Автор: Водопшина Елена Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС ОВ №6
Населённый пункт: г.Темрюк Краснодарский край
Наименование материала: Работа с родителями.
Тема: Приобщение к духовно-нравственным ценностям
Раздел: дошкольное образование
«Сотрудничество родителей и детского сада в духовно-нравственном
воспитании дошкольников».
Воспитатель МБДОУ ДС ОВ № 6 Водопшина Елена Владимировна
Актуальность В настоящее время современное российское общество остро
переживает кризис духовно-нравственных идеалов и самая большая
опасность, подстерегающая наше общество сегодня- в разрушении личности.
Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей
искажены представления о доброте, милосердии, великодушии,
справедливости, гражданственности и патриотизме. В молодых семьях
вопросы духовно-нравственного воспитания зачастую (по результатам
анкетирования) не считаются важными и вызывают лишь недоумение. Растет
агрессивность и жестокость в обществе, что впоследствии приводит к
возникновению таких катастрофических ситуаций, как террористические
акты. Вот почему сегодня необходимо воспитывать духовно нравственное
самосознание, возрождая многовековые традиции духовно-нравственного
воспитания ребенка в единстве семья-ребенок-детский сад. Целью моей
работы по духовно-нравственному воспитанию является гармоничное
духовное развитие личности дошкольника и привитие ему
основополагающих принципов нравственности на основе православных,
патриотических, культурно-исторических традиций России, опираясь на
взаимодействие с семьей. Первоначально я выстроила систему работы по
взаимодействию с семьёй в рамках духовно-нравственного воспитания
дошкольников. Диагностический блок помог мне выявить запросы родителей
по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, выявить мотивацию
участия в работе по данному направлению, определить уровень
компетентности родителей в этом вопросе. Данная работа реализовывалась
через такие формы, как анкетирование, опрос, беседы с родителями. Анализ
ответов на вопросы анкеты показал, большинство родителей плохо
осведомлены в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Это говорит о том, что родители не читают периодические издания,
посвященные проблемам воспитания дошкольников. Анализируя содержание
анкет, рисунков, разбирая различные ситуации общения ребенка со
взрослыми и сверстниками, совместно с родителями мы составили ряд
правил. Вот они: - Будь к своему ребенку в меру добр и требователен, если
хочешь чего-то добиться. - Прежде чем дать оценку действиям ребенка,
попробуй вникнуть в ситуацию. - Покажи ребенку хороший пример. Получив
необходимую информацию, обработав её, я перешла ко второму блоку –
теоретическому, целью которого было повышение компетентности
родителей в вопросе духовно-нравственному воспитания дошкольников. На
теоретическом этапе был разработан план работы по духовно-нравственному
воспитанию в содружестве с семьей. Семья является традиционно главным
институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье,
он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Затем перешла к последнему блоку – практическому. Формы работы,
используемые в данном блоке более интересны и разнообразны. Наиболее
результативной оказалась форма работы, которую я называю «Наши добрые
дела». Эта форма работы увлекательна, занимает немного времени и
позволяет сразу видеть результат собственного участия. Родители вместе с
детьми проводили благоустройство игрового участка. Эта акция помогла
мне сплотить семьи, помочь родителям быть ближе к своим детям.
Использование нетрадиционных и традиционных, индивидуальных
(родительская почта, консультации, беседы и др) и коллективных (акции,
проекты, родительские собрания, мастер – классы и др), наглядно –
информационные (буклеты, стенды и др.) вдохновила семьи на изучение
своих истоков и стимулировала стремление быть достойными членами
своего рода.
1.Родительские собрания. Это одна из наиболее эффективных форм
повышения педагогической культуры родителей и формирования
родительского коллектива. Мною было проведено родительское собрание «Я
– семья – род – народ!».
2. Досуги, праздники - самые привлекательные, востребованные формы
работы. Фольклорные праздники в детском саду имеют особое значение в
формировании духовной культуры ребенка. Через такую форму деятельности
дошкольник знакомится с народной культурой, у него воспитывается любовь
к родному краю. Ежегодно проводятся фольклорные праздники «Яблочный
спас», «Масленица раздольная», «Пасхальный перезвон», развлечение
«Вечер Кубанских игр», также имеющие немаловажное значение для
воспитания духовно-нравственных качеств у детей. Праздник «Ай, да, папы!
» (соревнования, пропагандирующие армейскую доблесть), помог пробудить
в детях чувство национальной гордости за силу, мужество российских
мужчин, стремление стать такими же и служить в рядах вооруженных сил.
Уважение к защитникам Отечества также воспитывает акция «Подарок
солдату» (дети с родителями собирают посылку и пишут письмо для
служащих в рядах армии). Праздники для мам «День Матери» ,
«Международный женский день 8 марта» воспитывает в детях любовь и
уважение к женщине-матери, умение выразить благодарность и любовь по
отношению к продолжательницам человеческого рода, стремление походить
на мам и бабушек. Патриотическому празднику 9 мая в нашем детском саду
посвящается ряд мероприятий: акция «Молодое поколение - ветерану» (дети
пишут благодарственное письмо ветеранам ВОВ); тематические занятия;
праздники. В детском саду оформлена Аллея славы. Задача проводимых
мероприятий – проследить связь поколений, и поэтому почётные гости на
нём – непосредственные участники тех событий – родственники наших
воспитанников. Не забываем мы и о 12 июня, где чествуем государственные
символы России. Традиционно в детском саду мы с детьми группы и
родителями принимаем участие в праздновании Дня семьи «Семья моя – мой
отчий дом! ». Этот праздник позволяет нам лишний раз задуматься о
важности семьи в нашей жизни и проявить внимание к близким людям.
Конечно, организация всех мероприятий требует от нас и времени, и труда, и
душевных сил. Но такую радость они нам приносят, когда мы видим
счастливые глаза детей и слышим слова благодарности родителей!
1. Родительские уголки – это хороший метод общения с родителями,
позволяющий обратить их внимание на проблемы современного общества и
получить косвенные советы по духовно-нравственному воспитанию.
2. Фотовыставки: «Многонациональный Темрюк», «День города в нашей
семье», «Мама мир подарила, жизнь подарила мне и тебе», «Для меня всегда
герой самый лучший папа мой», «Наши предки», «История нашего города»,
и многие другие. Родители приняли в их организации активное участие. Эта
форма работы показала мне, что она пользуется у родителей популярностью.
3. Библиотека для родителей. Я даю рекомендации по использовании в
условиях семьи художественной литературы по определённой теме и
предлагаю для чтения детям.
4. В своей работе использую информационные буклеты в помощь
родителям. В современных условиях детского сада трудно обойтись без
поддержки родителей. Родители помогли в оформлении альбомов по
духовнонравственному воспитанию: «Моя Родина – Россия», «Золотое
кольцо России», «Города старинные мастерами славные», «Рода войск»,
«Вооружённые силы Российской Федерации», «Символика РФ», «Великие
полководцы», «Из истории Московского Кремля», «Герои былин»,
«Обмундирование воинов», «Семья», «Профессии», «Праздники России». Я
уверена, что все эти формы нам помогают активизировать родителей в нашей
совместной деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей. Я не
останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути
сотрудничества с родителями. Ведь у нас общая цель - воспитывать будущих
созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг
себя.
Таким образом, анализируя результаты работы с семьей по воспитанию
духовно – нравственной культуры у ребенка, пришли к выводу, что при
условии постоянной и планомерной работы по привлечению родителей в
образовательный процесс:
изменились взаимоотношения детей в группе
у детей появляется интерес к познанию истории родного края, культуре
дети стали более общительными, милосердными, активнее реагируют
на различные социальные ситуации, оценивают поступки товарищей.
А у родителей в свою очередь повысилась активность в проведении
разных мероприятий;
удалось расположить родителей к детскому саду, теперь это мои
помощники, друзья, которые всегда приходят на помощь и с радостью
помогают в воспитании детей. Ведь они уверенны, что их ребёнка в
детском саду всегда ждут с радостью и любовью.
Л.Н. Толстой писал: «Из всех наук, которые человек может и должен
знать, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше
зла и как можно больше добра».
Планы на будущее
Считаю, что очень увлекательным и полезным в духовно-нравственном
воспитании может оказаться проект «Генеалогическое древо».