Сценарий внеурочного мероприятия, интегрирующего учебную и внеучебную деятельность учащихся 5 класса по математике в области решения задач
Автор: Плешанова Татьяна Михайловна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ "Ржаксинская СОШ №2" им.Героя Советского Союза Г.А.Пономарёва Населённый пункт: р.п.Ржакса Наименование материала: конспект Тема: Сценарий внеурочного мероприятия, интегрирующего учебную и внеучебную деятельность учащихся 5 класса по математике в области решения задач Раздел: среднее образование
МБОУ Ржаксинская сош №2 имени Героя Советского Союза
Г.А.Пономарёва
Сценарий
внеурочного мероприятия,
интегрирующего учебную и внеучебную деятельность
учащихся 5 класса по математике в области решения задач.
Выполнила:
Плешанова Т.М.,учитель математики
2016 год
Тема: « Математика нужна всем!»
Форма проведения: устный журнал
Тип занятия: открытие нового знания
Цели: .
Исследование математических задач, какие решаются в
профессиональной деятельности.
Развитие познавательной активности и творческих способностей
учащихся, развитие стремления к самостоятельному изучению
математических закономерностей, развитие внимания,
наблюдательности.
Воспитание и укрепление чувства уважения и ответственности к
окружающим, к выбору профессии
Задачи:
Доказать важность владения математическими знаниями,
обеспечивающими успешность, благополучие в профессиональной
деятельности.
Отобрать задачи, связанные с различными профессиями.
Увидеть связь между наукой и техникой.
Планируемые результаты:
предметные: уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие
процента, дроби и умения решать основные типы задач
личностные: умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог,
аргументировать свою точку зрения
метапредметные: уметь обрабатывать информацию; формировать
коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач
в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и
результаты своей деятельности
Формируемые УУД :
-познавательные УУД: обеспечить осознанное усвоение понятие
процента,дроби,числа при решении задач; закрепить навыки и умения
применять алгоритмы при решении задач; создание условий для
систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся при решении
задач ;
-коммуникативные и личностные УУД: умение слушать и вступать в диалог;
формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; воспитывать
чувство
взаимопомощи,
уважительное
отношение
к
чужому
мнению,
культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.
-регулятивные
УУД: способствовать развитию творческой активности
учащихся; повысить познавательный интерес к предмету; развитие навыков
и
способностей
критического
мышления
(навыков
сопоставления,
формулирования
и
проверки
гипотез
-
правил
решения
задач,
умений
анализировать способы решения задач); развитие не только логического, но и
образного мышления, фантазии детей и их способности рассуждать.
Сценарный план мероприятия
Этапы
Деятельность
1этап – организованно-
мотивационный
П е р в а я
с т р а н и ц а
устного журнала
“Зачем нужна
математика?”
Задаёт вопрос,
ставит проблему: «А
что было бы, если
математики не было
вообще?»
Пытаются
ответить на
поставленный
вопрос
2
э т а п
–
аналитический
Вторая страница устного
журнала : «Математика
профессионально значимый
предмет».
«Цель: получение ответ
на
поставленный
в
процессе
решения задач
Предлагает детям
задачи из различной
сферы деятельности
(Приложение №1)
Обсуждают
алгоритм
решения задач и
записывают
решение.
3
э т а п
–
информационный
Т р е т ь я
с т р а н и ц а
устного журнала
«Лицо с обложки»
Профессия ваших
родителей.
Рассказыва
ют о родителях
Физминутка
Ц е л ь :
а к т и в и з а ц и я
двигательной активности
Организация смены
виды деятельности
(Приложение №2)
Выполнени
е предложенных
учителем
упражнений
4
этап
–
проблемно-
поисковый
Четвертая
страница
у с т н о г о
ж ур н а л а
«Игры
разума»
Ц е л ь :
а к т и в и з а ц и я
мыслительной
деятельности,
о с н о в а н н о й
н а
у м е н и и
логически рассуждать
Организация работы в
парах. (Приложение
№3)
Работа в
парах.
Выполнение
задания
5 этап – рефлексия
П я т а я
с т р а н и ц а
устного журнала «Если бы не
было
математики,
не
было
многих профессий».
Цель:
развитие
умения
анализировать
и
планировать
деятельность
Проведение анализа
работы: достигнута ли
цель, выполнены ли
поставленные задачи.
(Приложение№4)
Участие в
анализе
проделанной
работы, эмоции и
впечатления.
Приложение №1.
1.Профессия “ Секретарь ”.
Секретарь – одна из самых распространенных профессий на современном
рынке труда. Без секретаря не обходится ни одна организация. Секретарь –
это первый помощник руководителя, сотрудник, владеющий оперативной
информацией и находящийся в курсе текущих дел компании, фирмы,
организации, предприятия или учреждения. (Понятие секретарь сегодня
достаточно сложное и имеет много градаций – от секретаря-помощника
руководителя, секретаря-референта, ученого секретаря, секретаря коллегии,
секретаря учреждения, секретаря структурного подразделения до
технического секретаря.
Профессия “Секретарь” относится к типу профессии по предмету “Человек-
человек”, а по характеру труда является профессией творческого класса. Он
связан с анализом, исследованием, испытанием, планированием, разработкой
новых образцов, принятием нестандартных решений, требуют высокого
уровня умственного развития и, как правило, высшего образования.Основное
назначение профессии – техническая помощь работе руководителя.Основные
решаемые задачи профессии “Секретарь”:
- работа с посетителями (встреча, представление руководителю);
- работа с документами, их канцелярская подготовка, оформление;
- ведение деловой переписки (почтой, электронной почтой, факсом),
телефонных переговоров;
- подготовка совещаний (документации, организация оповещения участников,
ведение протоколов);
- работа на компьютере, с оргтехникой.
Для овладения профессией "Секретарь–референт" необходимо среднее
профессиональное образование.
А теперь я предлагаю решить вам одну из задач, с которой сталкивается
секретарь.
Задача: В пачке 500 листов формата А4. За неделю в офисе расходуется 1800
листов. Какое наименьшее количество пачек бумаги нужно купить в офис на
6 недель?
Проверяем решение:
1800 * 6=10800 (листов) – бумаги за 6 недель.
10800:500=21,1(пачек) – бумаги.
Ответ: потребуется 22 пачки бумаги нужно купить на 6 недель.
2. Познакомимся поближе с профессией “ Пекарь ”.
Аппетитный аромат свежевыпеченного хлеба подсказывает прохожему, что
где-то рядом находится пекарня. Тут же воображение нарисует пышущие
жаром печи и обсыпанных мукой людей, месящих тесто. С того времени, как
человек научился выпекать хлеб, технология его производства значительно
изменилась, однако профессия пекаря по-прежнему осталась уважаемой и
востребованной. Математика необходима пекарю, ему нужно рассчитать,
сколько необходимо теста для определенного количества хлеба и т.д.
Основное назначение профессии – выпечка хлебобулочных и кондитерских
изделий.
Основные решаемые задачи профессии “Пекарь”:
- получение исходных продуктов;
- поддержание технологии и рецептуры приготовления мучных изделий;
- заготовка полуфабрикатов;
- подготовка оборудования к пекарному процессу;
- выпечка изделий;
- правильная эксплуатация пекарного оборудования;
- обеспечение должного учета и хранения продуктов в соответствии с
санитарно–гигиеническими нормами;
- реализация продукции.
Для овладения профессией "Пекарь" необходимо среднее профессиональное
образование.
Предлагаю на время стать пекарем и решить следующую задачу.
Задача: Определить, сколько пакетов муки потребуется для приготовления 37
буханок чёрного хлеба, если на одну такую буханку потребуется 300 граммов
муки. В 1 пакете – 1 килограмм муки.
Проверяем решение:
1 кг.=1000 г.
37 * 300=11100 (г) муки потребуется.
11100:1000=11,1(кг)
Ответ: потребуется 12 килограммовых пакетов.
3.В этом классе мы познакомимся с профессией “ Налоговый инспектор ”.
История этой профессии уходит корнями в далекое прошлое, когда феодалы и
цари брали с людей, независимо от их доходов и наличия работы, подати,
налоги на землю и другие сборы. В наше время налоговая система стала
более развитой, многоплановой. Под налогами понимаются обязательные
платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в
федеральный и местные бюджеты.
Профессия “Налоговый инспектор” относится к типу профессии по предмету
труда “Человек – знаковая система”, а по характеру труда является
профессией исполнительного класса.
Основное назначение профессии – контроль и организация налоговой
политики государства.
Основные решаемые задачи профессии “Налоговый инспектор”:
- взимание налогов с юридических и физических лиц;
- контроль соблюдения налогового законодательства;
- анализ и разработка новых форм и методов системы налогообложения;
- применение санкций к нарушителям налогового законодательства;
- отчет перед вышестоящими организациями.
Для овладения профессией “Налоговый инспектор” необходимо либо
среднее, либо высшее профессиональное образование.
Рассмотрим одну из задач, с которой, по своему роду деятельности,
сталкивается налоговый инспектор. Предлагаю вам ее решить.
Задача: При посещении кинотеатров посетителями старше 18 лет, взимается
налог в размере 10% от стоимости билета. Третья часть от этих налоговых
поступлений идет в детский дом. Необходимо рассчитать размер
благотворительного фонда за январь месяц, если билет в ночной клуб стоит
300 рублей, а ночной клуб посещало в среднем около 60 человек за сутки.
Решение:
В январе 31 день.
300+300*10:100=330 (руб.) – цена билета с налогом.
60 * 31=1860 (чел) – посетителей за месяц.
1860 * 330=613800 (руб.) – сумма за месяц.
613800 * 10:100=61380 (руб.) – налог.
61380:3=20460 (руб.) – в детский дом.
Ответ: за январь месяц в детский дом поступит 20 тысяч 460 рублей.
4. Остановимся на профессии “ Менеджер по рекламе ”.
Менеджер по рекламе - одна из самых распространенных профессий, о
которой в недалеком будущем никто не знал. Множество журналов, газет,
радио, телевидение, сайты в Интернете продают рекламное время, либо
рекламные площади, и им требуются компетентные менеджеры. Кроме того,
менеджеры по рекламе есть почти в каждой компании, которая что-либо
производит, чем-то торгует, оказывает какие-либо услуги. Любая компания
нуждается в привлечении новых клиентов, в поддержании своего имиджа на
рынке, а, следовательно, в рекламе.
Основное назначение профессии – разработка и проведение программ
рекламной деятельности организации.
Основные решаемые задачи профессии “Менеджер по рекламе”:
- изучение рынка сбыта и анализ мотивации потребителя рекламной
продукции с целью построения рекламной стратегии организации;
- разработка планов, программ рекламной кампании, производство расчетов
затрат;
- выбор форм и методов рекламы;
- организация связи с деловыми партнерами;
- руководство подготовкой и разработкой рекламного материала;
- контроль хода рекламной кампании;
- руководство командой.
Для овладения профессией “Менеджер по рекламе” необходимо среднее,
либо высшее профессиональное образование.
Решите задачу, с которой сталкивается менеджер по рекламе.
Задача: В первой кампании на рекламу было израсходовано 10 000 рублей, а
получен доход в размере 500 000 рублей. Во второй израсходовано 20 000
рублей, а доход составил 840 000 рублей. В третьей кампании израсходовано
17000 рублей, а доход – 980 000 рублей. Какая кампания обеспечивает
наибольшую отдачу от рекламных вложений? (Решение:
Посчитаем, сколько приходится доходов на 1 рубль расходов:
500 000:10 000=50 (руб.) – 1 кампания;
840 000:20 000=42 (руб.) – 2 кампания;
980 000:17 000=58 (руб.) – 3 кампания.
Ответ: Наибольшую отдачу от рекламных вложений составляет бюджет 3
кампании.
5. Остановимся на профессии “ Эколог ”.
Состоянием окружающей природы обеспокоены многие, но все равно никто
не отказывается ездить на автомобиле, и не спешит утилизировать мусор. Об
ожидающих мир экологических катастрофах говорят много, размышляя о
том, что можно предпринять для примирения живой и неживой природы.
Некоторые посвящают жизнь борьбе за охрану окружающей среды.
Профессия “Эколог” относится к типу профессии по предмету “Человек-
природа”, а по характеру труда является профессией творческого класса.
Основное назначение профессии – организация охраны окружающей среды.
Основные решаемые задачи:
- оценка воздействий на окружающую среду;
- проектирование типовых мероприятий по охране природы;
- проектирование и экспертиза социально-экономической и хозяйственной
деятельности;
- обеспечение экологической безопасности народного хозяйства и других
сфер человеческой деятельности;
- проведение экологической экспертизы различных видов проектного
анализа;
- разработка практических рекомендаций по сохранению природной среды;
- контрольно-ревизионная деятельность.
Для овладения профессией "Эколог" необходимо среднее, либо высшее
профессиональное образование.
Вот задача, которую решает эколог: В нашей школе 880 человек.
Предположим, что каждый второй пришел без “сменки” и принес на
подошвах 20 граммов пыли. Предположим, что 4 килограмма пыли остались
на полу, и ее удалось смыть уборщицам. Сколько пыли осталось висеть в
воздухе, которым мы дышим? Попробуйте решить и вы эту задачу.
Решение:
440*20=8800 (грамм) – половина школы.
8800 г=8кг 800г
8кг 800г – 4кг=4кг 800г.
Ответ: 4кг 800гр пыли осталось в воздухе.
Приложение 2
Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперед смотри – это «три».
Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам надо сесть – это «шесть».
Приложение 3
Применение знаний и умений в
новой ситуации
Итак, приступаем к решению задач,
которые очень часто нам приходится
решать в жизни.
1. Классный руководитель – завуч
школы.
1) В классе 28 учеников, 19 из них
учатся на “4” и “5”.
Какой процент учащихся закончили
четверть на“4” и “5”? Ответ
округлить до десятых процента.
2) 12 учеников посещают спортивные
секции,
16 учеников посещают различные
кружки.
Какой процент учащихся посещают
спортивные секции, кружки?
2. Продавец - покупатель.
Ученики в парах вычисляют скидку
Учащиеся в парах выполняют
решение предложенных задач. При
необходимости могут использовать
калькуляторы, имеющиеся на столах.
По окончании работы над каждой
задачей, оценивают результат своей
деятельности на листах оценивания.
Ответ к задаче:
67,9% учащихся закончили четверть
на“4” и “5”
42,9% учеников посещают
спортивные секции,
57,1% учеников посещают
различные кружки.
Ответ к задаче:
Товар: Скидка на данный товар:
(руб.)Сумма к оплате: (руб.)
на два, заранее определенных, товара,
и стоимость покупки.
Товар: скидка
на данный товар:
Шуба - 38 500 рублей
14 %
Сапоги – 7 800 рублей
10%
Шапка - 2 200 рублей
8 %
Спортивный костюм - 3 200 рублей11
%
Кроссовки – 1 850 рублей.
5 %
3. Бухгалтер – сотрудник фирмы .
Ставка сотрудника – 13 500 рублей.
Доплата за совмещение обязанностей
– 60 %
Доплата на транспорт 10%
Какова заработная плата сотрудника?
Прибавить к ней 45% от начисленной
суммы – премия. И вычесть 13% -
налоги. Какую сумму получит
сотрудник?
Шуба 5 390
33 110
Сапоги
780
7 020
Шапка
176
2 024
Спортивный костюм
352
2 848
Кроссовки 92,5
1 757,5
Ответ к задаче: Заработная плата
сотрудника 22 950 рублей,
Премия 10 327,5 рублей,
Общая сумма 33 277,5 рублей,
Налог 4 326,08 рублей,
Сумма, которую получит
сотрудник 28 951,42 рубля.
Приложение №4
Людям различных профессий необходимо знание математики. Для того чтобы
овладеть той или иной профессией необходимо изучать математику в школе.
Наука в школе есть одна.
Во всех профессиях нужна:
Учителям, врачам и поварам.
Бухгалтерам, певцам и продавцам.
Всем математика важна.
Царица всех наук она.
Куда б ни захотел пойти,
Профессию хорошую найти,
Сначала выучи таблицу,
Чтоб с губ слетала словно птица.
Нам всем зарплату получать,
А значит надо посчитать.
И, чтобы в жизни не страдать,
Задачи сложные решать.
Делить все беды пополам,
И всем прибавить счастья вам.
И приумножить капитал.
Чтоб мир везде спокойным стал.
И пусть пора сейчас настала,
Компьютер знает наш не мало.
Но, если сам все будешь знать,
Успешным в жизни можешь стать.
Если бы не было математики, не было многих профессий. Математика
нужна в любом деле, в любой профессии. Математика нужна всем!