Напоминание

Внеурочное занятие "Права ребенка"


Автор: Сичинава Лариса Эдуардовна
Должность: Учитель
Учебное заведение: МБОУ " С(К)СОШИ №15
Населённый пункт: город Чусовой Пермский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Внеурочное занятие "Права ребенка"
Раздел: полное образование





Назад




Краевой конкурс методических разработок

в сфере гражданского образования и избирательного права

среди педагогов общеобразовательных учреждений

Пермского края

МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-

интернат VIII вида»

618206 г Чусовой Пермский край ул. Переездная, д. 14

«Права ребенка»

Чусовой

2010

Сичинава Лариса Эдуардовна

Учитель обществознания

МС(К)ОУ «С(К)ОШИ VIII»

618206 г.Чусовой, ул Переездная

14

тел. (8- 950)-456-87-18

.

Внеурочное занятие по праву

:

Цели

закрепление знаний о правовом статусе ребенка и формирование

правовой компетентности подростков в части защиты основных прав и

,

;

свобод закрепленных в Конвенции

формирование уважительного отношения школьников к правам и

,

,

;

свободам человека международным документам обеспечивающих их

,

,

развитие у школьников умения выделять главное сравнивать и обобщать

;

логически излагать свои мысли

.

развитие познавательного интереса школьников в области права

:

Оборудование урока

,

,

,

,

Ноутбук проектор экран текст Конвенции о правах ребенка презентация

(

1),

(

2),

Приложение

видеоролики Приложение

тесты для учащихся

(

3,4),

(

,

,

Приложение

карточки с юридическими терминами Конвенция ребенок

(

5),

,

право

Приложение

словари Ожегова карточки с основными правами детей

(

6),

,

4,

Приложение

магнитная доска листки формата А

маркеры разных цветов

(

,

,

),

.

красный желтый черный ручки

.

Ход занятия

I.

.

Организационный момент

:

Учитель

-

,

Перед тем как начать занятие я предлагаю на листке написать свои имена так как

,

.

вы хотели бы чтобы к вам обращались сегодня ваши одноклассники и я

(Детям

выдаются

заранее

заготовленные

листы

формата

А4,

сложенные

в

форме

треугольной призмы для написания своих имен. У каждого на столе маркеры разных цветов, в

зависимости от того каким цветом ребенок напишет свое имя, учитель может понять

готовность ребенка сотрудничать во время занятия. Учитель также делает карточку со

своим именем.)

II.

.

Формулирование темы и цели занятия

-

.

А сейчас внимание на экран

Просмотр видеороликов. (Приложение 2_1, Приложение 2_2)

-

,

,

?

Мы просмотрели несколько сюжетов что по вашему мнению их объединяет

Свои

.

ответы подтвердите

( Ответы детей: нарушение прав ребенка.)

Учитель подводит к тому, чтобы дети сами назвали тему занятия.

-

,

?

?

Как вы считаете часто ли в жизни возникают такие ситуации Почему

( Ответы детей, вывод учителя: не все знают о своих правах, о том как их защитить, а так же о том, что

уважая свои права надо уважать права другого.)

-

,

,

.

Я не сомневаюсь что вы догадались о чем сегодня пойдет речь на нашем занятии

( Дети называют предполагаемую тему. Учитель открывает, заранее написанную на доске, тему « Права

ребенка.»)

-

,

.

Как мы увидели из сюжетов права детей нарушаются И зачастую это происходит от

.

незнания или не желания соблюдать права детей

( Учитель предлагает детям найти в словаре Ожегова значение слов: «право, ребенок» На доске

вывешиваются карточки с этими словами.(Приложение 5)

-

,

?

Знаете ли вы в каком документе закреплены права детей

( Учитель показывает слайд №1 (Приложение 1) с названием документа и рассказывает о его создании )

-

,

Все основные права ребенка записаны в документе

Конвенция о правах ребенка

20

1989 .

принятой Организацией Объединенных Наций

ноября

г Дети нуждаются в

.

особом внимании и защите со стороны государства Конвенция

это международное

.

соглашение

В нем государства

дают

обязательство соблюдать

права

каждого

.

,

ребенка

И наша страна

тоже подписалась

под этим документом а значит

.

1993

пообещала всему миру заботиться о своих малолетних гражданах

К

году

174

.

Конвенцию ратифицировали

государства

участника ООН В Европе нет ни

,

.

одного

государства

которое

бы

не

присоединилось

к

данной

Конвенции

Ратификация Конвенции накладывает огромную социальную ответственность на

(

)

,

государства

правительства

в отношении жизни детей требует от них гарантии

.

создания соответствующих условий жизни семей с детьми

( слайд № 2 Приложение1)

-

«

18

».

Ребенок в Конвенции характеризуется как человек с момента рождения до

лет

,

,

Здесь же провозглашается что ребенок ввиду его физической и умственной

,

.

незрелости нуждается в специальной охране и заботе

-

.

Предлагаю посмотреть в словаре значение слова Конвенция

( на доске вывешивается карточка с этим словом (Приложение 5)

III

.

.

Беседа о правах ребенка

-

,

?

Как вы думаете какие права детей могут быть закреплены в этом документе

(Ответы детей)

-

,

Давайте посмотрим какие же права на самом деле закреплены в Конвенции о

.

правах ребенка

( Демонстрация слайдов Конвенции (Приложение1) с комментарием учителя)

Слайд №3

Главное право каждого человека

право на жизнь

.

Маленький человек тоже имеет

.

,

это

право

Нужно

ли

заботиться

о

детях

детях

инвалидах

и других

?

,

неполноценных детях

В древности существовало государство Спарта

которая

,

,

славилась своими непобедимыми выносливыми и сильными воинами здоровыми и

.

?

неустрашимыми Но как относились спартанцы к своим гражданам

Как только

,

:

,

,

рождался мальчик его осматривали и решали если крепкий здоровый

пусть живет

,

.

,

а если слабый больной

скидывали со скалы А ведь слабый ребенок если будет

,

;

-

тренироваться

может

вырасти

сильным и

ловким

он

может

стать

ученым

,

.

изобретателем или талантливым художником мудрым врачом или полководцем

,

Просто больного надо лечить слабому

помогать

,

В конвенции говорится что каждый имеет

право на имя

.

У каждого человека есть

.

имя Семья новорожденного дает ему

,

фамилию

,

придумывает имя и эти сведения

.

записываются в специальный документ

свидетельство о рождении Там же пишут

,

.

дату место рождения и кто его родители Это первый документ ребенка и он есть у

.

каждого свидетельство о рождении говорит не только о факте появления на свет

,

,

нового человека но и о том что он является

гражданином страны

,

которая обязана

.

,

заботиться о его благополучии Конвенция подчеркивает что родители

первыми

.

.

несут ответственность за вас Они берегут и защищают вас

Каждый ребенок в России имеет

.

право на бесплатное образование

В конвенции записано и

право на отдых

.

и это не пустяки Ведь в некоторых странах

,

.

дети вынуждены работать

помогать родителям содержать семью

( Слайд № 4)

,

,

Ребенок

как

и

всякий

человек

имеет

,

право

на

личную жизнь

тайну

корреспонденции

.

,

,

Он сам может выбирать себе друзей слушать ту музыку которая

.

,

,

,

ему нравится Конечно это не значит что родителям должно быть безразлично с кем

,

:

ты дружишь где бываешь

К мнению взрослого стоит прислушиваться ведь у него

,

,

-

,

-

большой жизненный опыт он может многому научить что то посоветовать в чем то

.

помочь разобраться

Ребенок имеет

право на собственное мнение

.

,

Он может думать совсем не так как

,

,

,

,

взрослый и все что думает высказать вслух написать и даже напечатать в газете или

.

журнале

,

,

.

,

,

Для счастья нужно многое но прежде всего

мир К сожалению в настоящее время

:

,

некоторые страны продолжают вести войны гибнут дети страдают от голода и

,

,

,

нищеты теряют родителей и жилище

В конвенции записано что все страны чьи

,

,

правительства

подписали

это

соглашение

предоставляют

убежище

ребенку

.

,

который вынужден бежать от войны Если ребенок бежал один необходимо помочь

.

ему разыскать семью Ведь каждый имеет право на безопасность и счастье

право на

.

защиту со стороны государства от всех форм насилия

(Учитель раздает карточки с основными правами детей (Приложение 6).

(Завершая работу над этой частью занятия, необходимо поставить перед обучающимися вопрос

«Зачем надо изучать права ребенка?». Выслушав ответы детей

учитель показывает слайд № 5

Приложения1, зачитывая написанное: )

,

Чем больше людей будут знать о правах ребенка и стараться жить по принципам

,

,

которые содержат в себе эти права тем больше вероятность что права ребенка и

».

правда будут соблюдаться всеми во всем мире

IV

.

.

Практическая работа

Учитель предлагает еще раз посмотреть ролики (Приложение №2) и назвать какое право было нарушено.

Учащиеся высказывают свое мнение.

-

,

,

,

Все мы разные у нас разные вкусы неодинаковая внешность у каждого человека

-

,

.

,

есть что то свое что отличает его от остальных людей Все мы понимаем друг друга у

-

,

».

нас есть что то общее что нас объединяет

(Учитель подводит к пониманию, что это общее и есть права человека.)

-

.

,

Права человека есть у всех людей Права человека никто не дает человек получает

.

,

,

,

права от рождения Все мы люди и мы все равны а значит у нас всех одинаковые

.

,

,

равные права

Но как любой гражданин мы имеем права и обязанности и несём

юридическую ответственность за свои поступки перед другими людьми и

.

государством

V

.

.

Тестовая работа

Учитель раздает детям тесты (Приложение 3) с которыми они работают 5 минут. Проверка тестов проходит

совместно с учителем с использованием компьютера. (Приложение 4) Запускается презентация в

приложении MS Power Point (версия не ниже 2003). Иконки ответов на вопросы кликабельны – при нажатии

на правильный ответ воспроизводится звуковой файл «tush1.mp3».

VI

.

.

Подведение итогов занятия

В конце занятия следует предоставить обучающимся возможность высказать свое мнение о

важности и полезности полученных знаний, что нового они узнали, пригодятся ли им в

дальнейшем эти знания.

Учитель обращает внимание обучающихся на то, что, высказывая свое отношение к тому, что

происходило на уроке, они реализуют свое право на свободу слова и выражение собственного

мнения.

-

Сейчас я предлагаю Вам реализовать свое право на свободу слова и выражение

,

: «

,

собственного мнения отвечая на вопрос

Пригодятся ли вам в жизни знания

?

».

полученные на сегодняшнем занятии Ответы подтвердите

Приложение 3

.

Тест

1.

?

В каком международном документе закреплены права детей

)

.

а Конституция

)

.

б Конвенция

)

.

в Гражданский кодекс

2.

,

?

Когда был принят документ закрепляющий права детей

) 20

1989 .

а

ноября

г

) 12

1993

.

б

декабря

г

) 10

1992

.

в

июля

г

3.

?

Какой организацией была принята Конвенция о правах детей

)

а ООН

)

.

б Президентом РФ

)

.

в Министерством образования РФ

4.

?

С какого возраста ребенок может пользоваться своими правами

)

14

.

а

с

лет

)

.

б

с рождения

)

18

.

в

с

лет

5.

,

Какие обязательства берут на себя государства

.

присоединившиеся к Конвенции

)

.

а

Защищать и заботиться о детях

)

.

б

Предоставлять детям жилье

)

.

в

Обеспечить бесплатный проезд в городском транспорте

Приложение 5

Приложение 6

,

«

Основные права ребенка закрепленные в Конвенции о правах

»

ребенка

.

Право на жизнь и заботу со стороны государства

,

.

Право на получении имени фамилии и гражданства

.

Право на получение образование

,

,

Право на личную семейную жизнь тайну корреспонденции и

.

неприкосновенность жилища

.

Право выражать собственное мнение

Право на защиту со стороны государства от всех форм

.

насилия



В раздел образования