Автор: Манджиева Елена Сергеевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ «Ханатинская СОШ»
Населённый пункт: п. Ханата
Наименование материала: Научная статья
Тема: Героический эпос «Джангар» - философия жизни предков калмыков
Раздел: начальное образование
ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС «ДЖАНГАР» -
ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ ПРЕДКОВ
КАЛМЫКОВ
Учитель начальных классов
МКОУ «Ханатинская СОШ»
Манджиева Елена Сергеевна
Калмыки обладают огромной сокровищницей устного народного творчества. Народ
бережно хранит и любит мудрое искусство эпических песен, сказок, легенд. Но самым ярким,
самым любимым произведением калмыцкого народа, произведением, ставшим в его сознании
священным, является героический эпос «Джангар».
Калмыцкий фольклорный эпос «Джангар» олицетворяет философию жизни предков,
повествует о стране счастья и благоденствия и подвигах её богатырей. Эпос проникнут духом
героизма и любви к своему народу, к Родине. Это историко – эпическое произведение о
трудной жизни предков калмыков, отличающихся своим жизнелюбием, об их сынах –
богатырях – защитниках своей многострадальной страны. Философия жизни калмыков –
степняков пронизана мечтой о вечно цветущей, благоухающей сказочной стране.
Просмотр презентаций
«Калмыцкий народный эпос «Джангар»
Страна Бумба – особенная страна: она не знает смерти и увядания. На эту страну нападают
бесчисленные вражеские полчища: многоголовые чудовища – мангасы и «жители седьмой
преисподней» - шулмусы, но всегда терпят поражения от шести тысяч двенадцати богатырей
легендарного Джангара.
В песнях « Джангариады» немало сказочного, чудесного, герои её – личности не
исторические, и вместе с тем, как в зеркале, отражаются надежды и чаяния калмыцкого народа,
его многовековая борьба за своё национальное существование.
Калмыки – самые молодые из европейцев: только в 1632 году они перекочевали на Волгу и
связали навечно свою судьбу с судьбой великого русского народа.
Калмыцкий народ добровольно вошёл в состав Российской державы. Они прошли
тернистый, поистине сложный, трагический исторический путь. Наш народ, изведав сполна
жестокость и тяготы судьбы, сумел сохранить в памяти свою культуру, язык, традиции.
Основная идея эпоса – идея единения и благополучия народа. Служение народу – цель
героев «Джангара», ненависть к врагам. Этой идеей дышит каждая каждая строка эпоса, но
особенно ярко она выражена в замечательной присяге богатырей, которая известна каждому
калмыку:
Жизни свои острию копья предадим,
Страсти свои державе родной посвятим.
Да отрешимся от зависти, от похвальбы,
От затаённой вражды, от измен, от алчбы.
Груди свои обнажим и вынем сердца
И за народ отдадим свою кровь до конца.
Верными Джангару, едиными будем вовек
И на земле будем жить, как один человек.
Да никогда богатырь не кинется вспять,
Вражью завидев неисчислимую рать.
Да никогда никому бы страшна не была
Сила железа, калённого добела.
И да не будет страшна никому никогда
Рассвирепевшего океана вода.
И да не сыщется никогда силача,
Что убоялся бы ледяного меча…
В дни гражданской войны в Конной армии были свидетели необычайной силы воздействия
«Джангара» на слушателей. Когда во время привала, после трудного и утомительного перехода,
убелённый сединами джангарчи пел о героях народного эпоса, конармейцы распутывали своих
скакунов и с утроенной яростью мчались навстречу врагу.
В «Джангаре» двенадцать песен, по числу основных героев поэмы. Каждый из них наделён
какой – нибудь главной, только ему присущей чертой.
Особенно горячим патриотом изображается богатырь Хонгор, самый любимый герой
калмыцкого народа, сочетавший в себе «все девяносто девять человеческих достоинств». Его
друг Гюзян Гюмбе говорит о нём:
Предан он Родине: сила в этом его,
Надо прислушиваться к советам его!
Хонгор – живое олицетворение калмыцкого народа. Его создатель – народ – наделил героя
своими лучшими чертами: мужеством, ловкостью, силой, душевной чистотой. Прекрасно
характеризуют Хонгора следующие строки:
Он забывает в сражениях слово: назад!
И повторяет в сражениях слово: вперёд!
Герой эпоса побеждает бесчисленных врагов, которым «земля узка», смекалкой, ловкостью,
хитростью. Носителями этих качеств – дети, побеждающие полчища великанов. В «Джангаре»
имеется несколько песен, посвящённых подвигам детей – юных патриотов. Такова, например,
исполненная своеобразной прелести песнь о трёх мальчуганах, спасших свою родину от
иноземного ига.
Не только люди являются героями эпоса, но и кони, прославленные калмыцкие кони,
сильные, выносливые, решают зачастую исход сражений. Народ наделил их даром речи и
мудростью, они драгоценные сокровища кочевого богатыря, его верные друзья и в горе и в
радости. Вот как описывается конь Джангара:
Аранзал в крестце собрал всю грозную красоту свою,
Аранзал в глазах собрал всю зоркую остроту свою,
Аранзал в ногах собрал всю резвую быстроту свою.
Богатство фантазии, блеск поэтических красок – вся песенная сила народа прославляет
величие, силу и красоту его гордых сынов – богатырей.
Столетия прошли с тех пор, как калмыки создали удивительный сказ о самих себе, и можно
лишь удивляться тому, как они сохранили, сберегли, донесли до сегодняшних дней – через века
рабства, унижения и нищеты – этот заветный сон о счастье!
Обворованные ханами и царскими чиновниками, вымирающие в своих благодатных степях
от голода и болезней, они упорно не расставались с древней сказкой о том, как хорошо было бы
жить в привольной широте их степей.
И когда джангарчи пели эту поэму благородной удали в растрёпанных и нищих кибитках,
народ крепчал от песни. Она была гимном его веры в себя, живительной, плодотворной
надеждой. Забывались нужда, голод, но мечта жила о лучшей жизни.
Всё можно украсть у народа – и земли его, и богатства, и права, но песню украсть
невозможно. Только смерть всего народа является гибелью народа. Но если жив хоть один, он
спрячет песню, как наказ потомкам, в самый глухой уголок памяти, и сохранит для своего
народа, поэтому, как бы ни было тяжело и страшно, какие бы беды ни ложились на плечи
нашего народа, мы будем помнить и слушать песни о Джангаре.
И хотя никто полностью не записывал «Джангариады», а певцы, умирая, не всегда
успевали полностью передать её по наследству, и многое поэтому забывалось и путалось – всё
же она сохранилась, эта песня торжествующей мощи и удали.
Калмыцкий народ воспел себя в поэме, где прославляется выносливость богатыря Санала;
сила богатыря Савра; отвагу, олицетворив в Хонгоре; мудрость, окрестив её Алтаном Цеджи и
словесный дар, дав ему имя Ке Джилгана.
Народ опустил свои страдания, он запомнил одни свои подвиги и украсил их богатой
фантазией. Полуголодные, они мечтали о роскошных пиршествах. Нищие, они видели себя в
дорогих одеждах, среди тучных стад, в прекрасных дворцах. Они создали идеал кочующей
военной державы, сказочную страну Бумбу.
Счастья им мира вкусила эта страна, где неизвестна зима, где всегда – весна.
Жаворонки сладкогласные и соловьи, где и дожди подобны сладчайшей росе,
Где неизвестна смерть, где бессмертны все, где небеса в нетленной сияют красе,
Где неизвестна старость, где молоды все.
Благоуханная, сильных людей страна, обетованная богатырей страна.
Калмыцкий народный эпос «Джангар» родился 580 лет назад. Из поколения в поколение
переходили заветные песни о стране Бумба. В наши дни есть джангарчи, знающие все 12 песен
народного эпоса. «Джангар» - памятник древности и дорогое наследие, завещанное предками.
Прослушивание отрывков из песен эпоса в исполнении известных джангарчей.