Автор: Юшина Галина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ ЦСПР "Дом детей"
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: статья
Тема: Современные формы работы с родителями воспитанников с особенностями развития.
Раздел: дошкольное образование
Современные формы работы с родителями воспитанников с особенностями
развития.
Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями –
активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать
ей упорядоченный, значимый характер. Большую социальную значимость
играет упорядоченное и целенаправленное общение с родителями.
Семья воздействует на ребенка ежедневно и поэтому располагает большими
возможностями. Для успешного воспитания и развития детей является упорный
труд над ребенком. Ради заботы о детях родителям необходимо пересмотреть
родительские требования к себе, к собственному поведению, уважению к своей
семье, «личные интересы». Целеустремленность в воспитании детей тесно
связана с любовью и самопожертвованием родителей.
Родители очень часто испытывают бессилие и поэтому у них есть потребность
получать поддержку в воспитании своих детей. В настоящее время эта
потребность актуальна в квалифицированной помощи как никогда, поскольку,
занимаясь профессиональной подготовкой подрастающего поколения. У
многих взрослых людей воспитание находится на низком уровне. Воспитание
родителей – международный термин, под которым понимается также помощь
родителям в исполнении ими функций воспитателей собственных детей –
родительские функции.
Решающими условиями положительно направленного взаимодействия с
родителями являются доверительные партнерские взаимоотношения между
педагогами и родителями. Отношения с психологами, дефектологами должны
строится таким образом, чтобы у родителей возникал интерес к процессу
воспитания.
Для успешной реализации воспитательного процесса и потребности добиться
успеха, уверенности в своих силах, необходимы знания о ситуации в семье.
В практике работы здесь остаются традиционные ее формы: общие
родительские собрания, коллективные и индивидуальные консультации,
беседы, лекции, конференции, выставки работ учащихся, но порой они не
совсем подходят для работы в условиях Центра социальной поддержки и
реабилитации детей.
Как показывает опыт, специфика работы Центра социальной поддержки и
реабилитации детей требует особого подхода в планировании работы с
семьями.
Начинать работу с особыми детьми следует с изучения социального статуса
семей. Социальный статус семьи - один из объектов исследования современной
социологии и смежных с ней наук: социальной психологии, социальной
педагогики. Единого сложившегося на сегодняшний день мнения по вопросу
структуры социального статуса семьи не существует. В разных научных
концепциях выделяются разные характеристики семьи, составляющие ее
социальный статус, и предлагаются разные типологии этих характеристик. В
поведении родителей, воспитывающих проблемных детей, наблюдается ряд
типичных особенностей: не умеют производить совместную деятельность;
неэмоциональный характер сотрудничества; неадекватность родительской
позиции; неадекватный стиль воспитания; недостаточность общения с
ребенком; низкая социальная активность.
Доминирующим стилем воспитания в семьях, в которых растут дети с
ограниченными возможностями здоровья, является гиперопека. Этот тип
взаимоотношений проявляется в чрезмерной родительской заботе о ребенке, в
необычайной ему преданности.
Семья с больным ребенком становится проблемной (в первую очередь для
ребенка) в зависимости от отношения родителей к ребенку, имеющего дефект
психологического или соматического характера. Выделяются несколько типов
реакции родителей и соответствующих им стратегий поведения:
1. Если родитель принимает дефект своего ребенка, объективно его
воспринимает, адекватно оценивает и проявляет настоящую преданность
ребенку. Такой тип поведения обеспечивает наиболее эффективную адаптацию
ребенка во внешней среде.
2. Часто, когда отрицается, что у ребенка имеется дефект, что ребенок
аномальный, что его дефект оказывает воздействие на эмоциональное
состояние родителей. Ребенка воспитывают в духе честолюбия, родители
настаивают на высокой успешности его деятельности. У ребенка могут
происходить срыв адаптации и истощение психоэмоциональных
компенсаторных ресурсов.
3. Реакция чрезмерной защиты, протекции, опеки. Родителей переполняет
чувство жалости и сочувствия, они защищают ребенка от всех опасностей.
Мать проявляет чрезмерную любовь. У ребенка формируются пассивность,
несамостоятельность, психическая и социальная незрелость.
4. Когда дефект считается позором. Отвращение к ребенку скрываются за
чрезмерно внешне заботливым, предупредительным, внимательным
поведением.
5. Ребенок с дефектом открыто принимается с отвращением, и родитель
полностью осознает свои враждебные чувства к нему. Следует отметить, что
появление в семье больного всегда изменяет сложившуюся структуру семейных
отношений.
В зависимости от отношения родителей к ребенку определяются формы
взаимодействия с семьей. Многими из них пользуются давно, а некоторые
формы являются новыми и учитывают современные требования к воспитанию
и обучению.
Первый этап – знакомство с родителями. Важно зарекомендовать себя как
грамотного педагога и воспитателя, уметь компетентно ответить на
интересующие вопросы, убедить родителей в пользе воспитания. Для
осуществления данной цели предусмотрено проведение родительских
собраний, консультаций, проведение Дней открытых дверей.
Второй этап – вовлечение родителей в совместную деятельность. Изучив
социальный статус семей и сделав характеристику, педагог должен определить
для себя, кого из родителей можно привлечь для разного рода мероприятий.
Здесь педагогу важно не переусердствовать, не проявлять навязчивость. Нужно
дать понять родителям, как важна для ребенка их совместная деятельность.
Целенаправленное, системно организованное использование перечисленных
форм работы с семьей приносит, как показывает практика, определенные
результаты: родители становятся более раскрепощенными, активными и
грамотными участниками развития своего ребенка. При этом каждому
родителю необходимо дать почувствовать свою значимость в жизни ребенка.
Привлечение родителей к активному участию в воспитательном процессе
способствует укреплению связей между семьей и учреждением. В плане работы
например, можно предложить родителям следующие темы консультаций:
1. Навыки работы на компьютере, в Интернет–сети.
2. Изучение ФГОС для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
3. Особенности детей с ОВЗ и перспективы их развития.
4. Участие семьи в воспитании и обучении ребенка школьного возраста с
особыми образовательными потребностями
5. Игровая деятельность ребенка с ОВЗ, роль взрослых в ее организации.
6. Здоровье – как жизненная ценность. Неврозы.
7. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
8. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
9. Грубость и непонимание в семье.
10.Азбука безопасности.
Литература:
1.
Ананьева, Т.В. Психолого-педагогическое сопровождение семьи,
воспитывающей особого ребенка// Воспитание и обучение детей с
нарушением развития.-2017.-№1-с. 64.
2.
Антонов А.И. Социология семьи. - М.: Академия, 2016.- 187с.