Автор: Ладыко Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №21 "Гнёздышко"
Населённый пункт: город Междуреченск, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: ПРОБЛЕМА ГИПЕРАКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Раздел: дошкольное образование
ПРОБЛЕМА ГИПЕРАКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В современном мире довольно остро встала проблема так называемых растормо-
женных детей. Своим поведением эти дети мешают и сверстникам, педагогам, и роди-
телям. Проблема гиперактивности
обычно ярко проявляется у детей среднего до-
школьного возраста. Начинать решать эту проблему надо сразу по обнаружению, если
на проблему закрыть глаза и пустить на самотек, то в конечном счете, есть вероятность
того, что мы получим психопатическую личность
с антисоциальными поступка-
ми .Для предотвращения этого необходима комплексная работа и поддержка врачей,
педагогов, психологов и родителей
ПРОБЛЕМА ГИПЕРАКТИВНОСТИ В НАУКЕ
Что же такое гиперактивность? Если говорить детально, то в переводе из ла-
тинского языка «активный» - значит деятельный, действенный, а греческое слово «ги-
пер» указывает на превышение нормы, проявляется в невнимательности, в неусидчи-
вости детей. Эмпирически дети с гиперактивным поведением были выявлены давно.
Родоначальником изучения двигательных расстройств у детей с органическими пора-
жениями головного мозга считается Э.П. Дюпье. Первые описательные характеристи-
ки находят свое изложение в работах, относящихся к концу 19 века,
например, в кни-
ге Ф. Штольца "Недостатки в характере ребенка. " В ней описана группа детей, на-
званная автором "беспокойными", "ртутными", которые отличаются от других детей
тем, что их подвижность распространяется на весь организм. Руки и ноги находятся в
непроизвольном движении, но данные движения эти дети выполняют нетвердо и неу-
веренно, они излишне "мечутся" во все стороны и своей неуклюжестью осложняют
дело. По мнению автора, таких детей можно назвать "трепещущими", а болтливость
многих из них ничто иное, как перенесение мускульного беспокойства на область
речи. Впервые целенаправленное изучение гиперактивных детей было начато в 30-е
годы за рубежом,
в результате был выделен так называемый «синдром гиперактивно-
сти». В 80-е годы в США диагноз "гиперактивность" был заменен на "расстройство
поведения, связанное с дефицитом внимания, с гиперактивностью или без нее".
Отечественный ученый, педагог и общественный деятель Все́
волод Петро́
вич Кащен-
ко еще в 30-е годы в своей книге "Педагогическая коррекция" писал о детях с "болез-
1
ненно выраженной активностью", которая в школе создает большие затруднения: ребе-
нок невнимателен, много шалит, много болтает, много кричит, дразнит товарищей, без
конца смеется над каждым пустяком. Он безмерно рассеянный, не может или с вели-
чайшим трудом доводит начатое дело до конца. У такого ребенка нет тормоза, нет
должного самоконтроля. Проблема гиперактивности детей имеет свое отражение в
двух самостоятельных направлениях: медицинское (клиническое) и психолого - пе-
дагогическое. Наибольшее число опубликованных работ являются исследованиями
медико-клинического направления.
ЛЕГКАЯ ДИСФУНКЦИЯ МОЗГА
В медицинской литературе проблема квалифицируется как один из ведущих
симптомов "легкой дисфункции мозга, т.е. как симптом болезни, патологии, хотя и не
являющейся грубой. Диагноз "ЛДМ" ставит только врач Признаки заболевания следу-
ющие:
1.
повышенная двигательная активность ребенка
2.
двигательные нарушения
3.
эмоциональная лабильность
4.
нарушения координации
5.
невозможность длительной концентрации внимания
6.
импульсивность
7.
нарушение памяти и мышления
8.
специфическая неспособность к учебе
9.
нарушение речи, произношения, слуха
Причины гиперактивности
1.
пренатальные - заболевания краснухой во время беременности, прием некоторых
медикаментов;
2.
перинатальные - родовая травма;
3.
постнатальные - отравления, энцефалиты, менингиты, отравления угарным га-
зом, болезни сердца;
4.
генетические;
5.
биохимические нарушения в организме;
6.
нарушение созревания центральной нервной системы.
2
По мнению большинства врачей, двигательная активность с возрастом уменьшается, а
выявляемые неврологические изменения постепенно нивелируются. Но без проведе-
ния соответствующего лечения в подростковом возрасте возможен переход в психопа-
тическую личность. Поэтому вопрос о лечении стоит однозначно: оно должно быть
обязательно. Помимо медикаментозного вмешательство необходимо проводить работу
психолого – педагогической направленности, так как есть вероятность того что неаде-
кватное поведение, способно зафиксироваться как привычка и привычно воспроиз-
водиться ребенком.
ЧЕШСКИЙ ПСИХОЛОГ ЗДЕНЕК МАТЕЙЧЕК
объясняет причи-
ну возникновения у детей гиперактивности тем, что при недостатке внешних импуль-
сов и серьезной нехватке в своем окружении смысловых, эмоциональных, а иногда и
социальных импульсов, ребенок сам проявляет лихорадочное стремление к их получе-
нию через ярко выраженное беспокойство поведения.
Бы-
вают случаи возникновения гиперактивности в результате эмоционального стресса или
переутомления. То есть, когда человек испытывает сильный эмоциональный стресс, то
внутреннее напряжение, возникающее в этот момент, находит выход в усилении физи-
ческой активности
Правила работы с гипepактивными детьми
1.
Работать с гиперактивным ребенком целесообразней в первую половину дня
2.
Создание психологического комфорта
3.
Составление четких, конкретных инструкций (не более 10 слов)
4.
Подкрепление устных инструкций зрительной стимуляцией.
5.
Уменьшать нагрузку ребенка следует по времени, но не облегчать ее.
6.
Делить работу на более короткие, но более частые периоды.
7.
Использовать физкультминутки.
8.
Быть артистичным, экспрессивным педагогом.
9.
Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чув-
ство успеха.
10.Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.
11.Использовать
тактильный
контакт
(элементы
массажа,
прикосновения,
по-
глаживания).
12.Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.давать короткие,
четкие и конкретные инструкции.
13.Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
14.Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
15.Предоставлять ребенку возможность выбора.
16.Оставаться спокойным.
17.Пользоваться правилом : «Нет хладнокровия - нет преимущества»
«СКОРАЯ ПОМОЩЬ» ПРИ РАБОТЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЁНКОМ
3
1.
Отвлечь ребёнка от его капризов.
2.
Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность).
3.
Задать неожиданный вопрос.
4.
Отреагировать неожиданным для ребёнка образом (пошутить, повторить дей-
ствие ребёнка).
5.
Не запрещать действие ребёнка в категоричной форме.
6.
Не приказывать, а просить (но не заискивать).
7.
Выслушать то, что хочет сказать ребёнок (в противном случае он не услышит
вас).
8.
Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу
(нейтральным тоном).
9.
Сфотографировать ребёнка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он
капризничает.
10.Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья).
11. Не настаивать на том, чтобы ребёнок, во что бы то ни стало, принёс извинения.
12.Не читать нотаций (ребёнок всё равно их не слышит).
Первый важный момент в общении с гиперактивными детьми – это понимание
того, что ребенок неосознанно выполняет некоторые действия, он ненамеренно «плохо
себя ведет», а сам страдает от своей чрезмерной энергичности. Поэтому терпение – за-
лог успеха, взрослым необходимо оставаться максимально спокойными и нераздражи-
тельными. Часто такие дети получают много негатива со стороны сверстников и, в осо-
бенности, взрослых, что приводит к замкнутости в себе, отчужденности и агрессии.
Важно дать ребенку почувствовать поддержку, веру в него, научить его настраивать
взаимоотношения с собой и окружающим миром.
4