Напоминание

"возможные меры профилактики синдрома профессионального выгорания"


Автор: Аксенова Ирина Станиславовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №31
Населённый пункт: г.Миасс, Челябинской области
Наименование материала: етодическая разработка семинара-тренинга
Тема: "возможные меры профилактики синдрома профессионального выгорания"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад № 31»

Семинар-тренинг для педагогов

«Возможные меры профилактики синдрома

профессионального выгорания»

Автор: старший воспитатель МКДОУ №31

Аксенова Ирина Станиславовна

Цель семинара-тренинга: снятие эмоционального напряжения для укрепления

психологического здоровья педагога.

Задачи:

познакомить участников семинара-тренинга с некоторыми приёмами

психологической саморегуляции;

создать благоприятные условия для продуктивной работы над собой;

совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю

душевную гармонию.

Организация тренинга: группа педагогов - 9 человек.

Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по

музыкальному залу, принятие удобного положения тела во время релаксации.

Продолжительность – 45 минут.

Ведущий семинара-тренинга: старший воспитатель – Аксенова И.С.

Вступление. Актуальность выбранной темы.

Сегодня мы проведем наш семинар для педагогов в форме тренинга. Участники

тренинга будут иметь возможность поделиться и обменяться между собой

знаниями и проблемами, а также поработать вместе для поиска решения.

Профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются

огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.

На нашей встрече мы немного поразмышляем, немного отдохнём, восполним

энергию для дальнейшей работы.

Тренинговая форма работы требует доверия к группе, поэтому нам нужно будет

разделиться на 2 группы. И мы начинаем нашу работу со сказа о богатыре и

драконе.

1.

«Сказ о богатыре и драконе»

«Раз пошел богатырь к быстрой реченьке. А на берегу той реки – дракон лежит. И

стал биться богатырь с драконом. День бился, два бился, три.

Наконец, обессиленные, упали они и, чуть дыша, дракон спрашивает:

- Чего ж тебе было надобно, Иванушка?

- Да, водицы испить.

- Да, пил бы! Чего ж драться-то стал?»

Так и в нашей жизни бывает: не разобравшись, порой, в чем дело, люди усложняют

свою жизнь и жизнь других. Профессиональное общение с коллегами и

руководством часто связано с конфликтами по поводу нагрузки, с чрезмерным

контролем со стороны администрации, перегруженностью различными

поручениями. К сожалению, часто эмоции и переживания, вызванные контактом

«педагог – педагог», носят отрицательный характер. При этом причины могут быть

совершенно разными, начиная с настроения учителя в данный временной

промежуток, на которое, в свою очередь, могли повлиять и внешние факторы, и

заканчивая его общей неудовлетворенностью от выполняемой работы.

2.Коллективная игра «Дракон, самурай и девочка»

Разделитесь на две команды и встаньте в две шеренги – одна команда напротив

другой. Это упражнение-соревнование. Соревноваться будем командами. Играем

до трех победных очков у какой-либо из команд.

Для проведения соревнования нам надо выучить три фигуры. Тренер показывает,

участники повторяют.

Девочка: Тренер переминается с ноги на ногу, руки как будто бы держатся за края

воображаемой юбочки, проговаривая при этом характерный звук: «Ля-ля-ля-ля».

Дракон: Ноги на ширине плеч, руки подняты над головой, пальцы растопырены

как когти. Характерный агрессивный звук: «А-А-А-А!!!».

Самурай: Тренер встает в боевую стойку: одна нога выпадом вперед, одна рука

тоже вперед, как будто бы самурай держит воображаемый меч и направляет его в

противника. При этом характерный звук: «У-У-У-У!!!».

Командам будет дано по 30 секунд, чтобы договориться, какую из трех фигур

выбрать для показа. После этого я говорю: «Три-два-один!» И обе команды

одновременно показывают ту фигуру, которую они выбрали. Ваши фигуры могут

совпасть, а могут и не совпасть. Если совпали – в этом раунде ничья. Если не

совпали, то действует правило: «Самурай убивает дракона: команда, показавшая

самурая, зарабатывает победное очко. Дракон съедает девочку: команда,

показавшая дракона, зарабатывает победное очко. Девочка соблазняет самурая:

команда, показавшая девочку, зарабатывает победное очко».

Внимание, игра! Сейчас у вас есть 30 секунд, чтобы договориться, какую фигуру

надо показать, чтобы заработать победное очко!

3.Мини-лекция «Синдром эмоционального выгорания».

Цель: знакомство с понятием «эмоциональное выгорание», симптомами его

проявления, этапами формирования.

Слайд 1 Римский император Диоклетиан после двадцати лет успешного

расширения империи, подавления восстаний и окультуривания варваров плюнул на

все и уехал в деревню – выращивать капусту, как утверждали злые языки.

Последующие шестнадцать с лишним столетий неблагодарные потомки считали

древнего римлянина заурядным сумасшедшим, и только недавно поставили ему

точный диагноз – император сгорел на работе. Синдром профессионального

выгорания – это состояние психического,

эмоционального и физического

изнеможения, проявляющееся в профессиях группы «человек – человек». СПВ –

самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей,

социальных

работников,

психологов,

менеджеров,

врачей,

журналистов,

бизнесменов и политиков, — всех, чья деятельность невозможна без общения.

Неслучайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслач назвала

свою книгу: «Эмоциональное сгорание – плата за сочувствие».

Слайд 2

По данным социально-демографических исследований труд педагога

относится к числу наиболее напряженных в эмоциональном плане видов труда: по

степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у менеджеров и

банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, т. е. тех, кто

непосредственно работает с людьми. Термин ‘’эмоциональное выгорание’’ введен

американским

психиатром

Х.

Дж.

Фрейденбергером

в

1974

году

для

характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в

интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально

насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи.

Согласно современным данным, под “психическим выгоранием” понимается

состояние

физического,

эмоционального

и

умственного

истощения,

проявляющееся в профессиях социальной сферы.

Слайд 3

Эмоциональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне

хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и

личностных ресурсов работающего человека.

Слайд 4 Причины напряженности педагога:

• Особая ответственность педагога за выполнение своих профессиональных

функций;

• Загруженность рабочего дня;

• Высокие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки;

• Чувствительность к имеющимся трудностям;

• Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка дома или на

работе;

•Требование творческого отношение к профессиональной деятельности;

• Нестабильность заработной платы.

Чаще всего данный синдром проявляется у педагогов со стажем работы от 5 до 7 и

от 7 до 10 лет; 8 –11% -от 1 года до 3 лет, и у педагогов с 10-летним стажем;

(адаптация в ОУ, у педагогов

со

стажем

более

10

лет,

выработаны

определенные способы саморегуляции и психологической защиты); 22% -от 15 до

20 лет.

Слайд 5 Стадии эмоционального выгорания:

Первая стадия, когда человек считает «Работа и больше ничего!». Она начинается

приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний.

Специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и

пусто на душе. Исчезают положительные эмоции. Появляется некоторая

отстраненность в отношениях с

членами

семьи. Возникает состояние

тревожности, неудовлетворенности. Возвращаясь, домой, всё чаще хочется сказать:

«Ну, не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

Вторая

стадия,

когда

человек

думает

«Мне

все –равно!». Возникают

недоразумения с воспитанниками. Профессионал начинает в кругу своих коллег с

пренебрежением говорить о некоторых из них. Постепенно неприязнь проявляется

в присутствии воспитанников. Вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а

затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала специалиста –

это не осознаваемое им самим проявление самосохранения при общении,

превышающем безопасный для организма уровень.

Третья стадия, когда человек постоянно задается вопросом: «Зачем я здесь?»

Притупляются представления о ценностях жизни. Эмоциональное отношение к

миру «упрощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к

собственной жизни. По привычке такой человек может еще сохранять внешнюю

респектабельность, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы, то ни было, и

почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

Слайд 6 Основные симптомы профессионального выгорания:

чувство хронической усталости;

раздражительность;

нарушение сна, аппетита;

тревожность;

негативное отношение к коллегам;

оскудение репертуара рабочих действий;

потеря интереса к профессиональным достижениям.

Профессиональное

выгорание

возникает

не

мгновенно,

а

накапливается

постепенно и, что важно помнить, незаметно. Когда его симптомы становятся

очевидными, то часто уже мало что можно изменить. Динамика развития

выгорания - процесс сугубо индивидуальный выгорание заразно, оно подобно

инфекционной болезни. Педагоги, подверженные этому процессу, могут быстро

превратить целую группу в собрание «выгоревших».

Слайд 7 Возможные меры профилактики синдрома эмоционального

выгорания:

Непрерывное психолого-педагогическое образование, повышение

квалификации;

Система поощрений (со стороны администрации);

Разделение профессиональной и частной жизни (работы и дома);

Саморегуляция (комплекс мероприятий, направленных на формирование

психологических состояний, способствующих наиболее полной реализации

потенциальных возможностей.);

Деловые игры/тренинги/игры-практикумы и т. д.

Эмоциональное выгорание – процесс довольно коварный, поскольку человек,

подверженный этому синдрому часто мало осознает его симптомы. Он не может

увидеть себя со стороны и понять, что происходит. Поэтому он нуждается в

поддержке и внимании, а не конфронтации и обвинении. Таким образом,

профессионального выгорания можно избежать при проведении каждодневной,

систематической работы в этом направлении, каждым педагогом и приложении

ими определенных усилий. При выполнении определенных рекомендаций вы

научитесь регулировать свое эмоциональное состояние, принимать взвешенные

решения и воспринимать мир с радостью и оптимизм. С рекомендациями «КАК

ИЗБЕЖАТЬ

ВСТРЕЧИ

С

СИНДРОМОМ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ВЫГОРАНИЯ»

и

«ЧТО

НУЖНО

И

ЧЕГО

НЕ

НУЖНО

ДЕЛАТЬ

ПРИ

ВЫГОРАНИИ» мы познакомимся в ходе нашего семинара-тренинга.

Упражнение 4 «Стирка» (диагностика уровня стресса)

Цель: выявить уровень стресса и способность к стрессоустойчивости.

Представьте себе, что вы живёте в те времена, когда все стирали бельё вручную и

развешивали его для просушки на улице. У вас в корзине скопилась гора грязного

белья, и вам нужно обязательно сегодня его выстирать. Однако, выглянув в окно,

вы видите, что небо покрыто тяжёлыми свинцовыми тучами. Какие мысли при

этом приходят вам в голову?

1. «Вот так дела! Может быть, мне стоит отложить стирку до завтра? Но тогда во

что же одеться?»

2. «Подожду немного, может быть, погода наладится».

3. «Сегодня по прогнозу не должна быть такая погода».

4. «Не важно, пойдёт дождь или нет, я всё-таки начну стирку».

Интерпретация ответов

Когда к скучным домашним делам добавляется ещё и плохая погода, человек

невольно оказывается в стрессовой ситуации. Ваша реакция на неудачу в день

намеченной

стирки

является

показателем,

отражающим

уровень

стресса,

испытываемого вами в жизни.

1. Если вы выбрали первый вариант, то по шкале от 0 до 100 уровень стресса у вас

достигает отметки 80. Вы позволяете оказывать влияние на свою жизнь всем

мелким

неприятностям,

которые

могут

с

вами

случиться.

Вы

настолько

подвержены воздействию стресса, что малейшие препятствия и неудачи могут

испортить вам настроение на длительное время. Вам пора взять отпуск и

хорошенько отдохнуть, пока это стрессовое состояние не отразилось отрицательно

на вашем здоровье.

2. Если вы надеетесь, что погода может улучшиться, то уровень стресса,

испытываемого вами, составляет 50. Неблагоприятные обстоятельства не сбивают

вас с толку, и вы продолжаете сохранять позитивное восприятие жизни даже при

возникновении непредвиденных неприятных условий. Вы по-прежнему стараетесь

справляться с возникающими проблемами, и в результате всё складывается

благополучно. Не забывайте, что не всякий стресс является отрицательным.

Относитесь к препятствиям и неудачам, происходящим в вашей жизни, как к

стимулу, побуждающему вас преодолевать их.

3. Если вы выбрали этот вариант, то уровень испытываемого вами стресса близок к

0. Вы не позволяете мелким неприятностям и проблемам испортить вам день и не

видите причины тревожиться по поводу их возникновения. Возможно, вы открыли

для себя очень хорошую,мудрую житейскую философию: ваши беспокойство и

волнение не станут препятствием для дождя, он всё равно пойдёт.

4. Если вы ответили, что начнёте стирать независимо от того, будет идти дождь

или нет, то уровень испытываемого вами стресса равен 100. Вы ощущаете гнёт

такого количества неблагоприятных обстоятельств в своей жизни, что не

обращаете внимания на существующие реальные условия и пытаетесь делать

невозможное, чтобы их изменить. Когда вам это удаётся, то вы сталкиваетесь с ещё

более серьёзной проблемой и, следовательно, испытываете ещё более сильный

стресс, чем прежде. Если вы выделите время и позволите себе отдохнуть и

основательно поразмышлять, то вы убедитесь, что все ваши усилия были

напрасными. Успокойтесь и воспринимайте происходящее более хладнокровно,

ведь после грозовой погоды обычно наступает прекрасный солнечный день.

Упражнение 5 «10 животных» (диагностика, самооанализ)

Уважаемые коллеги! Перечислите, пожалуйста, 10 животных в порядке убывания

вашей симпатии к ним. На листочках в столбик запишите этих животных.

Есть ли среди них тот, на кого вы похожи больше всего?

Где он находится в списке? (начало, середина, конец)

На каком месте?

Интерпретация результатов: Если в самом начале, то у вас несколько завышенная

самооценка, если в самом конце, вы, скорее всего, недооцениваете себя, если же в

середине вы оцениваете себя объективно, знаете свои плюсы и минусы. Адекватная

самооценка залог психологического здоровья и барьер для эмоционального

выгорания.

Упражнение 6

ТЕСТ «НУЖНО ЛИ ВАМ УЧИТЬСЯ БОРОТЬСЯ СО СТРЕССОМ»

(по А.И. Тащевой, 2000)

Ответьте «да» или «нет» на десять вопросов.

1. Часто ли Вы чувствуете, что слишком устали, чтобы отвечать вниманием на

внимание со стороны окружающих?

2. Бываете ли Вы вспыльчивы по пустякам?

3. Случалось ли Вам чувствовать, что Вы устали после отпуска (выходных,

каникул) больше, чем до него?

4. Случалось ли Вам испытывать по вечерам ощущение, что шея онемела, мышцы

плеч ноют, а в спине – тупая боль?

5. Испытываете ли Вы сильные головные боли от конфликтов в семье?

6. Приводят ли конфликты к нарушению пищеварения?

7. Бываете ли Вы иногда слишком плаксивы или близки к слезам?

8. Предрасположены ли Вы к астме или кожной сыпи и дают ли они о себе знать,

когда Вы эмоционально расстроены?

9. Приходилось ли Вам испытывать внезапные приступы болезни как раз тогда,

когда нужно было собрать все силы для решающего поступка?

10. Часто ли Вам кажется, что вы тратите слишком много времени на решение

чужих проблем и у Вас не остается времени на себя?

Если положительных ответов будет больше четырех, пора задуматься о том, что

стресс отнимает у вас слишком много сил, ресурсов, а значит – и здоровья.

Далеко не все педагоги осведомлены о том, что их усталость, мысли о собственном

несовершенстве, отсутствие желаний, страх ошибок, болезненная реакция на успех

коллеги и убежденность в своей слабости, частые конфликты – это симптомы

профессионального заболевания, одной из серьезных проблем современного

детского сада.

Речь идет об эмоциональном выгорании педагогов, которому подвержены чаще

всего люди старше 35-40 лет. Получается, что к тому времени, когда мы накопим

достаточный педагогический опыт, а собственные дети уже подрастут и можно

ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, происходит спад. У многих

заметно снижается работоспособность, нарастает усталость.

III. Заключительная часть. Рефлексия.

И помните, для того чтобы успешно бороться со стрессом и с

профессиональным выгоранием и их болезненными проявлениями, нужно взять

в руки не только таблетки, но и самого себя, свой режим, диету, свое поведение и

даже настроение. Главное - это установка человека на то, что жизнь -

прекрасна и удивительна, что мы обладаем мозгом, чтобы мыслить, мечтать,

самосовершенствоваться; глазами - чтобы видеть прекрасное вокруг: природу,

красивые лица, рукотворные шедевры; слухом - чтобы слышать прекрасное:

музыку, птиц, шелест листвы.

Подводя итоги, хочу дать вам несколько рекомендаций.

Вот список простых советов которые помогут вам предотвратить появление

профессионального выгорания.

Во-первых, нужно общаться вне работы; поискать хобби или интересы, которые

могут вас объединить с людьми из других профессиональных сфер.

Во-вторых

,

заниматься спортом.

В-третьих, использовать свой законный отпуск по назначению.

В-четвертых, планировать время и не брать работу на дом.

В-пятых, попробовать относиться к работе не так серьезно, как раньше. Это всего

лишь деятельность, которая не должна замещать настоящую жизнь.

И не забывайте, что некоторые эмоции нужно выплескивать: покричать в

лесу, побоксировать грушу, поссориться в очереди и так далее. Главное,

чтобы не возникало чувства вины или недовольства собой.

Кроме этого, в целях направленной профилактики профессионального выгорания

следует стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки; учиться

переключаться с одного вида деятельности на другой; проще относиться к

конфликтам на работе; не пытаться быть лучшим всегда и во всем.

Жизнь прекрасна и удивительна! Оглянись вокруг и ты поймешь, что живешь в

чудесном мире! Пусть каждое мгновение будет приятным и неповторимым! Жизнь

создана только для нас. Она неповторима, и она, самое главное, что у нас есть! Так

зачем же ее тратить на обиды и переживания, когда можно радоваться и

наслаждаться! Думай позитивно, ведь мысли материальны!

Мысли только позитивно,

Весело живи, активно!

Не хандри по пустякам,

Я тебе конфетку дам!

Не кладите в утренний кофе вчерашние, горестные воспоминания… — добавьте —

сахар сегодняшних, радостных надежд!

Улыбка, радость, позитив, как мне сказали -

От всех невзгод контрацептив… А вы не знали?

Не подхватить чтоб вирус зла, предохраняйтесь.

Пускай все крутят у виска — вы улыбайтесь!

Пусть уйдут печаль и грусть,

И все проблемы разбегутся!

Надо только им назло

Спокойно улыбнуться!

Такое чудо - просто жить!

Дышать и ждать, что будет дальше.

Быть выше зла, обиды, фальши.

Прощать, надеяться, любить.

Пытайся даже в хмурый день найти порхающую радость.

Не ждите чуда! Чудите сами!

Если послали куда подальше… схитри и… сходи… куда поближе… и люди

довольны… и сама не устала!

Чтобы не наступать на одни и те же грабли - пронумеруйте их!

Пропускайте сквозь пальчики весь негатив, и тогда в ладошках останется лишь

радость.

Хороший слух - это когда слышишь только хорошее.

Назло неудачам, назло заварухам,

Чтоб ни было с Вами - не падайте духом.

Бывает, что носом, коленками, брюхом,

Что ж, падайте всем, но не падайте духом!

К горькому кофе, достань шоколадку,

К горькой минуте - счастливую мысль.

Просто запомни: ВСЕ БУДЕТ В ПОРЯДКЕ.

Просто запомни, что все это ЖИЗНЬ…

На жизнь рассчитывать наивно,

Она Фортуну не пришлет,

Попробуй мыслить позитивно,

Удача вмиг сама придет!

Ты поверь, в огромном мире

Счастье есть, оно придет!

Знай, тебя удача ждет,

Только улыбнись по шире!

Днем погожим и даже ненастным

Позитивность не стоит терять.

Заручись настроеньем прекрасным,

С ним приятней по жизни шагать!

Жизнь прекрасна и удивительна! Оглянись вокруг и ты поймешь, что живешь в

чудесном мире! Пусть каждое мгновение будет приятным и неповторимым!

Жизнь создана только для нас. Она неповторима, и она, самое главное, что у нас

есть! Так зачем же ее тратить на обиды и переживания, когда можно радоваться и

наслаждаться! Думай позитивно, ведь мысли материальны!

Помните! Работа - это только часть вашей жизни!



В раздел образования