Напоминание

Туристско-краеведческая деятельность в рамках инклюзивного образования


Авторы: Степанова Юлия Игоревна, Деменко Полина Дмитриевна
Должность: учитель истории и учитель информатики
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 106
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Туристско-краеведческая деятельность в рамках инклюзивного образования
Раздел: среднее образование





Назад




Туристско-краеведческая деятельность в рамках инклюзивного образования

Авторы: Деменко П.Д., Степанова Ю.И.

Политика государства по вопросам образования в современном мире направлена на

гуманизацию, представляющую собой ориентацию процесса обучения на раскрытие,

развитие и саморазвитие личности, на приоритеты общечеловеческих ценностей,

улучшение взаимодействия личности и общества в целом. В этих условиях важно создать

одинаковые условия для социализации каждого школьника в процессе обучения и

воспитания, а значит совершенствования личности, занимающей центральное место в

структуре общественных отношений.

Образовательные

учреждения

работают

в

рамках

создания

универсальной

безбарьерной среды, которая представляет возможность гарантировать полноценное

«включение» детей с ограниченными возможностями здоровья в общество, тем самым

реализуя гарантированные Конституцией Российской Федерации равные права всех

граждан, вне зависимости от состояния здоровья [1]. Реализация инклюзивного

образования возможна в различных направлениях работы образовательных учреждений,

таких

как

гражданско-патриотическое,

нравственное,

умственное,

социально-

коммуникативное, трудовое, здоровьесберегающее, эстетическое, воспитание семейных

ценностей, правовое, экологическое и физическое [2].

Так, в настоящее время туризм, как одно из направлений образовательной сферы,

стал одним из важнейших элементов жизни многих тысяч людей во всем мире. В связи с

этим все большее внимание уделяется проблемам обеспечения прав лиц с ограничениями

по здоровью, их интеграции в общество. При этом интеграция в обществе детей с

особыми образовательными потребностями осуществляется путем предоставления им

возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни, включая и

туристско-краеведческую деятельность.

Стоит

отметить,

что

инклюзивный

туризм

рассматривается

как

процесс

сотрудничества между различными участниками данной сферы, который позволяет людям

с особыми потребностями, включая мобильную, визуальную, слуховую и когнитивную

составляющие, функционировать независимо, на равных условиях через предоставление

универсальных туристических продуктов, услуг и среды [3]. Таким образом, расширяя

возможности

инклюзивного

образования,

данное

направление

позволяет

создать

адаптированную для школьников (в том числе для детей с ОВЗ) образовательную среду и

способствует построению индивидуальных образовательных маршрутов.

Для реализации туристско-краеведческой деятельности в рамках инклюзивного

образования необходимо провести работу по созданию оптимальных туристических

маршрутов с учетом особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Адаптируясь к условиям современного общества, находящегося на этапе активного

перехода к информационному типу, целесообразно использование цифровых технологий:

создание аудиогидов и видео-экскурсий, интерактивных карт, компьютерных игр и

приложений по историко-краеведческой и туристической тематике.

Подобная практика возможна в условиях создания на базе образовательных

учреждений кружков, секций, внеурочных занятий и иных видов деятельности,

реализующих программы дополнительного образования детей по направлению историко-

краеведческого туризма. Значимым моментом в осуществлении данной инициативы

должно являться социальное взаимодействие между образовательными организациями,

ведущими деятельность в указанной сфере: обмен опытом, проведение мастер-классов и

семинаров,

формирование

единой

общедоступной

практико-ориентированной

методической базы на основе цифровых площадок.

Осуществляя работу по туристско-краеведческой деятельности,

необходимо

учитывать, что туризм является составляющей

частью социальной интеграции

школьников (в том числе с ограниченными возможностями здоровья). Все это в конечном

счете способствует становлению личности каждого ребенка, разностороннему развитию

его способностей и определению жизненной перспективы, независимо от имеющихся

физических,

интеллектуальных,

социальных,

эмоциональных,

языковых

и

других

особенностей.

Источники и литература:

1.

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с

учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N

6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) //

Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.

2.

Конанова Е.И. Инклюзивный туризм. Технология и организация туристического продукта.

Учебное пособие. Ростов на Дону – Таганрог. Издательство Южный Федеральный

университет, 2019.



В раздел образования