Автор: Анфиса Зубайдулловна Сайфутдинова
Должность: Преподаватель хореографического отделения
Учебное заведение: МАУ ДО ДШИ МР Чишминский район
Населённый пункт: п.Чишмы
Наименование материала: Классный час
Тема: Хашим Мустаев - патриарх башкирского танца
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Детская школа искусств МР Чишминский район хореографическое отделение
КЛАССНЫЙ ЧАС ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ НА ТЕМУ:
ХАШИМ МУСТАЕВ –
ПАТРИАРХ БАШКИРСКОГО ТАНЦА
Выполнила преподаватель
хореографического отделения
Сайфутдинова А.З
2022г.
Хашим Фатыхович Мустаев (11 сентября 1918
дер. Казарма, Уфимская губерния — 24
декабря 2015, Уфа) — артист балета, педагог-
балетмейстер, заслуженный работник культуры
БАССР (1988), заслуженный деятель искусств
Республики Башкортостан (1999), лауреат
республиканской премии им. Мажита Гафури,
один из основоположников профессионального балетного искусства и
башкирской народной хореографии. Ему выпала удивительная судьба
учиться в Ленинградском хореографическом училище, дружить с Рудольфом
Нуреевым, танцевать в первом башкирском балете, продолжать дело
знаменитого Файзи Гаскарова.
Биография
Родился в деревне Казарма Уфимского уезда Уфимской губернии (в
настоящее время — Кушнаренковский район Республики Башкортостан). В
1921 году семья переехала в Уфу.
С 1925 по 1929 год учился в 20-й школе первой ступени города Уфы.
Затем с 1930 по 1934 год учился в общеобразовательной школе — семилетке
им. «Агамалы-Оглы» в Уфе. Директор школы Закир Шакиров,( отец первого
секретаря Башкирского обкома партии Шакирова Мидхат Закирович)
приветствовал занятия учеников в художественной самодеятельности школы.
Именно в этой школе учились в разное время композитор, автор балета
«Шурале» Ф. Яруллин и танцовщик Р. Нуриев.
Закончив
школу,
продолжил
обучение
в
1934—1936
годах
в
театральной студии при Башкирском академическом театре драмы имени
Мажита Гафури. Студия была создана для профессионального обучения
театральному искусству молодежи ректором и режиссёром театра Б.
Имашевым. Одновременно Мустаев учился в театральном техникуме на
отделении фортепьяно (педагог Штегман) и в 1935—1938 годах работал в
башкирском театре драмы. В 1936—1938 годах учился на балетном
отделении при театральном техникуме (позже музыкальном училище) Уфы.
Интерес к танцу привел его в Ленинградское хореографическое училище, где
Мустаев учился с 1938 года, окончил его в 1946 году (педагог Б. В. Шавров).
С началом Великой Отечественной войны в 1941 году вернулся
из Ленинграда в Уфу, где работал солистом балета объединенной труппы
Башкирского оперного театра и Киевского театра оперы и балета им. Т.
Шевченко. На сцене Башкирского театра оперы и балета Мустаев танцевал в
спектаклях с артистами балета А. Васильевой, М. Соболь, З. Бахтияровой, Г.
Сулеймановой, Л. Богдановой, М. Кругловой и другими.
В сентябре 1941 года добровольцем ушел служить в Красную Армию.
Там его направили учиться на механика. Он закончил Челябинскую военную
авиационную школу механиков (ЧВАШМ) и в 1941—1943 годах служил на
Западном фронте в авиационном полку, обслуживая самолеты «Ил-2». В
1943
году
приказом
заместителя
Наркома
обороны
генерал-
полковника Щаденко его демобилизовали и отправили на работу в Уфу в
Башкирский театр оперы и балета для участия в постановке национального
башкирского балета «Журавлиная песнь». Премьера была приурочена к 25-
летию БАССР — 20 марта 1944 года. На состоявшейся премьере спектакля
танцевал в партиях Арслан-бая и Юмагула, его партнершами были
танцовщицы З. Насретдинова и Н. Юлтыева.
С 1946 года работал в Ленинградском театре оперы и балета им.
С. М. Кирова, с 1964 года — в Уфимском училище искусств, заведующим
хореографическим отделением. С 1965 года преподавал в Ленинградском
хореографическом училище им. А. Я. Вагановой.
Вернувшись в 1970 году в Уфу, до 1974 года работал художественным
руководителем, а с 1995 по 2013 год — балетмейстером Ансамбля народного
танца им. Ф. Гаскарова.
Хашим Фатыхович, возглавив коллектив, стал больше внимания
обращать на физическую и гимнастическую подготовку танцоров. Он был
очень требователен к сценической одежде и поставил целью добиться ее
изящества и удобства.
В Ленинграде под руководством знаменитого художника Татьяны
Бруни стали шить новые наряды, и танцовщицы ансамбля сразу постройнели,
приобрели особенную стать. Именно Татьяна Бруни с Мустаевым довели до
сегодняшнего уровня женский башкирский костюм, введя корсет,
укороченный рукав, плотно облегающий руку в запястье и широкий у
основания, сильно приталив и несколько укоротив. Более стройным,
изящным, строгим стал и мужской костюм
В 1982—1992 годах он руководил танцевальной студией «Ляйсан»
при ДК «Нефтяник» в Уфе. В последние годы жизни им был написан
исторический роман «Шонкар», охватывающий события с конца XVIII и
начала XIX веков и до наших дней в Макаровском (ныне Ишимбайском)
районе Башкирии, Уфе, Париже и других местах. Более восьми лет он писал
книгу «Далекое и близкое. Альбом воспоминаний», посвятив её своим
учителям, в частности, Файзи Гаскарову.
- Что Вы чувствуете во время танца?-спросили у Хашим Мустаевича
- Танец – это радость сознания, движения. Движение – это основа нашего
организма. Когда человек радуется, он говорит, поет, танцует, парит! Танец
был ритуалом диких племен перед походом на охоту. То есть это некое
заряжение энергией физически и духовно. Мне кажется, танцевать может
только добрый человек...
Работы в спектаклях
На сцене Башкирского государственного театра оперы и балета в
образах
Арсланбая,
Юмагуля
(«Журавлиная
песнь»;
1944),
Гирея
(«Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева), Нура («Зюгра» Н. Г. Жиганова);
На сцене Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова: в
ролях Фрондосо («Лауренсия» А. А. Крейна), Ганс («Жизель» А. Адана),
Парис («Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева); там же он в 1950 году
поставил
танцы
в
операх
«Декабристы»
Ю. А. Шапорина,
«Демон»
А. Г. Рубинштейна;
На сцене Ленинградского хореографического училища поставил оперы
«Мечта» (1947), «Голубь Мира» (1951) С. А. Заранек, «Дочь снегов» (1956)
Г. А. Портнова;
в
БГТОиБ
поставил
балеты
«Черноликие»
(1965)
Х. Ш. Заимова
и
А. Г. Чугаева,
«Гульназира»
и
концертные
номера
«Татарский романс» на музыку Жиганова, «Пастушья песня» на музыку
Заимова;
В ансамбле народного танца им. Ф. Гаскарова им были поставлены
массовые танцы «Кумыз менән бейеү» («Танец с кубызом»), «Ирәндек» (см.
«Ирендык»), «Азамат», «Бөрйән кызлары» («Бурзяночки»), «Сәскә атыусы
курай» («Цветущий курай»), «Картины прошлого» и сольные танцы — «На
зов курая», «Подарок», «Бурзяночка», «Башкирский вальс» и др.
Ученики
Учениками Мустаева Хашима Фатыховича были танцоры, артисты
балета: заслуженная артистка РБ Гульнара Халитова, народный артист
РБ Роман Рыкин, заслуженный артист РФ Аркадий Зинов, народная артистка
РБ Римма Закирова и другие.
Труды
Мустаев Х. Ф. Роман «Шонкар» (2008), книга-альбом воспоминаний
«Далёкое и близкое» (2012).
Награды и звания
Орден Отечественной войны II cтепени
Премия им. М. Гафури
Заслуженный работник культуры БАССР (1988)
Концертная программа «Наследие Гаскарова — достояние Республики» в
2013 году удостоена гранта Президента Республики Башкортостан.