Автор: Сичинава Лариса Эдуардовна
Должность: Учитель
Учебное заведение: МБОУ " С(К)СОШИ №15
Населённый пункт: город Чусовой Пермский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Внеурочное занятие "Права ребенка"
Раздел: полное образование
Краевой конкурс методических разработок
в сфере гражданского образования и избирательного права
среди педагогов общеобразовательных учреждений
Пермского края
МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-
интернат VIII вида»
618206 г Чусовой Пермский край ул. Переездная, д. 14
«Права ребенка»
Чусовой
2010
Сичинава Лариса Эдуардовна
Учитель обществознания
МС(К)ОУ «С(К)ОШИ VIII»
618206 г.Чусовой, ул Переездная
14
тел. (8- 950)-456-87-18
.
Внеурочное занятие по праву
:
Цели
закрепление знаний о правовом статусе ребенка и формирование
правовой компетентности подростков в части защиты основных прав и
,
;
свобод закрепленных в Конвенции
формирование уважительного отношения школьников к правам и
,
,
;
свободам человека международным документам обеспечивающих их
,
,
развитие у школьников умения выделять главное сравнивать и обобщать
;
логически излагать свои мысли
.
развитие познавательного интереса школьников в области права
:
Оборудование урока
,
,
,
,
Ноутбук проектор экран текст Конвенции о правах ребенка презентация
(
1),
(
2),
Приложение
видеоролики Приложение
тесты для учащихся
(
3,4),
(
,
,
Приложение
карточки с юридическими терминами Конвенция ребенок
(
5),
,
право
Приложение
словари Ожегова карточки с основными правами детей
(
6),
,
4,
Приложение
магнитная доска листки формата А
маркеры разных цветов
(
,
,
),
.
красный желтый черный ручки
.
Ход занятия
I.
.
Организационный момент
:
Учитель
-
,
Перед тем как начать занятие я предлагаю на листке написать свои имена так как
,
.
вы хотели бы чтобы к вам обращались сегодня ваши одноклассники и я
(Детям
выдаются
заранее
заготовленные
листы
формата
А4,
сложенные
в
форме
треугольной призмы для написания своих имен. У каждого на столе маркеры разных цветов, в
зависимости от того каким цветом ребенок напишет свое имя, учитель может понять
готовность ребенка сотрудничать во время занятия. Учитель также делает карточку со
своим именем.)
II.
.
Формулирование темы и цели занятия
-
.
А сейчас внимание на экран
Просмотр видеороликов. (Приложение 2_1, Приложение 2_2)
-
,
,
?
Мы просмотрели несколько сюжетов что по вашему мнению их объединяет
Свои
.
ответы подтвердите
( Ответы детей: нарушение прав ребенка.)
Учитель подводит к тому, чтобы дети сами назвали тему занятия.
-
,
?
?
Как вы считаете часто ли в жизни возникают такие ситуации Почему
( Ответы детей, вывод учителя: не все знают о своих правах, о том как их защитить, а так же о том, что
уважая свои права надо уважать права другого.)
-
,
,
.
Я не сомневаюсь что вы догадались о чем сегодня пойдет речь на нашем занятии
( Дети называют предполагаемую тему. Учитель открывает, заранее написанную на доске, тему « Права
ребенка.»)
-
,
.
Как мы увидели из сюжетов права детей нарушаются И зачастую это происходит от
.
незнания или не желания соблюдать права детей
( Учитель предлагает детям найти в словаре Ожегова значение слов: «право, ребенок» На доске
вывешиваются карточки с этими словами.(Приложение 5)
-
,
?
Знаете ли вы в каком документе закреплены права детей
( Учитель показывает слайд №1 (Приложение 1) с названием документа и рассказывает о его создании )
-
–
,
Все основные права ребенка записаны в документе
Конвенция о правах ребенка
20
1989 .
принятой Организацией Объединенных Наций
ноября
г Дети нуждаются в
.
–
особом внимании и защите со стороны государства Конвенция
это международное
.
соглашение
В нем государства
дают
обязательство соблюдать
права
каждого
.
,
–
ребенка
И наша страна
тоже подписалась
под этим документом а значит
.
1993
пообещала всему миру заботиться о своих малолетних гражданах
К
году
174
—
.
Конвенцию ратифицировали
государства
участника ООН В Европе нет ни
,
.
одного
государства
которое
бы
не
присоединилось
к
данной
Конвенции
Ратификация Конвенции накладывает огромную социальную ответственность на
(
)
,
государства
правительства
в отношении жизни детей требует от них гарантии
.
создания соответствующих условий жизни семей с детьми
( слайд № 2 Приложение1)
-
«
18
».
Ребенок в Конвенции характеризуется как человек с момента рождения до
лет
,
,
Здесь же провозглашается что ребенок ввиду его физической и умственной
,
.
незрелости нуждается в специальной охране и заботе
-
.
Предлагаю посмотреть в словаре значение слова Конвенция
( на доске вывешивается карточка с этим словом (Приложение 5)
III
.
.
Беседа о правах ребенка
-
,
?
Как вы думаете какие права детей могут быть закреплены в этом документе
(Ответы детей)
-
,
Давайте посмотрим какие же права на самом деле закреплены в Конвенции о
.
правах ребенка
( Демонстрация слайдов Конвенции (Приложение1) с комментарием учителя)
Слайд №3
–
Главное право каждого человека
право на жизнь
.
Маленький человек тоже имеет
.
,
–
это
право
Нужно
ли
заботиться
о
детях
детях
инвалидах
и других
?
,
неполноценных детях
В древности существовало государство Спарта
которая
,
,
славилась своими непобедимыми выносливыми и сильными воинами здоровыми и
.
?
неустрашимыми Но как относились спартанцы к своим гражданам
Как только
,
:
,
–
,
рождался мальчик его осматривали и решали если крепкий здоровый
пусть живет
,
–
.
,
а если слабый больной
скидывали со скалы А ведь слабый ребенок если будет
,
;
-
тренироваться
может
вырасти
сильным и
ловким
он
может
стать
ученым
,
.
изобретателем или талантливым художником мудрым врачом или полководцем
,
–
…
Просто больного надо лечить слабому
помогать
,
В конвенции говорится что каждый имеет
право на имя
.
У каждого человека есть
.
имя Семья новорожденного дает ему
,
фамилию
,
придумывает имя и эти сведения
–
.
записываются в специальный документ
свидетельство о рождении Там же пишут
,
.
дату место рождения и кто его родители Это первый документ ребенка и он есть у
.
каждого свидетельство о рождении говорит не только о факте появления на свет
,
,
нового человека но и о том что он является
гражданином страны
,
которая обязана
.
,
–
заботиться о его благополучии Конвенция подчеркивает что родители
первыми
.
.
несут ответственность за вас Они берегут и защищают вас
Каждый ребенок в России имеет
.
право на бесплатное образование
В конвенции записано и
право на отдых
–
.
и это не пустяки Ведь в некоторых странах
,
.
дети вынуждены работать
помогать родителям содержать семью
( Слайд № 4)
,
,
Ребенок
как
и
всякий
человек
имеет
,
право
на
личную жизнь
тайну
корреспонденции
.
,
,
Он сам может выбирать себе друзей слушать ту музыку которая
.
,
,
,
ему нравится Конечно это не значит что родителям должно быть безразлично с кем
,
…
:
ты дружишь где бываешь
К мнению взрослого стоит прислушиваться ведь у него
,
,
-
,
-
большой жизненный опыт он может многому научить что то посоветовать в чем то
.
помочь разобраться
Ребенок имеет
право на собственное мнение
.
,
Он может думать совсем не так как
,
,
,
,
взрослый и все что думает высказать вслух написать и даже напечатать в газете или
.
журнале
,
,
–
.
,
,
Для счастья нужно многое но прежде всего
мир К сожалению в настоящее время
:
,
некоторые страны продолжают вести войны гибнут дети страдают от голода и
,
…
,
,
нищеты теряют родителей и жилище
В конвенции записано что все страны чьи
,
,
правительства
подписали
это
соглашение
предоставляют
убежище
ребенку
.
,
который вынужден бежать от войны Если ребенок бежал один необходимо помочь
.
–
ему разыскать семью Ведь каждый имеет право на безопасность и счастье
право на
.
защиту со стороны государства от всех форм насилия
(Учитель раздает карточки с основными правами детей (Приложение 6).
(Завершая работу над этой частью занятия, необходимо поставить перед обучающимися вопрос
«Зачем надо изучать права ребенка?». Выслушав ответы детей
учитель показывает слайд № 5
Приложения1, зачитывая написанное: )
-«
,
Чем больше людей будут знать о правах ребенка и стараться жить по принципам
,
,
которые содержат в себе эти права тем больше вероятность что права ребенка и
».
правда будут соблюдаться всеми во всем мире
IV
.
.
Практическая работа
Учитель предлагает еще раз посмотреть ролики (Приложение №2) и назвать какое право было нарушено.
Учащиеся высказывают свое мнение.
-
,
,
,
Все мы разные у нас разные вкусы неодинаковая внешность у каждого человека
-
,
.
,
есть что то свое что отличает его от остальных людей Все мы понимаем друг друга у
-
,
».
нас есть что то общее что нас объединяет
(Учитель подводит к пониманию, что это общее и есть права человека.)
-
.
,
Права человека есть у всех людей Права человека никто не дает человек получает
.
,
,
,
права от рождения Все мы люди и мы все равны а значит у нас всех одинаковые
.
,
,
равные права
Но как любой гражданин мы имеем права и обязанности и несём
юридическую ответственность за свои поступки перед другими людьми и
.
государством
V
.
.
Тестовая работа
Учитель раздает детям тесты (Приложение 3) с которыми они работают 5 минут. Проверка тестов проходит
совместно с учителем с использованием компьютера. (Приложение 4) Запускается презентация в
приложении MS Power Point (версия не ниже 2003). Иконки ответов на вопросы кликабельны – при нажатии
на правильный ответ воспроизводится звуковой файл «tush1.mp3».
VI
.
.
Подведение итогов занятия
В конце занятия следует предоставить обучающимся возможность высказать свое мнение о
важности и полезности полученных знаний, что нового они узнали, пригодятся ли им в
дальнейшем эти знания.
Учитель обращает внимание обучающихся на то, что, высказывая свое отношение к тому, что
происходило на уроке, они реализуют свое право на свободу слова и выражение собственного
мнения.
-
Сейчас я предлагаю Вам реализовать свое право на свободу слова и выражение
,
: «
,
собственного мнения отвечая на вопрос
Пригодятся ли вам в жизни знания
?
».
полученные на сегодняшнем занятии Ответы подтвердите
Приложение 3
.
Тест
1.
?
В каком международном документе закреплены права детей
)
.
а Конституция
)
.
б Конвенция
)
.
в Гражданский кодекс
2.
,
?
Когда был принят документ закрепляющий права детей
) 20
1989 .
а
ноября
г
) 12
1993
.
б
декабря
г
) 10
1992
.
в
июля
г
3.
?
Какой организацией была принята Конвенция о правах детей
)
а ООН
)
.
б Президентом РФ
)
.
в Министерством образования РФ
4.
?
С какого возраста ребенок может пользоваться своими правами
)
14
.
а
с
лет
)
.
б
с рождения
)
18
.
в
с
лет
5.
,
Какие обязательства берут на себя государства
.
присоединившиеся к Конвенции
)
.
а
Защищать и заботиться о детях
)
.
б
Предоставлять детям жилье
)
.
в
Обеспечить бесплатный проезд в городском транспорте
Приложение 5
Приложение 6
,
«
Основные права ребенка закрепленные в Конвенции о правах
»
ребенка
.
Право на жизнь и заботу со стороны государства
,
.
Право на получении имени фамилии и гражданства
.
Право на получение образование
,
,
Право на личную семейную жизнь тайну корреспонденции и
.
неприкосновенность жилища
.
Право выражать собственное мнение
Право на защиту со стороны государства от всех форм
.
насилия