Напоминание

Героический эпос «Джангар» - философия жизни предков калмыков


Автор: Манджиева Елена Сергеевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ «Ханатинская СОШ»
Населённый пункт: п. Ханата
Наименование материала: Научная статья
Тема: Героический эпос «Джангар» - философия жизни предков калмыков
Раздел: начальное образование





Назад




ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС «ДЖАНГАР» -

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ ПРЕДКОВ

КАЛМЫКОВ

Учитель начальных классов

МКОУ «Ханатинская СОШ»

Манджиева Елена Сергеевна

Калмыки обладают огромной сокровищницей устного народного творчества. Народ

бережно хранит и любит мудрое искусство эпических песен, сказок, легенд. Но самым ярким,

самым любимым произведением калмыцкого народа, произведением, ставшим в его сознании

священным, является героический эпос «Джангар».

Калмыцкий фольклорный эпос «Джангар» олицетворяет философию жизни предков,

повествует о стране счастья и благоденствия и подвигах её богатырей. Эпос проникнут духом

героизма и любви к своему народу, к Родине. Это историко – эпическое произведение о

трудной жизни предков калмыков, отличающихся своим жизнелюбием, об их сынах –

богатырях – защитниках своей многострадальной страны. Философия жизни калмыков –

степняков пронизана мечтой о вечно цветущей, благоухающей сказочной стране.

Просмотр презентаций

«Калмыцкий народный эпос «Джангар»

Страна Бумба – особенная страна: она не знает смерти и увядания. На эту страну нападают

бесчисленные вражеские полчища: многоголовые чудовища – мангасы и «жители седьмой

преисподней» - шулмусы, но всегда терпят поражения от шести тысяч двенадцати богатырей

легендарного Джангара.

В песнях « Джангариады» немало сказочного, чудесного, герои её – личности не

исторические, и вместе с тем, как в зеркале, отражаются надежды и чаяния калмыцкого народа,

его многовековая борьба за своё национальное существование.

Калмыки – самые молодые из европейцев: только в 1632 году они перекочевали на Волгу и

связали навечно свою судьбу с судьбой великого русского народа.

Калмыцкий народ добровольно вошёл в состав Российской державы. Они прошли

тернистый, поистине сложный, трагический исторический путь. Наш народ, изведав сполна

жестокость и тяготы судьбы, сумел сохранить в памяти свою культуру, язык, традиции.

Основная идея эпоса – идея единения и благополучия народа. Служение народу – цель

героев «Джангара», ненависть к врагам. Этой идеей дышит каждая каждая строка эпоса, но

особенно ярко она выражена в замечательной присяге богатырей, которая известна каждому

калмыку:

Жизни свои острию копья предадим,

Страсти свои державе родной посвятим.

Да отрешимся от зависти, от похвальбы,

От затаённой вражды, от измен, от алчбы.

Груди свои обнажим и вынем сердца

И за народ отдадим свою кровь до конца.

Верными Джангару, едиными будем вовек

И на земле будем жить, как один человек.

Да никогда богатырь не кинется вспять,

Вражью завидев неисчислимую рать.

Да никогда никому бы страшна не была

Сила железа, калённого добела.

И да не будет страшна никому никогда

Рассвирепевшего океана вода.

И да не сыщется никогда силача,

Что убоялся бы ледяного меча…

В дни гражданской войны в Конной армии были свидетели необычайной силы воздействия

«Джангара» на слушателей. Когда во время привала, после трудного и утомительного перехода,

убелённый сединами джангарчи пел о героях народного эпоса, конармейцы распутывали своих

скакунов и с утроенной яростью мчались навстречу врагу.

В «Джангаре» двенадцать песен, по числу основных героев поэмы. Каждый из них наделён

какой – нибудь главной, только ему присущей чертой.

Особенно горячим патриотом изображается богатырь Хонгор, самый любимый герой

калмыцкого народа, сочетавший в себе «все девяносто девять человеческих достоинств». Его

друг Гюзян Гюмбе говорит о нём:

Предан он Родине: сила в этом его,

Надо прислушиваться к советам его!

Хонгор – живое олицетворение калмыцкого народа. Его создатель – народ – наделил героя

своими лучшими чертами: мужеством, ловкостью, силой, душевной чистотой. Прекрасно

характеризуют Хонгора следующие строки:

Он забывает в сражениях слово: назад!

И повторяет в сражениях слово: вперёд!

Герой эпоса побеждает бесчисленных врагов, которым «земля узка», смекалкой, ловкостью,

хитростью. Носителями этих качеств – дети, побеждающие полчища великанов. В «Джангаре»

имеется несколько песен, посвящённых подвигам детей – юных патриотов. Такова, например,

исполненная своеобразной прелести песнь о трёх мальчуганах, спасших свою родину от

иноземного ига.

Не только люди являются героями эпоса, но и кони, прославленные калмыцкие кони,

сильные, выносливые, решают зачастую исход сражений. Народ наделил их даром речи и

мудростью, они драгоценные сокровища кочевого богатыря, его верные друзья и в горе и в

радости. Вот как описывается конь Джангара:

Аранзал в крестце собрал всю грозную красоту свою,

Аранзал в глазах собрал всю зоркую остроту свою,

Аранзал в ногах собрал всю резвую быстроту свою.

Богатство фантазии, блеск поэтических красок – вся песенная сила народа прославляет

величие, силу и красоту его гордых сынов – богатырей.

Столетия прошли с тех пор, как калмыки создали удивительный сказ о самих себе, и можно

лишь удивляться тому, как они сохранили, сберегли, донесли до сегодняшних дней – через века

рабства, унижения и нищеты – этот заветный сон о счастье!

Обворованные ханами и царскими чиновниками, вымирающие в своих благодатных степях

от голода и болезней, они упорно не расставались с древней сказкой о том, как хорошо было бы

жить в привольной широте их степей.

И когда джангарчи пели эту поэму благородной удали в растрёпанных и нищих кибитках,

народ крепчал от песни. Она была гимном его веры в себя, живительной, плодотворной

надеждой. Забывались нужда, голод, но мечта жила о лучшей жизни.

Всё можно украсть у народа – и земли его, и богатства, и права, но песню украсть

невозможно. Только смерть всего народа является гибелью народа. Но если жив хоть один, он

спрячет песню, как наказ потомкам, в самый глухой уголок памяти, и сохранит для своего

народа, поэтому, как бы ни было тяжело и страшно, какие бы беды ни ложились на плечи

нашего народа, мы будем помнить и слушать песни о Джангаре.

И хотя никто полностью не записывал «Джангариады», а певцы, умирая, не всегда

успевали полностью передать её по наследству, и многое поэтому забывалось и путалось – всё

же она сохранилась, эта песня торжествующей мощи и удали.

Калмыцкий народ воспел себя в поэме, где прославляется выносливость богатыря Санала;

сила богатыря Савра; отвагу, олицетворив в Хонгоре; мудрость, окрестив её Алтаном Цеджи и

словесный дар, дав ему имя Ке Джилгана.

Народ опустил свои страдания, он запомнил одни свои подвиги и украсил их богатой

фантазией. Полуголодные, они мечтали о роскошных пиршествах. Нищие, они видели себя в

дорогих одеждах, среди тучных стад, в прекрасных дворцах. Они создали идеал кочующей

военной державы, сказочную страну Бумбу.

Счастья им мира вкусила эта страна, где неизвестна зима, где всегда – весна.

Жаворонки сладкогласные и соловьи, где и дожди подобны сладчайшей росе,

Где неизвестна смерть, где бессмертны все, где небеса в нетленной сияют красе,

Где неизвестна старость, где молоды все.

Благоуханная, сильных людей страна, обетованная богатырей страна.

Калмыцкий народный эпос «Джангар» родился 580 лет назад. Из поколения в поколение

переходили заветные песни о стране Бумба. В наши дни есть джангарчи, знающие все 12 песен

народного эпоса. «Джангар» - памятник древности и дорогое наследие, завещанное предками.

Прослушивание отрывков из песен эпоса в исполнении известных джангарчей.



В раздел образования