Напоминание

Выявление и поддержка одаренных детей


Автор: Елена Александровна Свинцова
Должность: МБОУ ДДТ г.Салаира, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Дом детского творчества" г. Салаира
Населённый пункт: город Салаир
Наименование материала: доклад
Тема: Выявление и поддержка одаренных детей
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

"Дом детского творчества" г. Салаира

Выявление и поддержка одаренных детей

через самоуправление в МБУ ДО «ДДТ» г.Салаира

доклад

Исполнитель:

Свинцова Елена Александровна

Педагог ДО

г.Салаир

2022

«Цель воспитания – научить наших детей обходится без нас».

Эрнст Легуве

Введение.

Детско-юношеское самоуправление в МАУ ДО «ДДТ» города Салаира

реализуется

через

социально-воспитательную

программу

МОНИГ(молодежное объединение новых идей города) МОНИГ (Лауреат

Губернаторской премии «Молодость Кузбасса» 2011 год)

Актуальность самоуправления

В последнее время в Кузбассе обострилась проблема занятости

подростков, дети и молодежь ХХI века оказались в сложной ситуации выбора

и риска. Многие возникающие жизненные проблемы они не в состоянии

решить самостоятельно. Среди этих проблем для воспитанников детского

дома можно выделить: здоровье, уровень физического и духовного развития.

Учитывая, что по действующему Закону РФ «Об образовании»

обязательной является основная, девятилетняя школа, и значительная часть

ее выпускников встает перед необходимостью выбора пути получения

профессии или трудоустройства, целесообразно познакомить учащихся в

возрасте 13-17 лет с основами общения, чтобы облегчить им первые шаги в

самостоятельную жизнь, предотвратить возможные сложные ситуации,

неудовлетворенность

и

разочарование,

с

которыми

подростки

могут

встретится в самом начале своего жизненного пути.

Нравственно-психологическая

и

практическая

подготовка

к

продуктивному общению этой категории школьников тем самым значима,

что именно выпускники основной школы, не имея достаточного жизненного

опыта и специальной профессиональной подготовки, оказываются наименее

социально

защищенными.

Часто

они

оказываются

в

среде

условно

безработных

и

при

сложных

социальных

условиях

обостряют

криминогенную ситуацию.

Работа с подростками, воспитание у них стремления к полноценной,

достойной жизни – одна из важнейших задач государства, семьи, социальных

институтов и системы образования.

В связи с этим в учебный план МОУ ДО «ДДТ» города Салаира

вводится

детско-юношеское

самоуправление,

содержанием

этого

направления является программа МОНИГ.

ЦЕЛЬ: создание условий, при которых ребенок становится не объектом, а

активным субъектом педагогического процесса.

Через самоуправления решаются задачи:

Содействовать развитию воспитанников Активистов МОНИГ (выявить

и поддержать одаренных детей, помочь сформировать у них такие

качества, как самостоятельность, активность, дисциплинированность,

развить навыки работы в команде и др.);

Организовать эффективное функционирование учебной группы на

основе созданного самоуправления;

Формировать у воспитанников готовность и способность выполнять

различные социальные роли;

Группы воспитанников идут к реализации общих задач через ряд подзадач:

Научить методике сбора и обработке информации для принятия

решения;

Научить

анализировать

производственные

ситуации.

Выявлять

основные факторы и взаимосвязи. Обусловившие то или иное явление;

Сформировать

и

закрепить профессиональные навыки принятия

решений;

Стимулировать проявление деловых и моральных качеств в условиях,

максимально приближенных к реальной деятельности;

Сформировать необходимые социально-профессиональные ориентиры.

Педагогические условия.

Самоуправление

способствует самим воспитанникам планировать,

организовывать свою деятельность и подводить итоги. Дает возможность

подросткам попробовать себя в различных социальных ролях, накопить опыт

общения, преодоления трудностей, испытывать ответственность за свои

поступки.

Реализация

программы

МОНИГ

эффективна

при

использовании

технологий:

здоровьесбережения,

личностно-ориентированного

подхода,

педагогической поддержки, методики коллективно творческого воспитания.

Системное применение методики коллективно-творческого дела (КТД),

проявляют практическую заботу, решают вполне определенные жизненные

задачи.

Широко

используется

игра,

состязательность.

Совместная

деятельность детей и взрослых, при которой все члены группы участвуют в

планировании и анализе, вносят вклад в создание социального продукта.

(«Веселый паровоз», «гонка лидера», «Аквариум», «Стартин», конкурс

вожатого и т.д.).

Удачно совмещение КТД и элементов технологий педагогической

поддержки, реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект -

субъективных

отношений

педагога

и

ребенка.

Педагог

и

подросток

совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки. Находясь в

состоянии

со-трудничества,

со-творчества.

(Защита

своих

социальных

проектов,

участие

в

областных

конкурсах

«Лидер

ученического

самоуправления,

«Лидер 21 века» участие в проектах

«Вожатская

Академия», «Милосердие», выпуск газеты «Энергия жизни»)

Содержание

воспитания

личностно-ориентированного

подхода

ориентировано

на гуманистические, личностно значимые ценности -

саморазвивающийся жизнедеятельности, культуры, гражданского поведения,

реальной

ответственности,

принятий

решений,

свободного

выбора,

нравственных поступков. (Социальные акции, рекламы).

Большое внимание уделяется формированию у подростков потребности

здорового образа жизни. Приобщение ребенка к разнообразной игровой

деятельности, обучение соблюдению правил гигиенического, полового и

нравственного поведения. А также безопасности жизнедеятельности. ( Дни

здоровья, «Веселые старты», спортивные секции)

В решении поставленных нами задач мы решили объединить ребят, на

основе общих интересов и взаимно согласованных принципов:

Движения – коллектив должен постоянно двигаться вперед, добиваться все

новых и новых успехов.

Традиции – обычаи, образ действий, установившийся порядок в поведении.

Параллельного действия -

всякое воздействие на коллектив оказывает

воспитательное влияние на отдельных его членов и, наоборот, воздействие

отдельного ученика влияет на весь коллектив.

Перспективы – всякая задача, которая выдвигается перед детьми, связана с

переживанием

радости

достигаемых

успехом

и

принимается

как

увлекательная перспектива.

Принципы дают возможность нам наиболее правильно отобрать содержание

материала, методы и формы воспитания, необходимые для достижения

поставленной цели. Они позволяют нам установить плодотворные, гуманные

отношения с детьми.

Формы воспитания:

Мероприятие – это событие, занятие, ситуация в коллективе, организованное

педагогом или кем-либо из воспитанников с целью непосредственного

воспитательного воздействия на них. (Беседа, экскурсия, лекция и т.д.)

Дела

это

общая

работа,

важные

события,

осуществляемые

и

организованные членами коллектива, на пользу и радость кому-либо, в том

числе и самим себе. (Акции, фестивали, вечера и т.д.)

Игра – это воображаемая или реальная деятельность, целеноправлено

организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения,

обучения.

Направление воспитательной работы

связано в

детском доме с

созданием воспитательной среды:

сплочение

детского

коллектива

и

формирование

благоприятной

эмоциональной атмосферы;

включение детей в разнообразные виды социальной деятельности,

обогащение их социального опыта;

развития детского самоуправления.

В детском доме с ребятами предусмотрены уроки: культуры, игры,

нравственности, безопасности, лидерства, здоровья, дисциплины.

Выбрав форму: «Гонка лидеров», ребята, которым 12-16 лет в игровой

форме знакомятся с традициями и историей своего народа, изучают

государственные символы России, «Конвенции о правах ребенка», а так же

подробно знакомятся с правами и обязанностями гражданина.

В МОНИГ-

вовлекает ребенка в общественную жизнь группы,

школы, района, города.

Ежегодно мы участвуем в акциях «Помощь

ветеранам», «Неделя добра», «70 добрых дел Кузбассу»,

неоднократно

проводили

для

маленьких

горожан

нашего

города

театрализованное

представления «Новогодний фейерверк», участвуем в городских, районных,

областных конкурсах, всероссийских конкурсах.

Подростки

сами

разрабатывают

и

являются

участниками

социальных проектов, акции.

Успешно реализуется проект «Вожатская Академия» - каждое лето

активисты МОНИГ работают вожатыми в оздоровительных пришкольных

лагерях.

В проекте «Вожатская Академия» выделены три уровня:

На первом уровне - обучение проходят все воспитанники детского дома.

Данный уровень подготовки заканчивается конкурсом «Лучший вожатый

года».

Второй уровень

включает прохождение членами педагогического отряда

летней практики волонтерами в оздоровительных пришкольных лагерях.

Третий уровень завершает систему подготовки, которое дает возможность

подросткам получить звание «Вожатый», и работать в оздоровительных

лагерях Кемеровской области.

Запущены проекты:

«Энергия жизни» - дети имеют возможность реализовать себя через выпуск

молодежной газеты «Энергия жизни» (журналисты, фотокорреспонденты),

где они делятся своими переживаниями, опытом;

«Милосердие», где ребята оказывают практическую помощь ветеранам

войны и труженикам тыла, «детям войны».

Проект «Милосердие»

удовлетворяет потребность подростка быть

замеченным, востребованным, осознать значимость и пользу своих действий.

Взрослея они понимают и принимают такой образ жизни, именно такие

взрослые люди, которые прошли школу «Милосердия» сегодня наиболее

ценны для общества.

Детско-юношеское самоуправление в МОНИГ дает возможность

развитию активной жизненной позиции молодых людей, занимает досуг

ребят, отвлекая их от негативных социальных явлений, приобщает к

здоровому образу

жизни,

что является приоритетным направлением

социальной политики нашего региона. Через самоуправление мы выявляем и

поддерживаем одаренных детей.

За короткий срок работы в учреждении сложилось прекрасные традиции и

требования к профессиональной деятельности: заботливое, внимательное

отношение друг к другу. Подростки выбирают правильное решение в

конфликтной ситуации, создают положительный настрой в коллективе.

Работа через детско-юношеское самоуправление

помогает развитию

жизненной позиции молодых людей, занимает досуг ребят, отвлекает их от

негативных социальных явлений, приобщает к здоровому образу жизни, что

является приоритетным направлением социальной политики нашего региона.

Измерение достижения через детско-юношеское самоуправление

На занятиях были рассмотрены темы: «Школа самооценки личности» по

шкале А.М.Пригожиным, коммуникативные и организаторские склонности

по опроснику «Компьютерная экспресс психодиагностика личности и

коллектива

школьников»

Н.Н.Гребеньков,

А.В.Корнев,

С.В.Сарычев,

А.С.Чернышев. Как показывают диагностические срезы, у подростков:

- у 2 -3% опрошенных повысилась самооценка, что свидетельствует о

преодолении детьми ситуативной и личностной тревожности;

- около 21% укрепили свой лидерский потенциал;

- 38% ребят развили свои творческие способности;

- 4% чувствовавших себя при первоначальной диагностике вне коллектива,

полностью адаптировались.

Воспитанники ежегодно участвуют в областных мероприятиях, таких как

«Лидер ученического самоуправления», «Доброволец года».

Результаты

деятельности

доказывают,

что

детско-юношеское

самоуправление является школой воспитания лидеров, дает выявить и

поддержать одаренных детей, поэтому опыт МОНИГ можно использовать не

только в МОУ ДД «ДДТ» города Салаира, но и в другом детском коллективе.

Список литературы:

1.

Об утверждении среднесрочной региональной целевой программы

«Патриотическое воспитание граждан Кемеровской области» на 2006-

2007 годы [Электронный ресурс]: закон Кемеровской области от 12

июня 2006 года №94-ОЗ.ред.от 27.12.2007 №203-ОЗ.-Режим доступа:

КонсультантПлюс.

2.

Амонашвили,Ш.А.

Личностно-гуманная

основа

педагогического

процесса

[Текст]:

научное

издание/Ш.А.Амонашвили.-

Минск:

Университетское, 1990.-559с.

3.

Вожатый

и

его

команда:

В

помощь

организатору

детского

общественного объединения [Текст].- Омск:СДО «Будущее России»,

2001.-70с.

4.

Государственная молодежная политика – 98: Региональный опыт

реализации [Текст]/ В.К.Криворученко, З.И.Суховерхова.- М.: Социум,

1998.-237с.

5.

Газман, О.С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики

к педагогике свободы [Текст]/ О.С.Гасман.- М.: Издательский дом

«Новый учебник»,2003.-320с.-(Библиотека Федеральной программы

развития образования).



В раздел образования