Автор: Соловьева Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №42
Населённый пункт: город Великий Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Формирование пространственных и временных представлений у дошкольников с речевыми нарушениями
Раздел: дошкольное образование
Формирование
пространственных и временных представлений
у дошкольников с речевыми нарушениями
ВВЕДЕНИЕ
Нет ни одного вида деятельности детей в процессе обучения, в котором
пространственная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения
знаний, навыков и умений, развития мышления детей. Исследователями
были изучены такие виды деятельности, как наблюдение и слушание, чтение
и письмо, счет, вычисление и измерение, чтение и построение изображений,
моделирование, гимнастические построения и перестроения, различные виды
ручного труда и т.д. Несмотря на все различия этих видов деятельности,
было обнаружено общее правило - взаимосвязь между освоением ребенком
с помощью конкретных видов деятельности предметной действительности
и образованием системы пространственной ориентации.
Под пространственными представлениями понимаются представления
об
отношениях
между
объектами
пространства
или
между
пространственными признаками этих объектов. Они выражаются понятиями
о
таких
пространственных
признаках
предметов
как
форма,
их
протяженность
(высокий-низкий,
длинный-короткий),
понятиями
о
направлениях (вперед-назад, вверх-вниз, налево-направо), о расстояниях
(близко-далеко), об их отношениях (ближе-дальше), о местоположении (в
середине).
Представления о последовательности смены явлений и состояний
материи называются временными. Здесь мы имеем в виду смену времени
суток, времен года, смену поколений. Детям уже в дошкольном возрасте
жизненно необходимо самим научиться ориентироваться во времени:
определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его
длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени),
менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени.
Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу
для развития таких качеств личности, как организованность, собранность,
целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе
и в повседневной жизни.
Формирование пространственных и временных представлений – одни из
разделов программы по формированию элементарных математических
представлений у детей дошкольного возраста. Работа по формированию
пространственно - временных представлений у дошкольников с речевыми
нарушениями строится по тем же направлениям, что и с нормально
развивающимися детьми. Однако, учитывая недостаточность речевого
развития,
значительно
больше
уделяется
внимания
усвоению
пространственно – временной терминологии и ее использованию в
экспрессивной речи. Неполноценное речевое развитие дошкольников
оказывает влияние на понимание и активное употребление ими словесных
обозначений пространственных и временных отношений. Для детей с
речевыми
нарушениями
характерно
недостаточное
понимание
пространственно-временной
терминологии,
а
также
недостаточная
дифференцированность и низкая
актуализация всех пространственно-
временных связей и отношений в экспрессивной речи. Дети с нарушениями
речи нередко и в старшем дошкольном возрасте недостаточно понимают и
редко используют в своей речи терминологию, которую должны были
усвоить на более раннем возрастном этапе.
В связи с этим развитие пространственных и временных представлений,
являясь составной частью в работе по формированию знаний и навыков в
различных видах деятельности, выделяется как одна из важнейших задач
коррекционной работы, проводимой с данными детьми.
Недостаточная
сформированность
пространственно-временных
представлений
у
дошкольников
обязательно
будет
сказываться
на
формировании
полноценной связной речи, а у школьников - на развитии навыка чтения и
письма. Ведь для овладения письмом ребенку необходимо научиться взаимно
трансформировать пространственную последовательность - графических
знаков и временную - звуковых комплексов. Таким образом, временной и
пространственный аспекты восприятия и воспроизведения речи не могут
быть разобщены.
Наиболее доступной формой обучения дошкольников является игровая
деятельность,
поэтому
формирование
как
пространственных,
так
и
временных представлений эффективно осуществлять через предложенные в
системе работы игры и упражнения.
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
В соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду,
ориентируясь в пространстве, дети должны освоить:
собственное тело как точку отсчета пространственных направлений (на себе);
ориентироваться в окружающем от себя, от другого человека, от других
предметов, использовать это как систему отсчета;
ориентироваться
по
основным
пространственным
направлениям,
использовать это как систему отсчета;
ориентироваться в двухмерном пространстве, т.е. на плоскости;
пользоваться
пространственным
словарем
(предлогами,
наречиями
и
другими частями речи, обобщенно отражающими знания о предметно-
пространственном окружении).
Исследования
показывают,
что
существует
определенная
последовательность в усвоении пространственной терминологии детьми. Так,
в младшем дошкольном возрасте дети должны понимать и стараться
использовать во фразовой речи следующие предлоги и слова: у, на, под,
рядом, перед, вверху – внизу, впереди – сзади (позади), справа – слева.
В среднем дошкольном в возрасте дети должны понимать значение
слов и предлогов вверх, вниз, вперед, назад, налево, направо, далеко, близко,
внутри, снаружи, к, от, по, до, из, в, около, тут, здесь, там, везде, всюду,
повсюду, туда, сюда и стараться использовать их во фразовой речи.
В старшей группе дети должны понимать значение слов сверху, снизу,
наверх, с, среди, между, вокруг, напротив, над, ближе, дальше и стараться
использовать их во фразовой речи при выполнении математических заданий,
в процессе продуктивной деятельности и в быту.
В подготовительной группе должны понимать значение слов из-за, из-под,
через, вдоль, поперек и использовать их во фразовой речи.
Работа по формированию пространственных представлений у детей с
речевыми
нарушениями
начинается
с
уточнения
и
закрепления
представлений о схеме тела.
Эта работа включает в себя следующие
направления:
- практическое овладение схемой собственного тела (верхних и нижних
частей
тела,
вентральных
и
дорзальных
сторон
тела),
асимметрии
конечностей;
- практическое овладение схемой тела другого субъекта;
-
использование
соответствующих
вербальных
эквивалентов
для
обозначения пространственных понятий.
Для формирования ориентировки
в схеме собственного
тела
и
тела другого субъекта можно использовать следующие игры и упражнения:
«Вот какие мы». Дети выстраиваются в два ряда напротив друг друга и
выполняют действия по инструкции: «Покажи правую – левую руку»,
«Покажи правый глаз, левое ухо», «Покажи правое ухо у товарища» и т.п.
Параллельно уточняются те названия парных частей тела, которые с трудом
закрепляются в словаре («голень», «бедро», «щиколотка», «запястье»,
«стопа», «кисть», «плечо» и т.д.).
«Наводим порядок». Перед детьми в произвольном порядке разложены
варежки, перчатки, расставлены тапочки, чешки и т.д. предлагается найти
пару, правильно поставить туфли, надеть перчатку на правую руку и т.п.
Также можно предложить определить правый и левый рукава у блузки,
лежащей спинкой вверх; потом спинкой вниз, определить левый и правый
карманы у джинсов (вид спереди и сзади).
«Игра в «солдатики» По приказу «командира» – взрослого «солдатики»
– дети поворачиваются налево и направо, поднимает левую (правую) руку.
Напоминаем, что правой (в общем случае) является та рука, которой он
рисует или пишет.
«Ладошки и следы» На ковре в произвольном порядке разложены
изображения вырезанных по контуру ладоней и ступней. Дети находят пары,
затем предлагается пройти по следам с учетом асимметрии отпечатков
следов. По мере усложнения игры предлагаются разные варианты дорожек:
прямая, перекрестная, кривая.
«Обезьянки» Воспитатель поворачивается спиной к детям и выполняет
движения руками (вверх, в сторону, вперед, за спину, за голову, на голову, на
плечо, на пояс) и ногами (вперед, назад, в сторону, сгибание в колене). Дети
повторяют движения.
«Как мы здороваемся» Воспитатель приглашает в гости Петрушку,
предлагает детям с ним поздороваться правой (левой) рукой
«Строим город» Перед детьми – разноцветные детали конструктора. Дети
выполняют инструкции: «Положи красный кирпичик вниз, а синий сверху»;
«Возьми красный кубик, сверху положи синий конус, справа от кубика
поставь в ряд три зеленых кирпичика». И др.
«Прятки» По
инструкции
воспитателя
ребенок
прячет
игрушку,
остальные
дети
должны
найти
ее
и
сказать,
куда
была
спрятана
игрушка: «Спрячь игрушку под стол (в шкаф, за кроватку, на полку)»; «Куда
спрятал Вова мишку?».
«Дополни рассказ» Воспитатель
расставляет
на столе
игрушки:
посередине избушка, перед нею садик, в саду дерево, под ним скамейка. Дети
дополняют предложения, сказанные воспитателем, и расставляют предметы.
Вопросы:
- Дед вышел откуда? (из избушки).
- И сел куда? (на скамейку)
- Под чем? (под деревом)
- Птичка сидела где? (на дереве) и пела. Услышала ее кошка и прыгнула.
- За кем? (за птичкой)
- Куда? (на дерево)
- Но птичка улетела и села куда? (на крышу избушки)
- Кошка полезла за кем? (за птичкой) Но птичка улетела.
- Бабушка вышла откуда? (из избушки)
- Рассердилась на кого? (на кошку)
- И прогнала ее куда? (на чердак)
Ориентировка в пространственном расположении предметов тесно
связана с ориентировкой в различных направлениях пространства. Работа по
формированию
умения
ориентироваться
в
различных направлениях
пространства проводится по следующим направлениям:
- освоение и дифференциация различных направлений окружающего
пространства (впереди, позади, далеко, близко, высоко, низко) относительно
сторон собственного тела;
- освоение пространственных направлений относительно тела другого
субъекта;
- освоение основных пространственных направлений в процессе активного
передвижения;
- вербализация различных направлений окружающего пространства.
Для развития ориентировки в направлениях пространства применяются
следующие игры и упражнения:
«Расскажите, что где находится» Воспитатель предлагает ребенку встать
в центр групповой комнаты и рассказать, что находится впереди, позади,
близко, далеко, высоко, низко, впереди слева, впереди справа, позади слева,
позади справа.
«Что изменилось» Игра проводится аналогично игре «Расскажите, что
где находится», только ребенку предлагается менять позицию (повернуться
на 180, встать ближе к стене).
«Почта» Разделить лист бумаги на 4 квадрата. Попросить ребенка
нарисовать простую картинку (треугольник, кружок, цветок, рыбку и т.п.) по
адресу, например: «Нарисуй красный кружок в левом верхнем углу нижнего
правого квадрата». Начинать с наиболее простых адресов, заканчивая
сложными.
Отыскивание букв по «Азбуке» Работать можно с группой детей, тогда
«Азбука» должна быть большая и висеть на доске. Воспитатель: « Найди
букву, которая находится на две буквы вниз и одну букву направо от буквы
М» И т.п.
«Угадай слово» Предлагается прямоугольник, разделенный на четыре
квадрата. Дети выполняют задание по инструкции: в третьем слева квадрате
напиши букву «Ш», в третьем справа «И», слева от «И» - «М», в первом
справа «А». Какое имя получилось? («Миша»)
«Займи свой коврик» Перед детьми ставится задача занять коврик с
определенным расположением фигур: займи красный коврик с зеленым
овалом в середине; займи желтый коврик с квадратом в правом верхнем углу
и т.п.
«Найди картинку» Детям предлагается лист, разделенный на 36
квадратов, в определенных квадратах нарисованы картинки, внизу листа
стрелка. Дети находят картинку по инструкции: « От стрелки – 1 клетка
вверх, 3 направо» и т.п.
«Лабиринты» «В гости к клоуну». Детям предлагается общая схема
расположения домиков, каждому дается свое письмо со схемой движения.
Ребенок должен определить, в каком доме живет клоун. В заключении
каждый ребенок рассказывает, как он добрался до домика клоуна.
«Помоги кукле расставить мебель» Воспитатель предлагает детям
расставить
кукольную
мебель
соответственно
графической
схеме
расположения предметов (схема предварительно анализируется).
«Что нарисовал художник» Воспитатель рассказывает детям о том, как
один художник нарисовал их группу, но необычно: показывает план-схему.
Предлагает найти в группе те предметы, которые изображены на рисунке.
«Разведчики» Воспитатель сообщает детям, что им нужно найти важное
письмо по плану-схеме, в котором стрелками указано направление пути.
Педагог показывает детям план-схему, проводит его анализ – в групповой
комнате, устанавливая соответствие между схемой расположения предметов
и реальной обстановкой, а также анализирует путь, определяемый стрелками.
Развитию умения ориентироваться на плоскости листа в клетку
способствуют
различные
графические
диктанты,
в
которых
совершенствуются также графические навыки и навыки счета.
Игры и упражнения на ориентировку в двухмерном пространстве
развивают не только пространственные представления у детей. Включая
элементы рисования, аппликации, конструирования, они совершенствуют
изобразительные навыки.
В процессе организации непосредственно образовательной деятельности
по
формированию
элементарных
математических
представлений
пространственные отношения формируются через упражнения со счетными
карточками
(детям
дается
задание
выложить предметы
на
верхнюю,
нижнюю полоску, слева – направо, справа - налево), со счетными палочками
(предлагается выложить геометрические фигуры, производя преобразования
над ними), при счете предметов (используется счет по диагонали, по кругу) и
т.д.
Развитию
ориентировки
в
пространстве
способствуют
также
и
физкультминутки, включающие в себя игры и упражнения с мячом. Целью
таких игр является закрепление ориентированности
ребенка
в
собственном теле; закрепление умения ориентироваться в пространстве
(справа, слева, впереди, сзади); закрепление употребления предлогов. В этих
целях можно использовать следующие игры и упражнения:
«Мячик прыгает по мне – по груди и по спине» Дети выполняют
задания по инструкции воспитателя:
В правую руку свой мячик возьми,
Над головою его подними
И перед грудью его подержи.
К левой ступне не спеша положи.
За спину спрячь и затылка коснись.
Руку смени и другим улыбнись.
Правого плечика мячик коснется
И ненадолго за спину вернется.
С голени правой да к левой ступне,
Да на живот – не запутаться б мне.
«Вправо, влево прокати, только мяч не упусти» Дети садятся вокруг
стола. Мяч прокатывается от одного ребенка к другому по инструкции
воспитателя: «Саша, кати мяч влево (к Диме). Кати мяч вправо (к Оле). Куда
надо катить мяч, чтобы он попал к Лене?»
«Попади в ворота» По заданию воспитателя дети прокатывают мяч в
ворота, которые расположены в разных направлениях (прямо, слева, справа,
сзади ребенка).
«Если все мы встанем в круг, мяч тебе я брошу, друг» Дети стоят по
кругу на некотором расстоянии друг от друга и перекидывают мяч, говоря
при этом: «Мяч бросаю вправо, Лене. Лена, лови!», «Мяч бросаю влево,
Саше. Саша, лови!»
«Справа, слева, впереди в обруч точно попади» Ребенок с мячом
становится между двумя обручами разного цвета, лежащими на полу.
Воспитатель предлагает следующие задания:
- Какой обруч находится слева (справа)?
- Стукни три раза в правый обруч.
- Стукни четыре раза мячом в левый обруч.
- Стукни два раза перед собой и два раза в правый обруч.
- Стукни мячом три раза в левый обруч и два раза перед собой.
Упражнение для ног с элементами самомассажа
Выполняется сидя на стульчиках.
Вариант 1. Дети катают мяч вперед – назад стопой правой и левой ноги
поочередно.
Разомнем мы ноги сами,
Покатаем мяч ногами.
Правой ногою туда и сюда –
Левая все повторяет всегда.
Вариант 2. Мяч катается одновременно двумя ногами вперед – назад. В
каком направлении ты катаешь мяч?
Обе ноги мы на мячик поставим,
Взад и вперед покататься заставим.
«Я по стульчику стучу и по полу – где хочу!» Упражнение выполняется
стоя перед стульчиком. Ребенок, по инструкции воспитателя, ударяет мячом
по сиденью стульчика, по полу справа, по полу слева, в различных вариантах.
Через
игры и
упражнения
с
мячом
развивается
не
только
пространственная ориентировка, но также отрабатывается сила, точность
движения, их координированность, снимается статистическая нагрузка.
Кроме того, они не требуют большого пространства, что позволяет
проводить их в групповой комнате.
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
К моменту поступления в школу необходимо сформировать у
дошкольника представления о времени. У детей с речевыми нарушениями
замедленная
ограниченная
восприимчивость,
недифференцированность
ощущений
и
восприятий
затрудняют
формирование
временных
представлений.
Поэтому
необходимо
формировать
временные
представления
не только в специально-организованных формах, но и на
прогулках, в игре, самостоятельной познавательной деятельности.
Игры и упражнения, направленные на развитие и уточнение временных
представлений, способствует не только развитию временных представлений
у старших дошкольников,
но
и совершенствованию
лексического
и
грамматического компонента речи. Словарь ребенка обогащается новыми
понятиями, связанными со временем.
При работе над развитием временных представлений рассматриваются
следующие понятия: сутки, неделя, вчера, сегодня и завтра, быстро –
медленно, времена года, месяцы, семья, возраст и роли в семье, понятия,
определяющие последовательность событий («после», «перед», «сейчас»,
«потом» и т.д.)
В старшем дошкольном возрасте уточняются и закрепляются представления
о частях суток. С этой целью можно использовать следующие игровые
упражнения:
«Закончи предложение»:
Завтракаем мы утром, а обедаем…
Солнце светит днем, а луна - …
Спим мы ночью, а зарядку делаем …
«Расскажи о своем распорядке дня»
«Утром я встаю и делаю зарядку»
«Днем я хожу на прогулку» И т.п.
Для уточнения временных понятий «сегодня», «завтра», «вчера» также
используем словесные дидактические игры и игровые упражнения, например
«Продолжай!»
«В музыкальный зал мы ходили...» (вчера)
«Занятие по математике у нас было...» (сегодня)
«Рисовать мы будем...» (завтра) И т. п.
Для
уточнения
понятий «быстро
—
медленно» также
используем
упражнение «Закончи предложение»: (предлагаются пары слов)
Черепаха ползет …, а заяц скачет…
Пешеход идет …, а машина едет …
Жук летит…, а гусеница ползет…
Поезд едет…, а машина…
При знакомстве с днями недели объясняем детям, что сутки, которые
люди обычно называют словом день, сменяются одни другими и имеют свои
названия, 7 суток составляют неделю. Последовательность дней каждой
недели всегда одна и та же: понедельник, вторник и т. д. Остановимся на
некоторых
средствах
развития
временных
представлений
у
старших
дошкольников. Для того чтобы дети лучше усвоили название дней недели, их
последовательность, на практике следует знакомить детей с происхождением
названий дней. Например, понедельник – первый день недели, вторник –
второй, среда – средний, четверг – четвертый, пятница – пятый, суббота –
конец недели, воскресенье – выходной день. В связи с тем, что время сложно
для восприятия дошкольников, следует использовать цветовую и цифровую
модель недели. Для закрепления и уточнения знаний о днях недели
проводятся следующие игры и упражнения:
«Покажи
соответствующую
цифру» Воспитатель
называет определенный
день
недели,
дети
должны
показать
соответствующую ему цифру (понедельник – цифра 1, четверг – цифра 4 и
т.д.)
«Живая
неделя» Для
игры
вызываются
к
доске
семь
детей,
пересчитываются по порядку, даются в руки кружочки разного цвета,
обозначающие
дни
недели.
Дети
выстраиваются
в
такой
последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый
ребенок с желтым кружочком в руках, обозначающий первый день недели –
понедельник и т.д. можно использовать цифры или слова.
«Назови соседей» Воспитатель предлагает назвать рядом находящиеся
дни недели к названному дню (среда – вторник и четверг и т.п.)
«Закончить
предложения» Воспитатель
читает
предложения
и
предлагает вставить пропущенные названия дней недели.
Если сегодня понедельник, то завтра будет…
Если сегодня четверг, то завтра будет…
Если сегодня суббота, то завтра будет …
Если сегодня пятница, то вчера была…
Если сегодня вторник, то вчера был…
«Вставить в предложения пропущенные слова» Воспитатель читает
предложения и предлагает вставить пропущенные слова.
Золушка шила платье с понедельника по среду. Значит, она работала…
дня.
Буратино и Пьеро выступали в театре с четверга по воскресенье. Значит,
они выступали … дня.
Незнайка пошел в поход и шел четыре дня. Вышел он во вторник, а
закончил свой поход в …
Чиполино копал грядку три дня. Начал он работу в среду, а закончил ее в
…
Наф-Наф строил дом. С понедельника по четверг он возводил стены. А за
следующие два дня он сделал крышу. Сколько дней Наф-Наф возводил
стены? В какой день недели Наф-Наф закончил делать крышу? Сколько всего
дней строился дом?
«Вычислить
день
недели» Воспитатель
читает
предложение
и
предлагает вычислить соответствующий день недели.
Если к сегодняшнему дню прибавить еще два, то наступит воскресенье.
Какой это день недели?
Если от завтрашнего дня отнять два дня, то это был… И т.п.
При знакомстве с временами года можно употребить модель времен года:
каждому времени года соответствует свой цвет: зимой все в снегу –
белый кружок, лето красивое – красный кружок и т.д.
каждому времени года соответствует свой вид деятельности: зимой
дети лепят снежную бабу или играют в снежки, весной вешают
скворечники, летом купаются и загорают на солнце и т.п.
«Догадайся, о каком времени года идет речь» Воспитатель читает
небольшой текст, дети по содержанию определяют время года.
Сегодня плохая погода. На улице холодно. Дует сильный ветер, почти
весь день идет дождь. С деревьев опадают листья. (осень)
Вокруг лежит снег. Люди одеты в теплую одежду. Дети катаются на
лыжах и санках. (зима)
«Когда это бывает?» (загадки о временах года)
«Составь картинку» Педагог предлагает нарисовать картинку с
изображением явлений природы, характерных для того или иного времени
года.
«Объясни смысл пословиц о временах года.
Весенний дождь лишним не бывает.
Весна красна цветами, а осень пирогами.
Что летом родится, зимой пригодится.
Готовь сани летом, телегу - зимой.
Летний день за зимнюю неделю.
Лето со снопами, осень с пирогами.
Солнце на лето, зима на мороз.
Для
закрепления
представлений
о месяцах можно
использовать
следующее упражнение:
«Расположи
фотографии
по
порядку» Найти
фотографии
родственников в младенчестве, детстве, отрочестве, юности, в зрелые годы, в
старости. Расположить фотографии по порядку в альбоме.
«Ответь на вопросы».
Ане
5
лет,
а
Тима
младше
ее
на
4
года.
Сколько
лет
Тиме?
Это Вася и Наташа. Васе 15 лет, а Наташе 4 года. Кто младше? Кто старше?
Сколько лет было в прошлом году Наташе? Сколько лет будет в следующем
году Васе?
Даше 12 лет, а Надя старше ее на 5 лет. Сколько лет Наде?
Все
меры
времени
(минута,
час,
сутки,
неделя,
месяц,
год)
представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера
складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения
последующей. Поэтому знакомство детей с единицами измерения времени
должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание
одних интервалов времени, возможность их определения и измерения
служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали
детям существенные характеристики времени: его текучесть, непрерывность,
необратимость.
Быстрому запоминанию временных представлений содействует чтение
книг С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев», В. Каверина «Песочные часы», Е.
Шварца «Сказка о потерянном времени», В. Даля «Старик-годовик».
В процессе ознакомления с временными представлениями старших
дошкольников можно использовать музыкальные произведения, например,
альбом П.И. Чайковского “Времена года”.
Таким образом, развитию временных представлений у старших
дошкольников с речевыми нарушениями будут способствовать различные
дидактические средства (модели, дидактические игры и упражнения, малые
фольклорные
жанры,
музыкальные
произведения
и
др.),
которые
используются в процессе образования в детском саду и в семье.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у
детей. М.: Изд-во «Просвещение»,1964. -304с.
2.
Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь: Игры с мячом для развития
речи, мелкой. Ручной и общей моторики. – СПб.: КАРО, 2003. – 96с.
3.
Катаева
А.А.
Дидактические
игры
и
упражнения
в
обучении
дошкольников с отклонениями в развитии / А.А.Катаева, Е.А.Стребелева.
– М.: Гуманит. центр ВЛАДОС, 2001. – 224с.
4.
Колесникова Е.В. Программа “Математические ступеньки” /Е.В.
Колесникова. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
5.
Мусейибова Т.Н. Ориентировка в пространстве. / Т.Н.Мусейибова //
Дошкольное воспитание. – 1988. - № 8 – С. 17-25.
6.
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная
программа
дошкольного
образования
/Под
ред.
Н.Е.Вераксы,
Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. 304с.
7.
Формирование
элементарных
математических
представлений
у
дошкольников: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. / Р.Л. Березина,
З.А. Михайлова и др. // Под ред. А.А.Столяра. – М.: Просвещение, 1988. –
303с.
8.
Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи: пособие для
практ. работников ДОУ / Г.С. Швайко; [под. ред. В.В. Гербовой] – М.:
Айрис-пресс, 2006. – 176с.
9.
Щербакова Е., Фунтикова О. Формирование временных представлений //
Дошкольное воспитание. – 1988. – №3. – С. 48-54.