Автор: Тюхтина Наталья Сергеевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия № 7 "Сибирская"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Влияние адаптивной физической культуры на жизнь и здоровье детей с ОВЗ
Раздел: начальное образование
Влияние адаптивной физической культуры на жизнь и здоровье детей с
ОВЗ
Одним из средств, улучшающих психическое и физическое состояние детей с
ОВЗ, является адаптивная физическая культура. Это форма физического
воспитания, которая предназначена для лиц с ОВЗ, для инвалидов всех
возрастов. Сюда входят – занятия по физическому воспитанию, ритмике,
уроки по физической культуре.
Регулярные занятия для таких детей являются необходимыми. Посредством
адаптивной физической культуры можно значительно улучшить психическое
и физическое состояние учащихся, имеющих отклонения в состоянии
здоровья, и главное, приобщить их к посильным для себя физическим
упражнениям
и
умению
управлять
своим
психофизиологическим
состоянием.
Для многих детей — инвалидов и детей с ограниченными возможностями
здоровья, единственным способом войти в социум, приобрести друзей,
получить возможность для общения является адаптивная физическая
культура. Именно здесь они познают радость движения, учатся побеждать и
достойно переносить поражения, осознавать счастье преодоления себя. Дети
с различными нарушениями острее переживают малейшие успехи в своих
двигательных способностях. Они искренне выражают свои чувства, радуются
возможности ходить, играть, соревноваться, общаться и побеждать.
Адаптивная физическая культура – это не просто комплекс физических
упражнений, это целая система мероприятий направленная на коррекцию
физических и психофизических нарушений у детей. Она обеспечивает
общеукрепляющий, профилактический и реабилитационный эффект. Кроме
того является одним из средств улучшения состояния здоровья и социальной
активности детей с ОВЗ.
Адаптивная физическая культура ставит перед собой цель максимально
укрепить здоровье и физическое развитие двигательных и психофизических
способностей с учётом индивидуальных особенностей и диагноза детей, а
также развить жизнеспособность ребёнка, имеющего устойчивые отклонения
в состоянии здоровья.
Адаптивная
физическая
культура
это
комплекс
мер
спортивно
—
оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к
нормальной социальной среде детей с ОВЗ, преодоление психологических
барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни. Адаптивная
физическая культура зачастую
имеет строго индивидуальный характер
занятий и проводится ежедневно с каждым ребенком индивидуально.
Физические упражнения, являясь мощным средством воздействия на
организм,
расширяют
диапазон
возможностей
в
первую
очередь
двигательной сферы, нарушенной стойким дефектом. Дети с проблемами
интеллекта и ДЦП осваивают не сложные гимнастические упражнения.
Комплексы упражнений стараются адаптировать под каждого ребенка
индивидуально, учитывая диагноз детей и возраст.
Работа с детьми с ОВЗ направлена на коррекционно-компенсаторную
сторону, в том числе и на процесс физического воспитания. Школьники с
ОВЗ нуждаются в повышении двигательной активности.
Дети,
которые
занимаются
адаптивной
физической
культурой,
более
скоординированы,
подвижны
и
ловки.
Им
легче
дается
освоение
окружающего
пространства,
улучшаются
речь,
память,
концентрация
внимания, способность к общению со взрослыми и детьми. Принятие
собственного тела помогает ощутить себя полноценной личностью со своими
собственными желаниями.
Упражнения
могут
быть
направлены
на
расслабление
мускулатуры,
согласованность работы ручек и ножек, приобретение навыков равновесия и
меткости, работу всех групп мышц, а также включать в себя дыхательную и
релаксационную гимнастики.
Метод подавления реакций и регулирования положений частей тела наладит
мышечный тонус.
Упражнения на удержание равновесия и прыжки на батуте разовьют
статокинетические рефлексы, что поспособствует овладению трудовыми,
учебными навыками и навыками самообслуживания.
Тренировка для формирования корректной осанки восстановит мышечный
тонус и разовьет двигательные навыки у ребенка – ползание, сидение,
ходьба.
Игровые упражнения усилят познавательные навыки, улучшат процесс
самообслуживания, разовьют координацию и опороспособность.
Спортивно – оздоровительные мероприятия для детей с ОВЗ увлекают,
сосредотачивают внимание на новых объектах, переключают психическую
деятельность, создают разрядку, смену эмоций и настроения. Адаптивная
физкультура это и активная творческая деятельность, где ребенок имея в
движениях эстетические погрешности, все равно стремится к совершенству,
изменяя свои физические качества, систему движений, создавая свой
индивидуальный стиль, неповторимый облик, вкладывая в него гармонию
бодрости и силу духа. Это даёт поведению, характеру и образу жизни новые
эмоции, которые позволяют ребёнку с ОВЗ повысить свою самооценку.
Практика
подтверждает,
что если для здоровых детей двигательная
активность – обычная потребность, реализуемая повседневно, то для ребёнка
с ОВЗ физические упражнения жизненно необходимы, так как они являются
эффективнейшим
средством
и
методом
одновременно
физической,
психической и социальной адаптации. Такие дети острее переживают даже
самые маленькие успехи в своих двигательных способностях. Они искренне
выражают свои чувства, радуются возможностям ходить, играть, общаться и
побеждать в элементарных соревнованиях.
Адаптивная физическая культура ставит задачу максимального отвлечения от
своих болезней и проблем, предусматривая общение, развлечение, активный
отдых и другие формы нормальной человеческой жизни.