Автор: Петрова Татьяна Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАНОУ "Дворец детского творчества имени Ф.И. Авдеевой"
Населённый пункт: город Якутск,Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Проект для дошкольников
Тема: "Я иду,шагаю по Якутску"
Раздел: дошкольное образование
Проект :
Ознакомление с родным городом как средство
поликультурного воспитания обучающихся групп
раннего развития детей «Осьминожка
»
«Я иду, шагаю по Якутску»
В проекте национальной доктрины образования Российской Федерации
подчёркивается, что “система образования призвана обеспечить воспитание
патриотов
России,
граждан
правового
демократического,
социального
государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой
нравственностью
и
проявляющих
национальную
и
религиозную
терпимость”.
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано
много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает
уважение,
гордость
за
землю,
на
которой
живёшь.
Поэтому
детям
необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на
знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и
интересом относиться к культурным традициям других народов.
Исходя из этого, работа патриотическому воспитанию детей старшего
дошкольного возраста включает целый комплекс задач:
– воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому,
детскому саду, улице, городу;
– формирование бережного отношения к природе и всему живому;
– воспитание уважения к труду;
– развитие интереса к народным традициям и промыслам;
– формирование элементарных знаний о правах человека;
– расширение представлений о городах России;
– знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
– развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
– формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их
традициям.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать
накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение
принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его
культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине,
месту, где родился человек.
В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с
историческим, культурным, национальным, географическим, природно-
экологическим своеобразием родного края . Знакомясь с родным городом,
его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в
определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях
и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой
культуры. В этой связи успешность развития ребенка 5 – 7 лет при
знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их
активного
взаимодействия
с
окружающим
миром
эмоционально-
практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение,
труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному
возрасту.
Актуальность темы
У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего
любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился
или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с
детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей
возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку,
он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и
места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу
вовсе не обязательно быть столицей или городом-миллионером. Он может
быть тихим, заброшенным городком и в то же время являться самым
любимым городом, так как с ним связано много приятных впечатлений. У
каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты
сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку,
художники рисунок картины, тем самым прославляя город и увековечивая
память о нем на многие годы. Мы хотим, чтоб ребятам, город, в котором они
живут, стал бы любимым! Этот проект посвящается Якутску – городу,
который является малой Родиной моих воспитанников.
В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его
влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития
дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при
условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально
практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение,
труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному
возрасту.
Проблема.
Большое
значение
для
познавательного,
социально-личностного
и
нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с
родным городом, его
достопримечательностями,
улицей, на которой
проживает ребенок,
с
известными людьми, которые строили наш город.
Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание
данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной
информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний,
трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для
нашего детского сада, но и для общества в целом.
Основы проекта.
“Знать – значит любить” говорится в русской поговорке. Поэтому мы и
начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной – городом Якутском в
дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город,
народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и
приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.
Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном
участии
в
образовательном процессе
педагогов,
сотрудников
ДДТ,
родителей воспитанников.
Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи,
предполагаемый результат, критерии оценки результативности проекта.
Цель проекта:
- Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма,
приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным
достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному
краю.
Задачи проекта:
- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и
культурном облике родного края;
- Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным,
географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;
- Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям,
культурным ценностям, природе;
- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей,
учить свободно мыслить, фантазировать;
-
Воспитывать
чувство
гордости
за
своих
земляков,
эмоционально-
ценностное отношение к краю.
Участники проекта
Дети 5-6-7 лет
Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.
Сроки реализации проекта
1 год
Прогнозируемый результат.
Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его
культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению
данной проблемы.
Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному
разделу.
Реализация
проекта
позволит
повысить
детскую,
родительскую
и
педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города
Якутска, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.
Следовательно, данный проект способствует формированию не только
познавательного интереса, но и имеет социальное значение.
Реализация проекта
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа. (Реализация проектов
возможна онлайн)
I этап – подготовительный, включает в себя:
1) анкетирование родителей знаний и представлений о родном городе, его
истории, достопримечательностей,
2) диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности
знаний и представлений об истории и культуре родного города,
II этап – основной, включает в себя:
1) Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом,
2) совместные мероприятия с семьями воспитанников,
3) совместные мероприятия с детьми разного возраста,
4) экскурсии по городу,
5) пополнение развивающей среды,
6) выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников.
Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом
обучающихся групп раннего развития детей «Осьминожка»
на 2021-2022 учебный год.
Дата
Тема
Связь с другими видами деятельности
Сентябрь
Моя малая Родина
-
изготовление
альбома,
составление
рассказов “Дом, в котором я живу”
- рассказ об особенностях климата, природы,
животного мира
Октябрь
День
рождение
города
Бриллиантовый
цирк Якутии
- прослушивание песен о родном городе,
чтение стихов;
- праздник осени «Посвящение»
- посещение и знакомство с цирком
Ноябрь
История
возникновения
города.
Мир музеев
- изготовление альбома “Природа моего
края”,
- посещение музеев города
- экскурсия по микрорайону,
Декабрь
Знакомство
с
гербом города
Город
встречает
Новый год
- знакомство с флагом, гербом и гимном
России.
- беседа о гербе и флаге РС(Я) и города
- конкурс «Новогодняя ёлочка»
- новогодний праздник « Мы встречаем
Новый год!»
Январь
Знакомимся
с
городом
- знакомство с улицами, объяснение их
названий.
- экскурсия “Путешествие по городу”
Февраль
Театральная
мозаика
- встречи с интересными людьми из театров,
дома художника, университета.
- посещение театральных представлений и
выставок художников
Март
Папа, мама, я –
дружная семья
- конкурс поделок «Цветы- радость жизни»,
посвящённый
Международному
женскому
дню
- Праздник «мамы разные нужны, мамы
разные важны»
- Защита на занятиях родословного древа
семьи
- заучивание стихотворений о Якутске
Апрель
Якутск
–
спортивный
-
посещение
спортивных
комплексов;
встречи с детьми спортивных школ
- выставка детского рисунка “Мы любим
спорт”
Май
Боевая
слава
города
- изготовление праздничных открыток,
- встреча с ветеранами (прадедушкой одного
из детей),
- беседа о подвигах солдат в Великой
Отечественной войне
1) итоговое диагностирование детей,
2) повторное анкетирование родителей.
Данные мероприятия продемонстрируют количественные и качественные
изменения, произошедшие к концу учебного года.
ВЫВОД: Данный проект можно реализовать в условиях большинства
образовательных
учреждений.
Проект
не
требует
значительных
материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители
воспитанников. Сведения о городе, знаменитых жителях Якутска доступны и
интересны не только детям, но и взрослым.
Предполагаемые результаты:
Дети:
- Итоговым результатом будет являться диагностика, где дети покажут свои
знания по теме.
- Активное участие и интерес детей в различных видах деятельности
-
Проявление
самостоятельности
и
творческой
активности
в
театрализованной деятельности
- Нравственно- патриотические чувства к истории, культуре, природе
родного города Якутск, РС(Я)
- Развитие связной речи, обогащение словаря ( открытые занятия для
родителей, проведение праздников.
Педагоги:
- Разработка конспектов непосредственной образовательной деятельности,
совместной деятельности с детьми.
- Практический материал по всем видам детской деятельности.
- Освоение инновационных технологий по поликультурному воспитанию
дошкольников.
- Разработка анкет для родителей.
- Составление перспективного плана работы.
- Оформление, обобщение и распространение опыта по теме проекта.
Родители:
- Повышение интереса к работе ДДТ.
- Активное участие в конкурсах, выставках.
- Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок.
Предметно-развивающая среда:
- Уголок краеведения “Край мой Якутский”.
- Уголок поликультуры в группе.