Автор: Мугинова Минзиля Тауфиковна
Должность: воспитатель по обучению татарскому языку
Учебное заведение: МБДОУ №10
Населённый пункт: Город Лениногорск
Наименование материала: консультация
Тема: "Специфика национальных социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 10 г. Лениногорска»
муниципального образования «Лениногорский муниципальный район»
Республики Татарстан
Консультация
«Специфика национальных социокультурных и
иных условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность»
Воспитатель по обучению
татарскому языку
Мугинова.М.Т.
Лениногорск, 2017 г.
Одним из важнейших условий развития общества является воспитание
граждан
правового,
демократического
государства,
способных
к
социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой
нравственностью,
проявляющих
национальную
терпимость,
уважительное
отношение
к
языкам,
традициям
и
культуре
других
народов.
Ключевым
моментом в этом случае является этическое воспитание, сориентированное
на
межнациональное
общение,
причем
с
самого
раннего
дошкольного
возраста.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в
течение
которого
формируются
предпосылки
гражданских
качеств,
представления о человеке, обществе, культуре.
Современные
исследователи
в
качестве
основополагающего
фактора
интеграции
социальных
и
педагогических
условий
в
патриотическом
и
гражданском
воспитании
детей
дошкольного
возраста
рассматривают
национально – региональный компонент. В педагогической науке понятие
«региональный
компонент
в
образовании»
определяется
как
создание
системы форм и способов оптимального для данного региона осуществления
воспитательно-образовательного процесса.
Образовательная программа дошкольного учреждения состоит из двух
частей – обязательной и части, формируемой участниками образовательного
процесса.
Содержание
обязательной
части
определяется
примерной
программой,
которая
должна
быть
реализована
в
любом
учреждении
дошкольного
образования,
имеющем
государственную
аккредитацию.
Остальные 40% отводятся для части программы, формируемой участниками
образовательного
процесса,
т.е.
содержание
этой
части
коллектив
дошкольного учреждения должен адаптировать к условиям своего детского
сада.
Таким
образом,
в
образовательной
программе
дошкольного
образовательного учреждения появляется часть, отвечающая за реализацию
регионального компонента. Национально-региональный компонент – это, во-
первых,
реальная
форма
функционирования
федерального
стандарта
в
конкретном регионе; во-вторых, он выполняет в образовательном процессе
ряд очень важных функций и обладает определенными дидактическими и
воспитательными
возможностями:
создает
условия
для
возрождения
национальной культуры, воспитания патриотизма;
В детском саду национально-региональный компонент пронизывает
все формы и направления воспитательно-образовательного процесса. Дети
знакомятся с национальной культурой, искусством, детской художественной
литературой. Формируются знания детей о государственной символике, о
традициях и быте народов Поволжья, народном фольклоре, декоративно-
прикладном
искусстве,
народных
играх.
Воспитывается
культура
межнационального общения.
Ознакомление с национальной культурой осуществляется через все виды
деятельности
ребенка-дошкольника:
игровую,
учебную,
изобразительную,
музыкальную, речевую, двигательную и др.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования
предлагает
для
мотивации
образовательной
деятельности
использовать
не
набор
отдельных
игровых
приемов,
а
способствовать
усвоению образовательного материала в процессе подготовки и проведения
каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. В данном
контексте
именно
праздники
являются
наиболее
привлекательными
для
ребенка,
а
знакомство
с
календарными
праздниками
той
местности,
в
которой проживает ребенок, делают эту форму еще более актуальной.
Веками народ приобретал опыт, собственный уклад жизни, традиции.
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных
праздниках
духовно
обогащают
ребенка,
воспитывают
гордость
за
свой
народ,
поддерживают
интерес
к
его
истории
и
культуре.
Приобщение
к
национальной
культуре
становится
актуальным
педагогическим
вопросом
современности,
так
как
каждый
народ
не
просто
хранит
исторически
сложившиеся
воспитательные
традиции
и
особенности,
но
и
стремится
перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального
лица и самобытности. Вместе с тем современное поколение людей не знает
традиции
своего
народа,
дети
не
знают
своего
родного
языка,
своей
национальной культуры. Приобщение к традициям народа особенно значимо
в
дошкольные
годы.
Ребёнок,
по
мнению
учёных,
является
будущим
полноправным
членом
социума,
ему
предстоит
осваивать,
сохранять,
развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение
в культуру и социальную активность.
Народные праздники, обряды и обрядовая поэзия являются одним из самых
важных проявлений в духовной культуре каждого народа - рассказать им о
традициях
праздника,
его
организации,
правилах
приглашения
гостей,
гостевом этикете. Очень важно на таких праздниках объединить детей разных
национальностей
общей
идеей
больше
узнать
о
своем
крае,
полюбить
культуру народов, проживающих в Татарстане . Особенно важный момент –
подготовка к празднику.
Организация праздников
предоставляет
уникальную возможность для детей ежегодно погружаться в мир народных
песен,
танцев,
обрядов.
Благодаря
навыкам
и
умениям,
полученным
в
результате
реализации
проектов,
дети
будут
чувствовать
себя
более
уверенным во время проведения праздника и, как следствие, от встречи с
прекрасным
самобытным
народным
искусством
получают
большие
удовольствие.
С учетом годовых задач в нашем детском саду проводятся
следующие народные праздники
«Колядки, Масленица , Сабантуй, день
рождения
Тукая,
Навруз.»
Соприкосновение
с
народным
искусством
и
традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка,
воспитывают
гордость
за
свой
народ.
Окружение
ребёнка
предметами
национального
характера,
это
поможет
детям
с
самого
раннего
возраста
понять, что они – часть своего народа.
Важными
условиями
для
формирования
у
детей
эмоционально
насыщенного
образа
родной
культуры
в
пространстве
ближайшего
социального окружения (дома и детского сада), могут стать:
- эмоционально благополучная атмосфера дома и детского сада, где
взаимоотношения между людьми построены на основе доброжелательности
и взаимоуважения;
Сотрудничество
с
родителями
по
данному
направлению
имеет
существенное
значение.
Отношения
с
родителями
строятся
на
основе
партнерства, развивается тесное взаимодействие с семьей, включающее в
себя
следующее:
установление
с
родителями
деловых
контактов,
общей
позиции
по
отношению
воспитания
ребенка,
создание
условий
для
совместной
деятельности
детей,
родителей,
педагогов
детского
сада;
обеспечение
родителей
психолого-педагогической
информацией
об
особенностях развития, воспитания детей дошкольного возраста, совместное
наблюдение за динамикой развития ребенка.
Национальное
образование
–
это
важнейший
институт
сохранения
языка,
традиций,
культуры,
обычаев
татарского
народа.
Воспитательно-
образовательная работа ведётся в соответствии с Законом «О языках народов
Республики Татарстан». Татарский язык в детском саду изучается в объеме,
предусмотренном базисным планом общеобразовательных учреждений РТ.
Учебные
занятия
проводятся
в
кабинетах
татарского
языка,
которые
оснащены
дидактическим
материалом,
наглядными
и
интерактивными
средствами обучения.