Автор: Логунова Ирина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ №2
Населённый пункт: город Острогожск Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: "Комплексное изучение родного края младшими школьниками с применением проектно-исследовательской технологии"
Раздел: начальное образование
Комплексное изучение родного края младшими школьниками с
применением проектно-исследовательской технологии
Хоть иных городов нам не счесть,
Острогожск, хорошо, что ты есть.
……………………………………
Нет дороже и краше земли,
Где мы вместе с тобою росли…
Галина Лукьяненко
Одна
из
важных
целей
МОУ
СОШ
№2
г.
Острогожска
учебно-
воспитательного процесса - становление и развитие качеств личности ребёнка
на
основе
нравственных
ценностей
и
исторического
опыта
России
через
деятельностные отношения ко всему окружающему, а также воспитание любви
к природе, Родине, семье.
Поэтому интерес к своей малой родине, природе, её историческому и
культурному наследию неуклонно растёт.
Проектно-исследовательская
технология
в
учебно-воспитательном
процессе
помогла
выявить
и
развивать
в
дальнейшем
интеллектуальную,
творческую,
волевую,
нравственную,
эмоциональную
и
другие
сферы
учащихся.
Тема проекта: «Край родной, навек любимый,
Где найдёшь ещё такой!»
Данная тема проекта использовалась как с целью выявления развития
одарённости учащихся, так и с целью комплексного изучения родного края, его
исторического прошлого и настоящего, его природы, и культуры.
Распределившись по группам (5-6 человек), ребята работали с огромным
интересом.
Задание
каждому
четверокласснику
предлагалось
с
учётом
его
индивидуальных способностей и пожеланий, поэтому положительный результат
«исследований»
зачастую
был
предсказуем.
Малоактивным,
пассивным
в
учебном процессе учащимся нашлось в группе посильное задание, которое они
с интересом выполняли.
Справиться
с
волнением
во
время
защиты
проекта
удалось
и
стеснительным детям, потому что им хотелось скорее поделиться собственным
выводом или маленьким открытием.
Младшие школьники учились выражать свои мысли, смело высказывать и
отстаивать
собственную
точку
зрения.
Необходимую
информацию
для
исследовательской
работы
четвероклассники
научились
самостоятельно
находить городской, школьной и взрослой библиотеках, в краеведческом музее,
на
предприятиях
города,
в
различных
учебных
заведениях
и
даже
в
сети
Интернет (с помощью родителей).
Ученики приобрели умение работать с художественной, исторической и
справочной литературой, с экспонатами краеведческого и школьного музея.
Известно,
что
одним
из
ведущих
видов
деятельности
младших
школьников является игра. Учитывая этот факт, ребятам предлагалось играть с
пользой. Учащиеся Лахина А., Пищугина Е. и Рогачёва Д. составили вопросы
для игры «Звёздный час», содержащие информацию об истории нашего города.
Вот некоторые:
1)
В каком году образовался город - крепость Острогожск?
А) 1650г. Б) 1652г. В) 1562г.
2) Кто из русских царей издал указ о строительстве Острогожска?
А) Алексей Михайлович Б) Пётр Великий В) Иван Грозный
3) С кем Пётр Великий встречался на Острогожской земле?
Б) с С.Разиным В) с турецким послом А) с И. Мазепой
Данная игра проводилась на заключительном этапе в изучении истории
создания города и дальнейшего его развития. Участники, получая всё новую
звезду,
сияли
от
радости
познания,
а
также
незаметно
для
себя
учились
трепетно относиться к культурному и историческому наследию своего края.
Расширить кругозор и пополнить словарный запас школьников помогли
кроссворды, загадки, викторины и ребусы, которые дети придумывали сами.
Учащиеся Гладенко Е. и Акованцев Д. составили кроссворд «Гордость земли
Острогожской», содержащий такие вопросы:
1) Кто из поэтов-земляков написал эти строки:
«Это от Берлина до Москвы далеко,
А от Москвы до Берлина близко»? (В. Кубанёв)
2) С именем, какого известного детского поэта связана история нашего города?
(С именем С. Я. Маршака)
3)
Назовите
автора
картин
«Неутешное
горе»,
«Незнакомка»
и
др.
(И.Н.Крамской)
Незаметно для самих учащихся, у детей постепенно сформировался
неподдельный интерес к изучению истории, природы и культуры родного края,
любовь к нему, сформировалось чувство патриотизма, гордости за великие
достижения своих предков-земляков.
Задания
для
исследования
предлагались
с
учётом
психологических,
возрастных
особенностей
и
пожеланий
самих
учащихся.
Доказано,
что
у
учащихся начальных классов преобладает конкретно-образное мышление, а
также они успешнее понимают и запоминают, когда нарисуют или изготовят
что-либо
своими
руками.
Поэтому, повышенную
творческую
активность
школьники
старались
проявить
на
уроках
технологии
и
изобразительного
искусства. Ребята с помощью родителей изготовили макет старинного города-
крепости Острогожска. Все ученики внёсли свою посильный вклад в эту работу.
Каждой отдельной группе была отведена определённая роль в «строительстве»,
с
учётом
выше
описанных
факторов.
Школьники
с
большим
энтузиазмом
«рубили»
жилые
дома,
«сооружали»
стены
крепости,
«строили»
башни,
«возводили» храм, «озеленяли» улицы древнего града. Учитель с родителями
корректировали и направляли деятельность маленьких строителей.
Во время работы ребята с гордостью вспоминали о встрече Петра Великого
с украинским гетманом Мазепой, состоявшейся 16 сентября 1696г., на месте
которой по улице Освобождения был установлен памятный камень.
Заглянуть в далёкое прошлое Острогожска, изучить историю названий
улиц города помогли экспонаты краеведческого музея имени И.Н.Крамского,
книги о родном городе.
С
большим
интересом
дети,
«окунулись»
в
воды
речки
Тихая
Сосна.
Каково же было удивление не только учеников, но и родителей, и учителей
нашей школы, когда дети сообщили о массе рыбы, выловленной в нашей реке в
1924 году. Вот какую запись о том осётре нашли ребята в книге рекордов
Гиннеса: «Самую ценную рыбу выловили в России – 80 лет назад в реке Тихая
Сосна. Это был осётр весом 1 227 кг. Находившиеся в его утробе 245 кг
первоклассной
икры
стоили
бы
сегодня
289
тысяч
долларов».
Приятно
удивлённая
результатом
исследований
о
давно
знакомой
и
родной
речке,
Цукарева Маша написала свои первые в жизни стихи:
Люблю я летом загорать,
Купаться, плавать и нырять.
На речке с мамой и отцом
Прекрасно время проведём.
Лишь только утро настаёт,
Берём Натуську - и в поход.
С собой захватим бадминтон,
На пляже пригодится он.
А речка – Тихая Сосна.
Мне очень нравится она!
(Натуська – сестра Маши)
В творческих сочинениях ребята размышляли о настоящем, мечтали о
будущем родного края и признавались ему в любви. Семёнова В. пишет:
«Я
учусь
в
школе,
коридоры,
которой
слышали
тихие
шаги
юных
гимназисток
прошлого века и стоны раненых солдат военного госпиталя.
Читаю стихи Маршака, и чувство гордости переполняет меня. Ведь он тоже
жил в моём любимом городе».
А вот рассуждения Домбровской В.:
«Я
живу
в
старинном
русском
городке
с
загадочным
и
странным
названием Острогожск. Люблю ли я свой город? Очень! Это моя малая родина,
здесь я родилась, здесь прожила почти одиннадцать лет. Мой город - это
тихие яблочные сады по весне, милые берёзки, как снегом заметённые черёмухи
и убранные ягодами раскидистые рябины; это синие колокольчики и пушистые
георгины, что цветут на клумбах у скромных домов; это снеговые сугробы и
кружевные занавеси на зимних окнах; это весеннее цветение и весёлая радуга
над скромной речушкой с чудесным названием Тихая Сосна».
Такие
тёплые
строчки
девочки
посвятили,
как
благодарность
за
литературный дар, оставленный будущим поколениям литераторами-земляками
В . К у б а н ё в ы м , Н.В.Станкевичем,
К.Ф.Рылеевым
С . Я . М а р ш а ко м ,
П.Н.Прудковским, Т.К.Журавлёвой, Г.Н.Троепольским местными поэтами Н.Т.
Чухлебовой, Г.И.Лукьяненко, писателем Я.Ф.Кравченко, и др.
Ребята познакомились с особенностями местного фольклора с частушками,
песнями, шутками-прибаутками, играми, о которых им поведали острогожские
старожилы.
Знакомство с местными деятелями искусства вызвало чувство гордости за
наш край. С экскурсиями мы посетили известные памятники архитектуры,
истории, литературы. Светлые воспоминания у детей остались от посещения
Домика-музея
художника
И.Н.Крамского,
известного
всему
миру
своими
произведениями.
Живой отклик. Живой интерес
Побывав в самых отдалённых живописных уголках нашего города, мы
любовались
ими,
а
также
учились
видеть
и
ценить
первозданную
красоту
природы, её чудеса, слушать и слышать неподражаемые звуки, различать пение
птиц, замечать особенности флоры и фауны родного края.
Незаметно
для
самих
учащихся,
у
детей
постепенно
сформировался
неподдельный интерес к изучению истории, природы и культуры родного края,
любовь к нему, сформировалось чувство патриотизма, гордости за великие
достижения своих предков-земляков.
Использование ПИТ в учебно-воспитательном процессе уже на первых
ступенях
показало,
что
младшим
школьникам
не
только
нравится
предложенный вид деятельности, но им интересно работать в микрогруппах и
парах. Маленькие «исследователи» старались выполнить полученное задание
качественно
и
в
срок,
проявляли
высокую
ответственность,
творческие
способности и индивидуальные особенности. Следует заметить, что ребята не
только
практически
познакомились
с
новым
видом
деятельности,
но
и
значительно расширили свой кругозор, проявили творческую и познавательную
активность, значительно повысили уровень учебной мотивации.
Подводя
итоги
совместной
деятельности
можно
смело
заявить,
что
четвероклассники научились сообща находить необходимый материал, вместе
исследовать, не ссорясь спорить и доказывать, обрабатывать информацию, а на
заключительном этапе выступать в роли докладчика.
На мой взгляд, наиболее важное достижение проектно-исследовательской
деятельности – отсутствие «слабых», «сильных» и равнодушных участников
проекта, потому что каждый школьник получает возможность проявить себя.
Используемая литература:
1.
Л.А. Кучегура. «Этнокультурный компонент в структуре и содержании
начального образования», жур. «Начальная школа», №11, 2004г.
2.
Е.В.Смолкина.
«Исследовательская
деятельность
учащихся
как
средство реализации личности в общеобразовательном пространстве»,
жур. «Начальная школа», №2, 2007г.
3.
«Гуманизация
образовательного
процесса
в
системе
«Дошкольное
образовательное
учреждение
–
начальная
школа
–
средняя
школа»,
Воронеж 2006.