Автор: Елена Александровна Свинцова
Должность: МБОУ ДДТ г.Салаира, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Дом детского творчества" г. Салаира
Населённый пункт: город Салаир
Наименование материала: доклад
Тема: Выявление и поддержка одаренных детей
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
"Дом детского творчества" г. Салаира
Выявление и поддержка одаренных детей
через самоуправление в МБУ ДО «ДДТ» г.Салаира
доклад
Исполнитель:
Свинцова Елена Александровна
Педагог ДО
г.Салаир
2022
«Цель воспитания – научить наших детей обходится без нас».
Эрнст Легуве
Введение.
Детско-юношеское самоуправление в МАУ ДО «ДДТ» города Салаира
реализуется
через
социально-воспитательную
программу
МОНИГ(молодежное объединение новых идей города) МОНИГ (Лауреат
Губернаторской премии «Молодость Кузбасса» 2011 год)
Актуальность самоуправления
В последнее время в Кузбассе обострилась проблема занятости
подростков, дети и молодежь ХХI века оказались в сложной ситуации выбора
и риска. Многие возникающие жизненные проблемы они не в состоянии
решить самостоятельно. Среди этих проблем для воспитанников детского
дома можно выделить: здоровье, уровень физического и духовного развития.
Учитывая, что по действующему Закону РФ «Об образовании»
обязательной является основная, девятилетняя школа, и значительная часть
ее выпускников встает перед необходимостью выбора пути получения
профессии или трудоустройства, целесообразно познакомить учащихся в
возрасте 13-17 лет с основами общения, чтобы облегчить им первые шаги в
самостоятельную жизнь, предотвратить возможные сложные ситуации,
неудовлетворенность
и
разочарование,
с
которыми
подростки
могут
встретится в самом начале своего жизненного пути.
Нравственно-психологическая
и
практическая
подготовка
к
продуктивному общению этой категории школьников тем самым значима,
что именно выпускники основной школы, не имея достаточного жизненного
опыта и специальной профессиональной подготовки, оказываются наименее
социально
защищенными.
Часто
они
оказываются
в
среде
условно
безработных
и
при
сложных
социальных
условиях
обостряют
криминогенную ситуацию.
Работа с подростками, воспитание у них стремления к полноценной,
достойной жизни – одна из важнейших задач государства, семьи, социальных
институтов и системы образования.
В связи с этим в учебный план МОУ ДО «ДДТ» города Салаира
вводится
детско-юношеское
самоуправление,
содержанием
этого
направления является программа МОНИГ.
ЦЕЛЬ: создание условий, при которых ребенок становится не объектом, а
активным субъектом педагогического процесса.
Через самоуправления решаются задачи:
Содействовать развитию воспитанников Активистов МОНИГ (выявить
и поддержать одаренных детей, помочь сформировать у них такие
качества, как самостоятельность, активность, дисциплинированность,
развить навыки работы в команде и др.);
Организовать эффективное функционирование учебной группы на
основе созданного самоуправления;
Формировать у воспитанников готовность и способность выполнять
различные социальные роли;
Группы воспитанников идут к реализации общих задач через ряд подзадач:
Научить методике сбора и обработке информации для принятия
решения;
Научить
анализировать
производственные
ситуации.
Выявлять
основные факторы и взаимосвязи. Обусловившие то или иное явление;
Сформировать
и
закрепить профессиональные навыки принятия
решений;
Стимулировать проявление деловых и моральных качеств в условиях,
максимально приближенных к реальной деятельности;
Сформировать необходимые социально-профессиональные ориентиры.
Педагогические условия.
Самоуправление
способствует самим воспитанникам планировать,
организовывать свою деятельность и подводить итоги. Дает возможность
подросткам попробовать себя в различных социальных ролях, накопить опыт
общения, преодоления трудностей, испытывать ответственность за свои
поступки.
Реализация
программы
МОНИГ
эффективна
при
использовании
технологий:
здоровьесбережения,
личностно-ориентированного
подхода,
педагогической поддержки, методики коллективно творческого воспитания.
Системное применение методики коллективно-творческого дела (КТД),
проявляют практическую заботу, решают вполне определенные жизненные
задачи.
Широко
используется
игра,
состязательность.
Совместная
деятельность детей и взрослых, при которой все члены группы участвуют в
планировании и анализе, вносят вклад в создание социального продукта.
(«Веселый паровоз», «гонка лидера», «Аквариум», «Стартин», конкурс
вожатого и т.д.).
Удачно совмещение КТД и элементов технологий педагогической
поддержки, реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект -
субъективных
отношений
педагога
и
ребенка.
Педагог
и
подросток
совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки. Находясь в
состоянии
со-трудничества,
со-творчества.
(Защита
своих
социальных
проектов,
участие
в
областных
конкурсах
«Лидер
ученического
самоуправления,
«Лидер 21 века» участие в проектах
«Вожатская
Академия», «Милосердие», выпуск газеты «Энергия жизни»)
Содержание
воспитания
личностно-ориентированного
подхода
ориентировано
на гуманистические, личностно значимые ценности -
саморазвивающийся жизнедеятельности, культуры, гражданского поведения,
реальной
ответственности,
принятий
решений,
свободного
выбора,
нравственных поступков. (Социальные акции, рекламы).
Большое внимание уделяется формированию у подростков потребности
здорового образа жизни. Приобщение ребенка к разнообразной игровой
деятельности, обучение соблюдению правил гигиенического, полового и
нравственного поведения. А также безопасности жизнедеятельности. ( Дни
здоровья, «Веселые старты», спортивные секции)
В решении поставленных нами задач мы решили объединить ребят, на
основе общих интересов и взаимно согласованных принципов:
Движения – коллектив должен постоянно двигаться вперед, добиваться все
новых и новых успехов.
Традиции – обычаи, образ действий, установившийся порядок в поведении.
Параллельного действия -
всякое воздействие на коллектив оказывает
воспитательное влияние на отдельных его членов и, наоборот, воздействие
отдельного ученика влияет на весь коллектив.
Перспективы – всякая задача, которая выдвигается перед детьми, связана с
переживанием
радости
достигаемых
успехом
и
принимается
как
увлекательная перспектива.
Принципы дают возможность нам наиболее правильно отобрать содержание
материала, методы и формы воспитания, необходимые для достижения
поставленной цели. Они позволяют нам установить плодотворные, гуманные
отношения с детьми.
Формы воспитания:
Мероприятие – это событие, занятие, ситуация в коллективе, организованное
педагогом или кем-либо из воспитанников с целью непосредственного
воспитательного воздействия на них. (Беседа, экскурсия, лекция и т.д.)
Дела
–
это
общая
работа,
важные
события,
осуществляемые
и
организованные членами коллектива, на пользу и радость кому-либо, в том
числе и самим себе. (Акции, фестивали, вечера и т.д.)
Игра – это воображаемая или реальная деятельность, целеноправлено
организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения,
обучения.
Направление воспитательной работы
связано в
детском доме с
созданием воспитательной среды:
сплочение
детского
коллектива
и
формирование
благоприятной
эмоциональной атмосферы;
включение детей в разнообразные виды социальной деятельности,
обогащение их социального опыта;
развития детского самоуправления.
В детском доме с ребятами предусмотрены уроки: культуры, игры,
нравственности, безопасности, лидерства, здоровья, дисциплины.
Выбрав форму: «Гонка лидеров», ребята, которым 12-16 лет в игровой
форме знакомятся с традициями и историей своего народа, изучают
государственные символы России, «Конвенции о правах ребенка», а так же
подробно знакомятся с правами и обязанностями гражданина.
В МОНИГ-
вовлекает ребенка в общественную жизнь группы,
школы, района, города.
Ежегодно мы участвуем в акциях «Помощь
ветеранам», «Неделя добра», «70 добрых дел Кузбассу»,
неоднократно
проводили
для
маленьких
горожан
нашего
города
театрализованное
представления «Новогодний фейерверк», участвуем в городских, районных,
областных конкурсах, всероссийских конкурсах.
Подростки
сами
разрабатывают
и
являются
участниками
социальных проектов, акции.
Успешно реализуется проект «Вожатская Академия» - каждое лето
активисты МОНИГ работают вожатыми в оздоровительных пришкольных
лагерях.
В проекте «Вожатская Академия» выделены три уровня:
На первом уровне - обучение проходят все воспитанники детского дома.
Данный уровень подготовки заканчивается конкурсом «Лучший вожатый
года».
Второй уровень
включает прохождение членами педагогического отряда
летней практики волонтерами в оздоровительных пришкольных лагерях.
Третий уровень завершает систему подготовки, которое дает возможность
подросткам получить звание «Вожатый», и работать в оздоровительных
лагерях Кемеровской области.
Запущены проекты:
«Энергия жизни» - дети имеют возможность реализовать себя через выпуск
молодежной газеты «Энергия жизни» (журналисты, фотокорреспонденты),
где они делятся своими переживаниями, опытом;
«Милосердие», где ребята оказывают практическую помощь ветеранам
войны и труженикам тыла, «детям войны».
Проект «Милосердие»
удовлетворяет потребность подростка быть
замеченным, востребованным, осознать значимость и пользу своих действий.
Взрослея они понимают и принимают такой образ жизни, именно такие
взрослые люди, которые прошли школу «Милосердия» сегодня наиболее
ценны для общества.
Детско-юношеское самоуправление в МОНИГ дает возможность
развитию активной жизненной позиции молодых людей, занимает досуг
ребят, отвлекая их от негативных социальных явлений, приобщает к
здоровому образу
жизни,
что является приоритетным направлением
социальной политики нашего региона. Через самоуправление мы выявляем и
поддерживаем одаренных детей.
За короткий срок работы в учреждении сложилось прекрасные традиции и
требования к профессиональной деятельности: заботливое, внимательное
отношение друг к другу. Подростки выбирают правильное решение в
конфликтной ситуации, создают положительный настрой в коллективе.
Работа через детско-юношеское самоуправление
помогает развитию
жизненной позиции молодых людей, занимает досуг ребят, отвлекает их от
негативных социальных явлений, приобщает к здоровому образу жизни, что
является приоритетным направлением социальной политики нашего региона.
Измерение достижения через детско-юношеское самоуправление
На занятиях были рассмотрены темы: «Школа самооценки личности» по
шкале А.М.Пригожиным, коммуникативные и организаторские склонности
по опроснику «Компьютерная экспресс психодиагностика личности и
коллектива
школьников»
Н.Н.Гребеньков,
А.В.Корнев,
С.В.Сарычев,
А.С.Чернышев. Как показывают диагностические срезы, у подростков:
- у 2 -3% опрошенных повысилась самооценка, что свидетельствует о
преодолении детьми ситуативной и личностной тревожности;
- около 21% укрепили свой лидерский потенциал;
- 38% ребят развили свои творческие способности;
- 4% чувствовавших себя при первоначальной диагностике вне коллектива,
полностью адаптировались.
Воспитанники ежегодно участвуют в областных мероприятиях, таких как
«Лидер ученического самоуправления», «Доброволец года».
Результаты
деятельности
доказывают,
что
детско-юношеское
самоуправление является школой воспитания лидеров, дает выявить и
поддержать одаренных детей, поэтому опыт МОНИГ можно использовать не
только в МОУ ДД «ДДТ» города Салаира, но и в другом детском коллективе.
Список литературы:
1.
Об утверждении среднесрочной региональной целевой программы
«Патриотическое воспитание граждан Кемеровской области» на 2006-
2007 годы [Электронный ресурс]: закон Кемеровской области от 12
июня 2006 года №94-ОЗ.ред.от 27.12.2007 №203-ОЗ.-Режим доступа:
КонсультантПлюс.
2.
Амонашвили,Ш.А.
Личностно-гуманная
основа
педагогического
процесса
[Текст]:
научное
издание/Ш.А.Амонашвили.-
Минск:
Университетское, 1990.-559с.
3.
Вожатый
и
его
команда:
В
помощь
организатору
детского
общественного объединения [Текст].- Омск:СДО «Будущее России»,
2001.-70с.
4.
Государственная молодежная политика – 98: Региональный опыт
реализации [Текст]/ В.К.Криворученко, З.И.Суховерхова.- М.: Социум,
1998.-237с.
5.
Газман, О.С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики
к педагогике свободы [Текст]/ О.С.Гасман.- М.: Издательский дом
«Новый учебник»,2003.-320с.-(Библиотека Федеральной программы
развития образования).