Напоминание

Приобщение к духовно-нравственным ценностям


Автор: Водопшина Елена Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС ОВ №6
Населённый пункт: г.Темрюк Краснодарский край
Наименование материала: Работа с родителями.
Тема: Приобщение к духовно-нравственным ценностям
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Сотрудничество родителей и детского сада в духовно-нравственном

воспитании дошкольников».

Воспитатель МБДОУ ДС ОВ № 6 Водопшина Елена Владимировна

Актуальность В настоящее время современное российское общество остро

переживает кризис духовно-нравственных идеалов и самая большая

опасность, подстерегающая наше общество сегодня- в разрушении личности.

Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей

искажены представления о доброте, милосердии, великодушии,

справедливости, гражданственности и патриотизме. В молодых семьях

вопросы духовно-нравственного воспитания зачастую (по результатам

анкетирования) не считаются важными и вызывают лишь недоумение. Растет

агрессивность и жестокость в обществе, что впоследствии приводит к

возникновению таких катастрофических ситуаций, как террористические

акты. Вот почему сегодня необходимо воспитывать духовно нравственное

самосознание, возрождая многовековые традиции духовно-нравственного

воспитания ребенка в единстве семья-ребенок-детский сад. Целью моей

работы по духовно-нравственному воспитанию является гармоничное

духовное развитие личности дошкольника и привитие ему

основополагающих принципов нравственности на основе православных,

патриотических, культурно-исторических традиций России, опираясь на

взаимодействие с семьей. Первоначально я выстроила систему работы по

взаимодействию с семьёй в рамках духовно-нравственного воспитания

дошкольников. Диагностический блок помог мне выявить запросы родителей

по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, выявить мотивацию

участия в работе по данному направлению, определить уровень

компетентности родителей в этом вопросе. Данная работа реализовывалась

через такие формы, как анкетирование, опрос, беседы с родителями. Анализ

ответов на вопросы анкеты показал, большинство родителей плохо

осведомлены в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Это говорит о том, что родители не читают периодические издания,

посвященные проблемам воспитания дошкольников. Анализируя содержание

анкет, рисунков, разбирая различные ситуации общения ребенка со

взрослыми и сверстниками, совместно с родителями мы составили ряд

правил. Вот они: - Будь к своему ребенку в меру добр и требователен, если

хочешь чего-то добиться. - Прежде чем дать оценку действиям ребенка,

попробуй вникнуть в ситуацию. - Покажи ребенку хороший пример. Получив

необходимую информацию, обработав её, я перешла ко второму блоку –

теоретическому, целью которого было повышение компетентности

родителей в вопросе духовно-нравственному воспитания дошкольников. На

теоретическом этапе был разработан план работы по духовно-нравственному

воспитанию в содружестве с семьей. Семья является традиционно главным

институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье,

он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Затем перешла к последнему блоку – практическому. Формы работы,

используемые в данном блоке более интересны и разнообразны. Наиболее

результативной оказалась форма работы, которую я называю «Наши добрые

дела». Эта форма работы увлекательна, занимает немного времени и

позволяет сразу видеть результат собственного участия. Родители вместе с

детьми проводили благоустройство игрового участка. Эта акция помогла

мне сплотить семьи, помочь родителям быть ближе к своим детям.

Использование нетрадиционных и традиционных, индивидуальных

(родительская почта, консультации, беседы и др) и коллективных (акции,

проекты, родительские собрания, мастер – классы и др), наглядно –

информационные (буклеты, стенды и др.) вдохновила семьи на изучение

своих истоков и стимулировала стремление быть достойными членами

своего рода.

1.Родительские собрания. Это одна из наиболее эффективных форм

повышения педагогической культуры родителей и формирования

родительского коллектива. Мною было проведено родительское собрание «Я

– семья – род – народ!».

2. Досуги, праздники - самые привлекательные, востребованные формы

работы. Фольклорные праздники в детском саду имеют особое значение в

формировании духовной культуры ребенка. Через такую форму деятельности

дошкольник знакомится с народной культурой, у него воспитывается любовь

к родному краю. Ежегодно проводятся фольклорные праздники «Яблочный

спас», «Масленица раздольная», «Пасхальный перезвон», развлечение

«Вечер Кубанских игр», также имеющие немаловажное значение для

воспитания духовно-нравственных качеств у детей. Праздник «Ай, да, папы!

» (соревнования, пропагандирующие армейскую доблесть), помог пробудить

в детях чувство национальной гордости за силу, мужество российских

мужчин, стремление стать такими же и служить в рядах вооруженных сил.

Уважение к защитникам Отечества также воспитывает акция «Подарок

солдату» (дети с родителями собирают посылку и пишут письмо для

служащих в рядах армии). Праздники для мам «День Матери» ,

«Международный женский день 8 марта» воспитывает в детях любовь и

уважение к женщине-матери, умение выразить благодарность и любовь по

отношению к продолжательницам человеческого рода, стремление походить

на мам и бабушек. Патриотическому празднику 9 мая в нашем детском саду

посвящается ряд мероприятий: акция «Молодое поколение - ветерану» (дети

пишут благодарственное письмо ветеранам ВОВ); тематические занятия;

праздники. В детском саду оформлена Аллея славы. Задача проводимых

мероприятий – проследить связь поколений, и поэтому почётные гости на

нём – непосредственные участники тех событий – родственники наших

воспитанников. Не забываем мы и о 12 июня, где чествуем государственные

символы России. Традиционно в детском саду мы с детьми группы и

родителями принимаем участие в праздновании Дня семьи «Семья моя – мой

отчий дом! ». Этот праздник позволяет нам лишний раз задуматься о

важности семьи в нашей жизни и проявить внимание к близким людям.

Конечно, организация всех мероприятий требует от нас и времени, и труда, и

душевных сил. Но такую радость они нам приносят, когда мы видим

счастливые глаза детей и слышим слова благодарности родителей!

1. Родительские уголки – это хороший метод общения с родителями,

позволяющий обратить их внимание на проблемы современного общества и

получить косвенные советы по духовно-нравственному воспитанию.

2. Фотовыставки: «Многонациональный Темрюк», «День города в нашей

семье», «Мама мир подарила, жизнь подарила мне и тебе», «Для меня всегда

герой самый лучший папа мой», «Наши предки», «История нашего города»,

и многие другие. Родители приняли в их организации активное участие. Эта

форма работы показала мне, что она пользуется у родителей популярностью.

3. Библиотека для родителей. Я даю рекомендации по использовании в

условиях семьи художественной литературы по определённой теме и

предлагаю для чтения детям.

4. В своей работе использую информационные буклеты в помощь

родителям. В современных условиях детского сада трудно обойтись без

поддержки родителей. Родители помогли в оформлении альбомов по

духовнонравственному воспитанию: «Моя Родина – Россия», «Золотое

кольцо России», «Города старинные мастерами славные», «Рода войск»,

«Вооружённые силы Российской Федерации», «Символика РФ», «Великие

полководцы», «Из истории Московского Кремля», «Герои былин»,

«Обмундирование воинов», «Семья», «Профессии», «Праздники России». Я

уверена, что все эти формы нам помогают активизировать родителей в нашей

совместной деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей. Я не

останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути

сотрудничества с родителями. Ведь у нас общая цель - воспитывать будущих

созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг

себя.

Таким образом, анализируя результаты работы с семьей по воспитанию

духовно – нравственной культуры у ребенка, пришли к выводу, что при

условии постоянной и планомерной работы по привлечению родителей в

образовательный процесс:

изменились взаимоотношения детей в группе

у детей появляется интерес к познанию истории родного края, культуре

дети стали более общительными, милосердными, активнее реагируют

на различные социальные ситуации, оценивают поступки товарищей.

А у родителей в свою очередь повысилась активность в проведении

разных мероприятий;

удалось расположить родителей к детскому саду, теперь это мои

помощники, друзья, которые всегда приходят на помощь и с радостью

помогают в воспитании детей. Ведь они уверенны, что их ребёнка в

детском саду всегда ждут с радостью и любовью.

Л.Н. Толстой писал: «Из всех наук, которые человек может и должен

знать, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше

зла и как можно больше добра».

Планы на будущее

Считаю, что очень увлекательным и полезным в духовно-нравственном

воспитании может оказаться проект «Генеалогическое древо».



В раздел образования