Напоминание

СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Автор: Жестова Евгения Валерьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ ДО Дом детского творчества "Созвездие"
Населённый пункт: г.Томск
Наименование материала: статья
Тема: СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел: дополнительное образование





Назад




СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В КОЛЛЕКТИВНОЙ

ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Жестова Евгения Валерьевна

педагог дополнительного образования МАОУ ДО

Дом детского творчества «Созвездие», город Томск

В условиях модернизации образования проблема развития инициативы и

творческих возможностей детей в России приобретает особую актуальность,

определяя перспективы выхода страны на качественно новый образовательный

уровень. Неоценимую значимость этот вопрос приобретает в контексте поиска

путей

духовного

становления

личности

ребенка

через

коллективную

творческую деятельность, которая наиболее ярко проявляется в условиях

учреждений дополнительного образования.

По мнению автора технологии коллективного творческого воспитания

И. П. Иванова, коллектив - это социальная группа, в которой развивается общая

творческая забота об окружающей жизни, о своем объединении как частице

общества, о каждом товарище по объединению: забота организаторская

(коллективная организаторская деятельность), практическая (коллективные

творческие дела), воспитательная (всестороннее и гармоничное развитие

личности) [1, с. 3].

Коллективная творческая деятельность - это целая совокупность приемов,

коллективных действий детей и взрослых в определенной последовательности.

Это деятельность, позволяющая ребенку приобрести не только практические,

организаторские, коммуникативные и другие навыки, но также выявить и

реализовать

свои

способности,

приобрести

опыт

диалогического

взаимодействия и гуманных отношений, освоить принятые в обществе способы

и формы реализации ценностных отношений к окружающему миру и другим

людям. [2]

Педагогика дополнительного образования направлена на личностно-

ориентированное

обучение,

на

выработку

индивидуальной

траектории

развития, на создание "ситуации успеха" для каждого ребёнка. Учитывая

потенциальную

способность

каждого

ребёнка

к

какому-либо

виду

деятельности, роль педагога заключается в выявлении, развитии и учёте

индивидуальных

особенностей

детей.

Образовательный

процесс

в

дополнительном образовании, вместе с тем, обеспечивает информационную,

обучающую, воспитывающую, релаксационную функции.

Творчество является основой человеческой жизни, источником всех

материальных и духовных благ. В.В. Давыдов считал, что «основой личности

человека является творческое начало, сущность личности человека связана с

его потребностью и способностью созидать». Созидание личности учащегося

может происходить только в такой деятельности, которая предназначена «…

созидать

человеческий

мир

самим

человеком,

творить

собственные

общественные отношения и самого себя». [3, с.82]

Немаловажную роль в развитии творчества, как уже отмечалось, играют

учреждения дополнительного образования, специфика деятельности которых

позволяет

успешно

содействовать

развитию

творческих

способностей

обучающихся на основе свободного выбора многообразных видов и форм

творческой

деятельности.

Дополнительное

образование

помогает

формированию мотивации обучающихся к познанию и творчеству, развитию

их

способностей

и

включению

в

социально-полезную

деятельность. Принципиальное

стремление

сделать

самое

скучное

дело

интересным ведет к постоянной импровизации, экспромту. Это же качество

является гарантией от формализма. Творчество является целеустремленным,

упорным, напряженным трудом.

Оно требует мыслительной активности,

интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой

работоспособности

и

характеризуется

как

высшая

форма

деятельности

личности. [4, с. 5] Творческие способности являются одним из компонентов

общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности

ребенка в целом, в т.ч. и таких качеств, как подвижность и гибкость мышления,

быстрая ориентация и адаптация к новым условиям, стремление к общению и

взаимодействию с другими людьми, уверенность, сильная воля, умение

отстоять собственную точку зрения.

Названные качества,

прежде всего,

развиваются в коллективе при

взаимодействии с другими людьми, что

заставляет обратить внимание на технологии организации художественно-

творческого процесса в коллективе. Изучая педагогическую литературу, можно

заметить, что на первый план выступает проблема воспитания грамотной,

творчески активной, духовно богатой и всесторонне развитой личности.

Огромную роль в решении ее играет хореография, призванная посредством

искусства танца воспитывать и развивать «широкие» массы своих участников.

Хореографический коллектив в определенном смысле и в определенных

условиях способствует разрешению возникающих проблем у обучающихся:

снимает отрицательные факторы (закомплексованность в движении, в походке,

поведении на дискотеках и т.д.); воспитывает ответственность (необходимая

черта в характере маленького человека, так как безответственное отношение

одних

порой

раздражает

и

расслабляет

других);

убирает

тенденцию

«исключительности» некоторых детей (это отрицательно влияет на весь

коллектив); бережет от нездорового соперничества, злорадства, «звездной

болезни», что является важной задачей в воспитании детей. Преподаватель

должен научить детей способности сопереживать чужой беде, умению

защищать, возможно, вопреки всему коллективу. Выразить свою точку зрения,

отстоять ее ребенок учится в коллективе. Педагог активно воспитывает в них

порядочность, долг и честь в человеческих отношениях, независимо от

изменений их суждений и позиций.

Каждый добросовестный педагог направляет все свои силы на воспитание

обучающихся в коллективе. Замечает все особенности, наблюдает за их

творческим ростом. Для них он прилагает все старания, не жалея ни времени,

ни средств для всестороннего их развития. [5] Опытный педагог, любящий

своих

воспитанников,

всегда

найдет

возможность

оказать

содействие

талантливому ребенку в его дальнейшем творческом росте.

Можно сказать, что детский хореографический коллектив – это большая

семья, где все: и дети, и педагоги, и концертмейстеры, и родители работают на

благо общего дела. Чаще всего воспитанники проходят обучение в группах,

сформированных в зависимости от возраста ребёнка. Во многих ансамблях

ребятам младших и средних групп ставят в пример старших воспитанников,

которых они могут наблюдать на открытых уроках, выступлениях на концертах

и совместных праздниках. Учащиеся младшего и среднего звена всегда охотно

подражают старшим. Видя их увлечённость народным творчеством, они с ещё

большим рвением сами увлекаются в творческий процесс. В свою очередь,

воспитанники старшей группы опекают младших, помогая им частично

осваивать репертуар коллектива, выполнять технически сложные элементы.

Такое взаимопроникновение воспитанников в творческий процесс приобщает

детей

к

сопереживанию,

сотворчеству,

ответственности,

укрепляет

их

взаимоотношения, помогает узнать больше друг о друге, учит делить общий

успех, и в целом эмоционально насыщает жизнь коллектива

Большое внимание педагогам-хореографам необходимо уделять работе с

родителями: нужно постараться вовлечь родителей в совместный творческий

процесс, ведь в семье, объединённой совместными творческими интересами,

намного

больше

взаимопонимания

и

согласия.

Кроме

того,

активное

вовлечение родителей в образовательный и воспитательный процесс ведёт к

повышению эффективности данного процесса. Многие педагоги привлекают

родителей к совместным поездкам в театры, на концерты, экскурсии, конкурсы,

к созданию концертных костюмов, к помощи в организационной работе

детского коллектива. С родителями многие педагоги используют такие формы

работы, как: индивидуальная беседа, родительское собрание, открытое занятие

или посещение репетиции.

В процессе общей работы происходит и взаимодействие людей разных

возрастов. Во время планирования и организации коллективной творческой

деятельности взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт,

каждый может подать идею, предложить новый способ действия. Коллективная

творческая

деятельность

позволяет

каждому

её

участнику

проявить

и

совершенствовать

свои

лучшие

человеческие

задатки

и

способности,

потребности и отношения, расти нравственно и духовно.

Таким образом, на основании изложенного, можно утверждать, что

коллективная творческая деятельность – это не только удовольствие и радость

для ребенка, что само по себе очень важно, но и средство формирования

общественной активности личности. Дети овладевают многими умениями,

получают практические навыки, которые всегда пригодятся в их дальнейшей

жизни. Совместная творческая деятельность сближает детей. У них появляются

общие интересы и идеи для дальнейшего творчества.

Коллективная

творческая

деятельность

позволяет

решать

вопросы

развития личности: умение организовывать общение со сверстниками; умение

внешне

выражать

свои

внутренние

эмоции

и

правильно

понимать

эмоциональное состояние собеседника; способствует сплочению коллектива в

общей работе, учит скрупулезно и тщательно выполнять свои обязанности во

имя общего для всех дела.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Иванов И. П. Педагогика коллективных творческих дел [Текст]

/ И. П.

Иванов. – Киев: Радянська школа, 1992. – 234 с.

2.

Соловейчик С. Л. Воспитание по Иванову [Текст]

/ С.Л. Соловейчик. –

Москва: Педагогика, 2009. – 250 с.

3.

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и

экспериментального психологического исследования [Текст]

/ В.В.Давыдов.

– Москва: Педагогика, 1986. – 240 с. – (Труды д.чл. и чл.-кор. АПН СССР),

с.82

4.

Иванов,

И.П.

Педагогика

коллективной

творческой

жизни

[Текст]

/

И.П.Иванов. – Псков: ПОИПКРО, 1998. - 97 с.

5.

Коротов, В.М. Развитие воспитательных функций коллектива [Текст]

/

В.М.Коротов. – Москва, 2010. – 280 с.



В раздел образования