Автор: Мельникова Оксана Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 22
Населённый пункт: Майкоп
Наименование материала: статья
Тема: "Новые подходы взаимодействия ДОО и семьи по приобщению детей к ЗОЖ"
Раздел: дошкольное образование
Новые подходы взаимодействия ДОО и семьи по приобщению
детей к ЗОЖ.
Одно из наиболее значимых направлений деятельности ДОУ является
сохранение и укрепление здоровья воспитанников путем формирования у
них осознанного отношения к собственному здоровью. Как известно
развитие и воспитание ребенка во многом зависит от окружающих взрослых
и от того, какой пример положительный или отрицательный они подают
своим поведением.
Одной из приоритетных становится задача установления тесного
взаимодействия с семьей по вопросам оздоровления дошкольников и
подъема уровня культуры, как детей, так и родителей. Новые формы
взаимодействия
воспитателя
с
родителями
предполагают
диалог,
установление «обратной связи», учет их потребностей в знаниях, опору на
имеющийся
положительный
опыт
семейного
воспитания,
личную
заинтересованность родителей.
Совместная работа детского сада и семьи по воспитанию здорового
ребенка и приобщению его к здорового образу жизни — строится на
следующих основных подходах:
-Соблюдение единства, которое достигается, если цели и задачи
воспитания здорового ребенка и приобщение его к здоровому образу жизни
хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья
знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-
оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший
опыт семейного воспитания.
-Систематичность и последовательность работы в течение всего
пребывания ребенка в образовательном учреждении.
-Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на
основе учета их интересов и способностей.
-Взаимное
доверие
и
взаимопомощь
педагогов
и
родителей.
Укрепление авторитета педагога в семье и родителей в детском саду.
В соответствии с этими подходами система работы с семьей
включает:
- ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья
ребенка и его психомоторного развития;
- ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной
работы в детском саду, направленной на физическое, психическое и
социальное развитие ребенка;
-
целенаправленную
просветительскую
работу,
пропагандирующую
общегигиенические требования, необходимость рационального режима и
полноценного сбалансированного питания, закаливания;
- обучение конкретным приема и методам оздоровления (закаливанию,
дыхательной гимнастике);
-
ознакомление
с
лечебно-профилактическими
мероприятиями,
проводимыми в детском саду.
На начальном этапе работы по приобщению дошкольников к
здоровому образу жизни нужно познакомить родителей с режимом дня в
детском саду, предложить возможные варианты режима дня дома, в
выходные дни, возможно провести анкетирование по выявлению отношения
к здоровому образу жизни и рассказать о формах оздоровления детей в
детском
саду:
физкультурные
занятия,
утренняя
гимнастика,
физкультминутки
(детям
предоставляется
возможность
отдохнуть,
расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой),
гимнастика для пальчиков и элементы точечного самомассажа, гимнастика
для глаз, физкультурное развлечение, закаливание после дневного сна,
дыхательная гимнастика после сна, фито- и аромо- терапия, полоскание
носоглотки.
В качестве традиционных форм взаимодействия с родителями
используются различные информационно-наглядные мероприятия.
Более эффективным воздействием обладают нетрадиционные формы
оздоровления детей.
В целях профилактики инфекционных заболеваний в меню нашего
детского сада были включены продукты, содержащие фитонциды (чеснок,
свежий лук) и родителям было рекомендовано дома включать эти продукты
в рацион питания своих детей. Эти же средства можно использовать, в
момент эпидемии респираторных заболеваний, в виде аромотерапии.
Важным показателем здоровья и физического развития ребёнка
является его осанка. Осанка – это привычная правильная поза человека при
сидении и стоянии. Она способствует нормальной деятельности внутренних
органов. В дошкольном возрасте, когда формируется осанка, педагогам
совместно с родителями чрезвычайно важно следить за этим процессом и при
первых признаках нарушения обращаться к специалистам. Кроме того,
педагог должен давать рекомендации родителям о необходимости укреплять
мышцы и связки путём систематических занятий физической культурой. А
также соответственно возрасту и росту ребёнка подбирать мебель и
тщательно следить за тем, какую позу принимает ребёнок во время сидения и
сна.
Также в каждой группе есть массажные «дорожки здоровья», которые
воспитатели сделали своими руками. Их можно показать родителям, чтобы
те сделали или приобрели для домашних упражнений по профилактике
плоскостопия.
Здоровье
нельзя,
его
можно
только
заработать
собственными
постоянными усилиями. Но для того, чтобы сохранить здоровье ребенка
необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей,
воспитателей, врачей, преподавателей и др.), с целью создания вокруг него
атмосферы
наполненной
потребностями,
традициями
и
привычками
здорового образа жизни.