Напоминание

Перспективное планирование для детей раннего возраста по ведущим направлениям деятельности


Автор: Жирнова Ольга Владимировна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГУЗ" Вольский специализированный дом ребенка" МЗ СО
Населённый пункт: город Вольск Саратовская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Перспективное планирование для детей раннего возраста по ведущим направлениям деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Перспективное планирование

для детей раннего возраста по ведущим направлениям деятельности.

Перспективное планирование занятий по сенсорному воспитанию с детьми 2-го года жизни

Тема занятия

Основная

дидактическая задача

Количество

занятий

данного типа

Рекомендации к проведению

Повторяемость

в месяц

Календарные

сроки

Возраст детей

(минимальный)

Знакомство с

формой

величиной

цветом предметов

Накопление сенсорно-

двигательного опыта

1

1

1

1-2

1г.-1г. 1 мес.

Нанизывание колец на стержень,

Нанизывание колец одинакового размера

Накопление сенсорно-

двигательного опыта

1

1

2

1г. 2 мес.

Проталкивание предметов разной формы в

соответствующие отверстия, нанизывание

больших и маленьких колец.

Соотнесение по форме

1

1

2

1г. 2 мес.

Нанизывание колец на цилиндрическую и

коническую основы, нанизывание колец,

убывающих по величине.

Накопление сенсорно-

двигательного опыта

1

1

1

1г. 3 мес.

Складывание матрешек

(2-х местных)

Накопление сенсорно-

двигательного опыта

1

1

1г. 3 мес.

Сопоставление однотипных предметов

(матрёшки, бочата, яйца) разной величины

Группировка по величине

1

2

1г. 3 мес.

Раскладывание однородных предметов разной

величины на 2 группы

Группировка по величине

1

4

1 г. 3 мес -1г. 4

мес.

Раскладывание и вкладывание в определенной

последовательности разноцветных полых

предметов (куб, цилиндр)

Группировка по форме

1

4

1 г. 5 мес.

Составление башенки из 2 одноцветных кубов

приемом накладывания меньшего на больший

Группировка по форме

1

4

1 г. 6 мес.

Раскладывание однородных предметов, резко

различных по форме, на 2 группы

Группировка по форме

1

4

1 г. 6 мес.-

1 г. 7 мес

Раскладывание однородных предметов более

близкой формы на 2 группы

Группировка по форме

1

4

1 г. 7 мес-1 г. 8

мес.

Размещение вкладышей разной величины в

соответствующих отверстиях

Соотнесение по величине

1

4

1 г. 8 мес.-

1г.9 мес.

Вкладывание кубов, призм, цилиндров в

соответствующие отверстия (занятие с

Соотнесение по величине

и форме

1

4

1 г. 9 мес.

1 г. 10 мес.

занимательной коробкой)

Раскладывание однородных предметов, резко

различных по цвету, на 2 группы (синий; желтый)

Группировка по цвету

1

4

1г 10мес-

1.11мес.

Раскладывание однородных предметов, резко

различных по цвету, на 2 группы (красный,

зелёный)

Группировка по цвету

1

4

1г 11мес- 2года

Перспективное планирование занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром с детьми 2-го года жизни.

Календарн

ые сроки

Лексическая

тема занятия

Тема занятия

Цели и задачи

Рекомендации к проведению

Количество

занятий

данного типа

Минимальный

возраст детей

«Наши игрушки»

1.«Наши игрушки»

2. «Игрушки по местам»

3. «Наши верные друзья»

4. «Серенькая кошечка»

Учить находить игрушки, выделять их по величине, называть,

развивать ориентировку в пространстве.

Соотносить предметы с реальными предметами.

Совершенствовать знания о игрушках животных, сравнивать и

выделять их различительные черты: лает, мяукает.

Побуждать детей узнавать знакомые игрушки, звукоподражать

им.

1

1

1

1

1г – 1г 1мес.

1г – 1г 2мес.

«Поручения»

1. «Дай»

2. «Найди, принеси,

отдай!»

3. «Где огонёк?»

4. «Где часики?»

Стимулировать произнесение первых облегченных слов.

Формировать слуховую сосредоточенность.

Формировать умения выполнять простые поручения.

Формировать слуховую сосредоточенность.

Развивать умение находить взглядом предмет, и показывать

его. Развивать понимание речи.

Развивать умение находить взглядом предмет, и показывать

его. Развивать понимание речи. Формировать у детей желание

повторять звукосочетание тик-так.

1

1

1

1

1г2мес-1г3мес.

1г3мес-1г4мес

«Домашние и

дикие животные»

1. «Уронили мишку на

пол»

2. «Курочка»

3. «Киска - киска»

4. «Собачка»

Формировать слуховое и зрительное восприятие

художественного текста. Закреплять умения звукоподражать

животным.

Формировать у детей определенный темп и ритм речи.

Воспитывать желание слушать взрослого.

Формировать у детей умение и желание повторять слова.

Закреплять знания о животных.

Развивать голосовой аппарат. Закреплять знания о животных,

развивать умение подражать им.

1

1

1

1

1г4мес-1г5мес

«Части тела»

1. «Покажи на себе и на

кукле»

2. «Это я»

3. «Хлопай, как я»

4. «Топай, хлопай, как я»

Формировать словарь по теме части тела: голова, руки, ноги,

живот. Обучать соотнесению слова с частями тела.

Развивать общую моторику. Координацию движений.

Формировать умение договаривать слоги и слова.

Формирование внимания к неречевым звукам. Обучать

соотнесению слова с движением. Развивать понимание речи.

Формирование внимания к неречевым звукам. Обучать

соотнесению слова с движением. Развивать понимание речи.

1

1

1

1

1г5мес-1г6мес

«Домашние

птицы»

1. «Петушок-петушок»

2. «Курочка»

3. «Кто как кричит?»

4. «Курочка ряба»

Познакомить детей с временным понятием: «утро», развивать

образное мышление Воспитывать культурно-гигиенические

навыки.

Формировать у детей определённый темп и ритм речи.

Воспитывать желание слушать взрослого, развивать внимание.

Формировать умение воспроизводить имеющиеся в тексте

звукоподражания. Развивать умение слушать.

Побуждать детей слушать сказку в обычном пересказе.

Вызвать желание прослушать сказку ещё раз. Упражнять в

звукоподражании.

1

1

1

1

1г6мес-1г7мес

«Игрушки»

1. «Большой - маленький»

2. «Скачет зайка»

3. «Машины»

4. «Наши игрушки»

Развивать у детей голосовой аппарат, голос средней силы.

Отрабатывать мягкость гласного звука.

Побуждать детей узнавать знакомую игрушку, понимать

действия, формировать активный словарь.

Побуждать соотносить звук игрушки с её образом и

изображением на картинке, развивать слуховое восприятие.

Расширять активный и пассивный словарь.

Помогать находить игрушки, выделять их по величине,

называть их облегченными словами; развивать ориентировку в

пространстве.

1

1

1

1

1г7мес-1г8мес

«Дикие

животные»

1. «По дорожке в зимней

лес»

2. «Зайка, мишка и лиса»

3. «Уронили мишку на

пол»

4. «Чудесный мешочек»

Совершенствовать зрительное прослеживание по

зигзагообразной линии, координацию движения пальцев.

Воспитывать добрые чувства к окружающему.

Побуждать детей понимать простые словесные инструкции.

Расширять словарный запас детей.

Формировать слуховое, зрительное восприятие текста.

Закреплять знания о животных, стимулировать

звукопроизношение.

1

1

1

1

1г8мес-1г9мес

«Посуда»

1. «Покорми Катю»

2. «Что делает мишка?»

3. «Кто в гости пришел?»

4. «Репка»

Формировать у детей понятия: посуда (чашка, ложка, тарелка)

Развивать зрительное восприятие.

Воспитывать слуховое восприятие, различать бытовые шумы.

Развивать понимание речи.

Развивать устойчивое восприятие, соотносить звук с образом

звучащей игрушки.

Побуждать детей слушать сказку внимательно, Вызвать

желание прослушать сказку ещё раз.

1

1

1

1

1г9мес-1г10мес

«Мебель»

1. «Кукла хочет спать»

2. «Комната для Кати»

3. «Уложи куклу спать»

4. «Баю, баю, баю, бай»

Закрепить знание о частях тела куклы, Вызвать произношение

звуков, первых облегченных слов (баю-бай; спит; а-а-а);

Расширять представление детей о предметах мебели, их

значении.

Развивать понимание различных действий с предметами.

Формировать у детей речевое произношение употребляемых

слов: собачка, лай, баю-бай.

1

1

1

1

1г11мес-2года

Календарное планирование занятий по развитию ручной моторики с детьми 2-го года жизни.

Тема занятия

Цели и задачи

Количество

занятий в неделю

Рекомендации к проведению

Календарные

сроки

Минимальный

возраст детей

«Переборы пальчиков»

«Пальчик-мальчик»

Укреплять мышцы рук и пальцев.

Продолжать укреплять мышцы рук и пальцев.

1 повт. 2р.

1 повт. 2р.

1г-1г1мес

«Собери ягодки»

«Вытягивание ленточек»

Стимулировать умение брать предметы двумя пальчиками

руки, перекладывать их.

Стимулировать умение брать предметы двумя пальчиками

руки, перекладывать их.

1 повт. 2р.

1 повт. 2р.

1г2мес

«Вынимаем прищепки»

«Вынимаем игрушки и

вкладываем их в ведерко

или коробку»

Развивать умение по просьбе взрослого или

самостоятельно вынимать или вкладывать предметы и

игрушки.

Развивать умение по просьбе взрослого или

самостоятельно вынимать или вкладывать предметы и

игрушки.

1 повт. 2р.

1 повт. 2р.

1г13мес

«Пирамидка»

«Не послушные

шарики»

Продолжать развивать умения по просьбе взрослого

самостоятельно или с помощью взрослого нанизывать

кольца на стержень.

Массаж ладоней. Развивать ловкость движений пальцев и

кистей рук.

1 повт. 2р.

1 повт. 2р.

1г4мес

«Спрячь в ладошке»

«Вкладыши»

«Пирамидка»

Учить подражать движениям взрослого.

Продолжать укреплять мышцы рук и пальцев. Развивать

моторику пальцев.

Развивать согласование действия левой и правой рук при

действии с колпачками большого и маленького размера.

Учить выполнять действия с предметами имеющие

сквозное отверстие. Развивать моторику пальцев.

1

1 повт. 2р.

1

1г 5мес

«Кубики»

«Башенка»

Развивать целенаправленные действия в зависимости от

поставленной задачи: выложить, переложить.

Продолжать развивать мелкую моторику пальцев,

координированные, совместные движения рук.

1 повт. 2р.

1 повт. 2р.

1г 6м

«Матрёшки»

«Пирамидка с большим

отверстием»

Учить по просьбе взрослого находить предметы,

одинаковые по размеру. Учить вкладывать одну в другую.

Учить выполнять действия нанизывания на стержень,

Развивать моторику рук.

1 повт. 2р.

1 повт. 2р.

1г7мес.

«Пирожки»

«Где шарики?»

«Вкладыши»

Развивать силу рук, соотносящие движения рук.

Развивать силу рук, соотносящие движения рук.

Продолжать знакомить с предметами разной величины.

Продолжать знакомить с особенностями полых предметов

разной величины. Закреплять практический опыт действия

с предметами кубической формы.

1 повт. 2р.

1

1 повт. 2р.

1г8м

«Бочонок»

Учить действовать со сборно-разборной игрушкой,

состоящей из двух частей.

1г9м

«Большой - маленький»

Продолжать учить составлять предметы из двух

одинаковых частей, ориентируясь на величину (большой и

маленький).

«Чудесный мешочек»

«Вкладыши»

Развивать целенаправленные действия в зависимости от

поставленной задачи: выложить, переложить.

Продолжать развивать мелкую моторику пальцев,

координированные, совместные движения рук.

Продолжать знакомить с особенностями полых предметов

разной величины. Закреплять практический опыт действия

с предметами кубической формы.

1 повт. 2р.

1 повт. 2р.

1г. 10мес

«Разложи по цвету

ягодки»

Развивать мелкую моторику пальцев, координированные,

совместные движения рук.

1 повт. 4р.

1г.11мес. -2 г.

Календарное планирование занятий по обучению игровым действиям детей 2-го года жизни.

Тема занятия

Цели и задачи

Количество

занятий

данного типа

в неделю

Рекомендации к проведению

Календарн

ые сроки

Минимальный

возраст детей

«Где Ляля?»

«Покорми куклу»

«Отгадай кто позвал?»

«Кукла Ляля и я»

Вызвать у детей чувство радости от общения со взрослыми.

Формировать умение соотносить слово с предметом и действием.

Развивать слуховое восприятие, совершенствовать навык

звукоподражания, воспитывать внимательность.

Формировать у детей знания о ближайшем окружении, развивать

понимание речи взрослого.

1

1

1

1

1г -1г1мес

«Посмотрим наши игрушки»

Развивать у детей понимание речи взрослого, умение находить и

1

1г2мес

«Позови»

«Найди и принеси

игрушку»

«Кто в гости к нам пришел»

показывать игрушки.

Совершенствовать понимание речи, побуждать к обращению и

активным ответным реакциям.

Расширять ориентировку в окружающем, упражнять детей в

умении находить предмет.

Вызвать радостную эмоциональную реакцию на появление

игрушки, учить выделять её части.

1

1

1

«Протолкни круглый

предмет»

«Большая и маленькая

башенка»

Формировать представления детей о форме предметов, учитывать

это свойство при выполнении действий.

Познакомить детей со свойством полых предметов разной

величины.

1 повт. 2р.

1 повт. 2р.

1г3мес

«Кукла Ляля и я»

«Купаем куклу»

Формировать знания о себе и ближайшем окружении, развивать

понимание речи.

Закрепить представления о предметах одежды и названии

облегченных слов.

1 повт. 2р.

1 повт. 2р.

1г4мес

«Башня из кубиков»

«Прокати лошадку»

Формировать навык у детей вертикально накладывать кубик на

кубик, понимать слова: сделай, башня.

Формировать у детей ориентировку в помещении, в группе.

1 повт. 2р.

1 повт. 2р.

1г5мес

«Найди игрушку»

«Кто как разговаривает?»

Побуждать детей, по словам взрослого, находить и показывать

игрушки.

Формировать слуховое восприятие. Развивать голосовой аппарат,

понимание окружающей речи.

1 повт. 2р.

1 повт. 2р.

1г6мес

«Матрёшки»

«Как снежок падает»

Формировать умение открывать и закрывать игрушку.

Вызвать у детей радость от восприятия белого снега, показать, как

он ложится на ветки.

1 повт. 2р.

1 повт. 2р.

1г 7мес.

«Катя проснулась»

«Оденем куклу на прогулку»

Закреплять умения детей узнавать и показывать доступными

речевыми средствами знакомые предметы.

Расширять представления детей об одежде, обогащать словарный

запас.

1 повт. 2р.

1 повт. 2р.

1г8мес

«Завяжи шарф кукле»

«Кто как кричит»

Совершенствовать моторику пальцев, побуждать к совместным

действиям.

Развивать умение слушать чтение, формировать умение

воспроизводить имеющиеся в тексте звукоподражания.

1 повт. 2р.

1 повт. 2р.

1г. 9 мес.

«Большой и маленький»

«Протолкни круглый,

квадратный предмет»

«Башня из кубиков»

Побуждать детей обращать внимание на величину предметов,

формировать у них умение различать большой и маленький.

Формировать у детей представления детей о форме предметов,

учитывать это свойство при выполнении действий.

Формировать навык вертикального накладывания кубика на кубик.

1 повт. 2р.

1

1

1г10мес

«Кукла Катя и я»

«Купаем Катю»

Продолжать закреплять знания о себе, закреплять знания о частях

тела, развивать активный словарь детей.

Расширять знания о туалетных принадлежностях и одежде,

активизировать словарь детей.

1 повт. 2р.

1 повт. 2р.

1г11мес

«Чудесный мешочек»

«Чудесна корзиночка»

Знакомить детей с названием фруктов.

Познакомить детей с муляжами овощей: огурец, помидора,

морковь капуста.

1 повт. 2р.

1 повт. 2р.

2г.

Календарное планирование занятий по развитию ручной моторики с детьми 1-го года жизни.

Тема занятия

Цели и задачи

Количество

занятий данного

типа

Рекомендации к проведению

Минимальный

возраст детей

Календарные сроки

«Игра с поглаживанием»

«Игра с кремом»

«Щекотка»

«Привет, ладошка»

Стимулировать раскрытие кулачка и разведения пальчиков.

Стимулировать раскрытие кулачка и разведения пальчиков.

Активизировать хватательный рефлекс.

Стимулировать раскрытие кулачка и разведения пальчиков,

активизировать хватательный рефлекс.

1

1

1

1

3 мес.

«Отгадай откуда звон?»

«Где наш носочек?»

«Браслет»

«Колокольчик динь,

динь, динь»

Развивать целенаправленное схватывание предметов,

подвешенных над грудью.

Развивать умение малыша захватывать свою другую ручку.

Развивать умение малыша захватывать свою другую ручку,

стимулировать движения рук малыша.

Развивать целенаправленное схватывание предметов,

подвешенных над грудью, развивать умение удерживать

предмет.

1

1

1

1

4 мес.

«Вот погремушка»

«Пальчики погладим»

Развивать умение захватывать и удерживать предметы и

игрушки, протянутые над грудью малыша.

Укреплять мышцы руки и пальцев.

1

1

5мес.

«Жили мышки на

квартире»

«Переборы пальчиков»

«Пальчик-мальчик»

«Игра с кольцами»

Укреплять мышцы руки и пальцев.

Укреплять мышцы руки и пальцев.

Укреплять мышцы руки и пальцев.

Стимулировать умение брать предметы пальчиками руки,

перекладывать и опускать их.

1

1

1

1

6 мес.

«Игра с носовым

платочком»

«Вот какие глазки!»

«Вынимаем прищепки»

Стимулировать умение брать предметы 2мя и 3мя

пальчиками.

Тренировка противопоставления указательного пальчика.

Развивать умение подражать действиям взрослого с игрушк.

1

1

2

7 мес.

«Игра на игрушечном

рояле»

«Игра с кольцами»

«Резиновые игрушки»

Тренировка противопоставления указательного пальчика.

Стимулировать умение брать предметы пальчиками руки,

перекладывать и опускать их.

Стимулировать умение свободно брать игрушки из разных

направлений, перекладывать из одной руки в другую.

1

1

2

8 мес.

«Собери ягодки»

«Вытягивание ленточек»

Стимулировать умение брать предметы двумя пальчиками

руки, выкладывать и перекладывать их.

Стимулировать умение брать предметы 2мя пальчиками,

тянуть за ленточку и отпускать её.

2

2

9 мес.

«Игра с колечками»

«Вытягивание ленточек»

«Бросание прищепок»

«Собери ягодки»

Стимулировать умение брать предметы пальчиками руки.

Укреплять мышцы рук и пальцев.

Стимулировать умение брать предметы 2мя пальчиками,

тянуть за ленточку и отпускать её.

Стимулировать умение брать предметы 2мя пальчиками,

развивать мелкую моторику пальцев.

Стимулировать умение брать предметы двумя пальчиками

руки, выкладывать и перекладывать их.

1

1

1

1

10 мес.

«Бросание прищепок»

«Игра с машиной»

«Сними колечко с

пирамидки»

«Бросаем в ведерко»

Стимулировать умение брать предметы 2мя пальчиками,

развивать мелкую моторику пальцев.

Учить подражать действиям взрослого, развивать умение

действовать с предметами.

Развивать различные действия с предметами.

Стимулировать умение бросать шарик в ведерко, развивать

целенаправленные действия руки.

1

1

1

1

11 мес.

«Открываем коробочки»

«Вынимаем игрушки и

складываем их опять в

ведерко»

«Снимаем и надеваем

кольца на пирамидку»

«Скатывание шариков

по желобку»

Развивать различные действия с предметами, развивать

мелкую моторику рук.

Развивать умения по просьбе взрослого или самостоятельно

вынимать и вкладывать предметы, развивать ручную

координацию.

Развивать умения по просьбе взрослого или самостоятельно

снимать и нанизывать кольца на стержень пирамидки,

развивать ручную координацию.

Развивать умения действовать с предметами, развивать

ручную координацию.

1

1

1

1

12 мес.

«Собери ягодки»

«Вытягивание ленточек»

Стимулировать умение брать предметы двумя пальчиками

руки, перекладывать их.

Стимулировать умение брать предметы двумя пальчиками

руки, перекладывать их.

1 повт. 2р.

1 повт. 2р.

1г2мес

«Вынимаем прищепки»

«Вынимаем игрушки и

вкладываем их в ведерко

или коробку»

Развивать умение по просьбе взрослого или самостоятельно

вынимать или вкладывать предметы и игрушки.

Развивать умение по просьбе взрослого или самостоятельно

вынимать или вкладывать предметы и игрушки.

1 повт. 2р.

1 повт. 2р.

1г13мес

«Пирамидка»

«Не послушные

шарики»

Продолжать развивать умения по просьбе взрослого

самостоятельно или с помощью взрослого нанизывать

кольца на стержень.

Массаж ладоней. Развивать ловкость движений пальцев и

кистей рук.

1 повт. 2р.

1 повт. 2р.

1г4мес

«Спрячь в ладошке»

«Вкладыши»

«Пирамидка»

Учить подражать движениям взрослого.

Продолжать укреплять мышцы рук и пальцев. Развивать

моторику пальцев.

Развивать согласование действия левой и правой рук при

действии с колпачками большого и маленького размера.

Учить выполнять действия с предметами имеющие сквозное

отверстие. Развивать моторику пальцев.

1

1 повт. 2р.

1

1г 5мес

«Кубики»

«Башенка»

Развивать целенаправленные действия в зависимости от

поставленной задачи: выложить, переложить.

Продолжать развивать мелкую моторику пальцев,

координированные, совместные движения рук.

1 повт. 2р.

1 повт. 2р.

1г 6м

«Матрёшки»

«Пирамидка с большим

отверстием»

Учить по просьбе взрослого находить предметы,

одинаковые по размеру. Учить вкладывать одну в другую.

Учить выполнять действия нанизывания на стержень,

Развивать моторику рук.

1 повт. 2р.

1 повт. 2р.

1г7мес.

«Пирожки»

Развивать силу рук, соотносящие движения рук.

1 повт. 2р.

1г8м

«Где шарики?»

«Вкладыши»

Развивать силу рук, соотносящие движения рук.

Продолжать знакомить с предметами разной величины.

Продолжать знакомить с особенностями полых предметов

разной величины. Закреплять практический опыт действия с

предметами кубической формы.

1

1 повт. 2р.

«Бочонок»

«Большой - маленький»

Учить действовать со сборно-разборной игрушкой,

состоящей из двух частей.

Продолжать учить составлять предметы из двух

одинаковых частей, ориентируясь на величину (большой и

маленький).

1г9м

«Чудесный мешочек»

«Вкладыши»

Развивать целенаправленные действия в зависимости от

поставленной задачи: выложить, переложить.

Продолжать развивать мелкую моторику пальцев,

координированные, совместные движения рук.

Продолжать знакомить с особенностями полых предметов

разной величины. Закреплять практический опыт действия с

предметами кубической формы.

1 повт. 2р.

1 повт. 2р.

1г. 10мес

«Разложи по цвету

ягодки»

Развивать мелкую моторику пальцев, координированные,

совместные движения рук.

1 повт. 4р.

1г.11мес. -2 г.



В раздел образования