Автор: Образцова Любовь Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 83"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Совместная деятельность детей 2-3 лет по профилактике речевых нарушений"
Раздел: дошкольное образование
Совместная деятельность детей 2-3 лет и взрослых по
профилактике речевых нарушений.
За последние два десятилетия статистика выявленных отклонений в
психоэмоциональном развитии детей возросла
в десятки раз. Задержка речевого
развития (ЗРР) затормаживает развитие мышления, и напротив, врожденные психические
и неврологические заболевания провоцируют недоразвитость речи.
Чем раньше родители выявят признаки данной проблемы у ребенка (в идеале 2-3
года), тем больше надежда на полное выздоровление.
По разным причинам малышей с отставанием в речевом развитии становится все
больше. Именно поэтому данная проблема была выявлена как наиболее актуальная на
сегодняшний день.
Что делать, если родители обнаружили недоразвитие речи своего ребенка и «забили»
тревогу по этому поводу?
Система работы с детьми с ЗРР:
Если ребенку меньше 2 лет, и он говорит только отдельные звуки и слова, бежать к
специалисту вовсе не обязательно, но можно начать играть с ним в игры, которые
формируют предпосылки к речи.
Если малышу больше 2,5 лет, и он не говорит, рекомендуется обратиться к
следующим специалистам: неврологу, логопеду и отоларингологу для проверки
уровня физического слуха.
Рекомендации для проведения речевых игр:
1.
Не занимайтесь с ребенком специально – играйте с ним и в игре достигайте
нужного вам результата.
2.
Играйте только в те игры, в которые хотите играть сами.
3.
Помимо игр делайте с детьми ежедневно артикуляционную гимнастику
(желательно забавную и интересную).
4.
Играйте не за столом, а на полу – там между вами и малышом нет барьера.
5.
Начинайте игру-занятие с неожиданности.
6.
Поощряйте ребенка, используйте внешне привлекательный материал.
Вашему вниманию предлагаются ряд игр для развития речи детей раннего
возраста. Они подойдут не только тем детям, у которых есть проблемы с речевым
развитием, но и тем, у которых речь развивается в соответствии с возрастом.
У нас машины разные.
Возьмите для себя и для ребенка по кольцу от большой пирамиды – это будут
рули ваших автомобилей.
«Поезжайте» по кругу, вращая в руках руль. При этом читайте стишок:
У нас машины разные –
Би-би, би-би, би-би,
И желтые и красные –
Би-би, би-би, би-би!
Машины за машинами –
Би-би, би-би, би-би!
Шуршат машины шинами –
Би-би, би-би, би-би!
В ходе игры учите ребенка повторять звукоподражание.
Буль-буль.
Покажите малышу, как можно бросать в воду камешки (например, в тазик с водой) и
говорите при этом: «Буль-буль!».
Предложите ребенку самому бросить камешек в воду и повторить звукоподражание.
У меня зазвонил телефон.
Поиграйте с малышом в «Разговор по телефону». В качестве телефона можно
использовать любые предметы: кубики, палочки, детали от конструктора.
Варианты:
По очереди изображайте звонок телефона.
Поговорите с ребенком от своего имени, задавая простые вопросы.
Меняйтесь ролями.
Разговаривайте от имени игрушек, животных.
Бах.
Постройте башню из кубиков. Покажите малышу, как толкнуть ее, чтобы рассыпалась и
скажите: «Бах!». Еще раз постройте башню и предложите ребенку рассыпать ее и
повторить звукоподражание.
Учим куклу говорить.
Понадобится кукла (достаточно большая). Возьмите ее, посадив ее на руки. Ребенок
пусть сядет напротив вас. Скажите вашему малышу, что он будет учить куклу говорить.
Попросите его сказать кукле: «Уа», «Ляля», «Мама», «Баба», «Папа», «Агу». Следите за
тем, чтобы малыш обращался именно к кукле. Двигайте головой куклы, как бы
соглашаясь. Говорите тоненьким голосом за куклу, повторяя звуки, которые произносит
маленький учитель.
Обед для зверей.
С помощью игрушек-зверюшек, игрушечного столика и посуды организуйте игру с
кормлением зверей. Скажите ребенку, что звери проголодались. Предложите накормить
их обедом. При этом сами с собой ведите диалог:
- Вот кошечка бежит – топ-топ-топ!
Двигайте игрушечную кошечку.
Что она говорит?
- Мяу-мяу! Кушать хочу!
- Садись кошечка за стол!
Посадите кошку за игрушечный столик.
- Это кто идет вперевалочку?
Мишка шагает топ-топ, топ-топ! Что он говорит?
-Э-э-э! Кушать хочу!
- Садись, мишка, за стол!
Посадите мишку за игрушечный столик.
Можно посадить за стол собачку, зайчика, обезьянку и дать всем по тарелочке и
ложечке, обсудив предварительно, что в тарелку «налит суп».
Тук-тук.
Для игры понадобятся игрушки-животные. Сядьте за стол напротив малыша. Покажите,
как можно сложить над головой ладони в виде крыши.
Когда ребенок повторит движение, постучите по столу и спросите» «Тук-тук, кто в
домике сидит?» и сами же отвечайте: «Ваня в домике сидит и в окошечко глядит!».
Поставьте на край стола перед собой игрушечную кошку и сложите над ней руки в виде
крыши.
Предложите малышу постучать по столу и сказать: «Тук-тук!», а сами продолжайте: «Кто
в домике сидит?» и отвечайте: «Киса в домике сидит и в окошечко глядит! Что киса
говорит?». Если малыш сможет, он ответит: «Мяу!».
Теперь уберите кошку и посадите собачку. Игра может продолжаться и дальше. В
«домике» могут оказаться любые зверюшки (корова, лошадка, курочка, мышка).
Кто там?
Для игры понадобится домик из стульев или стола. Ребенок залезает в домик, мы
закрываем подушкой и стучим. Ждем. Он спрашивает: «Кто там?».
Как только выглянет, говорите: «Ку-ку!».
Если не спрашивает, дайте речевой образец, сами скажите: «Кто там?».
Важно, это должен быть именно образец, не нужно говорить: «Сыночек, скажи маме,
кто там». Потом принесите игрушку и стучите уже от ее имени: «Кто там?».
Когда выглянет, говорите: «Ку-ку!».
Если хочет, пусть забирает игрушку в домик. Если нет, говорите: «Игрушка ушла, пока-
пока» и выберите другую.
Проводи мишку.
Для игры понадобится мягкая игрушка (например, мишка).
Возьмите в руку мишку и голосом игрушки скажите ребенку, что очень хотите
познакомиться с домом, в котором живет ваша семья. Попросите ребенка проводить
мишку и показать ему все самое интересное.
Пойдите на кухню, пусть ребенок проводит мишку туда. На кухне голосом игрушки
спрашивайте, как называются те или иные предметы, указывая на них (например,
холодильник, плита, стол и т. д.). Интересуйтесь, для чего они нужны.
Голоса животных.
Для игры понадобятся карточки с изображением животных или игрушки-животные.
Покажите ребенку карточки с животными, вместе их внимательно рассмотрите.
Расскажите малышу, как называется животное, и какие звуки оно издает (как говорит).
Очень полезно ходить в зоопарк или слушать голоса записи.
Показывайте ребенку карточки, попросите назвать изображение животных и
вспомнить, какие звуки издает.
Для маленьких детей достаточно 1-2 карточки или игрушки.
Таким образом, играя с детьми регулярно, вы увидите, как меняется речь вашего
ребенка, как он все больше проговаривает звуков, постепенно «выравниваясь» со
сверстниками. Я очень надеюсь, что мои рекомендации помогут малышам с ЗРР.