Автор: Верстова Ольга Владиславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №42
Населённый пункт: город Великий Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности»
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности»
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка,
становления и развития всех сторон речи.
В работе затронута проблема развития речи детей в игровой деятельности, так как в
дошкольном возрасте данный вид деятельности является ведущим.
Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения
человека с окружающими его людьми, а что бы речь была внятна, понятна и интересна
другим необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения
игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка,
когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение,
активно развивается воображение, творчество, общая иницативность. Однако все эти
важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной
деятельности дошкольника — в игре.
Самое существенное изменение, которое отмечают не только психологи, но и
большинство опытных дошкольных педагогов, заключается в том, что дети в детских
садах стали меньше и хуже играть, особенно сократились (и по количеству и по
продолжительности) сюжетно-ролевые игры.
Дошкольники практически не знают традиционных детских игр и не умеют играть. В
качестве главной причины обычно называют недостаток времени на игру. Действительно,
в большинстве детских садов режим дня перегружен различными занятиями и на
свободную игру остаётся менее часа.
Однако и этот час дети, по наблюдениям педагогов, не могут содержательно и спокойно
играть — они возятся, дерутся, толкаются — поэтому воспитатели стремятся заполнить
свободное время детей спокойными занятиями или прибегать к дисциплинарным
воздействиям. При этом они констатируют, что дошкольники не умеют и не хотят играть.
Это действительно так. Игра не возникает сама собой, а передается от одного поколения
детей другому — от старших к младшим. В настоящее время эта связь детских поколений
прервана (разновозрастные детские сообщества — в семье, во дворе, в квартире —
встречаются лишь как исключение). Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда
играть, да они и не умеют этого делать и не считают важным. Если они и занимаются
детьми, то они их учат. В результате игра уходит из жизни дошкольников, а вместе с ней
уходит и само детство.
Сворачивание игры в дошкольном возрасте весьма печально отражается на общем
психическом и личностном развитии детей. Как известно, именно в игре наиболее
интенсивно развиваются мышление, эмоции, общение, воображение, сознание ребёнка.
Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в
ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, при чём именно
выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение
ребёнка осмысленным и осознанным, превращает его из полевого в волевое. Поэтому
игра — это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою
инициативу и творческую активность.
И в то же время, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать,
что они делают, и (наверное это главное) хотеть действовать правильно. Отношение
современных дошкольников к игре (а значит и сама игровая деятельность) существенно
изменились. Несмотря на сохранение и популярность некоторых игровых сюжетов
(прятки, салочки, дочки-матери), дети в большинстве случаев не знают правил игры и не
считают обязательным их выполнение. Они перестают соотносить своё поведение и свои
желания с образом идеального взрослого или образом правильного поведения.
А ведь именно это самостоятельное регулирование своих действий превращает ребёнка
в сознательного субъекта своей жизни, делает его поведение осознанным и
произвольным. Конечно, это не означает, что современные дети не овладевают
правилами поведения — бытовыми, учебными, коммуникативными, дорожного движения
и пр. Однако, эти
правила исходят извне, со стороны взрослых, а ребёнок вынужден принимать их и
приспосабливаться к ним.
Главное преимущество игровых правил заключается в том, что они добровольно и
ответственно принимаются (или порождаются) самими детьми, поэтому в них
представление о том, что и как надо делать слиты с желаниями и эмоциями. В развитой
форме игры дети сами хотят действовать правильно. Уход таких правил из игры может
свидетельствовать о том, что у современных детей игра перестаёт быть «школой
произвольного поведения», но никакая другая деятельность для ребёнка 3-6 лет
выполнить эту функцию не может.
А ведь произвольность — это не только действия по правилам, это осознанность,
независимость, ответственность, самоконтроль, внутренняя свобода. Лишившись игры,
дети не приобретают всего этого. В результате их поведение остаётся ситуативным,
непроизвольным, зависимым от окружающих взрослых.
Наблюдения показывают, что современные дошкольники не умеют сами организовать
свою деятельность, наполнить её смыслом: они слоняются, толкаются, перебирают
игрушки и пр. У большинства из них не развито воображение, отсутствует творческая
инициатива и самостоятельность мышления. А поскольку дошкольный возраст является
оптимальным периодом для формирования этих важнейших качеств, трудно питать
иллюзии, что все эти способности возникнут сами собой потом, в более зрелом возрасте.
Между тем и родителей, как правило, мало волнуют эти проблемы.
Главным показателем эффективности работы детского сада и благополучия ребёнка
считается степень готовности к школе, которая выражается в умении считать, читать,
писать и выполнять инструкции взрослого. Такая «готовность» не только не способствует,
но и препятствует нормальному школьному обучению: пресытившись принудительными
учебными занятиями в детском саду, дети часто не хотят в школу, или теряют интерес к
учёбе уже в младших классах.
Преимущества раннего обучения сказываются только в первые 2-3 месяца школьной
жизни — таких «готовых» детей уже не надо учить читать и считать. Но как только нужно
проявить самостоятельность, любознательность, способность решать и думать — эти
дети пасуют и ждут указаний взрослого. Надо ли говорить, что такая пассивность,
отсутствие интересов и самостоятельности, внутренняя пустота будет иметь весьма
печальные результаты не только в школе.
Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в
целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами,
способами и средствами общения.
Теоретические представления о сущности детской игры, развитые в отечественной
психологии, в основном сводятся к следующему:
· игра занимает свое место в ряду других воспроизводящих деятельностей, являясь
ведущей в дошкольном возрасте. Именно в процессе игры как ведущей деятельности
возникают основные психические новообразования данного возраста;
· игра является особой, социальной по происхождению, содержанию и структуре
деятельностью;
· развитие игры происходит не спонтанно, а зависит от условий воспитания ребенка, т.е.
социальных явлений.
Общественность в жизни ребенка — это тот коллектив детей, в котором он живет и
развивается. Основной вид его деятельности — это игра.
Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок
черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются
сильнейшими стимулами для проявления детской самодеятельности в области языка;
они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.
С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение,
вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти. Каждый предмет
имеет свое имя, каждому действию присущ свой глагол.
Слово является для ребенка частью действительности. Из этого вытекает, как важно в
интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно
организовать их игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе
предметы, игрушки, которые будут питать эту деятельность и на основе ею обогащаемого
запаса конкретных представлений развивать их язык.
Мы знаем, какую большую роль в развитии языка детей играют взрослые. Участие
воспитательницы в свободных играх детей не может ограничиться организацией
обстановки, подбором игрового материала. Она должна проявлять интерес к самому
процессу игры, давать детям новые, с новыми ситуациями связанные слова и выражения;
разговаривая с ними по существу их игр, влиять на обогащение их языка. Руководя
наблюдениями детей при ознакомлении их с окружающей средой, воспитательница
должна содействовать тому, чтобы наблюдаемая детьми жизнь стимулировала их к
воспроизведению в игре, а стало быть и в языке, своих положительных, лучших сторон.
Таким образом, педагогические мероприятия в организации свободной игры детей
сводятся к следующему:
1. Организовать место для игры, соответствующее возрасту и числу играющих на нем
детей.
2. Продумать подбор игрушек, материалов, пособий и неуклонно следить за их
обновлением соответственно запросам развивающегося игрового процесса и общего
развития детей.
3. Руководя наблюдениями детей, содействовать отображению в игре положительных
сторон социальной, трудовой жизни.
4. Содействовать тому, чтобы группировка детей в игре (по возрасту, развитию, речевым
навыкам) способствовала росту и развитию языка более слабых и отстающих. Очень
рекомендуем включать в игру малышей старших детей.
5. Проявлять интерес к играм детей беседами, обусловленными их содержанием,
руководить игрой и в процессе такого руководства упражнять язык детей.
Играющий ребенок непрерывно говорит; он говорит и в том случае, если он играет один,
манипулирует предметами, не стимулирующими к разговору.
Но есть игрушки, значение которых как стимулов для проявления речи детей
исключительное. Это игрушки, изображающие одушевленные предметы: животных,
людей. Лошадка, которой играет ребенок, для него — живое существо. Он говорит с ней
так, как говорит со своей живой лошадью обслуживающий ее или с ней работающий
хозяин.
Особенно значительна воспитывающая роль куклы. Это понимает каждый, кто наблюдал
правильно организованные игры в куклы.
Нет ни одной игры, которая выдвигала бы столько поводов для проявления речи детей,
как игра в куклы. Кукла — человек, член коллектива маленьких людей, живущих своей
жизнью и отражающих эту жизнь — игру в слове. Но эта жизнь требует педагогического
руководства.
Игры куклами при условии правильной организации их и педагогического руководства ими
выдвигают широкие возможности для ориентировки детей в разнообразных формах и
установках социальной и трудовой жизни. Играя в куклы, обслуживая их, дети
приобретают ряд навыков, связанных с повседневной бытовой, трудовой жизнью, для них
наиболее близкой и понятной, навыков, к которым мы их подводим в первую очередь,
которые они закрепляют в игре и из которых каждый требует сотрудничества языка.
Мы уделяем недостаточно внимания свободным, но под педагогическим контролем
оформляющимся играм детей, В режиме детского дня для таких игр должно отводиться
определенное, соответствующее их значению время. Педагоги должны овладеть
методикой организации таких игр прежде всего в интересах развития языка детей.
Особого внимания к себе требуют так называемые подвижные игры. Эти игры
обусловлены определенными правилами, соблюдать которые маленьким 3— 4-летним
детям трудно.
Толковое, обстоятельное, повторное разъяснение детям правил игры, совместное с ними
обсуждение условий ее проведения — уже путь к развитию их языка. Хорошо подводить
старших детей к тому, чтобы они толково излагали правила той или другой игры
товарищам, с ней еще незнакомым. Изредка следует предлагать всему коллективу детей
сообща рассказать о том, как мы проводим ту или другую игру. Таким высказываниям мы
придаем большое значение.
Особое значение для развития языка имеют игры, в которые включен литературный
текст, стишок, предписывающий то или другое игровое действие («Совушка», «Кони»,
«Лохматый пес» и др.). Вначале, предлагая новую игру, воспитательница сама четко и
выразительно прочитывает относящийся к ней стишок. В течение игры стихи
прочитываются несколько раз, а любимые детьми игры вообще повторяются много раз.
Не удивительно, что дети скоро запоминают текст стиха; тогда они могут во время игры
читать его сами. К стихам этого рода, как и к фигурирующим в игре считалочкам,
предъявляются те же требования, что к стихам вообще.
Мы уже говорили о том, какую огромную роль играет взрослый человек, используя слово
для ознакомления ребенка с миром вещей. Он является посредником между предметом и
ребенком, он способствует последовательному выделению отдельных предметов
сознанием ребенка из окружающей сложной среды; он знакомит с наименованиями
предметов. Это происходит в процессе самой жизни, в общении с представленными в ней
вещами.
Для развития речи детей в детском саду проводятся различные игры как на занятиях, так
и в свободной деятельности детей. Приведем несколько примеров игр, специально
организованных воспитателем.
ЗА ПОКУПКАМИ В МАГАЗИН
Цель:
Упражнять детей в выборе нужного предмета путем исключения названных педагогом
признаков; развивать наблюдательность; учить использовать в речи сложноподчиненные
предложения.
Игровой материал:
Наборное полотно с тремя-четырьмя полосками, куда вставляются предметные картинки
с изображениями трех-четырех одинаковых игрушек, отличающихся друг от друга
некоторыми признаками (величиной, цветом, деталями).
Предметные картинки:
пирамидки разного размера с колпачками разного цвета (3 картинки);
медвежата: один — черный, 2—коричневых, у одного бантик на шее, один — в полосатых
штанишках, один — в комбинезончике (3 картинки);
автомобили: грузовик, фургон, самосвал (3 картинки);
неваляшки: одна в зеленом платьице, у второй на платье мелкие пуговицы и бант, у
третьей на платье пояс с пряжкой (3 картинки).
Ход игрового упражнения на занятии
Воспитатель вешает перед детьми наборное полотно, в которое вставлены картинки с
изображениями пирамидок, мишек, автомобилей, неваляшек и говорит: «Представьте
себе, что вы пошли в магазин со своей младшей сестренкой, чтобы купить для нее
игрушку, какую она попросит.
Миша, твоя сестренка попросила купить пирамидку. Она сказала так: «Купи мне
пирамидку не с синим колпачком и не маленькую». Как ты думаешь, которая из
пирамидок понравилась твоей сестренке? Почему ты думаешь, что большая с красным
колпачком?
Катя, а твоя маленькая сестренка захотела иметь неваляшку. Она сказала: «Мне не надо
неваляшку в зеленом платье, не надо с пуговицами, мне надо другую и без бантика».
А твой брат, Костя, попросил купить автомобиль: «Не самосвал, не фургон и не с синим
кузовом». Твоему братику, Маша, понравился мишка. Он попросил: «Купи мне мишку, но
не черного, не в полосатых штанишках и без бантика».
Далее можно предложить детям для отгадывания еще одного мишку, одну неваляшку.
Например: «Мне нужен мишка не в зеленой рубашке, не в штанишках с лямками и не тот,
который сидит». Или: «Мне понравилась неваляшка не с черными глазами, не в
сиреневом платье и не в платье с поясом».
Если ребенок правильно отгадает и объяснит, почему именно ту игрушку он купит для
своего брата или для своей сестренки, воспитатель вручает ему картинку.
Библиографический список
1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М.: Академия, 1999. –
159с.
2. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой
деятельности // Дошкольное воспитание. – 2009. — №7. – С.66-70.
3. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. – М.: Просвещение, 1996.
4.Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А.Сохина. – М.:
Просвещение, 1995.
5.Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – М.: Просвещение, 1990.
6. Ушакова О.С. Развитие речи детей 4-7 лет // Дошкольное воспитание. – 1995. — №1. –
С.59-66.
7. Швайко Г.С. Игры и упражнения для развития речи / Под ред. В.В.Гербовой. – М.:
Просвещение, 1991.