Автор: Жестова Евгения Валерьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ ДО Дом детского творчества "Созвездие"
Населённый пункт: г.Томск
Наименование материала: статья
Тема: СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел: дополнительное образование
СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В КОЛЛЕКТИВНОЙ
ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Жестова Евгения Валерьевна
педагог дополнительного образования МАОУ ДО
Дом детского творчества «Созвездие», город Томск
В условиях модернизации образования проблема развития инициативы и
творческих возможностей детей в России приобретает особую актуальность,
определяя перспективы выхода страны на качественно новый образовательный
уровень. Неоценимую значимость этот вопрос приобретает в контексте поиска
путей
духовного
становления
личности
ребенка
через
коллективную
творческую деятельность, которая наиболее ярко проявляется в условиях
учреждений дополнительного образования.
По мнению автора технологии коллективного творческого воспитания
И. П. Иванова, коллектив - это социальная группа, в которой развивается общая
творческая забота об окружающей жизни, о своем объединении как частице
общества, о каждом товарище по объединению: забота организаторская
(коллективная организаторская деятельность), практическая (коллективные
творческие дела), воспитательная (всестороннее и гармоничное развитие
личности) [1, с. 3].
Коллективная творческая деятельность - это целая совокупность приемов,
коллективных действий детей и взрослых в определенной последовательности.
Это деятельность, позволяющая ребенку приобрести не только практические,
организаторские, коммуникативные и другие навыки, но также выявить и
реализовать
свои
способности,
приобрести
опыт
диалогического
взаимодействия и гуманных отношений, освоить принятые в обществе способы
и формы реализации ценностных отношений к окружающему миру и другим
людям. [2]
Педагогика дополнительного образования направлена на личностно-
ориентированное
обучение,
на
выработку
индивидуальной
траектории
развития, на создание "ситуации успеха" для каждого ребёнка. Учитывая
потенциальную
способность
каждого
ребёнка
к
какому-либо
виду
деятельности, роль педагога заключается в выявлении, развитии и учёте
индивидуальных
особенностей
детей.
Образовательный
процесс
в
дополнительном образовании, вместе с тем, обеспечивает информационную,
обучающую, воспитывающую, релаксационную функции.
Творчество является основой человеческой жизни, источником всех
материальных и духовных благ. В.В. Давыдов считал, что «основой личности
человека является творческое начало, сущность личности человека связана с
его потребностью и способностью созидать». Созидание личности учащегося
может происходить только в такой деятельности, которая предназначена «…
созидать
человеческий
мир
самим
человеком,
творить
собственные
общественные отношения и самого себя». [3, с.82]
Немаловажную роль в развитии творчества, как уже отмечалось, играют
учреждения дополнительного образования, специфика деятельности которых
позволяет
успешно
содействовать
развитию
творческих
способностей
обучающихся на основе свободного выбора многообразных видов и форм
творческой
деятельности.
Дополнительное
образование
помогает
формированию мотивации обучающихся к познанию и творчеству, развитию
их
способностей
и
включению
в
социально-полезную
деятельность. Принципиальное
стремление
сделать
самое
скучное
дело
интересным ведет к постоянной импровизации, экспромту. Это же качество
является гарантией от формализма. Творчество является целеустремленным,
упорным, напряженным трудом.
Оно требует мыслительной активности,
интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой
работоспособности
и
характеризуется
как
высшая
форма
деятельности
личности. [4, с. 5] Творческие способности являются одним из компонентов
общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности
ребенка в целом, в т.ч. и таких качеств, как подвижность и гибкость мышления,
быстрая ориентация и адаптация к новым условиям, стремление к общению и
взаимодействию с другими людьми, уверенность, сильная воля, умение
отстоять собственную точку зрения.
Названные качества,
прежде всего,
развиваются в коллективе при
взаимодействии с другими людьми, что
заставляет обратить внимание на технологии организации художественно-
творческого процесса в коллективе. Изучая педагогическую литературу, можно
заметить, что на первый план выступает проблема воспитания грамотной,
творчески активной, духовно богатой и всесторонне развитой личности.
Огромную роль в решении ее играет хореография, призванная посредством
искусства танца воспитывать и развивать «широкие» массы своих участников.
Хореографический коллектив в определенном смысле и в определенных
условиях способствует разрешению возникающих проблем у обучающихся:
снимает отрицательные факторы (закомплексованность в движении, в походке,
поведении на дискотеках и т.д.); воспитывает ответственность (необходимая
черта в характере маленького человека, так как безответственное отношение
одних
порой
раздражает
и
расслабляет
других);
убирает
тенденцию
«исключительности» некоторых детей (это отрицательно влияет на весь
коллектив); бережет от нездорового соперничества, злорадства, «звездной
болезни», что является важной задачей в воспитании детей. Преподаватель
должен научить детей способности сопереживать чужой беде, умению
защищать, возможно, вопреки всему коллективу. Выразить свою точку зрения,
отстоять ее ребенок учится в коллективе. Педагог активно воспитывает в них
порядочность, долг и честь в человеческих отношениях, независимо от
изменений их суждений и позиций.
Каждый добросовестный педагог направляет все свои силы на воспитание
обучающихся в коллективе. Замечает все особенности, наблюдает за их
творческим ростом. Для них он прилагает все старания, не жалея ни времени,
ни средств для всестороннего их развития. [5] Опытный педагог, любящий
своих
воспитанников,
всегда
найдет
возможность
оказать
содействие
талантливому ребенку в его дальнейшем творческом росте.
Можно сказать, что детский хореографический коллектив – это большая
семья, где все: и дети, и педагоги, и концертмейстеры, и родители работают на
благо общего дела. Чаще всего воспитанники проходят обучение в группах,
сформированных в зависимости от возраста ребёнка. Во многих ансамблях
ребятам младших и средних групп ставят в пример старших воспитанников,
которых они могут наблюдать на открытых уроках, выступлениях на концертах
и совместных праздниках. Учащиеся младшего и среднего звена всегда охотно
подражают старшим. Видя их увлечённость народным творчеством, они с ещё
большим рвением сами увлекаются в творческий процесс. В свою очередь,
воспитанники старшей группы опекают младших, помогая им частично
осваивать репертуар коллектива, выполнять технически сложные элементы.
Такое взаимопроникновение воспитанников в творческий процесс приобщает
детей
к
сопереживанию,
сотворчеству,
ответственности,
укрепляет
их
взаимоотношения, помогает узнать больше друг о друге, учит делить общий
успех, и в целом эмоционально насыщает жизнь коллектива
Большое внимание педагогам-хореографам необходимо уделять работе с
родителями: нужно постараться вовлечь родителей в совместный творческий
процесс, ведь в семье, объединённой совместными творческими интересами,
намного
больше
взаимопонимания
и
согласия.
Кроме
того,
активное
вовлечение родителей в образовательный и воспитательный процесс ведёт к
повышению эффективности данного процесса. Многие педагоги привлекают
родителей к совместным поездкам в театры, на концерты, экскурсии, конкурсы,
к созданию концертных костюмов, к помощи в организационной работе
детского коллектива. С родителями многие педагоги используют такие формы
работы, как: индивидуальная беседа, родительское собрание, открытое занятие
или посещение репетиции.
В процессе общей работы происходит и взаимодействие людей разных
возрастов. Во время планирования и организации коллективной творческой
деятельности взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт,
каждый может подать идею, предложить новый способ действия. Коллективная
творческая
деятельность
позволяет
каждому
её
участнику
проявить
и
совершенствовать
свои
лучшие
человеческие
задатки
и
способности,
потребности и отношения, расти нравственно и духовно.
Таким образом, на основании изложенного, можно утверждать, что
коллективная творческая деятельность – это не только удовольствие и радость
для ребенка, что само по себе очень важно, но и средство формирования
общественной активности личности. Дети овладевают многими умениями,
получают практические навыки, которые всегда пригодятся в их дальнейшей
жизни. Совместная творческая деятельность сближает детей. У них появляются
общие интересы и идеи для дальнейшего творчества.
Коллективная
творческая
деятельность
позволяет
решать
вопросы
развития личности: умение организовывать общение со сверстниками; умение
внешне
выражать
свои
внутренние
эмоции
и
правильно
понимать
эмоциональное состояние собеседника; способствует сплочению коллектива в
общей работе, учит скрупулезно и тщательно выполнять свои обязанности во
имя общего для всех дела.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Иванов И. П. Педагогика коллективных творческих дел [Текст]
/ И. П.
Иванов. – Киев: Радянська школа, 1992. – 234 с.
2.
Соловейчик С. Л. Воспитание по Иванову [Текст]
/ С.Л. Соловейчик. –
Москва: Педагогика, 2009. – 250 с.
3.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и
экспериментального психологического исследования [Текст]
/ В.В.Давыдов.
– Москва: Педагогика, 1986. – 240 с. – (Труды д.чл. и чл.-кор. АПН СССР),
с.82
4.
Иванов,
И.П.
Педагогика
коллективной
творческой
жизни
[Текст]
/
И.П.Иванов. – Псков: ПОИПКРО, 1998. - 97 с.
5.
Коротов, В.М. Развитие воспитательных функций коллектива [Текст]
/
В.М.Коротов. – Москва, 2010. – 280 с.