Автор: Слышкина Ирина Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад комбинированного вида №493
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: Статья
Тема: Родительское собрание в старшей группе
Раздел: дошкольное образование
Родительское собрание в старшей группе
«Воспитание средствами природы»
Форма проведения: круглый стол
Цели:
ознакомить родителей с системой экологического воспитания детей
старшего дошкольного возраста; разнообразить формы работы с детьми по
вопросам ознакомления с окружающим миром живой и неживой природы.
План проведения
Посещение книжной лавки: обзор детской художественной литературы о
природе, выставка рисунков «Я и природа».
1.
Вступительное слово педагога. Итоги анкетирования родителей.
Обсуждение отношения родителей к окружающей природе и
экологическим проблемам.
2.
Знакомство родителей с системой работы по экологическому
воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Работа по
авторскому педагогическому проекту «Учимся у природы».
3.
Экологическая разминка
- кто больше знает народных примет (передается «волшебный»
орех, родители называют приметы);
- вопрос – ответ (вопросы в шариках).
4.
Подведение итогов за чашкой целебного чая. Вручение памяток
родителям. Принятие решения родительского собрания.
Подготовительный этап
a)
Подобрать детскую литературу по экологическому воспитанию: В.
Бианки, Е. Чарушин, Г. Скребицкий, Н. Сладков, М. Пришвин, Е. Пермяк,
И. Соколов-Микитов.
b)
Создать выставку совместных рисунков детей и взрослых на тему
«Я и природа».
c)
Анкетирование родителей по вопросам отношения к окружающей
природе и экологическим проблемам.
d)
Изготовление памяток для родителей «Правила поведения на
природе».
e)
Создание презентации авторского педагогического проекта
«Учимся у природы».
f)
Подготовить карточки с пословицами, четверостишьями,
высказываниями великих людей о природе.
Организационный этап
В целях создания эмоционального настроя на тематику собрания в начале
включить спокойную музыку, отображающую звуки природы: журчание ручья,
пение птиц.
Оформить выставку рисунков «Я и природа».
Ход собрания
1.
Вступительное слово
Экологическое
воспитание
становится
важнейшим
направлением
педагогики детства.
Любовь к природе, бережное к ней отношение, экологически грамотное
поведение человека стали залогом выживания человечества в общем для всех
нас Доме – на планете Земля.
Обширные
экологические
изменения
на
планете
побуждают
ныне
живущих людей всё глубже вникать в их суть и практически включаться в их
разрешение. Глобальные изменения климата, истощение природного слоя
почвы,
природных
ресурсов,
уменьшение
запасов
питьевой
воды
и
одновременно рост народонаселения планеты – это проблемы, которые
касаются всех нас. В совокупности они создают непрерывно ухудшающуюся
среду обитания человека и всего живого на земле. Обретение экологической
культуры, экологического сознания – это единственный выход из сложившейся
ситуации. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был
ребенком.
Вот
почему
так
велика
роль
дошкольных
учреждений
в
экологическом воспитании детей начиная с раннего детства.
Итак, для формирования экологической культуры нужно дать детям
элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию
окружающего мира, научить видеть в обыденном – чудесное, в привычном –
необычное,
вызывать
эстетические
переживания
(живое
прекрасно),
сопереживать живым существам (мы не имеем право уничтожать то, что
создала эволюция, природа, а не мы). Одним словом, мы должны закладывать в
сознании детей ощущение окружающего мира как дома.
Обсуждение итогов анкетирования родителей.
2.
Знакомство родителей с системой работы по экологическому воспитанию
детей старшего дошкольного возраста. Работа по авторскому
педагогическому проекту «Учимся у природы».
Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению
Паучок – терпению
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду
Учит снег нас чистоте
Учит солнце доброте
У природы круглый год
Обучаться нужно
Весь лесной народ
Учит крепкой дружбе.
В.А. Сухомлинский подчеркивал, что ребенок по своей природе –
пытливый исследователь, открыватель мира.
Следовательно,
совершенствовать
воспитание
личности
ребенка
необходимо через обогащение его опыта полными, верными и яркими образами
природы. И в проекте «Учимся у природы» большое внимание уделяется
опытам
и
наблюдениям.
Важно,
чтобы
дети
учились
размышлять,
формулировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов,
строить гипотезы и проверять их. Задача взрослых – связать результаты
исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у
них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ
экологически грамотного безопасного поведения в окружающей среде. Умение
наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы способствует
развитию логического мышления. Поэтому так важны в дошкольном, младшем
школьном возрасте наблюдения за живой и неживой природой, а так же
посильная практическая исследовательская деятельность.
В этом нам помогают прогулки в природу, которые сближают родителей с
детьми, помогают установлению дружеских отношений, в основе которых
лежит
взаимопонимание.
Во
время
таких
прогулок
родители
имеют
неограниченные
возможности
воспитательного
воздействия
на
ребенка,
развитие его наблюдательности, тренировки внимания и памяти. Нужно только
научить наполнять такие прогулки содержанием, ведь в природе нет такого
периода, когда бы нечего было показать ребенку.
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы:
летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с
удовольствием смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз
нащипывает щеки. Собирают камни, играют с песком и водой – предметы и
явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами
наблюдений
и игр.
Это
обстоятельство
делает
возможным
систематическое
и
целенаправленное ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы.
Таким образом все явления и объекты неживой и живой природы, которая
окружает дошкольника, является предметом единой системы экологического
воспитания.
Наблюдения, проведение опытов, практические работы по определению и
описанию объектов природы, по изучению представителей растительного и
животного мира, взаимосвязи живой и неживой природы, работа детей на
учебно-опытном участке способствует усвоению знаний о природе, которые
являются
богатым
источником
разнообразных
ощущений.
В
процессе
исследовательской
деятельности
дети
научатся
слушать
воспитателя,
сверстников, логично отвечать на поставленные вопросы, доказывать мысль,
возникает интерес к знаниям и эмоциональная отзывчивость на красоту.
Презентация
3.
Экологическая разминка
1. Знакомство детей с приметами позволит сделать вывод, насколько
наблюдателен народ, как умел примечать всё в природе; но задача взрослых
донести, удивить, вызвать интерес и желание детей определять погоду с
помощью многочисленных барометров живой природы.
Какие народные приметы вы знаете?
Родители передают друг другу «волшебный орех» и называют приметы.
2. С ростом ребенка растет и его любопытство к окружающему его миру,
природе. Часто возникают вопросы: почему? для чего? Множество вопросов
ежедневно обрушивается на вас, родителей, которые порой не знают, как от них
увернуться, как на них ответить?
- Ваше мнение, хорошо или плохо, когда дети задают вопросы? (Безусловно,
хорошо)
- Как вы думаете, о чем говорят детские вопросы? (о высоком уровне развития
ребенка).
Вопросы помогают познавать мир, обогащают ум открытиями. Желание
задавать вопросы, пытливое отношение к явлениям жизни необходимо
развивать, но при этом необходимо вооружать ребенка способами
самостоятельного поиска ответа.
- Как много задают дети вопросов о природе? Нужно ли сразу отвечать
ребенку? Как вы поступаете? (Не стоит сразу давать готовый ответ. Возможно
даже ответить неправильно, если убеждены, что ребенок знает ответ. Можно
ребенку предложить найти ответ самому, понаблюдав за интересующим его
явлением).
Быстрые готовые ответы расширяют кругозор, обогащают его знания, но
недостаточно способствуют развитию самостоятельного мышления, не
побуждают ребенка к попыткам самому разобраться в вопросе и ответить на
него.
Воспитатель предлагает родителям воздушные шарики, в которых находятся
вопросы.
1.
У какого зверя в листопад появляются детеныши? (У зайчихи)
2.
В каких видах деятельности с детьми возможен ваш вклад в
экологическое воспитание? (В играх, занятиях, прогулках, труде)
3.
Назови санитаров леса.
4.
Какие правила поведения в природе должны знать дети? (смотри
памятку)
5.
Чего больше на нашей планете: суши или воды? (Воды)
6.
Какие птицы не умеют летать? (Страусы)
7.
Что такое смешанный лес? (Лес, в котором растут и хвойные, и
лиственные деревья)
8.
Какое хвойное дерево сбрасывает хвою на зиму? (Лиственница)
Обсуждение ответов на вопросы.
3. Мудрые мысли о природе. На столе лежат карточки с пословицами,
четверостишьями, высказываниями великих людей о природе. Под музыку
карточки передаются по кругу. Таким образом, родители знакомятся с
содержанием каждой карточки.
4.
Подведение итогов за чашкой целебного чая. Вручение памяток
родителям. Принятие решения родительского собрания.
5.
Рефлексия. Родители выражают свое отношение к родительскому
собранию с помощью бумажных яблок двух цветов: зеленое –
понравилась, красное – не понравилось.
Экология детства и экология воспитания призывают нас родителей и
педагогов, учиться у великой матери – природы. Всматривайтесь: как растут
розы и васильки, как живут пчелы и муравьи, ели и березы, яблони и вишни,
и вам откроется немало секретов подлинного искусства воспитательной
практики.
Решение родительского собрания:
1.
Широко
использовать
прогулки
в
природу
для
развития
наблюдательности. Создать групповой альбом «Мои прогулки».
2.
Поощрять
самостоятельную
мыслительную
деятельность
ребенка,
отвечая на его вопросы встречным «А как ты думаешь?».
3.
Читать детскую литературу о природе: М. Пришвин, И. Соколов-
Микитов, Е. Чарушин, Г, Скребицкий, Г. Снегирев, В. Бианки, Н.
Сладков, Н. Павлова, Е. Пермяк, Б. Житков.
АНКЕТА
для родителей
Уважаемые
мамы
и
папы,
бабушки
и
дедушки!
Мы
проводим
анкетирование, чтобы узнать ваше отношение к окружающей природе и
экологическим проблемам. Это необходимо, чтобы мы лучше понимали ваших
детей и грамотно выстраивали систему экологического образования в
отношении детей и взрослых. Ответьте, пожалуйста, на вопросы. Где
необходимо, обведите кружком нужный вариант ответа.
1.
Назовите птиц, которых Вы видите на улицах города:
2.
Какие деревья Вам знакомы из тех, что растут на территории ДОУ?
3.
Как часто вы смотрите на небо (на облака, звезды, луну)?
А) часто. Б) редко. В) иногда. Г) никогда.
4.
Когда Вы в последний раз были с ребенком в зоопарке?
А) 1-2 недели назад. Б) 1-2 месяца назад.
В) полгода назад. Г) больше 1 года назад.
5.
Как Вы относитесь к комарам, мухам, тараканам?
А) все они – создания природы.
Б) лучше бы жилось без них.
В) не могу их терпеть.
Г) другое.
6.
Подкармливали ли Вы когда-нибудь бездомных животных, птиц?
Если нет – почему?
7.
Держите ли вы домашних животных (собака, кошка, птицы, акв.
рыбки, хомячок и др.) и кого именно?
8.
Если Нет (в ответе на вопрос №7), то почему? (и переходите к вопросу
№11)
А) аллергия одного из членов семьи.
Б) от животных только грязь и ущерб квартире (мебели, коврам и пр.).
В) нет лишних денег, чтобы содержать кого-то еще (корм, вет. препараты
и пр.).
Г) ну не люблю я животных… особенно в квартире.
Д) другое.
9.
Если Да (в ответе на вопрос №7) – как лично Вы относитесь к
домашнему питомцу (питомцам):
А) только кормлю и слежу, чтобы было чисто.
Б) при всяком удобном случае общаюсь с ним.
В) люблю наблюдать за повадками.
Г) отношусь равнодушно, держу/терплю (нужное подчеркнуть) только
ради ребенка.
Д) другое.
10.Принимает ли ребенок участие в уходе за домашним животным
(кормление, чистка, прогулки и др.)?
А) да, всегда. Б) почти всегда. В) иногда, с неохотой. Г) нет.
11.Жили ли у Вас в детстве дома животные? Кто?
12.Ваше мнение:
А) человек – часть природы и подчиняется ее законам.
Б) человек - часть общества и живет по его законам.
В) человек выше всей остальной природы.
Г) другое.
13.Есть ли у вашей семьи дачный участок? Да/Нет (нужное подчеркнуть).
Если Да –
А) вынуждены держать, чтобы прокормиться.
Б) нравится копаться в земле и что-то выращивать.
В) досталось по наследству, теперь мучаемся…
Г) приносит доход.
Д) другое.
14.Как часто Вы/кто-то из членов семьи (кто? ) бываете с
ребенком на прогулках в парке, лесопарке, лесу?
А) часто. Б) редко. В) иногда. Г) никогда.
15.Если Вы ответили Никогда на вопрос №14, почему
А) нет времени.
Б) страшно, сейчас не та обстановка (наркоманы, воры и т.д.), чтобы
гулять по лесопаркам.
В) боимся клещей (комаров и др.).
Г) там много мусора.
Д) а что там делать?! (не вижу смысла).
Е) другое.
16.Где предпочитаете/хотели бы (нужное подчеркнуть) проводить отпуск:
А) на даче (садово-огородном участке). Б) на море.
В) в тур. поездках (организованно). Г) в тур. походах («дикарями»).
Д) в гостях у родственников. Е) другое
17.Как Вы отнесетесь к предложению участвовать в экологической акции
по очистке лесопарковой зоны от мусора:
А) сразу откликнусь и внесу свой посильный вклад в дело охраны
природы.
Б) лучше я выступлю спонсором и оплачу расходы.
В) приму участие, если не будет других важных дел.
Г) надо думать о мерах наказания (штрафах и др.), а не устраивать
субботники (бесполезно).
Д) откажусь – пусть этим занимаются «зеленые».
И позвольте, несколько сведений о Вас:
1.
Кто вы – мама/папа, бабушка/дедушка (нужное подчеркнуть)?
2.
Ваше социальное положение?
А) рабочий (ая). Б) служащий (ая).
В) предприниматель. Г) домохозяйка (ин).
3. Ваш возраст:
А) 20-25 лет. Б) 26-30 лет. В) 31-35 лет. Г) старше 35лет.
БЛАГОДАРИМ ЗА УЧАСТИЕ!
Список использованной литературы:
1.
Грехова Л.Г. В союзе с природой М.: Сервисшкола, 2002.
2.
Кшнясева Л.Л. «Чувство природы» Екатеринбург, 2001.
3.
Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду М.: Карапуз,
2001.
4.
Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду (подготовительная
группа) М.: Вако, 2010.
5.
Метенова Н.М. «Нравственное воспитание» (педсовет). Ярославль, 2009.
6.
Николаева С.Н. Юный эколог. Программа и условия ее реализации в
д/саду. М., 1999.