Напоминание

"Вороний день"


Автор: Булатова Сююмбике Бейтулаевна
Должность: Воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ д\с "Светлячок"
Населённый пункт: г. Лянтор
Наименование материала: Разработка конспекта НОД
Тема: "Вороний день"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МОДУЛЬ «ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА»

БЛОК « ПРАЗДНИКИ И ОБРЯДЫ»

ТЕМА « ПРАЗДНИК «ВОРОНИЙ ДЕНЬ»

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ, РЕЧЕВОЕ, СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ

РАЗВИТИЕ

( 5-6 ЛЕТ)

Цель: Дать детям общее представление о культуре и традициях народов

Севера на примере праздника - «Вороний день»

Задачи:

Образовательные: познакомить дошкольников с обычаями и традициями

народов Севера - ханты и манси. Закрепить знания о птицах, их повадках.

Воспитывать дружеские отношения. Расширять словарный запас детей.

Развивающие:

развивать

кругозор

детей,

познавательные

умения,

наблюдательность.

Воспитывающие: воспитывать уважение, развивать интерес к национальным

традициям.

Предварительная работа с детьми:

-чтение сказок и рассказов народов Севера;

-наблюдение на прогулке;

-рассматривание иллюстраций «Птицы»

Словарная работа: чум, птичий гомон.

Используемые материалы и оборудование:

- Иллюстрации птиц

Атрибуты для изготовления чума

Макет березы

Ленточки разных цветов

1. Организационный момент

Воспитатель:

-Ребята, вы слышите, как птицы щебечут?

Ответы детей.

-Как вы думаете, чему они радуются?

(Ответы детей: птицы радуются солнышку, прекрасной погоде…)

А теперь мы превратимся в «солнышко»,будут лучики у нас теплые,

ласковые и добрые. Встаньте в кружок и обнимите друг друга и пусть у всех

будет замечательное настроение.

Россия-многонациональная страна, в которой проживает более 190

народов. И сегодня мы познакомимся с двумя такими народами, которые

живут на Севере. Это ханты и манси.

Эти люди живут далеко в тайге .

Тайга – это самая большая по площади природная зона нашей страны

России. Основной составляющей тайги являются хвойные леса. Тайга – это

гордость

и

богатство

России.

Хвойные

леса

очищают

воздух

от

промышленных загрязнений, содержат огромные запасы древесины для нужд

людей.

Основное

занятие

проживающих

здесь

людей

-

это

охота,

рыболовство и оленеводство.

2. Основная часть

Воспитатель:

По-моему ,кто-то к нам стучится?

Кого мы так долго ждали на праздник?

( карканье вороны)

День ворона, это один из главных праздников ханты, так как он олицетворяет

новую жизнь, приход весны. У нас новый год, по традиции, начинается 1

января, а сам Новый год-важный праздник, и у ханты новый год начинается 7

апреля, с прилетом вороны, именно поэтому они отмечали его массовыми

танцами, песнями, готовили традиционные блюда.

Ворона: - Давайте с вами поиграем.

- Почему дятла называют «помощником» других птиц? (Дятел раздалбливает

кору деревьев и таким образом облегчает другим птицам добычу пищи)

- Что за птица кидает свои яйца в гнезда других птиц? (кукушка)

-Ночью какая птица видит все? (сова)

-С прилетом каких птиц мы считаем начало весны? (грачи)

- Какая птица хвостом разноцветным гордится? (павлин)

Молодцы. На все вопросы ответили.

Следующая игра называется «Кто быстрее построит чум?»

Выиграет та команда, которая быстрее построит чум.

Игра «Кто- кого?»

Побеждает та команда ,которая перетянет канат.

А теперь мы немножко разомнемся. Физминутка «Птицы»

Стая птиц летит на юг,

Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)

Чтоб скорее прилетать,

Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)

В небе ясном солнце светит,

Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх)

А внизу леса, поля –

Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)

Птички начали спускаться,

На поляне все садятся.

Предстоит им долгий путь,

Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько

секунд)

И опять пора в дорогу,

Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями»)

Вот и юг. Ура! Ура!

Приземляться нам пора. (Дети садятся за столы) Я хочу загадать вам загадки.

Отгадав их, вы узнаете, какие животные встречаются в северных лесах. Кто

отгадает, подходит к столу и находит картинку - отгадку.

Загадки

Живет в берлоге он в лесу,

Пугает волка и лису,

Любит ягоды и мед,

Косолапо он идет.

(медведь)

Этот житель круглый год

Лишь на Севере живет.

Он с ветвистыми рогами

И со стройными ногами.

А на ножках тех копыта,

Зверь хороший, не сердитый.

Мох жует он целый день.

Это северный...

(олень)

Рыжая плутовка,

Хитрая да ловкая.

Хвост пушистый,

Мех золотистый.

В лесу живет,

В деревне кур крадет. (лиса)

Хвост короче уха,

Быстрые повадки.

Мчусь я, что есть духу,

Мчусь я без оглядки.

Кто он, угадай-ка! Ну конечно … !

(заяц)

Всем на зависть ее шуба,

И большой пушистый хвост,

Желудь погрызет у дуба,

Прыгнет выше, чем свой рост.

Ловко шишку разгрызет,

Кто ее мне назовет?

(белка)

Серый маленький клубочек

Заблудился среди кочек,

Не возьмёшь его на ручки,

Потому что он колючий!

(ёжик)

Дружбу водит лишь с лисой,

Этот зверь сердитый, злой.

Он зубами щёлк да щёлк,

Очень страшный серый ...

(волк)

Ребята, а теперь давайте вспомним, какие же животные обитают в тайге?

Дети дают ответы.

Воспитатель:

- Во время проведения праздника «Вороний день» играют на народных

музыкальных инструментах: варган и санквылтап. Варган – это губной

язычковый инструмент. Его основа – язычок, закрепленный на каркасе, чаще

всего металлическом. Санквылтап можно сравнить с гуслями. Они оба

щипковые, да и визуально схожи. Вот только звучание разное. Давайте

послушаем, ребята, с вами, как звучит варган (аудио приложение).

Ворона:

-Как я говорила ранее, на этом празднике всегда играли в народные игры. И

мы сейчас также попробуем поиграть с вами в народную ханты-мансийскую

игру.

3. Игра «Ручейки и озёра»

Дети стоят в колоннах по 5 человек в разных частях зала – это ручейки. По

моему сигналу «Ручейки наши побежали!» дети разбегаются

в разных

направлениях (каждый в своей колонне). По сигналу «Озера!» дети

останавливаются, берут друг друга за руки и строят круги – озера. Дети,

которые быстрее всех построят круг - выигрывают. Бегать следует друг за

другом, не выходя из своей колонны. Перестраиваться в круг также по

сигналу взрослого.

Воспитатель:

У народов манси и хантов есть поверье, что белая ворона живет вместе с

людьми. Когда то давно они жили в мире и процветании. Но внезапно

наступили трудные времена. В реках и озерах пропала рыба, в лесу не было

животных, исчезли ягоды. Все припасы закончились, наступил голод. Ворона

улетела на поиски пищи. Люди видели, как ворона стала черной и не

поверили своим глазам. Они обозлились на нее из-за того что она ела рыб и

животных. Люди простили ворону, и каждый год в конце зимы ворона все

равно возвращается к людям и они очень рады видеть ее. Каждый раз они

благодарны за то, что ворона принесла им много солнца и тепла.

(детям предлагается раскрасить шаблон с изображением вороны)

Ворона: Молодцы, ребята. Вы все ловкие, много знаете об этом празднике.

Но к сожалению, мне пора с вами прощаться, полетела я дальше. До

свидания! (Дети прощаются)

Воспитатель: До свидания! Прилетай к нам еще!

Ребята, у северных народов есть обычай. Они завязывают ленточки на

березку и загадывают желание. Если оно чистое, доброе, светлое, то

обязательно сбудется. Давайте мы с вами загадаем желание.

4. Рефлексия

Воспитатель:

Ребята, берегите природу нашу и птиц. Птицы - наши друзья, обижать их

нельзя!



В раздел образования