Авторы: Степанова Юлия Игоревна, Деменко Полина Дмитриевна
Должность: учитель истории и учитель информатики
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 106
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Туристско-краеведческая деятельность в рамках инклюзивного образования
Раздел: среднее образование
Туристско-краеведческая деятельность в рамках инклюзивного образования
Авторы: Деменко П.Д., Степанова Ю.И.
Политика государства по вопросам образования в современном мире направлена на
гуманизацию, представляющую собой ориентацию процесса обучения на раскрытие,
развитие и саморазвитие личности, на приоритеты общечеловеческих ценностей,
улучшение взаимодействия личности и общества в целом. В этих условиях важно создать
одинаковые условия для социализации каждого школьника в процессе обучения и
воспитания, а значит совершенствования личности, занимающей центральное место в
структуре общественных отношений.
Образовательные
учреждения
работают
в
рамках
создания
универсальной
безбарьерной среды, которая представляет возможность гарантировать полноценное
«включение» детей с ограниченными возможностями здоровья в общество, тем самым
реализуя гарантированные Конституцией Российской Федерации равные права всех
граждан, вне зависимости от состояния здоровья [1]. Реализация инклюзивного
образования возможна в различных направлениях работы образовательных учреждений,
таких
как
гражданско-патриотическое,
нравственное,
умственное,
социально-
коммуникативное, трудовое, здоровьесберегающее, эстетическое, воспитание семейных
ценностей, правовое, экологическое и физическое [2].
Так, в настоящее время туризм, как одно из направлений образовательной сферы,
стал одним из важнейших элементов жизни многих тысяч людей во всем мире. В связи с
этим все большее внимание уделяется проблемам обеспечения прав лиц с ограничениями
по здоровью, их интеграции в общество. При этом интеграция в обществе детей с
особыми образовательными потребностями осуществляется путем предоставления им
возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни, включая и
туристско-краеведческую деятельность.
Стоит
отметить,
что
инклюзивный
туризм
рассматривается
как
процесс
сотрудничества между различными участниками данной сферы, который позволяет людям
с особыми потребностями, включая мобильную, визуальную, слуховую и когнитивную
составляющие, функционировать независимо, на равных условиях через предоставление
универсальных туристических продуктов, услуг и среды [3]. Таким образом, расширяя
возможности
инклюзивного
образования,
данное
направление
позволяет
создать
адаптированную для школьников (в том числе для детей с ОВЗ) образовательную среду и
способствует построению индивидуальных образовательных маршрутов.
Для реализации туристско-краеведческой деятельности в рамках инклюзивного
образования необходимо провести работу по созданию оптимальных туристических
маршрутов с учетом особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Адаптируясь к условиям современного общества, находящегося на этапе активного
перехода к информационному типу, целесообразно использование цифровых технологий:
создание аудиогидов и видео-экскурсий, интерактивных карт, компьютерных игр и
приложений по историко-краеведческой и туристической тематике.
Подобная практика возможна в условиях создания на базе образовательных
учреждений кружков, секций, внеурочных занятий и иных видов деятельности,
реализующих программы дополнительного образования детей по направлению историко-
краеведческого туризма. Значимым моментом в осуществлении данной инициативы
должно являться социальное взаимодействие между образовательными организациями,
ведущими деятельность в указанной сфере: обмен опытом, проведение мастер-классов и
семинаров,
формирование
единой
общедоступной
практико-ориентированной
методической базы на основе цифровых площадок.
Осуществляя работу по туристско-краеведческой деятельности,
необходимо
учитывать, что туризм является составляющей
частью социальной интеграции
школьников (в том числе с ограниченными возможностями здоровья). Все это в конечном
счете способствует становлению личности каждого ребенка, разностороннему развитию
его способностей и определению жизненной перспективы, независимо от имеющихся
физических,
интеллектуальных,
социальных,
эмоциональных,
языковых
и
других
особенностей.
Источники и литература:
1.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с
учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N
6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) //
Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.
2.
Конанова Е.И. Инклюзивный туризм. Технология и организация туристического продукта.
Учебное пособие. Ростов на Дону – Таганрог. Издательство Южный Федеральный
университет, 2019.