Напоминание

Влияние адаптивной физической культуры на жизнь и здоровье детей с ОВЗ


Автор: Тюхтина Наталья Сергеевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия № 7 "Сибирская"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Влияние адаптивной физической культуры на жизнь и здоровье детей с ОВЗ
Раздел: начальное образование





Назад




Влияние адаптивной физической культуры на жизнь и здоровье детей с

ОВЗ

Одним из средств, улучшающих психическое и физическое состояние детей с

ОВЗ, является адаптивная физическая культура. Это форма физического

воспитания, которая предназначена для лиц с ОВЗ, для инвалидов всех

возрастов. Сюда входят – занятия по физическому воспитанию, ритмике,

уроки по физической культуре.

Регулярные занятия для таких детей являются необходимыми. Посредством

адаптивной физической культуры можно значительно улучшить психическое

и физическое состояние учащихся, имеющих отклонения в состоянии

здоровья, и главное, приобщить их к посильным для себя физическим

упражнениям

и

умению

управлять

своим

психофизиологическим

состоянием.

Для многих детей — инвалидов и детей с ограниченными возможностями

здоровья, единственным способом войти в социум, приобрести друзей,

получить возможность для общения является адаптивная физическая

культура. Именно здесь они познают радость движения, учатся побеждать и

достойно переносить поражения, осознавать счастье преодоления себя. Дети

с различными нарушениями острее переживают малейшие успехи в своих

двигательных способностях. Они искренне выражают свои чувства, радуются

возможности ходить, играть, соревноваться, общаться и побеждать.

Адаптивная физическая культура – это не просто комплекс физических

упражнений, это целая система мероприятий направленная на коррекцию

физических и психофизических нарушений у детей. Она обеспечивает

общеукрепляющий, профилактический и реабилитационный эффект. Кроме

того является одним из средств улучшения состояния здоровья и социальной

активности детей с ОВЗ.

Адаптивная физическая культура ставит перед собой цель максимально

укрепить здоровье и физическое развитие двигательных и психофизических

способностей с учётом индивидуальных особенностей и диагноза детей, а

также развить жизнеспособность ребёнка, имеющего устойчивые отклонения

в состоянии здоровья.

Адаптивная

физическая

культура

это

комплекс

мер

спортивно

оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к

нормальной социальной среде детей с ОВЗ, преодоление психологических

барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни. Адаптивная

физическая культура зачастую

имеет строго индивидуальный характер

занятий и проводится ежедневно с каждым ребенком индивидуально.

Физические упражнения, являясь мощным средством воздействия на

организм,

расширяют

диапазон

возможностей

в

первую

очередь

двигательной сферы, нарушенной стойким дефектом. Дети с проблемами

интеллекта и ДЦП осваивают не сложные гимнастические упражнения.

Комплексы упражнений стараются адаптировать под каждого ребенка

индивидуально, учитывая диагноз детей и возраст.

Работа с детьми с ОВЗ направлена на коррекционно-компенсаторную

сторону, в том числе и на процесс физического воспитания. Школьники с

ОВЗ нуждаются в повышении двигательной активности.

Дети,

которые

занимаются

адаптивной

физической

культурой,

более

скоординированы,

подвижны

и

ловки.

Им

легче

дается

освоение

окружающего

пространства,

улучшаются

речь,

память,

концентрация

внимания, способность к общению со взрослыми и детьми. Принятие

собственного тела помогает ощутить себя полноценной личностью со своими

собственными желаниями.

Упражнения

могут

быть

направлены

на

расслабление

мускулатуры,

согласованность работы ручек и ножек, приобретение навыков равновесия и

меткости, работу всех групп мышц, а также включать в себя дыхательную и

релаксационную гимнастики.

Метод подавления реакций и регулирования положений частей тела наладит

мышечный тонус.

Упражнения на удержание равновесия и прыжки на батуте разовьют

статокинетические рефлексы, что поспособствует овладению трудовыми,

учебными навыками и навыками самообслуживания.

Тренировка для формирования корректной осанки восстановит мышечный

тонус и разовьет двигательные навыки у ребенка – ползание, сидение,

ходьба.

Игровые упражнения усилят познавательные навыки, улучшат процесс

самообслуживания, разовьют координацию и опороспособность.

Спортивно – оздоровительные мероприятия для детей с ОВЗ увлекают,

сосредотачивают внимание на новых объектах, переключают психическую

деятельность, создают разрядку, смену эмоций и настроения. Адаптивная

физкультура это и активная творческая деятельность, где ребенок имея в

движениях эстетические погрешности, все равно стремится к совершенству,

изменяя свои физические качества, систему движений, создавая свой

индивидуальный стиль, неповторимый облик, вкладывая в него гармонию

бодрости и силу духа. Это даёт поведению, характеру и образу жизни новые

эмоции, которые позволяют ребёнку с ОВЗ повысить свою самооценку.

Практика

подтверждает,

что если для здоровых детей двигательная

активность – обычная потребность, реализуемая повседневно, то для ребёнка

с ОВЗ физические упражнения жизненно необходимы, так как они являются

эффективнейшим

средством

и

методом

одновременно

физической,

психической и социальной адаптации. Такие дети острее переживают даже

самые маленькие успехи в своих двигательных способностях. Они искренне

выражают свои чувства, радуются возможностям ходить, играть, общаться и

побеждать в элементарных соревнованиях.

Адаптивная физическая культура ставит задачу максимального отвлечения от

своих болезней и проблем, предусматривая общение, развлечение, активный

отдых и другие формы нормальной человеческой жизни.



В раздел образования