Автор: Захарова Галина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЧОУ школа "Эврика"
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: презентация
Тема: Развитие элементов инженерного мышления у дошкольников средней группы средствами конструктивно-модельной деятельности.
Раздел: дошкольное образование
Развитие элементов инженерного мышления у
дошкольников средней группы средствами
конструктивно-модельной деятельности.
Автор: Захарова Галина Александровна
воспитатель структурного
подразделения «Детский сад» ЧОУ
школы «Эврика»
•
Дизайнер виртуальной среды (архитектурный дизайн)
•
Аналитик данных «Интернета вещей»
•
Инженер по восстановлению окружающей среды
•
Разработчик средств постоянного питания (инженерные навыки, энергетика)
•
Инженерия промышленного производства
•
Проектировщики шаблонов 3D (инженерные навыки и знания)
•
Разработчики альтернативного транспорта
Актуальность темы вытекает из рейтинга
профессий будущего
Инженерное и прединженерное мышление
Под инженерным мышлением понимается вид познавательной деятельности, направленной на
исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной техники.
Современное инженерное мышление глубоко научно, поэтому необходимо выделить прединженерное
мышление как основу формирования мышления инженерного.
Признаки прединженерного мышления следующие:
формируется на основе научно-технической деятельности, как мышление по поводу
конструирования из lego и др.;
рационально, выражается в общедоступной форме как продукт;
не имеет тенденций к формализации и стандартизации, опирается только на
экспериментальную и конструкторскую базу;
систематично формируется в процессе научно-технического творчества;
имеет тенденцию к универсализации и распространению на все сферы человеческой жизни.
Дошкольный возраст — это важный период развития всех психических
функций: речи, мышления, эмоций, механизмов контроля произвольных
движений.
Умственное развитие дошкольников характеризуется формированием
образного мышления, которое позволяет ему думать о предметах,
сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит.
Однако логическое мышление еще не сформировалось.
Возрастная периодизация и потенциал технического
творчества
Ожидаемые результаты:
Для воспитанников 4-5лет:
•
знание названий объемных геометрических фигур, умение детей
описывать знакомую фигуру.
•
умение различать геометрические фигуры, развитие ориентации в
пространстве, развитие координаций движений, крупной и мелкой
моторики обеих рук.
•
формирование грамматически правильного строя речи.
•
умение упорядочивать геометрические фигуры по форме, умение
выделять признаки фигур с помощью зрительного анализатора.
•
развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской
деятельности, расширение кругозора, мышления
•
объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию;
отражать в игре действия с предметами и человеческие
взаимоотношения.
Рабочие элементы:
•
образовательные модули данного направления;
•
рабочие карточки-схемы;
•
подборки иллюстративного материала для образовательной и совместной деятельности (в том числе
в электронном виде);
•
библиотека-программы, методические сборники;
•
работы воспитанников (модели, проекты);
•
фото и видео открытых занятий;
•
сборник инженерных книг.
Виды
конструкторов,
направленные
на
развитие
технического
творчества
детей
средней
группы: игровой набор «Дары Фрёбеля», лего конструкторы.
Игры набора Фребеля направлены на развитие умений:
сортировать;
классифицировать;
-сравнивать;
-складывать;
-выполнять по образцу;
-составлять последовательности
(логические цепочки);
-считать.
LEGO- конструирование начинается с 4 лет (средняя группа). Дети знакомятся с основными
деталями конструктора, способами скрепления деталей, у детей формируется умение
соотносить с образцом результаты собственных действий в конструировании объекта.
Выделяют следующие виды конструирования:
Конструирование по образцу. Детям предлагают образцы построек, выполненных из
деталей конструкторов и показывают способы их воспроизведения.
Конструирование по нерасчлененной модели. Детям в качестве образца предъявляют
модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребенка.
Конструирование по условиям заключается в следующем: не давая детям образца
выполнения, рисунков и способов ее выполнения, определяют лишь условия, которым
должен соответствовать продукт
Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: из деталей воссоздаются
внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создаются
возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования.
Конструирование по замыслу по сравнению с конструированием по образцу обладает большими
возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности; здесь
ребенок сам решает, что и как он будет конструировать.
Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций. Эта форма
конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с разницей,
что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой.
Этапы технического детского творчества
Процесс технического детского творчества условно делится на 4 этапа:
•
1. постановка задачи;
•
2. сбор и изучение информации;
•
3. поиск решения задачи;
•
4. реализация решения.
В дошкольном возрасте техническое детское творчество сводится к моделированию простейших механизмов.
Модель – это условный или мыслимый образ объекта (предмета, явления, процесса).
Технология моделирования осуществляется поэтапно:
•
планирование предстоящей деятельности, представление хода работы по операциям, описание черт
окончательного результата;
•
овладение элементами графической грамотности: кратко охарактеризовать модель, уметь выполнить
зарисовку чертежа, описать эскиз изделия;
•
самостоятельное конструирование;
•
овладение конкретными конструкторскими умениями во взаимодействии с воспитателем и детьми;
•
самоконтроль во время конструирования и взаимопроверка детей за выполнением модели в соответствии с
поставленными задачами и запланированным образом;
•
определение назначения получившегося изделия. Кроме понимания назначения изделия при
конструировании учитывают функции, конкретные требования к определенному изделию и вектор
созидательности в его применении.