Напоминание

Использование методов двигательной коррекции в работе логопеда.


Авторы: Землянко Наталья Викторовна, Наталья Викторовна Землянко
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ СШ №85
Населённый пункт: Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Использование методов двигательной коррекции в работе логопеда.
Раздел: начальное образование





Назад




Использование методов двигательной коррекции в работе логопеда.

В последнее время в школах значительно увеличилось число обучающихся

с различными нарушениями письменной речи. В большинстве случаев у таких

ребят наряду с речевыми нарушениями наблюдаются затруднения в процессе

обучения и формировании универсальных учебных действий. При обследовании у

них выявляются нарушения не только артикуляционной моторики, но и общей. У

большинства из них наблюдаются различные двигательные трудности – результат

лёгкого повреждения нервной системы, которое могло произойти во время

неблагополучно протекавшей беременности или родов. Но не всегда на

двигательные нарушения у ребенка во время обращают внимание. Чаще

трудности обнаруживаются только тогда, когда ребенок уже посещает школу и

сталкивается с системой правил и требований, части из которых он не в состоянии

удовлетворить. Эта система накладывает свои ограничения на его поведение,

которое непосредственно связано с движением. Как правило, в анамнезе эти дети

имеют минимально-мозговую дисфункцию или синдром дефицита внимания с

гиперактивностью.

Это

легко

отвлекающиеся,

невнимательные,

быстро

возбуждающиеся и легко утомляющиеся дети, не успевающие за темпом работы

класса, знающие все правила, но не применяющие их. Дети, которые подолгу

делают домашнее задание, неусидчивые и не очень ловкие. Такие школьники

требуют поддержки в учебном процессе в виде постоянной стимуляции,

поскольку обладают пониженным тонусом мозговой активности (уровень ее

нестабилен) и плохой устойчивостью к нагрузкам (особенно длительным).

Именно эта категория детей нуждается в разнообразной информации от органов

чувств: зрительной, слуховой, тактильной, поскольку возбуждение, возникающее

в нервной системе в результате воздействия на органы восприятия, повышает

общий уровень активности головного мозга. Полное отсутствие какой-либо

информации приводит к быстрому снижению уровня активности головного мозга,

и организм засыпает. При нормальном тонусе мозговой активности даже

достаточно редкая стимуляция обеспечивает высокий уровень психической

активности в течение длительного времени. У ребенка с низким психическим

тонусом высокий уровень мозговой активности быстро снижается и требуется

дополнительная

стимуляция.

Такой

феномен

называют

повышенной

истощаемостью, что внешне выглядит как неусидчивость и плохое поведение, а в

медицине называется «гиперактивностью».

Существенной проблемой для ребенка также является неумение

совершать движения без «помощи» всего тела, требующие работы отдельных

групп мышц. Поскольку движение оказывается неэкономичным и школьник

быстрее устает. Нагрузка на нервную систему возрастает в несколько раз,

поскольку

каждое

движение

требует

лишних

энергетических

затрат,

а

устойчивость к нагрузкам у него плохая. Кроме того, такое неэкономичное

движение требует повышенных затрат физической энергии, что приводит к

быстрому физическому утомлению. Поэтому, когда такой ученик рисует или

пишет, у него напрягается лицо, он высовывает язык, наваливается всем телом на

стол и раскачивает ногой. Данный процесс не требует таких усилий, вполне

достаточно движения руки, но ребенок не может иначе. Независимо от его воли, в

действие включается все тело. Описанные трудности могут носить не такой

выраженный характер и проявляться на более мелком уровне, например, на

уровне мышц руки. Из-за этих нарушений почерк медленно автоматизируется,

каждый раз ученик пишет букву по-новому, и письмо для него становится

сложной деятельностью, отнимающей много сил и внимания, именно из-за этого

он часто не может успеть за темпом, задаваемым учителем, не дописывает или

пропускает буквы.

Нарушения в сенсомоторном развитии школьника приводят к различным

нарушениям его письменной речи. Сенсомоторный уровень является базой для

дальнейшего формирования высших психических функций, поэтому важной

составной частью комплексной коррекции детей с проблемами развития являются

методы двигательной коррекции. Моторное развитие предшествует сенсорному

во внутриутробном и раннем развитии ребенка, и отставание в овладении

моторными навыками коррелирует с когнитивным недоразвитием. «В онтогенезе

развитие психомоторики намного опережает формирование речи и мышления,

составляя базис для их становления. Поэтому коррекционная работа должна быть

направлена “снизу вверх” (от движения к мышлению), а не наоборот».

Проведение дидактических игр, сопровождающихся движением,

позволит не

только снять нагрузку, связанную с долгим пребыванием обучающегося в

неудобной позе, но и значительно повысить работоспособность и улучшить

качество усвоенных им знаний,

повышая навык целостного развития мозга

ребёнка и активизируя его деятельность. Включение логоритмических игр,

состоящих из простых и увлекательных движений, пальчиковой гимнастики в

коррекционные

занятия

способствуют

развитию

межполушарного

взаимодействия и облегчают все виды обучения. Такие упражнения повышают

мыслительную деятельность, способствуют запоминанию, повышая устойчивость

восприятия и внимания, помогая восстановлению речевых функций, облегчая

процессы счета и решения задач, чтения и письма, поскольку под влиянием этих

упражнений, в организме происходят положительные структурные изменения:

нормализуется функционирование подкорковых структур, улучшается мозговое

кровообращения,

расслабление

мышечного

тонуса.

Сила,

равновесие,

координация, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на

более качественном уровне, выявляя скрытые возможности мозга ребёнка.

Особенно актуально применение этих упражнений у детей с проблемами в

развитии:

патологией

речи,

гиперактивностью,

минимальной

мозговой

дисфункцией.

Подвижные игры с логопедической направленностью можно использовать

как часть занятия, так и в качестве физкультминутки.

В своей работе мы

используем следующие виды упражнений:

1. Упражнения для развития памяти на двигательном уровне.

«

Повтори движение»

Выбирается

ведущий.

Участники

становятся

перед

ним

и

по

очереди

демонстрируют какое-либо движение. Ведущий запоминает эти движения. Затем

логопед называет имя любого участника игры, а ведущий должен вспомнить

движение и повторить.

2. Упражнения для развития пространственных представлений.

«

Зеркало

»

- нужно повторить позу партнера в зеркальном порядке.

3. Упражнения для мозжечковой стимуляции.

Мозжечок имеет множественные связи со всеми отделами головного мозга и

принимает участие в переработке всей информации, идущей от них, и задает

темп работы всего мозга, поэтому, чем лучше работает мозжечок, тем быстрее

ребенок осваивает

новые знания.

В

своей коррекционной

работе

мы

используем

упражнения

на

неустойчивой

поверхности

(на

балансире),

создающие условия для развития участков мозга, формирующих различные

навыки. При регулярной мозжечковой стимуляции мозг уже автоматически

начинает обрабатывать большое количество информации, идущей от разных

систем организма, т.е. обрабатывать определенные задачи в фоновом режиме,

что освобождает оперативную память от перегруза и улучшает внимание.

Рисунок 1.Подушка балансировочная

4. Упражнения, активизирующие межполушарное взаимодействие.

Эти упражнения повышают стрессоустойчивость, способствуют улучшению

памяти и внимания, облегчая процесс чтения и письма,

повышая качество

усвоения

изучаемого

школьного

материала,

развивая

произвольное

и

непроизвольное внимание, его переключаемость и концентрацию, разные виды

мышления, улучшают сенсомоторный контроль.

«Ухо – глаз» - левой рукой нужно взяться за кончик носа, а правой рукой – за

противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши,

поменять положение рук «с точностью до наоборот».

«Перекрестные

движения»-

выполнить

перекрестные

координированные

движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в стороны, назад).

Затем сделать то же левой рукой и правой ногой.

«Горизонтальная восьмерка»

-

нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости

цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками

вместе. Не забываем следить глазами за рукой!

«Пальчиковые упражнения» -

поочередно и как можно быстрее необходимо

перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно

указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от

указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному

пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем

вместе.

«Зеркальное рисование»

-

положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки

по карандашу или фломастеру. Начать одновременно обеими руками зеркально-

симметричные рисунки, буквы, симметричные узоры или простые картинки. При

выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки.

Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится

эффективность работы всего мозга.

5. Упражнения для стимуляции познавательной активности,

которые не

только

развивает

мышление

и

внимание,

но

и

снимает

эмоциональное

напряжение, улучшая работоспособность. Под каждой буквой есть одна из трех

пометок: Л, П, О. Пометки указывают на движение рук. Л – поднять левую руку в

сторону, П – поднять правую руку в сторону, О – поднять обе руки вверх.

Необходимо одновременно произнести букву и сделать движение, что указано

под ней. Упражнение делается на скорость. Чем лучше и быстрее, тем лучше

работает мозг. Упражнение выполняется в направлении от первой буквы к

последней и наоборот, от последней буквы к первой. Вариантов сочетания букв

может быть несколько.

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М

Л П П В Л В Л П В Л Л П

Приведенные выше упражнения позволяют проводить коррекционную

работу с детьми с нарушением речи интересно и эффективно. Они не только

вносят необходимое разнообразие в традиционное логопедическое занятие, но и

вносят неоценимый вклад в развитие ребёнка, поскольку любое движение от

самого

большого

(бег,

прыжки,

махи

руками)

до

самого

маленького

(выкладывание

из

палочек

фигурок

или

вырезание

ножницами)

вносит

неоценимый вклад в развитие ребёнка.

Список литературы

1. Асташина И. В. Логопедические игры и упражнения для детей / И.В. Асташина. – М., 2015

2. Баллингер Эрих. Учебная гимнастика: Двигательные упражнения для успешной учёбы в

школе. - М.: Просвещение,1996

3. Безруких М. М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): учебное пособие

для студентов высших педагогических учебных заведений М. М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А.

Фарбер. — М., 2003

4.Коробченко Т.В., Розова Ю.Е. Здоровьесберегающие методы в работе с детьми с речевыми

нарушениями. Реализация идей «Новой школы» в работе с детьми с речевыми нарушениями/

Под ред. Н.Н. Яковлевой, Е.А. Петровой – СПб АППО, 2010.

5.Коробченко Т.В., Розова Ю.Е. Интеграция традиционных и инновационных педагогических

технологий в коррекционно-развивающую работу логопеда с детьми с ограниченными

возможностями здоровья// Педагогика и психология: тренды, проблемы и актуальные задачи.

Сборник научных трудов. – Краснодар: НИЦ Априори, 2012.

6.Крупенчук О., Витязева О. Движение и речь. Кинезиология в коррекции детской речи. Литера

ИД, 2019

7.Пережигина Н.В., Солондаев В.К. Проблемы нормы и патологии психического и моторного

развития: учебное пособие-Ярославль: ЯрГУ, 2006

8. Семенова О.А. Методика двигательной коррекции детей с трудностями в обучении, Москва

2006

9. Фельденкрайз М. Сознание через движение: двенадцать практических уроков/Пер. с англ. М.

Папуш—М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001

10. Якубович, М. А.Коррекция двигательных и речевых нарушений методами физического

воспитания / М. А. Якубович, О. В. Преснова - Москва, 2006



В раздел образования