Напоминание

«Способности на кончиках пальцев»


Автор: Иванова Елена Трофимовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №58
Населённый пункт: Удмуртская республика, г. Ижевск
Наименование материала: Статья
Тема: «Способности на кончиках пальцев»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Способности на кончиках пальцев»

«Истоки способностей и дарований детей –

на кончиках их пальцев»

В.А.Сухомлинский

Сложно

не

согласиться

с

таким

утверждением

великого

педагога

В.А.Сухомлинского. Когда смотришь на ручки своих детей, редко думаешь о том,

сколько зависит от этих пальчиков. Переоценить важность и полезность пальчиковых

игр невозможно. Влияние ручных действий на развитие мозга человека было известно

ещё во II веке до н.э в Китае. Пальцы наделены большим количеством рецепторов,

посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Даже самое

элементарное поглаживание руки малыша уже даёт свои результаты. На кистях рук

расположено множество активных точек, массируя которые можно воздействовать на

организм.

Ещё наши прапрабабушки наверняка догадывались о пользе подобных игр. Ведь

хорошо знакомые нам «Ладушки», «Сорока-ворона» и им подобные народные игры-

потешки – не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж активных

точек, стимуляция мышления и речи, весёлое общение мамы и ребёнка, заряд

положительных эмоций. Такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы!

Уровень

развития

речи

находится

в

прямой

зависимости

от

степени

сформированности тонких движений рук, которые способствуют развитию внимания,

мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия.

Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого (другого ребёнка), хлопает

его по руке или загибает пальцы партнёра по игре, важны для формирования чувства

уверенности в себе у ребёнка.

Игры с пальчиками побуждают малышей к творчеству, если ребёнок придумывает

свои движения к тексту, хвалите его и демонстрируйте достижения другим. Вот

несколько простых советов:

Пальчиковые игры целесообразно начинать с самых простых упражнений, таких

как «Посолим суп», «Птички клюют зёрнышки» (собранными в щепоть пальцами

имитируем названное движение). В качестве словесного сопровождения пальчиковых

игр предпочтительны малые фольклорные формы (потешки, стихи, считалки). Ребёнок

выполняет движения пальцами согласно тексту стихотворения сначала по образцу,

затем – самостоятельно

1.

Упражнение

«Кулак

ребро

ладонь»

используется

для

развития

межполушарных связей.

2.

С детьми постарше можно поиграть в игру «Раз, два, три, пальчики покажи!»

Ребёнок убирает руки за спину. Взрослый просит показать на каждой руке

определённое количество пальцев. Малыш выполняет задание за спиной и

протягивает руки вперёд. В подобных играх (если не предусмотрено участие

обеих игр), все упражнения выполняются сначала одной рукой, затем – другой и

только потом – одновременно двумя руками.

3.

застёгивание и расстегивание пуговиц, молний, липучек, разнообразные

матрёшки, вкладыши, пазлы, игры - шнуровки, мелкий конструктор также

очень эффективно развивают мелкую моторику.

4.

Существует также множество игр – упражнений для развития мелкой моторики

с использованием различных предметов: палочек, спичек, верёвочек, камешков,

бумаги, пуговиц. Например, предложите ребёнку выложить из пуговиц силуэт

бабочки, домика, машины.

Родителю, заинтересованному в развитии своего малыша, не составит труда найти

тексты пальчиковых игр. Стоит упомянуть и то, что любой детский стих можно

изобразить при помощи пальцев. Для этого подключайте своё воображение. И если вы

будете заниматься с ребёнком пальчиковыми играми и упражнениями регулярно, то

вскоре его пальчики будут ловкими и подвижными, а движения станут точными и

слаженными. Но самое главное они подарят ребёнку ваше тепло и заботу. Ведь когда

вы занимаетесь пальчиковыми играми, находитесь вместе с ребёнком, дарите ему

частичку себя. Этого вполне достаточно, чтобы игры и упражнения с пальчиками

уверенно обосновались в вашем с малышом досуге.

Рубрика вместе с детьми

Пальчиковые игры

Клён

Ветер тихо клён качает, (пальчики растопырены и тянутся вверх)

Вправо, влево наклоняет: (качаем ладошками вправо-влево)

Раз — наклон и два — наклон, (наклоняем влево — вправо ладошки низко-низко)

Зашумел листвою клён. (пошевелить пальчиками)

Кораблик

По реке плывёт кораблик,

Он плывёт издалека, (сложить руки лодочкой и делать волнообразные движения)

На кораблике четыре

Очень храбрых моряка. (показываем поднятые вверх 4 пальца)

У них ушки на макушке, (поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми

ладонями)

У них длинные хвосты, (приставляем руку к пояснице, изображаем движения

хвостиком)

Но страшны им только кошки,

Только кошки и коты. (обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и

шипим)

Торт

Тесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики)

Сладкий тортик испечем. (как будто мнем тесто)

Серединку смажем джемом, (круговые движения ладошками по столу)

А верхушку — сладким кремом (круговые движения ладошками друг об друга)

И кокосовою крошкой

Мы присыплем торт немножко (сыплем "крошку" пальчиками обеих рук)

А потом заварим чай —

В гости друга приглашай! (одна рука пожимает другую)

Зайка

Зайка по лесу скакал, (пальчики "скачут" по столу)

Зайка корм себе искал. (пальчиками обеих рук поочерёдно перебираем по столу)

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись, как стрелки, ушки. (изображаем ушки ручками)

Шорох тихий раздается:

Кто-то по лесу крадется. (пальчики медленно идут по столу)

Заяц путает следы,

Убегает от беды. (пальчики быстро-быстро бегают по кругу на столе)

Весёлых вам занятий и хорошего настроения!

Статью подготовила

воспитатель Е.Т. Иванова

г. Ижевск, 2022 г.



В раздел образования