Автор: Образцова Любовь Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 83"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Элементы социо-игровой педагогики в работе с детьми дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Элементы социо-игровой педагогики с детьми дошкольного
возраста.
В настоящее время все больше внимания уделяется поиску нестандартных подходов,
форм и методов организации совместной деятельности педагога и воспитанников,
индивидуальной работе с детьми, а также организации сотрудничества и взаимодействия
детей в микро-группах, парах, тройках и т. д. Именно поэтому в своей работе я активно
использую элементы социо-игровой педагогики. Считаю эту тему актуальной и значимой
особенно на современном этапе, когда начал действовать ФГОС ДО, который направлен
на разностороннее, гармоничное развитие ребенка и носит, по словам автора,
детоцентрированный характер.
О комфортном пребывании ребенка в дошкольной организации как показателе
выполнения стандарте стали говорить сравнительно недавно. Но именно оно, на мой
взгляд, должно занять достойное место среди основных критериев качества дошкольного
образования.
Одна из интереснейших методик, обеспечивающих свободу творчества для педагогов и
создание атмосферы раскрепощенности и психологического комфорта детей, социально-
игровая методика, разработанная В. М. Букатовым. Доктор педагогических наук, педагог-
исследователь много лет изучал возможности использования достижений театральной и
народной педагогики для преобразования занятий в детских садах для естественного
сочетания традиционных и инновационных подходов к обучению. В. М. Букатов, на мой
взгляд, принадлежит к плеяде педагогов-новаторов и известен как автор книг: «Социо-
игровая педагогика в детском саду», «Карманная энциклопедия социо-игровых приемов
обучения дошкольников», «Шишел-мышел, взял да вышел» и др. Он имеет своих
сторонников, последователей, проводит многочисленные тренинги, семинары, курсы
повышения квалификации, во многих регионах России открыты экспериментальные
площадки по апробации социо-игровых технологий; автор ведет переписку с педагогами -
практиками, использующими в своей работе социо-игровые методы в своей работе
социо-игровые методы и приемы.
Заинтересовавшись методикой В. М. Букатова, я изучила и проанализировала его
книги, статьи, попыталась понять и осмыслить суть технологий и перенести элементы
социо-игровой педагогики в практику работы с детьми. Конечно, не все получается
гладко и безболезненно, но зато живо, натурально и естественно!
Как сделать образовательный процесс интересным и в то же время познавательным?
Как в условиях массового детского сада сделать условия обучения дошкольников
комфортным
и
уместными
для
психики?
Как
сделать
занятие
действительно
развивающим и не превратить его, с одной стороны, в «обязательную принудиловку», а с
другой – «в беззаботную развлекаловку» ?
На эти и другие вопросы педагогам-практикам дает ответ социо-игровая технология.
По словам самого автора, он не ожидает, что социо-игровой стиль обучения станет
единообразным у всех педагогов. Но надеется на «выращивание» у каждого воспитателя
своего уникального стиля проживания педагогической деятельности и взаимодействия с
детьми.
Как я реализую на практике методы и приемы социо-игровой педагогики? В. М.
Букатов считает, что результат обучения будет гораздо выше, если в процессе занятий
дети начнут как можно больше двигаться, предлагая снять запрет на двигательную
активность. В качестве примера он приводит картину художника Н. Богданова-Бельского
«Устный счет в сельской школе», на которой сидит всего один человек – учитель,
остальные персонажи могут свободно двигаться. Ученый пишет, что в традиционном
образовании учитель может передвигаться по классу, группе, аудитории. А ученик, или
воспитанник детского сада, или студент всегда сидит. Встать и пройтись можно только по
указанию педагога.
Учитывая рекомендации о
том, что нельзя настаивать на продолжительном
соблюдении детьми статичной позы на стуле (особенно за столом – а для детей 6 лет это
вообще категорически запрещено!), в течение ряда лет на занятиях мы практически не
используем длительного статического сидения за столами. Исключение составляют,
пожалуй, занятия продуктивной деятельностью. Как правило, и они проводятся у нас в
форме «творческой мастерской», где мы практикуем свободное размещение детей за
общим столом, общение их со сверстниками и педагогом по ходу работу, перемещение
детей по мере необходимости, «рабочий гул», отдавая себе отчет в том, что творчество не
терпит регламента, излишнего дидактизма и назидательности.
В процессе занятий мы стараемся использовать все пространство групповой комнаты, а
иногда и приемной, практикуем передвижение детей, чередование различных исходных
положений и поз детей и педагогов, смену видов деятельности, отсутствие жестко
закрепленным за каждым ребенком местом за столом.
Дети начинают занятие, как правило, либо стоя в кругу, либо сидя на ковре, затем в
зависимости от темы и содержания перемещаются по всей групповой комнате. Столы мы
давно не ставим по школьному типу в три ряда, стараясь, чтобы дети не смотрели в
затылок друг другу, а имели возможность видеть друг друга, общаться, советоваться,
«устанавливать вербальный и визуальный контакт». Стола расставляем либо п-образно, г-
образно или полукругом, чтобы воспитатель был вместе или среди детей, либо
группируем три двух-местных стола, чтобы уместилась шестерка детей (2-3 шестерки).
Принимая во внимание то, что в социо-игровой технологии обучения используются
способы такого общения детей со взрослыми, когда «утомительная принудиловка»
уступает место увлеченности, мы проводим занятия подгруппами, а внутри этих подгрупп
используем также работу в парах или тройках (шестерках), что дает детям возможность
самим
совещаться,
обсуждать
и
планировать
выполнение
различных
заданий,
упражнений.
Деление на подгруппы по социо-игровым технологиям В. М. Букатов рекомендует с
помощью считалок, жеребьевок, разрезных открыток и других увлекательных способов,
которые можно найти в его увлекательной книге «Карманная энциклопедия социо-
игровых
приемов
обучения
дошкольников».
Так
называемые
«билетики»
с
геометрическими фигурками или цветной маркировкой, которые часто используются в
детских садах для деления детей на подгруппы, автор считает слишком примитивным и
банальным.
Мы разделяем мнение автора, что когда педагог сам формирует состав микро-групп,
многие дети ощущают его действие как навязывание чужой воли. Поэтому работа в такой
микро-группе начинает для них восприниматься негативно. Мы стараемся делить группу
на подгруппы, именно используя считалки, разрезные открытки, жеребьевки.
Конечно, в процессе обсуждения у детей возникают споры, конфликты, создается
«рабочий шум», что для проверяющих может показаться нарушением дисциплины,
дезорганизацией, но для последователей социо-игровых технологий «рабочий шум» -
свидетельство
живой,
естественной,
незаорганизованной
работы,
эффективной,
развивающей, но не всегда внешне эффективной.
Интересен, на наш взгляд, подход В. М. Букатова к проведению открытых занятий в
детском саду. Он подвергает критике существующую ДОО практику «репетиций»
открытых
занятий,
муштры
и
дрессуры
детей,
когда
порой
их
учат
готовым
формулировкам ответов. Иногда на практике это доходит до абсурда, когда педагог еще
не задал вопрос, а дети ему уже дают ответ, или когда на вопросе педагога
подготовительной группы к школе хором говорят заранее заученный ответ.
Об открытых занятиях он высказал интересные мысли в книге «Социо-игровая
педагогика в детском саду». Автор пишет, что на открытых занятиях обычно следят за
качеством выполнения заданий («чтобы у всех получалось»). Такую установку он называет
антипедагогической, ведь занятие – не зачет. Гости, пришедшие перенять педагогический
опыт или полюбопытствовать, должны чему-то научиться. Они должны видеть, что у
детей получается, что не получается и как действует педагог. На «живых» занятиях
профессионалу всегда интересно, а ждать идеальных результатов от послушных детей
будет только непрофессионал, резюмирует ученый.
Мы вполне разделяем эту точку зрения автора и не допускаем в своей работе
«репетиций и заучиваний
готовых
ответов детьми»,
стараясь
проводить живые,
интересные, разнообразные, занимательные формы организации образовательного
процесса, отталкиваясь, прежде всего, от интересов детей.
Интересно, на наш взгляд, мнение В. М. Букатова о раздаче различных фишек, кружков,
флажков в качестве поощрения. Он пишет, что, как правило, все это раздается детям лишь
на несколько минут или в самом конце занятия. Так что поощрение остается «липовым»,
«иллюзорным».
Он приводит пример, когда работники одного из детских садов раздавали детям в
качестве поощрения раскрашенные в красный и синий цвет, заранее хорошо промытые и
высушенные, косточки из компота. Мы же в своей практике используем цветные
пластиковые крышки, наклейки, смайлики в качестве стимульного и поощрительного
материала.
Понимая и принимая саму концепцию социо-игровой педагогики, мы широко
используем социо-игровые приемы, игры и задания. Например, по обучению грамоте при
ознакомлении со звуками и буквами практикуем игровые упражнения: «Буква по
воздуху», «Буква-хоровод», «Сделай букву».
На занятиях по развитию элементарных математических представлений часто
применяем игровое упражнение «Встань по пальцам!», на занятиях по развитию речи –
«Волшебную палочку», которая позволяет активизировать речевое общение каждого
ребенка. При изучении темы «Дикие и домашние животные» используем не только
дидактические игры, но и элементы драматизации – показ изображения диких и
домашних животных, их повадок, особенностей поведения в лесу и в зоопарке,
проведение игры «Кем мы были – мы не скажем, а что делали – покажем…». Учитывая,
что когда есть «зрители-отгадчики», дети-исполнители стараются передать образ лучше,
качественнее, чтобы быть узнанным и понятым.
На занятиях мы можем посмеяться, пошутить, все вместе лечь на ковер для
выполнения коллективной работы или собирания, например, картины из пазлов. Часто
при движении детей по коридорам детского сада позволяем идти впереди, педагог при
этом находится сбоку или сзади детей. При возникающем шуме, который для нас служит
показателем активности, часто используем момент «слушания тишины», соревнование
«Кто больше услышит интересных звуков?» или следующую игру:
Кто кого перехохочет? (все смеются: чем громче, тем лучше).
Кто кого перетопчет?( все топают ногами).
Кто кого перекричит? (все кричат).
Кто кого перемолчит? (все молчат).
Таким образом, изучение и использование социо-игровых методов и приемов
приведет к повышению профессионализма воспитателя, в результате которого будет
найден, по словам В. М. Букатова, свой уникальный опыт, мудрость которого станет и
конструктивно-деловой, и позитивно-гуманистической, и личностно-ориентированной.
Литература.
1.
Букатов В. М. Социо-игровая педагогика в детском саду: из опыта работы
воспитателей.-М., 2006.
2.
Букатов В. М. Шишел-мышел: настольная книжка воспитателя по социо-игровым
технологиям в старших и подготовительных группах детского сада.-СПб.; М., 2008.
3.
Букатов В. М., Ершова А. П. Возвращение к таланту. СПб., М., 2008.
4.
Букатов В. М., Ершова А. П. Карманная энциклопедия социо-игровых приемов
обучения дошкольников.- СПб., 2008.