Автор: Ден Дарья Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: КГАНОУ "Краевой центр образования"
Населённый пункт: город Хабаровск, Хабаровский край
Наименование материала: статья
Тема: ВИЗУАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ ИНФОГРАФИКИ
Раздел: дополнительное образование
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ ИНФОГРАФИКИ
Перед современной школой
остро стоит задача воспитания активных
творческих
личностей,
способных
реагировать
на
изменения
техники,
технологий, принимать решения и нести ответственность за их реализацию. В
эпоху бурного роста объема информации, проблем ее усвоения и понимания,
возникает необходимость обновления системы образования. Концептуальные
положения
различных
подходов
в
образовании
предполагают
обеспечение
выбора
и
самоопределения
каждого
обучающегося
в
процессе
обучения.
Испытывая
потребность
в
человеке
активном,
деятельном
и
творчески
целеустремленном,
общество
сознает
необходимость
создания
такой
образовательной
и
культурной
среды,
которая
могла
бы
способствовать
решению
этой
задачи.
Важнейшим
условием
обеспечения
комфортной
и
стимулирующей школьной среды является грамотно организованное школьное
пространство,
его
атмосфера
и
наполнение,
поскольку
правильно
организованная
среда
способствует
становлению
личности
учащегося.
Следовательно,
образовательное
учреждение
нуждается
в
разработке
современных дизайнерских технологий, которые позволят, с помощью создания
определённого визуального образа, связать образовательную, воспитательную,
эмоциональную и
эстетическую
среды
в
единое целое
и
целенаправленно
использовать их формирующие личность возможности.
Современные исследования определяют интерьер пространства школы и,
в
частности,
класса
как
одно
из
важнейших
средств
интенсификации
и
эффективности
процесса
обучения
в
школе,
а
также
как
предметно-
пространственную
среду,
предоставляющую
возможность
гармоничной
организации процесса работы и усвоения знаний учащимися. Уровень усвоения
материала зависит от доступности, восприятия, понимания объяснения учителя.
Практика
работы
в
школе
показывает,
что
уровень
мотивации
и
интеллектуального
развития
обучающихся
резко
снизился.
Существенные
затруднения вызывает изучение предметов естественнонаучного цикла. Это
связано с тем, что освоение этих областей знания требует значительных усилий,
терпения, когнитивных способностей; при
этом
большинство
учащихся не
представляют
себе,
как
изучаемый
материал
может
быть
использован
в
практической
деятельности.
Решению
этой
проблемы
способствуют
компьютерные технологии, интернет, СМИ, которые формируют новый способ
восприятия информации, где визуальным образам отводится главное место.
Инфографика
совмещает
логику
построения,
яркость
образов,
объёмность
информации и рассматривается как новое средство визуализации учебного
знания. Практика показала: использование инфографики в учебном процессе
способствует осознанному, полному усвоению учебного материала.
В
современной
науке,
а
также
в
среде
дизайнеров,
занимающихся
созданием инфографики, единого толкования
понятия инфографики нет.
В
Oxford Dictionary инфографика определяется как визуальное представление
информации или данных, например, в виде графика или диаграммы. Четкую
границу
между
инфографикой
и
иллюстрацией,
на
наш
взгляд,
проводит
формулировка
«Хорошая
инфографика
стоит
тысячи
слов»
(англ.
A
good
infographic is worth a thousand words), которая представлена в словаре в качестве
примера употребления этого слова в контексте. Выделяются и более четкие
критерии различия инфографики и иллюстрации. Иллюстрация — это часть
дизайна издания или способ демонстрации содержания текста, а инфографика —
тот же текст, только выраженный в другой форме, с помощью изображений,
схем, графиков с целью обеспечения легкости восприятия.
В
данном
исследовании
под
инфографикой
понимается
область
информационного
дизайна,
основанная
на
графическом
способе
подачи
информации, данных, знаний с целью облегчения их восприятия. Нами было
проведено исследование особенностей восприятия школьниками (11–12 лет)
статичной инфографики как источника знаний, результаты которого показали,
что инфографика может выступать в качестве самостоятельного источника
знаний как на стадии изучения нового материала, так и на стадии повторения.
Изучение материала с помощью только инфографики в среднем занимает у
школьников на 1,3 мин. меньше, чем аналогичная работа с текстом. Задания
после изучения инфографики выполнили в среднем на 63 % их объема, а задания
после изучения текста — на 66,5 %. Такой интерес подростков и молодежи к
инфографике М. Минервини объясняет тем, что визуальная культура занимает
значимое место во всех сферах их жизни. В связи с этим инфографика становится
формой эффективной образовательной коммуникации. Таким образом, можно
сделать вывод, что визуализация информации средствами инфографики может
выступать помощником в обучении на всех стадиях образовательного процесса.
Она способствует не только облегчению процесса усвоения информации, но и
формирует способности обобщения фактов, построения логических схем, чтения
невербальных
текстов.
И
самое
важное,
она
способна
стимулировать
познавательный
интерес.
На
протяжении
многих
десятилетий
статичную
инфографику
включают
в
учебные
издания,
хотя
самого
термина
для
обозначения
такого
рода
иллюстративного
материала
не
используют.
Инфографика используется в учебниках или учебных пособиях по дисциплинам,
для изучения которых необходима демонстрация необозримых из-за размеров,
отдаленных
географически
и
по
времени
объектов,
процессов,
последовательностей или абстрактных понятий. Такого рода иллюстративный
материал
решает
задачи
расширения
круга
представлений
школьников;
обеспечения
наглядной
опоры
и
повышения
активности
мышления;
воспитательного
и
эстетическое
воздействия;
развития
способности
к
самостоятельной умственной деятельности.
С
помощью
инфографики
можно
реализовать
ключевую
работу
для
каждого школьного предмета с понятийным аппаратом. Средства инфографики
дают
возможность всем
обучающимся интегрировано закрепить
знания по
изучаемым
предметам,
проявить
свои
таланты
и
творческий
потенциал,
превращают
учебный
процесс
в
активную,
мотивированную,
волевую,
эмоционально окрашенную, познавательную деятельность.
Литература
1. Никулова Г.А. Средства визуальной коммуникации – инфографика и
метадизайн /
Г.А.
Никулова, А.В.
Подобных //
Международный электрон.
журнал
КНИТУ
«Образовательные
технологии
и
общество»
(Educational
Technology & Society). – 2010. – Т. 13. № 2. – С. 369-387. – Казань.
2. Осатина А.И. Инфографика как средство визуальной коммуникации /
А.И. Осатина, И.С. Попова // Электрон. сборник статей по материалам XХ
Международной научно-практ. конфер.: «Научное сообщество студентов XXI
столетия.». – 2014. – №5 (20). – С.38-47. – Новосибирск.
3.
Селеменов
С.В.
Школьная
инфографика
/
С.В.
Селеменов
//
Общественно-политический и научно-методический журнал «Образование и
современная школа». – 2010. – №2. – С.34-42. – Москва.
4. Соловьева Т.В. Инфографика в медийном и учебном текстах / Т.В.
Соловьева // Научно-теоретический и прикладной журнал НГУ им. Ярослава
Мудрого «Вестник НовГу». – 2010. – № 57. – С. 76-79. – Новгород.
5. Фролова М.А. История возникновения и развития инфографики / м.А.
Фролова // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического
университета.
Серия:
Информационные
компьютерные
технологии
в
образовании. – 2014. – №10. – С. 135-145. – Пермь.
6. Michael Friendly. A Brief History of Data Visualization / Michael Friendly //
Psychology Department and Statistical Consulting Service York University, 2006. –
43 p. – Canada.
7.
Осипова
Н.В.
Эстетизация
учебно-воспитательного
пространства
школы. - М.: изд-во МГОУ, 2002.
8. Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции
развивающего обучения. - М., 1996.