Напоминание

"Я иду,шагаю по Якутску"


Автор: Петрова Татьяна Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАНОУ "Дворец детского творчества имени Ф.И. Авдеевой"
Населённый пункт: город Якутск,Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Проект для дошкольников
Тема: "Я иду,шагаю по Якутску"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект :

Ознакомление с родным городом как средство

поликультурного воспитания обучающихся групп

раннего развития детей «Осьминожка

»

«Я иду, шагаю по Якутску»

В проекте национальной доктрины образования Российской Федерации

подчёркивается, что “система образования призвана обеспечить воспитание

патриотов

России,

граждан

правового

демократического,

социального

государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой

нравственностью

и

проявляющих

национальную

и

религиозную

терпимость”.

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано

много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает

уважение,

гордость

за

землю,

на

которой

живёшь.

Поэтому

детям

необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на

знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и

интересом относиться к культурным традициям других народов.

Исходя из этого, работа патриотическому воспитанию детей старшего

дошкольного возраста включает целый комплекс задач:

– воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому,

детскому саду, улице, городу;

– формирование бережного отношения к природе и всему живому;

– воспитание уважения к труду;

– развитие интереса к народным традициям и промыслам;

– формирование элементарных знаний о правах человека;

– расширение представлений о городах России;

– знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

– развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

– формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их

традициям.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать

накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение

принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его

культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине,

месту, где родился человек.

В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с

историческим, культурным, национальным, географическим, природно-

экологическим своеобразием родного края . Знакомясь с родным городом,

его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в

определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях

и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой

культуры. В этой связи успешность развития ребенка 5 – 7 лет при

знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их

активного

взаимодействия

с

окружающим

миром

эмоционально-

практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение,

труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному

возрасту.

Актуальность темы

У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего

любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился

или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с

детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей

возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку,

он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и

места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу

вовсе не обязательно быть столицей или городом-миллионером. Он может

быть тихим, заброшенным городком и в то же время являться самым

любимым городом, так как с ним связано много приятных впечатлений. У

каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты

сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку,

художники рисунок картины, тем самым прославляя город и увековечивая

память о нем на многие годы. Мы хотим, чтоб ребятам, город, в котором они

живут, стал бы любимым! Этот проект посвящается Якутску – городу,

который является малой Родиной моих воспитанников.

В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его

влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития

дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при

условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально

практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение,

труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному

возрасту.

Проблема.

Большое

значение

для

познавательного,

социально-личностного

и

нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с

родным городом, его

достопримечательностями,

улицей, на которой

проживает ребенок,

с

известными людьми, которые строили наш город.

Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание

данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной

информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний,

трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для

нашего детского сада, но и для общества в целом.

Основы проекта.

“Знать – значит любить” говорится в русской поговорке. Поэтому мы и

начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной – городом Якутском в

дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город,

народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и

приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.

Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном

участии

в

образовательном процессе

педагогов,

сотрудников

ДДТ,

родителей воспитанников.

Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи,

предполагаемый результат, критерии оценки результативности проекта.

Цель проекта:

- Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма,

приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным

достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному

краю.

Задачи проекта:

- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и

культурном облике родного края;

- Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным,

географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;

- Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям,

культурным ценностям, природе;

- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей,

учить свободно мыслить, фантазировать;

-

Воспитывать

чувство

гордости

за

своих

земляков,

эмоционально-

ценностное отношение к краю.

Участники проекта

Дети 5-6-7 лет

Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.

Сроки реализации проекта

1 год

Прогнозируемый результат.

Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его

культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению

данной проблемы.

Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.

Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.

Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному

разделу.

Реализация

проекта

позволит

повысить

детскую,

родительскую

и

педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города

Якутска, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.

Следовательно, данный проект способствует формированию не только

познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

Реализация проекта

Реализация проекта осуществляется в 3 этапа. (Реализация проектов

возможна онлайн)

I этап – подготовительный, включает в себя:

1) анкетирование родителей знаний и представлений о родном городе, его

истории, достопримечательностей,

2) диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности

знаний и представлений об истории и культуре родного города,

II этап – основной, включает в себя:

1) Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом,

2) совместные мероприятия с семьями воспитанников,

3) совместные мероприятия с детьми разного возраста,

4) экскурсии по городу,

5) пополнение развивающей среды,

6) выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников.

Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом

обучающихся групп раннего развития детей «Осьминожка»

на 2021-2022 учебный год.

Дата

Тема

Связь с другими видами деятельности

Сентябрь

Моя малая Родина

-

изготовление

альбома,

составление

рассказов “Дом, в котором я живу”

- рассказ об особенностях климата, природы,

животного мира

Октябрь

День

рождение

города

Бриллиантовый

цирк Якутии

- прослушивание песен о родном городе,

чтение стихов;

- праздник осени «Посвящение»

- посещение и знакомство с цирком

Ноябрь

История

возникновения

города.

Мир музеев

- изготовление альбома “Природа моего

края”,

- посещение музеев города

- экскурсия по микрорайону,

Декабрь

Знакомство

с

гербом города

Город

встречает

Новый год

- знакомство с флагом, гербом и гимном

России.

- беседа о гербе и флаге РС(Я) и города

- конкурс «Новогодняя ёлочка»

- новогодний праздник « Мы встречаем

Новый год!»

Январь

Знакомимся

с

городом

- знакомство с улицами, объяснение их

названий.

- экскурсия “Путешествие по городу”

Февраль

Театральная

мозаика

- встречи с интересными людьми из театров,

дома художника, университета.

- посещение театральных представлений и

выставок художников

Март

Папа, мама, я –

дружная семья

- конкурс поделок «Цветы- радость жизни»,

посвящённый

Международному

женскому

дню

- Праздник «мамы разные нужны, мамы

разные важны»

- Защита на занятиях родословного древа

семьи

- заучивание стихотворений о Якутске

Апрель

Якутск

спортивный

-

посещение

спортивных

комплексов;

встречи с детьми спортивных школ

- выставка детского рисунка “Мы любим

спорт”

Май

Боевая

слава

города

- изготовление праздничных открыток,

- встреча с ветеранами (прадедушкой одного

из детей),

- беседа о подвигах солдат в Великой

Отечественной войне

1) итоговое диагностирование детей,

2) повторное анкетирование родителей.

Данные мероприятия продемонстрируют количественные и качественные

изменения, произошедшие к концу учебного года.

ВЫВОД: Данный проект можно реализовать в условиях большинства

образовательных

учреждений.

Проект

не

требует

значительных

материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители

воспитанников. Сведения о городе, знаменитых жителях Якутска доступны и

интересны не только детям, но и взрослым.

Предполагаемые результаты:

Дети:

- Итоговым результатом будет являться диагностика, где дети покажут свои

знания по теме.

- Активное участие и интерес детей в различных видах деятельности

-

Проявление

самостоятельности

и

творческой

активности

в

театрализованной деятельности

- Нравственно- патриотические чувства к истории, культуре, природе

родного города Якутск, РС(Я)

- Развитие связной речи, обогащение словаря ( открытые занятия для

родителей, проведение праздников.

Педагоги:

- Разработка конспектов непосредственной образовательной деятельности,

совместной деятельности с детьми.

- Практический материал по всем видам детской деятельности.

- Освоение инновационных технологий по поликультурному воспитанию

дошкольников.

- Разработка анкет для родителей.

- Составление перспективного плана работы.

- Оформление, обобщение и распространение опыта по теме проекта.

Родители:

- Повышение интереса к работе ДДТ.

- Активное участие в конкурсах, выставках.

- Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок.

Предметно-развивающая среда:

- Уголок краеведения “Край мой Якутский”.

- Уголок поликультуры в группе.



В раздел образования