овладения произношением каждого слога

он сразу вводится и закрепляется в словах с данным слогом.

• Автоматизация звуков в предложениях. Каждое отработанное в произношении слово

сразу включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются

потешки, чистоговорки, стихи с данным звуком.

• Дифференциация звуков:

С-З, С’-Ц, С-Ш;

Ж-З, Ж-Ш;

Ч-Т’, Ч-С’, Ч-Щ;

Щ-С, Щ-Т’, Щ- Ч, Щ-Ш;

Р-Л, Р-Р’, Р’-Л’, Р’-Й, Л’-Л.

7

Совершенствование фонематического восприятия проводится параллельно с

коррекцией звукопроизношения. Далее все этапы будут повторяться для новых звуков,

которые берутся для закрепления в зависимости от быстроты их постановки.

Содержание программы логопедического кружка «Звуковичок»

по периодам на 2021-2022 год

Периоды

Звуковая сторона речи

Развитие речи

Основные содержание работы

Произношение

Фонематическое

восприятие

I

октябрь, ноябрь

Выработка

дифференцированны

х движений органов

артикуляционного

аппарата.

Развитие речевого

дыхания. Уточнение

правильного

произношения

сохранных звуков:

гласные — [а], [у],

[и], [о], [ы],

согласные — [м] —

[м’], [н] — [н’], [п] —

[п’], [т] — [т’], [к]-

[к’],

[ф] — [ф’], [д] — [д’],

[в] — [в’], [б] — [б’],

[г] — [г’] и т. д.

Произнесение ряда

гласных на твердой и

мягкой атаке, с

различной силой

голоса и интонацией:

изолированно;

в слогах

(воспроизведение

звукослоговых рядов

с различной

интонацией, силой

голоса, ударением;

воспроизведение

ритмических

рисунков,

предъявленных

логопедом;

произнесение

различных сочетаний

из прямых, обратных

Развитие

способности

узнавать и различать

неречевые звуки.

Развитие

способности

узнавать и различать

звуки речи по

высоте и силе

голоса.

Дифференциация

речевых и

неречевых звуков.

Развитие слухового

внимания к звуковой

оболочке слова,

слуховой памяти.

Различение слогов,

состоящих из

правильно

произносимых

звуков.

Знакомство детей с

анализом и синтезом

обратных слогов.

Преобразование

слогов за счет

изменения одного

звука.

Различение

интонационных

средств

выразительности в

чужой речи.

Различение

односложных и

многосложных слов.

Выделение звука из

ряда других звуков.

Закрепление навыка

употребления

категории

множественного числа

существительных.

Закрепление навыка

употребления формы

родительного падежа

с предлогом «у».

Согласование

притяжательных

местоимений «мой,

моя, мое» с

существительным

мужского, женского,

среднего рода.

Закрепление навыка

употребления

категории числа и

лица глаголов

настоящего времени.

Закрепление навыка

употребления в

самостоятельной речи

категорий

прошедшего времени

глаголов

множественного

числа.

Составление

предложений по

демонстрации

действий.

Объединение этих

предложений в

короткий текст.

8

и закрытых слогов);

в словах;

в предложениях.

Развитие навыков

употребления в речи

восклицательной,

вопросительной и

повествовательной

интонации.

Постановка

отсутствующих в

речи звуков (в

соответствии с

индивидуальными

особенностями речи

детей). Сонорных -

[л], [л’], [р], [р’];

свистящих -[с] — [с’],

[з] — [з’], [ц];

шипящих -[ш], [ж],

[щ], [ч].

Автоматизация

поставленных звуков;

изолированно;

в открытых слогах

(звук в ударном

слоге);

в обратных слогах;

в закрытых слогах;

в стечении с

согласными;

в словах, где

изучаемый звук

находится в

безударном слоге.

Выделение ударного

гласного в начале

слова, выделение

последнего

согласного звука в

слове. Выделение

среднего звука в

односложном слове.

Практическое

усвоение понятий

“гласный —

согласный” звук.

II

Декабрь, январь,

февраль

Продолжение работы

над развитием

подвижности органов

артикуляционного

аппарата. Постановка

отсутствующих

звуков:

(индивидуально)

сонорных -[л], [л’],

[р], [р’]; свистящих -

[с] — [с’], [з] — [з’],

[ц]; шипящих -[ш],

[ж], [щ], [ч].

Автоматизация ранее

поставленных звуков

в предложениях и

коротких текстах (см.

Определение

наличия звука в

слове.

Распределение

предметных

картинок, названия

которых включают:

дифференцируемые

звуки;

определенный

заданный звук.

На этом же

материале:

определение места

звука в слове;

выделение гласных

звуков в положении

Закрепление в

самостоятельной речи

навыка:

согласования

прилагательных с

существительными в

роде, числе, падеже и

образования

относительных

прилагательных;

согласования

порядковых

числительных с

существительным.

Закрепление умения:

подбирать

однокоренные слова;

9

развитие речи).

Автоматизация

произношения вновь

поставленных звуков:

изолированно;

в открытых слогах

(звук в ударном

слоге);

в обратных слогах;

в закрытых слогах;

в стечении с

согласными;

в словах, где

изучаемый звук

находится в

безударном слоге.

Дифференциация на

слух сохранных

звуков (с

проговариванием),

различающихся:

по твердости —

мягкости [м] — [м’],

[н] — [н’], [п] — [п’],

[т] — [т’], [к] — [к’],

[ф] — [ф’], [д] — [д’],

[в] — [в’], [б] — [б’],

[г] — [г’];

по глухости —

звонкости: [п] — [б],

[к] — [г], [т] — [д];

а также:

в обратных слогах;

в слогах со стечением

двух согласных;

в словах и фразах.

после согласного в

слоге;

осуществление

анализа и синтеза

прямого слога;

выделение

согласного звука в

начале слова;

выделение гласного

звука в конце слова.

Практическое

знакомство с

понятиями “твердый

— мягкий звук” и

“глухой — звонкий”.

Формирование

умения различать и

оценивать

правильные эталоны

произношения в

чужой и

собственной речи.

Различение слов,

близких по

звуковому составу;

определение

количества слогов

(гласных) в слове.

Дифференциация на

слух сохранных

звуков (без

проговаривания):

по твердости —

мягкости ([м] —

[м’], [н] — [н’], [п]

— [п’], [т] — [т’], [к]

— [к’], [ф] — [ф’],

[д] — [д’], [в] — [в’],

[б] — [б’]; [г] —

[г’]);

по глухости —

звонкости:

[п] — [б], [к] — [г],

[т] — [д];

в обратных слогах;

в слогах со

стечением двух

согласных;

в словах и фразах;

составление

предложений с

определенным

образовывать

сложные слова;

составлять

предложения по

демонстрации

действий, картине,

вопросам;

распространять

предложения за счет

введения однородных

подлежащих,

сказуемых,

дополнений,

определений;

составлять

предложения по

опорным словам;

составлять

предложения по

картине, серии картин,

пересказывать тексты,

насыщенные

изучаемыми звуками;

заучивать

стихотворения,

насыщенные

изучаемыми звуками.

Закрепление знаний и

умений, полученных

ранее, на новом

словесном материале.

10

словом;

анализ

(двусложного)

предложения;

анализ

предложения с

постепенным

увеличением

количества слов.

III

Вторая

половина

февраля — май

Постановка

отсутствующих в

речи звуков (в

соответствии с

индивидуальными

особенностями речи

детей). Сонорных -

[л], [л’], [р], [р’];

свистящих -[с] — [с’],

[з] — [з’], [ц];

шипящих -[ш], [ж],

[щ], [ч].

Автоматизация

поставленных звуков

в собственной речи.

Дифференциация

звуков по месту

образования:

[с] — [ш], [з] — [ж];

[р] — [л];

в прямых и обратных

слогах;

в слогах со стечением

трех согласных;

в словах и фразах;

в стихах и коротких

текстах;

закрепление умений,

полученных ранее, на

новом речевом

материале.

Составление схемы

слова с выделением

ударного слога.

Выбор слова к

соответствующей

графической схеме.

Выбор графической

схемы к

соответствующему

слову.

Преобразование

слов за счет замены

одного звука или

слога.

Подбор слова с

заданным

количеством звуков.

Определение

последовательности

звуков в слове

(спеллинг).

Определение

порядка следования

звуков в слове.

Определение

количества и

порядка слогов в

слове.

Определение звуков,

стоящих перед или

после определенного

звука.

Составление слов из

заданной

последовательности

звуков.

Активизация

приобретенных

навыков в специально

организованных

речевых ситуациях;

в коллективных

формах общения

детей между собой.

Развитие детской

самостоятельности

при оречевлении

предметно-

практической

деятельности с

соблюдением

фонетической

правильности речи.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.

Организация работы кружка «Звуковичок»

Возраст детей:

6-7 лет

11

Срок реализации

1 год

Режим занятий

1 раз в неделю с октября по май.

Продолжительность занятий

30 минут

Общее количество занятий

32

занятия

с

учетом

календарных

праздников (в среднем 1 раз в неделю).

Количество занятий для каждого ребенка

индивидуально

Количество детей

6 человек

Форма организации

индивидуальная, подгрупповая

3.2 Материально- техническое обеспечение

Развивающая предметно-пространственная среда группы позволяет проводить

кружковую работу с детьми старшего возраста как индивидуально, так и по подгруппам.

По

своим

функциям

она:

содержательно-насыщенна,

трансформируема,

полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.

1) Насыщенность среды

соответствует возрастным возможностям детей и

содержанию Программы. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и

воспитания, соответствующими материалами, в том числе игровым, спортивным,

оздоровительным

оборудованием,

инвентарем.

Организация

образовательного

пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивает:

- коррекционную, игровую, познавательную, исследовательскую и творческую

активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами

(в том числе с песком и водой);

- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики,

участие в подвижных играх и соревнованиях;

-

эмоциональное

благополучие

детей

во

взаимодействии

с

предметно-

пространственным окружением;

- возможность самовыражения детей.

2) Трансформируемость

пространства предполагает возможность изменений

предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том

числе от задачи коррекционной работы;

3) Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного

использования различных составляющих предметной среды;

наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным

способом употребления) предметов, пригодных для использования в зависимости от

предполагаемых задач коррекционно- развивающей работы.

4) Вариативность среды предполагает наличие в группе разнообразных материалов,

игр, игрушек и оборудования, периодическую сменяемость обучающего и игрового

материала,

появление

новых

предметов,

стимулирующих

речевую,

игровую,

двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе

детей с ограниченными возможностями здоровья, всех помещений, где осуществляется

образовательная

деятельность;

свободный

доступ

детей,

в

том

числе

детей

с

ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям,

12

обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность

материалов и оборудования.

6) Безопасность

предметно-пространственной среды предполагает соответствие

всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их

использования.

Уголок коррекции

Наименование

Количество, шт.

1

Зеркало

1

2

Полка

1

3

Материал для развития мелкой моторики и речи

набор

4

Картотека пальчиковой гимнастики

набор

5

Картотека артикуляционной гимнастики

набор

6

Картотека игр со словом

набор

7

Шнуровки, бусы, мелкие игрушки, проволока

наборы

В Уголке коррекции речи проводятся индивидуальные занятия и упражнения с

детьми. Уголок имеет настенное зеркало, закрепленное на уровне лица ребенка и

позволяет детям видеть и контролировать артикуляцию звуков. Кроме этого, в Уголке

коррекции представлены картотеки упражнений для языка, пальчиковой гимнастики, игр

с речевым сопровождением. Подобран разнообразный материал для развития мелкой

моторики (проволока, шнуровка, бусы, пробки, мелкие игрушки и песочный бассейн).

Кабинет логопеда

Наименование

Количество, шт.

1

Столы детские учебные

10

2

Стол малый

1

3

Компьютерный стол

1

4

Стол письменный

1

5

Стулья детские учебные

11

6

Стулья мягкие

2

7

Доска демонстрационная

1

8

Доска мультимедийная

1

9

Проектор мультимедийный

1

11

Компьютер стационарный

1

12

Ноутбук

1

13

13

Принтер 3 в 1

1

14

Колонки компьютерные

2

В логопедическом кабинете имеется необходимые условия

для проведения

подгрупповых и индивидуальных занятий. В помещении класса расположены книжные

шкафы с материалом по всем лексическим темам недели. Кроме этого, в большом

количестве представлен демонстрационный и игровой материал для занятий с детьми. В

классе расположен стационарный компьютер, проектор для работы на мультимедийной

доске. Переносной ноутбук позволяет использовать его как на занятиях в классе, так и во

время занятий в группе. Вся мебель в классе подобрана с учетом возрастных норм,

мобильна и безопасна.

14

3.2 Список литературы

1.

Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с

нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб., 2005.

2.

Вераксы Н.Е, Комаровой Т.С , Васильевой М.А., От рождения до школы.

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования –

3-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

3.

Волковская Т.Н. Организационно-методические основы психологической помощи

лицам с недостатками речи Москва, НКЦ, 2011.

4.

Жукова Н.С., Масюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего

недоразвития речи. Литер, город: Екатеринбург, 2011.

5.

Каше

Г.А.,

Филичева

Т.Б.

Программа

обучения

детей

с

недоразвитием

фонетического строя речи Москва, Просвищение 1978.

6.

Крупенчук О. И. Пальчиковые игры Санкт-Петербург: Литера, 2005.

7.

Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической

группе для детей с ОНР С с 3до 7 лет Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2013.

8.

Нищева Н.В. Рабочая тетрадь для развития речи и коммуникативных способностей

детей старшего дошкольного возраста с5 до 6 лет; с 6-7 лет Санкт-Петербург:

Детство-Пресс, 2014.

9.

Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика Санкт-Петербург: Детство-

Пресс, 2014.

10. Новикова О.А. 100 упражнений для развития речи. М: АСТ, 2008.

11. Постоева Л.Д., Лукина Г.А.

Интегрированные развивающие занятия для

дошкольников

Москва:

НКЦ,

2013.

* CD диск- демонстрационный материал.

12. Поваляева М.А Справочник логопеда Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ 2002.

13. Ткаченко Т.А Логические упражнения для развития речи Москва, 2014.

14. Ткаченко Т.А

Комплексная система коррекции ОНР у дошкольников (5лет)

Москва: ТЦ, 2007.

15. Ткаченко

Т.А

Программа

занятий

по

совершенствованию

лексико-

грамматических представлений, развитию связной речи, по совершенствованию

навыков звукового анализа и обучению грамоте детей дошкольного возраста

Москва: Просвещение, 2002.

16. Ткаченко Т.А Логопедическая энциклопедия. М: ОООТД, 2008.

17. Ткаченко Т.А Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи

малыша. М: Издательство ЭКСМО, 2006.

18. Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г.В Нарушение речи у детей. Москва:

Просвещение, 1993.

19. Филичева

Т.Б.,

Туманова

Т.В.,

Чиркина

Г.В.

Программы

дошкольных

образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями

речи. Коррекция нарушений речи Москва: Просвещение, 2009.

20. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В.

Воспитание и обучение детей

дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические

рекомендации. Москва: Просвещение, 2010.

21. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа коррекционного обучения и воспитания

детей с ОНР 6-го года жизни. Москва: Просвещение, 1991.

22. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа подготовки к школе детей с общим

недоразвитием речи. Москва: Просвещение, 2008.

23. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-

фонематическим недоразвитием. Москва: Просвещение, 1997.

15

24. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа занятий по развитию фонематического

слуха и восприятия, звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста.

Москва: Просвещение, 1997.

25. Филатова И.А. Развитие пространственных представлений у дошкольников с НР

Москва: НКЦ, 2013.

26. Филатова Ю.О., Гончарова Н.Н., Прокопенко Е.В. Логоритмика. Развитие ритма

движений и речи у детей с заиканием. Москва: НКЦ, 2011. * CD диск-

98аудиозаписей музыкальных произведений.

27. Четверушкина Н.С

Слоговая структура слова системный метод устранения

нарушений.

Москва:

Издательство

Гном

и

Д,

2013.

* CD диск- 500 цветных иллюстраций

28. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми. Москва: Просвещение,

2002.

16

17



В раздел образования