Напоминание

Развитие элементов инженерного мышления у дошкольников средней группы средствами конструктивно-модельной деятельности.


Автор: Захарова Галина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЧОУ школа "Эврика"
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: презентация
Тема: Развитие элементов инженерного мышления у дошкольников средней группы средствами конструктивно-модельной деятельности.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие элементов инженерного мышления у

дошкольников средней группы средствами

конструктивно-модельной деятельности.

Автор: Захарова Галина Александровна

воспитатель структурного

подразделения «Детский сад» ЧОУ

школы «Эврика»

Дизайнер виртуальной среды (архитектурный дизайн)

Аналитик данных «Интернета вещей»

Инженер по восстановлению окружающей среды

Разработчик средств постоянного питания (инженерные навыки, энергетика)

Инженерия промышленного производства

Проектировщики шаблонов 3D (инженерные навыки и знания)

Разработчики альтернативного транспорта

Актуальность темы вытекает из рейтинга

профессий будущего

Инженерное и прединженерное мышление

Под инженерным мышлением понимается вид познавательной деятельности, направленной на

исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной техники.

Современное инженерное мышление глубоко научно, поэтому необходимо выделить прединженерное

мышление как основу формирования мышления инженерного.

Признаки прединженерного мышления следующие:

формируется на основе научно-технической деятельности, как мышление по поводу

конструирования из lego и др.;

рационально, выражается в общедоступной форме как продукт;

не имеет тенденций к формализации и стандартизации, опирается только на

экспериментальную и конструкторскую базу;

систематично формируется в процессе научно-технического творчества;

имеет тенденцию к универсализации и распространению на все сферы человеческой жизни.

Дошкольный возраст — это важный период развития всех психических

функций: речи, мышления, эмоций, механизмов контроля произвольных

движений.

Умственное развитие дошкольников характеризуется формированием

образного мышления, которое позволяет ему думать о предметах,

сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит.

Однако логическое мышление еще не сформировалось.

Возрастная периодизация и потенциал технического

творчества

Ожидаемые результаты:

Для воспитанников 4-5лет:

знание названий объемных геометрических фигур, умение детей

описывать знакомую фигуру.

умение различать геометрические фигуры, развитие ориентации в

пространстве, развитие координаций движений, крупной и мелкой

моторики обеих рук.

формирование грамматически правильного строя речи.

умение упорядочивать геометрические фигуры по форме, умение

выделять признаки фигур с помощью зрительного анализатора.

развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской

деятельности, расширение кругозора, мышления

объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию;

отражать в игре действия с предметами и человеческие

взаимоотношения.

Рабочие элементы:

образовательные модули данного направления;

рабочие карточки-схемы;

подборки иллюстративного материала для образовательной и совместной деятельности (в том числе

в электронном виде);

библиотека-программы, методические сборники;

работы воспитанников (модели, проекты);

фото и видео открытых занятий;

сборник инженерных книг.

Виды

конструкторов,

направленные

на

развитие

технического

творчества

детей

средней

группы: игровой набор «Дары Фрёбеля», лего конструкторы.

Игры набора Фребеля направлены на развитие умений:

сортировать;

классифицировать;

-сравнивать;

-складывать;

-выполнять по образцу;

-составлять последовательности

(логические цепочки);

-считать.

LEGO- конструирование начинается с 4 лет (средняя группа). Дети знакомятся с основными

деталями конструктора, способами скрепления деталей, у детей формируется умение

соотносить с образцом результаты собственных действий в конструировании объекта.

Выделяют следующие виды конструирования:

Конструирование по образцу. Детям предлагают образцы построек, выполненных из

деталей конструкторов и показывают способы их воспроизведения.

Конструирование по нерасчлененной модели. Детям в качестве образца предъявляют

модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребенка.

Конструирование по условиям заключается в следующем: не давая детям образца

выполнения, рисунков и способов ее выполнения, определяют лишь условия, которым

должен соответствовать продукт

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: из деталей воссоздаются

внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создаются

возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования.

Конструирование по замыслу по сравнению с конструированием по образцу обладает большими

возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности; здесь

ребенок сам решает, что и как он будет конструировать.

Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций. Эта форма

конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с разницей,

что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой.

Этапы технического детского творчества

Процесс технического детского творчества условно делится на 4 этапа:

1. постановка задачи;

2. сбор и изучение информации;

3. поиск решения задачи;

4. реализация решения.

В дошкольном возрасте техническое детское творчество сводится к моделированию простейших механизмов.

Модель – это условный или мыслимый образ объекта (предмета, явления, процесса).

Технология моделирования осуществляется поэтапно:

планирование предстоящей деятельности, представление хода работы по операциям, описание черт

окончательного результата;

овладение элементами графической грамотности: кратко охарактеризовать модель, уметь выполнить

зарисовку чертежа, описать эскиз изделия;

самостоятельное конструирование;

овладение конкретными конструкторскими умениями во взаимодействии с воспитателем и детьми;

самоконтроль во время конструирования и взаимопроверка детей за выполнением модели в соответствии с

поставленными задачами и запланированным образом;

определение назначения получившегося изделия. Кроме понимания назначения изделия при

конструировании учитывают функции, конкретные требования к определенному изделию и вектор

созидательности в его применении.



В раздел образования