Напоминание

"Специфика национальных социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность"


Автор: Мугинова Минзиля Тауфиковна
Должность: воспитатель по обучению татарскому языку
Учебное заведение: МБДОУ №10
Населённый пункт: Город Лениногорск
Наименование материала: консультация
Тема: "Специфика национальных социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 10 г. Лениногорска»

муниципального образования «Лениногорский муниципальный район»

Республики Татарстан

Консультация

«Специфика национальных социокультурных и

иных условий, в которых осуществляется

образовательная деятельность»

Воспитатель по обучению

татарскому языку

Мугинова.М.Т.

Лениногорск, 2017 г.

Одним из важнейших условий развития общества является воспитание

граждан

правового,

демократического

государства,

способных

к

социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой

нравственностью,

проявляющих

национальную

терпимость,

уважительное

отношение

к

языкам,

традициям

и

культуре

других

народов.

Ключевым

моментом в этом случае является этическое воспитание, сориентированное

на

межнациональное

общение,

причем

с

самого

раннего

дошкольного

возраста.

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в

течение

которого

формируются

предпосылки

гражданских

качеств,

представления о человеке, обществе, культуре.

Современные

исследователи

в

качестве

основополагающего

фактора

интеграции

социальных

и

педагогических

условий

в

патриотическом

и

гражданском

воспитании

детей

дошкольного

возраста

рассматривают

национально – региональный компонент. В педагогической науке понятие

«региональный

компонент

в

образовании»

определяется

как

создание

системы форм и способов оптимального для данного региона осуществления

воспитательно-образовательного процесса.

Образовательная программа дошкольного учреждения состоит из двух

частей – обязательной и части, формируемой участниками образовательного

процесса.

Содержание

обязательной

части

определяется

примерной

программой,

которая

должна

быть

реализована

в

любом

учреждении

дошкольного

образования,

имеющем

государственную

аккредитацию.

Остальные 40% отводятся для части программы, формируемой участниками

образовательного

процесса,

т.е.

содержание

этой

части

коллектив

дошкольного учреждения должен адаптировать к условиям своего детского

сада.

Таким

образом,

в

образовательной

программе

дошкольного

образовательного учреждения появляется часть, отвечающая за реализацию

регионального компонента. Национально-региональный компонент – это, во-

первых,

реальная

форма

функционирования

федерального

стандарта

в

конкретном регионе; во-вторых, он выполняет в образовательном процессе

ряд очень важных функций и обладает определенными дидактическими и

воспитательными

возможностями:

создает

условия

для

возрождения

национальной культуры, воспитания патриотизма;

В детском саду национально-региональный компонент пронизывает

все формы и направления воспитательно-образовательного процесса. Дети

знакомятся с национальной культурой, искусством, детской художественной

литературой. Формируются знания детей о государственной символике, о

традициях и быте народов Поволжья, народном фольклоре, декоративно-

прикладном

искусстве,

народных

играх.

Воспитывается

культура

межнационального общения.

Ознакомление с национальной культурой осуществляется через все виды

деятельности

ребенка-дошкольника:

игровую,

учебную,

изобразительную,

музыкальную, речевую, двигательную и др.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования

предлагает

для

мотивации

образовательной

деятельности

использовать

не

набор

отдельных

игровых

приемов,

а

способствовать

усвоению образовательного материала в процессе подготовки и проведения

каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. В данном

контексте

именно

праздники

являются

наиболее

привлекательными

для

ребенка,

а

знакомство

с

календарными

праздниками

той

местности,

в

которой проживает ребенок, делают эту форму еще более актуальной.

Веками народ приобретал опыт, собственный уклад жизни, традиции.

Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных

праздниках

духовно

обогащают

ребенка,

воспитывают

гордость

за

свой

народ,

поддерживают

интерес

к

его

истории

и

культуре.

Приобщение

к

национальной

культуре

становится

актуальным

педагогическим

вопросом

современности,

так

как

каждый

народ

не

просто

хранит

исторически

сложившиеся

воспитательные

традиции

и

особенности,

но

и

стремится

перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального

лица и самобытности. Вместе с тем современное поколение людей не знает

традиции

своего

народа,

дети

не

знают

своего

родного

языка,

своей

национальной культуры. Приобщение к традициям народа особенно значимо

в

дошкольные

годы.

Ребёнок,

по

мнению

учёных,

является

будущим

полноправным

членом

социума,

ему

предстоит

осваивать,

сохранять,

развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение

в культуру и социальную активность.

Народные праздники, обряды и обрядовая поэзия являются одним из самых

важных проявлений в духовной культуре каждого народа - рассказать им о

традициях

праздника,

его

организации,

правилах

приглашения

гостей,

гостевом этикете. Очень важно на таких праздниках объединить детей разных

национальностей

общей

идеей

больше

узнать

о

своем

крае,

полюбить

культуру народов, проживающих в Татарстане . Особенно важный момент –

подготовка к празднику.

Организация праздников

предоставляет

уникальную возможность для детей ежегодно погружаться в мир народных

песен,

танцев,

обрядов.

Благодаря

навыкам

и

умениям,

полученным

в

результате

реализации

проектов,

дети

будут

чувствовать

себя

более

уверенным во время проведения праздника и, как следствие, от встречи с

прекрасным

самобытным

народным

искусством

получают

большие

удовольствие.

С учетом годовых задач в нашем детском саду проводятся

следующие народные праздники

«Колядки, Масленица , Сабантуй, день

рождения

Тукая,

Навруз.»

Соприкосновение

с

народным

искусством

и

традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка,

воспитывают

гордость

за

свой

народ.

Окружение

ребёнка

предметами

национального

характера,

это

поможет

детям

с

самого

раннего

возраста

понять, что они – часть своего народа.

Важными

условиями

для

формирования

у

детей

эмоционально

насыщенного

образа

родной

культуры

в

пространстве

ближайшего

социального окружения (дома и детского сада), могут стать:

- эмоционально благополучная атмосфера дома и детского сада, где

взаимоотношения между людьми построены на основе доброжелательности

и взаимоуважения;

Сотрудничество

с

родителями

по

данному

направлению

имеет

существенное

значение.

Отношения

с

родителями

строятся

на

основе

партнерства, развивается тесное взаимодействие с семьей, включающее в

себя

следующее:

установление

с

родителями

деловых

контактов,

общей

позиции

по

отношению

воспитания

ребенка,

создание

условий

для

совместной

деятельности

детей,

родителей,

педагогов

детского

сада;

обеспечение

родителей

психолого-педагогической

информацией

об

особенностях развития, воспитания детей дошкольного возраста, совместное

наблюдение за динамикой развития ребенка.

Национальное

образование

это

важнейший

институт

сохранения

языка,

традиций,

культуры,

обычаев

татарского

народа.

Воспитательно-

образовательная работа ведётся в соответствии с Законом «О языках народов

Республики Татарстан». Татарский язык в детском саду изучается в объеме,

предусмотренном базисным планом общеобразовательных учреждений РТ.

Учебные

занятия

проводятся

в

кабинетах

татарского

языка,

которые

оснащены

дидактическим

материалом,

наглядными

и

интерактивными

средствами обучения.



В раздел образования