Напоминание

Хашим Мустаев - патриарх башкирского танца


Автор: Анфиса Зубайдулловна Сайфутдинова
Должность: Преподаватель хореографического отделения
Учебное заведение: МАУ ДО ДШИ МР Чишминский район
Населённый пункт: п.Чишмы
Наименование материала: Классный час
Тема: Хашим Мустаев - патриарх башкирского танца
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

Детская школа искусств МР Чишминский район хореографическое отделение

КЛАССНЫЙ ЧАС ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ НА ТЕМУ:

ХАШИМ МУСТАЕВ –

ПАТРИАРХ БАШКИРСКОГО ТАНЦА

Выполнила преподаватель

хореографического отделения

Сайфутдинова А.З

2022г.

Хашим Фатыхович Мустаев (11 сентября 1918

дер. Казарма, Уфимская губерния — 24

декабря 2015, Уфа) — артист балета, педагог-

балетмейстер, заслуженный работник культуры

БАССР (1988), заслуженный деятель искусств

Республики Башкортостан (1999), лауреат

республиканской премии им. Мажита Гафури,

один из основоположников профессионального балетного искусства и

башкирской народной хореографии. Ему выпала удивительная судьба

учиться в Ленинградском хореографическом училище, дружить с Рудольфом

Нуреевым, танцевать в первом башкирском балете, продолжать дело

знаменитого Файзи Гаскарова.

Биография

Родился в деревне Казарма Уфимского уезда Уфимской губернии (в

настоящее время — Кушнаренковский район Республики Башкортостан). В

1921 году семья переехала в Уфу.

С 1925 по 1929 год учился в 20-й школе первой ступени города Уфы.

Затем с 1930 по 1934 год учился в общеобразовательной школе — семилетке

им. «Агамалы-Оглы» в Уфе. Директор школы Закир Шакиров,( отец первого

секретаря Башкирского обкома партии Шакирова Мидхат Закирович)

приветствовал занятия учеников в художественной самодеятельности школы.

Именно в этой школе учились в разное время композитор, автор балета

«Шурале» Ф. Яруллин и танцовщик Р. Нуриев.

Закончив

школу,

продолжил

обучение

в

1934—1936

годах

в

театральной студии при Башкирском академическом театре драмы имени

Мажита Гафури. Студия была создана для профессионального обучения

театральному искусству молодежи ректором и режиссёром театра Б.

Имашевым. Одновременно Мустаев учился в театральном техникуме на

отделении фортепьяно (педагог Штегман) и в 1935—1938 годах работал в

башкирском театре драмы. В 1936—1938 годах учился на балетном

отделении при театральном техникуме (позже музыкальном училище) Уфы.

Интерес к танцу привел его в Ленинградское хореографическое училище, где

Мустаев учился с 1938 года, окончил его в 1946 году (педагог Б. В. Шавров).

С началом Великой Отечественной войны в 1941 году вернулся

из Ленинграда в Уфу, где работал солистом балета объединенной труппы

Башкирского оперного театра и Киевского театра оперы и балета им. Т.

Шевченко. На сцене Башкирского театра оперы и балета Мустаев танцевал в

спектаклях с артистами балета А. Васильевой, М. Соболь, З. Бахтияровой, Г.

Сулеймановой, Л. Богдановой, М. Кругловой и другими.

В сентябре 1941 года добровольцем ушел служить в Красную Армию.

Там его направили учиться на механика. Он закончил Челябинскую военную

авиационную школу механиков (ЧВАШМ) и в 1941—1943 годах служил на

Западном фронте в авиационном полку, обслуживая самолеты «Ил-2». В

1943

году

приказом

заместителя

Наркома

обороны

генерал-

полковника Щаденко его демобилизовали и отправили на работу в Уфу в

Башкирский театр оперы и балета для участия в постановке национального

башкирского балета «Журавлиная песнь». Премьера была приурочена к 25-

летию БАССР — 20 марта 1944 года. На состоявшейся премьере спектакля

танцевал в партиях Арслан-бая и Юмагула, его партнершами были

танцовщицы З. Насретдинова и Н. Юлтыева.

С 1946 года работал в Ленинградском театре оперы и балета им.

С. М. Кирова, с 1964 года — в Уфимском училище искусств, заведующим

хореографическим отделением. С 1965 года преподавал в Ленинградском

хореографическом училище им. А. Я. Вагановой.

Вернувшись в 1970 году в Уфу, до 1974 года работал художественным

руководителем, а с 1995 по 2013 год — балетмейстером Ансамбля народного

танца им. Ф. Гаскарова.

Хашим Фатыхович, возглавив коллектив, стал больше внимания

обращать на физическую и гимнастическую подготовку танцоров. Он был

очень требователен к сценической одежде и поставил целью добиться ее

изящества и удобства.

В Ленинграде под руководством знаменитого художника Татьяны

Бруни стали шить новые наряды, и танцовщицы ансамбля сразу постройнели,

приобрели особенную стать. Именно Татьяна Бруни с Мустаевым довели до

сегодняшнего уровня женский башкирский костюм, введя корсет,

укороченный рукав, плотно облегающий руку в запястье и широкий у

основания, сильно приталив и несколько укоротив. Более стройным,

изящным, строгим стал и мужской костюм

В 1982—1992 годах он руководил танцевальной студией «Ляйсан»

при ДК «Нефтяник» в Уфе. В последние годы жизни им был написан

исторический роман «Шонкар», охватывающий события с конца XVIII и

начала XIX веков и до наших дней в Макаровском (ныне Ишимбайском)

районе Башкирии, Уфе, Париже и других местах. Более восьми лет он писал

книгу «Далекое и близкое. Альбом воспоминаний», посвятив её своим

учителям, в частности, Файзи Гаскарову.

- Что Вы чувствуете во время танца?-спросили у Хашим Мустаевича

- Танец – это радость сознания, движения. Движение – это основа нашего

организма. Когда человек радуется, он говорит, поет, танцует, парит! Танец

был ритуалом диких племен перед походом на охоту. То есть это некое

заряжение энергией физически и духовно. Мне кажется, танцевать может

только добрый человек...

Работы в спектаклях

На сцене Башкирского государственного театра оперы и балета в

образах

Арсланбая,

Юмагуля

(«Журавлиная

песнь»;

1944),

Гирея

(«Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева), Нура («Зюгра» Н. Г. Жиганова);

На сцене Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова: в

ролях Фрондосо («Лауренсия» А. А. Крейна), Ганс («Жизель» А. Адана),

Парис («Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева); там же он в 1950 году

поставил

танцы

в

операх

«Декабристы»

Ю. А. Шапорина,

«Демон»

А. Г. Рубинштейна;

На сцене Ленинградского хореографического училища поставил оперы

«Мечта» (1947), «Голубь Мира» (1951) С. А. Заранек, «Дочь снегов» (1956)

Г. А. Портнова;

в

БГТОиБ

поставил

балеты

«Черноликие»

(1965)

Х. Ш. Заимова

и

А. Г. Чугаева,

«Гульназира»

и

концертные

номера

«Татарский романс» на музыку Жиганова, «Пастушья песня» на музыку

Заимова;

В ансамбле народного танца им. Ф. Гаскарова им были поставлены

массовые танцы «Кумыз менән бейеү» («Танец с кубызом»), «Ирәндек» (см.

«Ирендык»), «Азамат», «Бөрйән кызлары» («Бурзяночки»), «Сәскә атыусы

курай» («Цветущий курай»), «Картины прошлого» и сольные танцы — «На

зов курая», «Подарок», «Бурзяночка», «Башкирский вальс» и др.

Ученики

Учениками Мустаева Хашима Фатыховича были танцоры, артисты

балета: заслуженная артистка РБ Гульнара Халитова, народный артист

РБ Роман Рыкин, заслуженный артист РФ Аркадий Зинов, народная артистка

РБ Римма Закирова и другие.

Труды

Мустаев Х. Ф. Роман «Шонкар» (2008), книга-альбом воспоминаний

«Далёкое и близкое» (2012).

Награды и звания

Орден Отечественной войны II cтепени

Премия им. М. Гафури

Заслуженный работник культуры БАССР (1988)

Концертная программа «Наследие Гаскарова — достояние Республики» в

2013 году удостоена гранта Президента Республики Башкортостан.



В раздел образования