Напоминание

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ ИНФОГРАФИКИ


Автор: Ден Дарья Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: КГАНОУ "Краевой центр образования"
Населённый пункт: город Хабаровск, Хабаровский край
Наименование материала: статья
Тема: ВИЗУАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ ИНФОГРАФИКИ
Раздел: дополнительное образование





Назад




ВИЗУАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ ИНФОГРАФИКИ

Перед современной школой

остро стоит задача воспитания активных

творческих

личностей,

способных

реагировать

на

изменения

техники,

технологий, принимать решения и нести ответственность за их реализацию. В

эпоху бурного роста объема информации, проблем ее усвоения и понимания,

возникает необходимость обновления системы образования. Концептуальные

положения

различных

подходов

в

образовании

предполагают

обеспечение

выбора

и

самоопределения

каждого

обучающегося

в

процессе

обучения.

Испытывая

потребность

в

человеке

активном,

деятельном

и

творчески

целеустремленном,

общество

сознает

необходимость

создания

такой

образовательной

и

культурной

среды,

которая

могла

бы

способствовать

решению

этой

задачи.

Важнейшим

условием

обеспечения

комфортной

и

стимулирующей школьной среды является грамотно организованное школьное

пространство,

его

атмосфера

и

наполнение,

поскольку

правильно

организованная

среда

способствует

становлению

личности

учащегося.

Следовательно,

образовательное

учреждение

нуждается

в

разработке

современных дизайнерских технологий, которые позволят, с помощью создания

определённого визуального образа, связать образовательную, воспитательную,

эмоциональную и

эстетическую

среды

в

единое целое

и

целенаправленно

использовать их формирующие личность возможности.

Современные исследования определяют интерьер пространства школы и,

в

частности,

класса

как

одно

из

важнейших

средств

интенсификации

и

эффективности

процесса

обучения

в

школе,

а

также

как

предметно-

пространственную

среду,

предоставляющую

возможность

гармоничной

организации процесса работы и усвоения знаний учащимися. Уровень усвоения

материала зависит от доступности, восприятия, понимания объяснения учителя.

Практика

работы

в

школе

показывает,

что

уровень

мотивации

и

интеллектуального

развития

обучающихся

резко

снизился.

Существенные

затруднения вызывает изучение предметов естественнонаучного цикла. Это

связано с тем, что освоение этих областей знания требует значительных усилий,

терпения, когнитивных способностей; при

этом

большинство

учащихся не

представляют

себе,

как

изучаемый

материал

может

быть

использован

в

практической

деятельности.

Решению

этой

проблемы

способствуют

компьютерные технологии, интернет, СМИ, которые формируют новый способ

восприятия информации, где визуальным образам отводится главное место.

Инфографика

совмещает

логику

построения,

яркость

образов,

объёмность

информации и рассматривается как новое средство визуализации учебного

знания. Практика показала: использование инфографики в учебном процессе

способствует осознанному, полному усвоению учебного материала.

В

современной

науке,

а

также

в

среде

дизайнеров,

занимающихся

созданием инфографики, единого толкования

понятия инфографики нет.

В

Oxford Dictionary инфографика определяется как визуальное представление

информации или данных, например, в виде графика или диаграммы. Четкую

границу

между

инфографикой

и

иллюстрацией,

на

наш

взгляд,

проводит

формулировка

«Хорошая

инфографика

стоит

тысячи

слов»

(англ.

A

good

infographic is worth a thousand words), которая представлена в словаре в качестве

примера употребления этого слова в контексте. Выделяются и более четкие

критерии различия инфографики и иллюстрации. Иллюстрация — это часть

дизайна издания или способ демонстрации содержания текста, а инфографика —

тот же текст, только выраженный в другой форме, с помощью изображений,

схем, графиков с целью обеспечения легкости восприятия.

В

данном

исследовании

под

инфографикой

понимается

область

информационного

дизайна,

основанная

на

графическом

способе

подачи

информации, данных, знаний с целью облегчения их восприятия. Нами было

проведено исследование особенностей восприятия школьниками (11–12 лет)

статичной инфографики как источника знаний, результаты которого показали,

что инфографика может выступать в качестве самостоятельного источника

знаний как на стадии изучения нового материала, так и на стадии повторения.

Изучение материала с помощью только инфографики в среднем занимает у

школьников на 1,3 мин. меньше, чем аналогичная работа с текстом. Задания

после изучения инфографики выполнили в среднем на 63 % их объема, а задания

после изучения текста — на 66,5 %. Такой интерес подростков и молодежи к

инфографике М. Минервини объясняет тем, что визуальная культура занимает

значимое место во всех сферах их жизни. В связи с этим инфографика становится

формой эффективной образовательной коммуникации. Таким образом, можно

сделать вывод, что визуализация информации средствами инфографики может

выступать помощником в обучении на всех стадиях образовательного процесса.

Она способствует не только облегчению процесса усвоения информации, но и

формирует способности обобщения фактов, построения логических схем, чтения

невербальных

текстов.

И

самое

важное,

она

способна

стимулировать

познавательный

интерес.

На

протяжении

многих

десятилетий

статичную

инфографику

включают

в

учебные

издания,

хотя

самого

термина

для

обозначения

такого

рода

иллюстративного

материала

не

используют.

Инфографика используется в учебниках или учебных пособиях по дисциплинам,

для изучения которых необходима демонстрация необозримых из-за размеров,

отдаленных

географически

и

по

времени

объектов,

процессов,

последовательностей или абстрактных понятий. Такого рода иллюстративный

материал

решает

задачи

расширения

круга

представлений

школьников;

обеспечения

наглядной

опоры

и

повышения

активности

мышления;

воспитательного

и

эстетическое

воздействия;

развития

способности

к

самостоятельной умственной деятельности.

С

помощью

инфографики

можно

реализовать

ключевую

работу

для

каждого школьного предмета с понятийным аппаратом. Средства инфографики

дают

возможность всем

обучающимся интегрировано закрепить

знания по

изучаемым

предметам,

проявить

свои

таланты

и

творческий

потенциал,

превращают

учебный

процесс

в

активную,

мотивированную,

волевую,

эмоционально окрашенную, познавательную деятельность.

Литература

1. Никулова Г.А. Средства визуальной коммуникации – инфографика и

метадизайн /

Г.А.

Никулова, А.В.

Подобных //

Международный электрон.

журнал

КНИТУ

«Образовательные

технологии

и

общество»

(Educational

Technology & Society). – 2010. – Т. 13. № 2. – С. 369-387. – Казань.

2. Осатина А.И. Инфографика как средство визуальной коммуникации /

А.И. Осатина, И.С. Попова // Электрон. сборник статей по материалам XХ

Международной научно-практ. конфер.: «Научное сообщество студентов XXI

столетия.». – 2014. – №5 (20). – С.38-47. – Новосибирск.

3.

Селеменов

С.В.

Школьная

инфографика

/

С.В.

Селеменов

//

Общественно-политический и научно-методический журнал «Образование и

современная школа». – 2010. – №2. – С.34-42. – Москва.

4. Соловьева Т.В. Инфографика в медийном и учебном текстах / Т.В.

Соловьева // Научно-теоретический и прикладной журнал НГУ им. Ярослава

Мудрого «Вестник НовГу». – 2010. – № 57. – С. 76-79. – Новгород.

5. Фролова М.А. История возникновения и развития инфографики / м.А.

Фролова // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического

университета.

Серия:

Информационные

компьютерные

технологии

в

образовании. – 2014. – №10. – С. 135-145. – Пермь.

6. Michael Friendly. A Brief History of Data Visualization / Michael Friendly //

Psychology Department and Statistical Consulting Service York University, 2006. –

43 p. – Canada.

7.

Осипова

Н.В.

Эстетизация

учебно-воспитательного

пространства

школы. - М.: изд-во МГОУ, 2002.

8. Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции

развивающего обучения. - М., 1996.



В раздел образования