Напоминание

"Комплексное изучение родного края младшими школьниками с применением проектно-исследовательской технологии"


Автор: Логунова Ирина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ №2
Населённый пункт: город Острогожск Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: "Комплексное изучение родного края младшими школьниками с применением проектно-исследовательской технологии"
Раздел: начальное образование





Назад




Комплексное изучение родного края младшими школьниками с

применением проектно-исследовательской технологии

Хоть иных городов нам не счесть,

Острогожск, хорошо, что ты есть.

……………………………………

Нет дороже и краше земли,

Где мы вместе с тобою росли…

Галина Лукьяненко

Одна

из

важных

целей

МОУ

СОШ

№2

г.

Острогожска

учебно-

воспитательного процесса - становление и развитие качеств личности ребёнка

на

основе

нравственных

ценностей

и

исторического

опыта

России

через

деятельностные отношения ко всему окружающему, а также воспитание любви

к природе, Родине, семье.

Поэтому интерес к своей малой родине, природе, её историческому и

культурному наследию неуклонно растёт.

Проектно-исследовательская

технология

в

учебно-воспитательном

процессе

помогла

выявить

и

развивать

в

дальнейшем

интеллектуальную,

творческую,

волевую,

нравственную,

эмоциональную

и

другие

сферы

учащихся.

Тема проекта: «Край родной, навек любимый,

Где найдёшь ещё такой!»

Данная тема проекта использовалась как с целью выявления развития

одарённости учащихся, так и с целью комплексного изучения родного края, его

исторического прошлого и настоящего, его природы, и культуры.

Распределившись по группам (5-6 человек), ребята работали с огромным

интересом.

Задание

каждому

четверокласснику

предлагалось

с

учётом

его

индивидуальных способностей и пожеланий, поэтому положительный результат

«исследований»

зачастую

был

предсказуем.

Малоактивным,

пассивным

в

учебном процессе учащимся нашлось в группе посильное задание, которое они

с интересом выполняли.

Справиться

с

волнением

во

время

защиты

проекта

удалось

и

стеснительным детям, потому что им хотелось скорее поделиться собственным

выводом или маленьким открытием.

Младшие школьники учились выражать свои мысли, смело высказывать и

отстаивать

собственную

точку

зрения.

Необходимую

информацию

для

исследовательской

работы

четвероклассники

научились

самостоятельно

находить городской, школьной и взрослой библиотеках, в краеведческом музее,

на

предприятиях

города,

в

различных

учебных

заведениях

и

даже

в

сети

Интернет (с помощью родителей).

Ученики приобрели умение работать с художественной, исторической и

справочной литературой, с экспонатами краеведческого и школьного музея.

Известно,

что

одним

из

ведущих

видов

деятельности

младших

школьников является игра. Учитывая этот факт, ребятам предлагалось играть с

пользой. Учащиеся Лахина А., Пищугина Е. и Рогачёва Д. составили вопросы

для игры «Звёздный час», содержащие информацию об истории нашего города.

Вот некоторые:

1)

В каком году образовался город - крепость Острогожск?

А) 1650г. Б) 1652г. В) 1562г.

2) Кто из русских царей издал указ о строительстве Острогожска?

А) Алексей Михайлович Б) Пётр Великий В) Иван Грозный

3) С кем Пётр Великий встречался на Острогожской земле?

Б) с С.Разиным В) с турецким послом А) с И. Мазепой

Данная игра проводилась на заключительном этапе в изучении истории

создания города и дальнейшего его развития. Участники, получая всё новую

звезду,

сияли

от

радости

познания,

а

также

незаметно

для

себя

учились

трепетно относиться к культурному и историческому наследию своего края.

Расширить кругозор и пополнить словарный запас школьников помогли

кроссворды, загадки, викторины и ребусы, которые дети придумывали сами.

Учащиеся Гладенко Е. и Акованцев Д. составили кроссворд «Гордость земли

Острогожской», содержащий такие вопросы:

1) Кто из поэтов-земляков написал эти строки:

«Это от Берлина до Москвы далеко,

А от Москвы до Берлина близко»? (В. Кубанёв)

2) С именем, какого известного детского поэта связана история нашего города?

(С именем С. Я. Маршака)

3)

Назовите

автора

картин

«Неутешное

горе»,

«Незнакомка»

и

др.

(И.Н.Крамской)

Незаметно для самих учащихся, у детей постепенно сформировался

неподдельный интерес к изучению истории, природы и культуры родного края,

любовь к нему, сформировалось чувство патриотизма, гордости за великие

достижения своих предков-земляков.

Задания

для

исследования

предлагались

с

учётом

психологических,

возрастных

особенностей

и

пожеланий

самих

учащихся.

Доказано,

что

у

учащихся начальных классов преобладает конкретно-образное мышление, а

также они успешнее понимают и запоминают, когда нарисуют или изготовят

что-либо

своими

руками.

Поэтому, повышенную

творческую

активность

школьники

старались

проявить

на

уроках

технологии

и

изобразительного

искусства. Ребята с помощью родителей изготовили макет старинного города-

крепости Острогожска. Все ученики внёсли свою посильный вклад в эту работу.

Каждой отдельной группе была отведена определённая роль в «строительстве»,

с

учётом

выше

описанных

факторов.

Школьники

с

большим

энтузиазмом

«рубили»

жилые

дома,

«сооружали»

стены

крепости,

«строили»

башни,

«возводили» храм, «озеленяли» улицы древнего града. Учитель с родителями

корректировали и направляли деятельность маленьких строителей.

Во время работы ребята с гордостью вспоминали о встрече Петра Великого

с украинским гетманом Мазепой, состоявшейся 16 сентября 1696г., на месте

которой по улице Освобождения был установлен памятный камень.

Заглянуть в далёкое прошлое Острогожска, изучить историю названий

улиц города помогли экспонаты краеведческого музея имени И.Н.Крамского,

книги о родном городе.

С

большим

интересом

дети,

«окунулись»

в

воды

речки

Тихая

Сосна.

Каково же было удивление не только учеников, но и родителей, и учителей

нашей школы, когда дети сообщили о массе рыбы, выловленной в нашей реке в

1924 году. Вот какую запись о том осётре нашли ребята в книге рекордов

Гиннеса: «Самую ценную рыбу выловили в России – 80 лет назад в реке Тихая

Сосна. Это был осётр весом 1 227 кг. Находившиеся в его утробе 245 кг

первоклассной

икры

стоили

бы

сегодня

289

тысяч

долларов».

Приятно

удивлённая

результатом

исследований

о

давно

знакомой

и

родной

речке,

Цукарева Маша написала свои первые в жизни стихи:

Люблю я летом загорать,

Купаться, плавать и нырять.

На речке с мамой и отцом

Прекрасно время проведём.

Лишь только утро настаёт,

Берём Натуську - и в поход.

С собой захватим бадминтон,

На пляже пригодится он.

А речка – Тихая Сосна.

Мне очень нравится она!

(Натуська – сестра Маши)

В творческих сочинениях ребята размышляли о настоящем, мечтали о

будущем родного края и признавались ему в любви. Семёнова В. пишет:

«Я

учусь

в

школе,

коридоры,

которой

слышали

тихие

шаги

юных

гимназисток

прошлого века и стоны раненых солдат военного госпиталя.

Читаю стихи Маршака, и чувство гордости переполняет меня. Ведь он тоже

жил в моём любимом городе».

А вот рассуждения Домбровской В.:

«Я

живу

в

старинном

русском

городке

с

загадочным

и

странным

названием Острогожск. Люблю ли я свой город? Очень! Это моя малая родина,

здесь я родилась, здесь прожила почти одиннадцать лет. Мой город - это

тихие яблочные сады по весне, милые берёзки, как снегом заметённые черёмухи

и убранные ягодами раскидистые рябины; это синие колокольчики и пушистые

георгины, что цветут на клумбах у скромных домов; это снеговые сугробы и

кружевные занавеси на зимних окнах; это весеннее цветение и весёлая радуга

над скромной речушкой с чудесным названием Тихая Сосна».

Такие

тёплые

строчки

девочки

посвятили,

как

благодарность

за

литературный дар, оставленный будущим поколениям литераторами-земляками

В . К у б а н ё в ы м , Н.В.Станкевичем,

К.Ф.Рылеевым

С . Я . М а р ш а ко м ,

П.Н.Прудковским, Т.К.Журавлёвой, Г.Н.Троепольским местными поэтами Н.Т.

Чухлебовой, Г.И.Лукьяненко, писателем Я.Ф.Кравченко, и др.

Ребята познакомились с особенностями местного фольклора с частушками,

песнями, шутками-прибаутками, играми, о которых им поведали острогожские

старожилы.

Знакомство с местными деятелями искусства вызвало чувство гордости за

наш край. С экскурсиями мы посетили известные памятники архитектуры,

истории, литературы. Светлые воспоминания у детей остались от посещения

Домика-музея

художника

И.Н.Крамского,

известного

всему

миру

своими

произведениями.

Живой отклик. Живой интерес

Побывав в самых отдалённых живописных уголках нашего города, мы

любовались

ими,

а

также

учились

видеть

и

ценить

первозданную

красоту

природы, её чудеса, слушать и слышать неподражаемые звуки, различать пение

птиц, замечать особенности флоры и фауны родного края.

Незаметно

для

самих

учащихся,

у

детей

постепенно

сформировался

неподдельный интерес к изучению истории, природы и культуры родного края,

любовь к нему, сформировалось чувство патриотизма, гордости за великие

достижения своих предков-земляков.

Использование ПИТ в учебно-воспитательном процессе уже на первых

ступенях

показало,

что

младшим

школьникам

не

только

нравится

предложенный вид деятельности, но им интересно работать в микрогруппах и

парах. Маленькие «исследователи» старались выполнить полученное задание

качественно

и

в

срок,

проявляли

высокую

ответственность,

творческие

способности и индивидуальные особенности. Следует заметить, что ребята не

только

практически

познакомились

с

новым

видом

деятельности,

но

и

значительно расширили свой кругозор, проявили творческую и познавательную

активность, значительно повысили уровень учебной мотивации.

Подводя

итоги

совместной

деятельности

можно

смело

заявить,

что

четвероклассники научились сообща находить необходимый материал, вместе

исследовать, не ссорясь спорить и доказывать, обрабатывать информацию, а на

заключительном этапе выступать в роли докладчика.

На мой взгляд, наиболее важное достижение проектно-исследовательской

деятельности – отсутствие «слабых», «сильных» и равнодушных участников

проекта, потому что каждый школьник получает возможность проявить себя.

Используемая литература:

1.

Л.А. Кучегура. «Этнокультурный компонент в структуре и содержании

начального образования», жур. «Начальная школа», №11, 2004г.

2.

Е.В.Смолкина.

«Исследовательская

деятельность

учащихся

как

средство реализации личности в общеобразовательном пространстве»,

жур. «Начальная школа», №2, 2007г.

3.

«Гуманизация

образовательного

процесса

в

системе

«Дошкольное

образовательное

учреждение

начальная

школа

средняя

школа»,

Воронеж 2006.



В раздел образования