Напоминание

Сценарий внеурочного мероприятия, интегрирующего учебную и внеучебную деятельность учащихся 5 класса по математике в области решения задач


Автор: Плешанова Татьяна Михайловна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Ржаксинская СОШ №2" им.Героя Советского Союза Г.А.Пономарёва
Населённый пункт: р.п.Ржакса
Наименование материала: конспект
Тема: Сценарий внеурочного мероприятия, интегрирующего учебную и внеучебную деятельность учащихся 5 класса по математике в области решения задач
Раздел: среднее образование





Назад




МБОУ Ржаксинская сош №2 имени Героя Советского Союза Г.А.Пономарёва Сценарий внеурочного мероприятия, интегрирующего учебную и внеучебную деятельность учащихся 5 класса по математике в области решения задач.
Выполнила:
Плешанова Т.М.,учитель математики 2016 год

Тема: «
Математика нужна всем!»
Форма проведения:
устный журнал
Тип занятия:
открытие нового знания
Цели:
.  Исследование математических задач, какие решаются в профессиональной деятельности.  Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся, развитие стремления к самостоятельному изучению математических закономерностей, развитие внимания, наблюдательности.  Воспитание и укрепление чувства уважения и ответственности к окружающим, к выбору профессии
Задачи:
 Доказать важность владения математическими знаниями, обеспечивающими успешность, благополучие в профессиональной деятельности.  Отобрать задачи, связанные с различными профессиями.  Увидеть связь между наукой и техникой.
Планируемые результаты:
предметные: уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие процента, дроби и умения решать основные типы задач личностные: умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения метапредметные: уметь обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности Формируемые УУД : -познавательные УУД: обеспечить осознанное усвоение понятие процента,дроби,числа при решении задач; закрепить навыки и умения применять алгоритмы при решении задач; создание условий для
систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся при решении задач ; -коммуникативные и личностные УУД: умение слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе. -регулятивные УУД:
способствовать развитию творческой активности

учащихся;
повысить познавательный интерес к предмету; развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез - правил решения задач, умений анализировать способы решения задач); развитие не только логического, но и образного мышления, фантазии детей и их способности рассуждать.
Сценарный план мероприятия

Этапы

Деятельность

1этап – организованно-

мотивационный
П е р в а я с т р а н и ц а устного журнала “Зачем нужна математика?” Задаёт вопрос, ставит проблему: «А что было бы, если математики не было вообще?» Пытаются ответить на поставленный вопрос
2

э т а п



аналитический
Вторая страница устного журнала : «Математика профессионально значимый предмет». «Цель: получение ответ на поставленный в процессе решения задач Предлагает детям задачи из различной сферы деятельности (Приложение №1) Обсуждают алгоритм решения задач и записывают решение.
3

э т а п



информационный
Т р е т ь я с т р а н и ц а устного журнала «Лицо с обложки» Профессия ваших родителей. Рассказыва ют о родителях

Физминутка
Ц е л ь : а к т и в и з а ц и я двигательной активности Организация смены виды деятельности (Приложение №2) Выполнени е предложенных учителем упражнений
4

этап



проблемно-

поисковый
Четвертая страница у с т н о г о ж ур н а л а «Игры разума» Ц е л ь : а к т и в и з а ц и я мыслительной деятельности, о с н о в а н н о й н а у м е н и и логически рассуждать Организация работы в парах. (Приложение №3) Работа в парах. Выполнение задания
5 этап – рефлексия
П я т а я с т р а н и ц а устного журнала «Если бы не было математики, не было многих профессий». Цель: развитие умения анализировать и планировать деятельность Проведение анализа работы: достигнута ли цель, выполнены ли поставленные задачи. (Приложение№4) Участие в анализе проделанной работы, эмоции и впечатления. Приложение №1. 1.Профессия “
Секретарь
”. Секретарь – одна из самых распространенных профессий на современном рынке труда. Без секретаря не обходится ни одна организация. Секретарь – это первый помощник руководителя, сотрудник, владеющий оперативной информацией и находящийся в курсе текущих дел компании, фирмы, организации, предприятия или учреждения. (Понятие секретарь сегодня достаточно сложное и имеет много градаций – от секретаря-помощника руководителя, секретаря-референта, ученого секретаря, секретаря коллегии, секретаря учреждения, секретаря структурного подразделения до технического секретаря. Профессия “Секретарь” относится к типу профессии по предмету “Человек- человек”, а по характеру труда является профессией творческого класса. Он связан с анализом, исследованием, испытанием, планированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений, требуют высокого уровня умственного развития и, как правило, высшего образования.Основное
назначение профессии – техническая помощь работе руководителя.Основные решаемые задачи профессии “Секретарь”: - работа с посетителями (встреча, представление руководителю); - работа с документами, их канцелярская подготовка, оформление; - ведение деловой переписки (почтой, электронной почтой, факсом), телефонных переговоров; - подготовка совещаний (документации, организация оповещения участников, ведение протоколов); - работа на компьютере, с оргтехникой. Для овладения профессией "Секретарь–референт" необходимо среднее профессиональное образование. А теперь я предлагаю решить вам одну из задач, с которой сталкивается секретарь. Задача: В пачке 500 листов формата А4. За неделю в офисе расходуется 1800 листов. Какое наименьшее количество пачек бумаги нужно купить в офис на 6 недель? Проверяем решение: 1800 * 6=10800 (листов) – бумаги за 6 недель. 10800:500=21,1(пачек) – бумаги. Ответ: потребуется 22 пачки бумаги нужно купить на 6 недель.
2.
Познакомимся поближе с профессией “
Пекарь
”. Аппетитный аромат свежевыпеченного хлеба подсказывает прохожему, что где-то рядом находится пекарня. Тут же воображение нарисует пышущие жаром печи и обсыпанных мукой людей, месящих тесто. С того времени, как человек научился выпекать хлеб, технология его производства значительно изменилась, однако профессия пекаря по-прежнему осталась уважаемой и востребованной. Математика необходима пекарю, ему нужно рассчитать, сколько необходимо теста для определенного количества хлеба и т.д. Основное назначение профессии – выпечка хлебобулочных и кондитерских изделий. Основные решаемые задачи профессии “Пекарь”: - получение исходных продуктов; - поддержание технологии и рецептуры приготовления мучных изделий; - заготовка полуфабрикатов; - подготовка оборудования к пекарному процессу; - выпечка изделий; - правильная эксплуатация пекарного оборудования;
- обеспечение должного учета и хранения продуктов в соответствии с санитарно–гигиеническими нормами; - реализация продукции. Для овладения профессией "Пекарь" необходимо среднее профессиональное образование. Предлагаю на время стать пекарем и решить следующую задачу. Задача: Определить, сколько пакетов муки потребуется для приготовления 37 буханок чёрного хлеба, если на одну такую буханку потребуется 300 граммов муки. В 1 пакете – 1 килограмм муки. Проверяем решение: 1 кг.=1000 г. 37 * 300=11100 (г) муки потребуется. 11100:1000=11,1(кг) Ответ: потребуется 12 килограммовых пакетов. 3.В этом классе мы познакомимся с профессией “
Налоговый инспектор
”. История этой профессии уходит корнями в далекое прошлое, когда феодалы и цари брали с людей, независимо от их доходов и наличия работы, подати, налоги на землю и другие сборы. В наше время налоговая система стала более развитой, многоплановой. Под налогами понимаются обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в федеральный и местные бюджеты. Профессия “Налоговый инспектор” относится к типу профессии по предмету труда “Человек – знаковая система”, а по характеру труда является профессией исполнительного класса. Основное назначение профессии – контроль и организация налоговой политики государства. Основные решаемые задачи профессии “Налоговый инспектор”: - взимание налогов с юридических и физических лиц; - контроль соблюдения налогового законодательства; - анализ и разработка новых форм и методов системы налогообложения; - применение санкций к нарушителям налогового законодательства; - отчет перед вышестоящими организациями. Для овладения профессией “Налоговый инспектор” необходимо либо среднее, либо высшее профессиональное образование. Рассмотрим одну из задач, с которой, по своему роду деятельности, сталкивается налоговый инспектор. Предлагаю вам ее решить.
Задача: При посещении кинотеатров посетителями старше 18 лет, взимается налог в размере 10% от стоимости билета. Третья часть от этих налоговых поступлений идет в детский дом. Необходимо рассчитать размер благотворительного фонда за январь месяц, если билет в ночной клуб стоит 300 рублей, а ночной клуб посещало в среднем около 60 человек за сутки. Решение: В январе 31 день. 300+300*10:100=330 (руб.) – цена билета с налогом. 60 * 31=1860 (чел) – посетителей за месяц. 1860 * 330=613800 (руб.) – сумма за месяц. 613800 * 10:100=61380 (руб.) – налог. 61380:3=20460 (руб.) – в детский дом. Ответ: за январь месяц в детский дом поступит 20 тысяч 460 рублей.
4.
Остановимся на профессии “
Менеджер по рекламе
”. Менеджер по рекламе - одна из самых распространенных профессий, о которой в недалеком будущем никто не знал. Множество журналов, газет, радио, телевидение, сайты в Интернете продают рекламное время, либо рекламные площади, и им требуются компетентные менеджеры. Кроме того, менеджеры по рекламе есть почти в каждой компании, которая что-либо производит, чем-то торгует, оказывает какие-либо услуги. Любая компания нуждается в привлечении новых клиентов, в поддержании своего имиджа на рынке, а, следовательно, в рекламе. Основное назначение профессии – разработка и проведение программ рекламной деятельности организации. Основные решаемые задачи профессии “Менеджер по рекламе”: - изучение рынка сбыта и анализ мотивации потребителя рекламной продукции с целью построения рекламной стратегии организации; - разработка планов, программ рекламной кампании, производство расчетов затрат; - выбор форм и методов рекламы; - организация связи с деловыми партнерами; - руководство подготовкой и разработкой рекламного материала; - контроль хода рекламной кампании; - руководство командой. Для овладения профессией “Менеджер по рекламе” необходимо среднее, либо высшее профессиональное образование. Решите задачу, с которой сталкивается менеджер по рекламе.
Задача: В первой кампании на рекламу было израсходовано 10 000 рублей, а получен доход в размере 500 000 рублей. Во второй израсходовано 20 000 рублей, а доход составил 840 000 рублей. В третьей кампании израсходовано 17000 рублей, а доход – 980 000 рублей. Какая кампания обеспечивает наибольшую отдачу от рекламных вложений? (Решение: Посчитаем, сколько приходится доходов на 1 рубль расходов: 500 000:10 000=50 (руб.) – 1 кампания; 840 000:20 000=42 (руб.) – 2 кампания; 980 000:17 000=58 (руб.) – 3 кампания. Ответ: Наибольшую отдачу от рекламных вложений составляет бюджет 3 кампании.
5.
Остановимся на профессии “
Эколог
”. Состоянием окружающей природы обеспокоены многие, но все равно никто не отказывается ездить на автомобиле, и не спешит утилизировать мусор. Об ожидающих мир экологических катастрофах говорят много, размышляя о том, что можно предпринять для примирения живой и неживой природы. Некоторые посвящают жизнь борьбе за охрану окружающей среды. Профессия “Эколог” относится к типу профессии по предмету “Человек- природа”, а по характеру труда является профессией творческого класса. Основное назначение профессии – организация охраны окружающей среды. Основные решаемые задачи: - оценка воздействий на окружающую среду; - проектирование типовых мероприятий по охране природы; - проектирование и экспертиза социально-экономической и хозяйственной деятельности; - обеспечение экологической безопасности народного хозяйства и других сфер человеческой деятельности; - проведение экологической экспертизы различных видов проектного анализа; - разработка практических рекомендаций по сохранению природной среды; - контрольно-ревизионная деятельность. Для овладения профессией "Эколог" необходимо среднее, либо высшее профессиональное образование. Вот задача, которую решает эколог: В нашей школе 880 человек. Предположим, что каждый второй пришел без “сменки” и принес на подошвах 20 граммов пыли. Предположим, что 4 килограмма пыли остались на полу, и ее удалось смыть уборщицам. Сколько пыли осталось висеть в воздухе, которым мы дышим? Попробуйте решить и вы эту задачу. Решение:
440*20=8800 (грамм) – половина школы. 8800 г=8кг 800г 8кг 800г – 4кг=4кг 800г. Ответ: 4кг 800гр пыли осталось в воздухе. Приложение 2 Поднимает руки класс – это «раз». Повернулась голова – это «два». Руки вниз, вперед смотри – это «три». Руки в стороны пошире развернули на «четыре», С силой их к плечам прижать – это «пять». Всем ребятам надо сесть – это «шесть». Приложение 3
Применение знаний и умений в

новой ситуации
Итак, приступаем к решению задач, которые очень часто нам приходится решать в жизни.
1. Классный руководитель – завуч

школы.
1) В классе 28 учеников, 19 из них учатся на “4” и “5”. Какой процент учащихся закончили четверть на“4” и “5”? Ответ округлить до десятых процента. 2) 12 учеников посещают спортивные секции, 16 учеников посещают различные кружки. Какой процент учащихся посещают спортивные секции, кружки?
2. Продавец - покупатель.
Ученики в парах вычисляют скидку Учащиеся в парах выполняют решение предложенных задач. При необходимости могут использовать калькуляторы, имеющиеся на столах. По окончании работы над каждой задачей, оценивают результат своей деятельности на листах оценивания.
Ответ к задаче:


67,9% учащихся закончили четверть на“4” и “5” 42,9% учеников посещают спортивные секции, 57,1% учеников посещают различные кружки.
Ответ к задаче:

Товар: Скидка на данный товар:

(руб.)Сумма к оплате: (руб.)

на два, заранее определенных, товара, и стоимость покупки. Товар: скидка на данный товар: Шуба - 38 500 рублей 14 % Сапоги – 7 800 рублей 10% Шапка - 2 200 рублей 8 % Спортивный костюм - 3 200 рублей11 % Кроссовки – 1 850 рублей. 5 %
3. Бухгалтер – сотрудник фирмы
. Ставка сотрудника – 13 500 рублей. Доплата за совмещение обязанностей – 60 % Доплата на транспорт 10% Какова заработная плата сотрудника? Прибавить к ней 45% от начисленной суммы – премия. И вычесть 13% - налоги. Какую сумму получит сотрудник? Шуба 5 390 33 110 Сапоги 780 7 020 Шапка 176 2 024 Спортивный костюм 352 2 848 Кроссовки 92,5 1 757,5
Ответ к задаче:
Заработная плата сотрудника 22 950 рублей, Премия 10 327,5 рублей, Общая сумма 33 277,5 рублей, Налог 4 326,08 рублей, Сумма, которую получит сотрудник 28 951,42 рубля. Приложение №4 Людям различных профессий необходимо знание математики. Для того чтобы овладеть той или иной профессией необходимо изучать математику в школе. Наука в школе есть одна. Во всех профессиях нужна: Учителям, врачам и поварам. Бухгалтерам, певцам и продавцам. Всем математика важна. Царица всех наук она.
Куда б ни захотел пойти, Профессию хорошую найти, Сначала выучи таблицу, Чтоб с губ слетала словно птица. Нам всем зарплату получать, А значит надо посчитать. И, чтобы в жизни не страдать, Задачи сложные решать. Делить все беды пополам, И всем прибавить счастья вам. И приумножить капитал. Чтоб мир везде спокойным стал. И пусть пора сейчас настала, Компьютер знает наш не мало. Но, если сам все будешь знать, Успешным в жизни можешь стать. Если бы не было математики, не было многих профессий. Математика нужна в любом деле, в любой профессии. Математика нужна всем!


В раздел образования