Автор: Строкова Елена Витальевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №108"
Населённый пункт: г.Рязань
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Нетрадиционная техника рисования с детьми младшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 151»
Принято на заседании педагогического Совета
Утверждено приказом № ______
МБДОУ «Детский сад №151»
Заведующий МБДОУ
«____» ________________________ 2019 г.
«Детский сад № 151»
от «_____» _____________________ 2019 г.
__________________ Т. И. Оськина
Методическая разработка
«Нетрадиционная техника рисования с детьми
младшего дошкольного возраста»
подготовила
воспитатель Никитина С.А.
Рязань 2019г
Пояснительная записка
Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфиче-
ская для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего
мира и выражать свое отношение к увиденному. Ребенок, в процессе рисования
испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению,
огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития
знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практи-
ческой и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка со-
вершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный
вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя
определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в про-
странстве, чувство цвета.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него
самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, долж-
ны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые по-
могут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет
детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисова-
ние доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые воз-
можности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художе-
ственных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисо-
вание без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать
краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, ду-
мать, фантазировать.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной програм-
мы 2-3 года.
Направленность данной дополнительной программы: учить передавать об-
разную выразительность изображаемых предметов, развивать эстетическое вос-
приятие, развивать пространственное мышление, тактильную память, мелкую мо-
торику, вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту создавае-
мых работ, знакомство детей с нетрадиционными изобразительными технология-
ми.
Актуальность программы состоит в том, что знания не ограничиваются
рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов
2
рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисо-
вании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким об-
разом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и уме-
ния в различных ситуациях.
Именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием не-
традиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной
для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются
разные стороны развития ребенка.
Иногда дети очень огорчаются, если что-то не получается. Первые неудачи у
детей вызывают раздражение или разочарование. Как можно раскрепостить де-
тей, вселить в них уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что
они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса.
Таким образом, пришло решение составить программу «Весёлое рисование»,
которая не подменяет занятия по изобразительной деятельности детей по основ-
ной программе, а дополняет их в виде кружковой работы.
Новизна программы заключается в том, что в каждой технологии есть своя
гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельно-
го произведения, так и оригинальной частью шедевра. Но не всем детям дано вла-
деть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не
понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Следует предлагать де-
тям, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребенку
найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше разных способов само-
выражения. Ведь любая нетрадиционная изобразительная технология дает ребен-
ку возможность выбирать, думать, искать, пробовать и т.п.
Цель программы: Создание условий для развития творческих способностей
детей посредствам экспериментирования с материалами необходимыми для рабо-
ты в нетрадиционных техниках рисования.
Задачи программы:
1.
Создание условий для приобретения опыта рисования у детей:
правильно держать карандаш, кисть, не напрягая мышц и не сжи-
мая пальцы; добиваться свободного движения руки с карандашом
и кистью во время рисования.
2.
Создание условий для приобретения опыта самостоятельно нахо-
дить связь между предметами и явлениями окружающего мира и
их изображениями в рисунке.
3
3.
Познакомить детей с понятиями форма, цвет, величина, количе-
ство.
4.
Побуждать детей самостоятельно выбирать способы выражения
при создании выразительных образов, используя для этого освоен-
ные технические приемы.
5.
Вызвать желание к индивидуальной и совместной изобразитель-
ной творческой деятельности детей и воспитателя.
6.
Вовлекать детей в диалог в процессе создания коллективных и ин-
дивидуальных работ.
7.
Создание условий для активизации познавательной активности на-
блюдательности и творческого воображения, ассоциативного
мышления и любознательности.
8.
Способствовать развитию у детей эстетической восприимчивости.
Формы работы:
1. Практические занятия, в т. ч. Беседы об окружающих предметах, о живой и
неживой природе, о красоте изображаемых предметов, рассматривание художе-
ственных альбомов, иллюстраций, репродукций.
2. Выставки работ.
3. Посещение выставок детей из других групп (несколько раз в год).
В работе используются различные методы и приемы: обследования, нагляд-
ности, словесный, практический, частично-поисковый, проблемно-мотивацион-
ный, метод «подмастерья», сотворчество, мотивационный.
Нетрадиционные художественные техники, представленные в программе:
- Точечный рисунок .Рисование точками относится к необычным приемам.
- Тампонирование. Почему-то мы все склоны думать, что, если рисуем крас-
ками, то обязательно и кисточкой. Можно рисовать и тампоном.
- Метод пальцевой живописи. Способ изображать окружающий мир: пальца-
ми, ладонью.
Структура занятия:
4
1. Вступительная беседа (2-3 мин).
Во время вступительной беседы у ребенка создается творческое настроение,
через знакомство с художественными образами, произведениями, музыкой. Пред-
полагается активное участие ребенка в разговоре: он не только, выполняет роль
слушателя, но и делится с педагогом своими знаниями и идеями. По мере того,
как ребенок овладевает навыками работы с различными материалами, ему
предлагается выбор того или иного материала для изображения созданного им
образа.
2. Выполнение задания (8 мин).
3. Заключительная часть (2-3 мин).
Во время заключительной части происходит обсуждение детских работ.
Предполагается двусторонний обмен мнениями: детей и педагога.
Ожидаемые результаты:
Основное внимание следует уделять не столько сформированности конкрет-
ных представлений, развитию умений, сколько проявлению творчества, инициа-
тивности, самостоятельности в создании образа.
По итогам учебного года дети должны:
- Проявлять интерес к эстетически привлекательным образам (репродукции
картин, книжным иллюстрациям, красивым предметам быта).
- Достаточно хорошо владеть такими техниками нетрадиционного рисования,
как рисование пальчиками, ладонью, рисование тычком, салфеткой, тампоном.
- Украшать силуэты элементами росписи, используя оттиск.
- Подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному
желанию.
- Делать фон для своей будущей работы.
При разработке программы учитывались принципы построения: актуаль-
ность, реалистичность, систематичность, доступность, построение программного
материала от простого к сложному, повторность материала.
Нетрадиционные техники рисования
1. МЕТОД «ТЫЧКА» (рисование жесткой полусухой кистью)
5
Иногда, рисуя животных, мы закрашиваем их шерсть одним сплошным цве-
том. Шерсть получается гладкой, прилизанной. Как же можно передать пуши-
стость меха животного или объемность поверхности? Для этого есть несколько
способов.
Один из них - с помощью тычков жесткой кистью. Особая пушистость или
колючесть получается только при использовании совершенно сухой кисточки с
небольшим количеством краски. Поэтому очень важно, чтобы ребенок набирал
гуашь только на кончик ворса и начинал рисовать слева направо, не оставляя про-
межутков.
Материал: Альбомный лист бумаги, простой карандаш, гуашь, жесткие и
мягкие кисточки, баночка с водой, тряпочка.
Ход работы:
Рисуем простым карандашом контурное изображение животного .На сухую
жесткую кисточку набираем совсем немного гуаши нужного цвета и, держа кисть
вертикально (кисточка стучит "каблуком"), делаем сверху "тычки", располагая их
внутри и по краям силуэта животного.
Когда краска подсохнет, нарисуем животному кончиком мягкой кисточки
глаза, нос, рот, усы и другие характерные детали.
Варианты работ: тычком жесткой полусухой кисти можно рисовать котенка,
собаку, овечку, козу, ежа, гриву льва, снеговика, снег, елку, сосну, лес, солнце,
цветы (одуванчики, подсолнухи) и многое другое.
2. РИСОВАНИЕ ВАТНОЙ ПАЛОЧКОЙ
Получающиеся картинки, нарисованные точками, похожи на древние фрески.
Оформив рисунок ребенка рамкой, вы можете украсить его комнату картиной
«собственного производства».
Материал: Половина альбомного листа, простой карандаш, ватные палочки,
гуашь (или акриловые краски), баночка с водой, тряпочка.
Ход работы
1. Простым карандашом намечаем контуры крупного предмета, например
бабочки.
2. Затем на кончик ватной палочки набираем гуашь определенного цвета и
рисуем по контуру силуэта бабочки, чтобы получались точки. Для того, чтобы
сменить цвет, приготовьте чистую ватную палочку.
6
3. Из точек на крыльях бабочки составляем различные узоры: цветы, разно-
цветные полоски, геометрические формы и т.д.
Варианты работ
Точками можно рисовать что угодно, бабочку, стрекозу, змею, рыбу, ежа, ме-
дузу, зверей, деревья, пейзажи и т.д.
С детьми, более старшего возраста можно рисовать более мелкие предметы и
сразу ватной палочкой без наметок простым карандашом.
3. НЕОБЫЧНОЕ РИСОВАНИЕ - ОТТИСКИ
Если нужно передать фактуру предмета, то нам на помощь приходят оттиски
различными материалами с текстурированной поверхностью: поролоновым
тампоном, смятой бумагой, полиэтиленом, пенопластом, ластиком, веревкой для
белья, закрепленной на конце толстого бруска, и т.д.. Ребенок учится эксперимен-
тировать новыми материалами. И это доставляет ему огромное удовольствие.
Ведь с помощью оттисков можно добиться потрясающего сходства с действи-
тельностью – передать пушистость, мягкость, ноздреватость, кучерявость, кол-
кость и т.д.
Материал. Альбомный лист, простой карандаш, мисочка со штемпельной
подушечкой, пропитанная гуашью (или блюдце с краской), поролоновый тампон,
гуашь, кисточка, баночка с водой, тряпочка.
Ход работы
Простым карандашом намечаем контур предмета, например, овечки.
Затем кончик поролонового тампона прижимаем к штемпельной подушке с
краской и делаем отпечатки на силуэте овечки. Если надо использовать новый
цвет, необходимо взять другую мисочку со штемпельной подушкой и чистый
инструмент для рисования.
Когда краска подсохнет, овечке тонкой кисточкой дорисовываем рога, глаза,
хвост.
Варианты работ. С помощью оттисков поролоновым тампоном, комком смя-
той бумаги или полиэтилена можно нарисовать елку, животного, птицу, крону де-
рева, сугробы снега, снеговика. Отпечатки поролоном пригодятся для передачи
фактуры дома, одежды, шерсти животного. Веревкой для белья изобразим змею,
овечку, облака. Ластиком отпечатаем каждый кирпичик на кремлевской стене или
плетенную корзинку.
7
4. РИСУЕМ ЛАДОШКАМИ
Один из самых первых инструментов, при помощи которого можно созда-
вать яркие и оригинальные шедевры, – это детские ладошки. Шлеп, и отпечаток
готов! А теперь вглядываемся, что нам напоминает оставленный на бумаге след?
Добавим несколько штрихов, и отпечаток ладони становится осьминогом, белым
медведем или ёжиком. Дети очень любят такие увлекательные превращения. Ведь
знакомые ребенку ладошки могут преобразовываться во вполне узнаваемые пред-
меты.
Материал: альбомный лист или цветная бумага любого цвета,
широкие мисочки (можно использовать одноразовые тарелки) с разведенной
водой гуашью (или пальчиковыми красками),гуашь, тонкая и широкая кисточка,
мисочка с водой, чтобы помыть руки, тряпочка.
Ход работы
1. В начале занятия потренируйте ребенка делать отпечаток сухой ладонью.
2. Набрать краску на ладонь можно двумя способами: ребенок опускает в ми-
сочку с гуашью всю ладонь, или взрослый широкой кисточкой наносит слой крас-
ки непосредственно на ладонь малыша.
3. Ребенок делает отпечаток внутренней стороной растопыренной ладони на
бумаге. Если по замыслу нужно, чтобы пальцы смотрели вниз, переворачиваем
лист бумаги уже с готовым отпечатком "вверх ногами".
4. Когда отпечаток ладони на бумаге высохнет, доводим его до нужного об-
раза, например , свинье дорисовываем на отпечатке большого пальца глаза, нос-
пятачок, треугольные уши, с другой стороны - хвост-крючок.
Маленькие хитрости
Из отпечатков ладони можно получить лебедя, гуся, голубя, птичку, ежика,
слона, свинью, барашка, белого медведя, лошадь, рыбу, медузу, осьминога, дере-
во, куст, цветок, кленовый лист и т.д.
Если соединить вместе большие пальцы и сделать отпечаток сразу двух ла-
дошек, получится краб или бабочка.
Ставить отпечатки можно тыльной стороной пальцев (морской конек),
большим пальцем (туловище рыбы, краба или паука) или боковой стороной ку-
лачка (отпечаток следа человека).
8
Можно сделать два отпечатка одной и той же ладонью, чтобы не пачкать
другую.
Рисовать ладошками можно на листах бумаги большого формата.
Детей постарше можно учить обводить контур ладони простым каранда-
шом, а затем доводить до нужного образа при помощи цветных карандашей.
5.РИСУЕМ ПАЛЬЧИКАМИ
Даже для самых маленьких детей рисование может стать одним из самых
любимых и полезных занятий. Малыши еще не могут изображать предметы. К
тому же они такие непоседы! Поэтому самый доступный способ рисования для
таких малышей — пальчиками. И действительно, что может быть проще – макай
пальчик в краску да малюй. Даже у начинающего рисовать малыша получаются
очень красивые работы. Трудно испортить картину, на которой в произвольном
порядке пальчиком натыканы ночные звезды или разбросаны по земле ягоды
красной рябины для голодных птиц.
К тому же в последнее время появился огромный выбор специальных кра-
сок для рисования пальчиками – они легко смываются с рук и хорошо отстирыва-
ются с одежды. Можно и самим приготовить краски для рисования пальчиками.
Самый легкий способ - развести гуашь, небольшим количеством воды, до-
бавив в неё несколько капель моющего средства для мытья посуды или крахмал.
Более сложный рецепт - сварить густой кисель из 1,5 ст. ложки крахмала и
стакана воды, остудить, разделить на несколько частей. В каждую порцию доба-
вить пищевой краситель разных цветов. Безопасные и недорогие пальчиковые
краски готовы.
Пальчиком легче всего рисовать точки. Ребенку будет интереснее украшать
точками, заранее нарисованные предметы (мухомор, подсолнух, божью коровку,
рисовать яблоки на яблоне, кружочке на платье и т.д.) или дополнять сюжетные
картинки (рисовать падающий снег или дождь, горошек для петушка, зернышки
для цыплят и т.д.). Для начала можно предложить ребенку рисовать пальчиком на
подносе с манкой, солью или речным песком.
Ход работы
1. Ребенок опускает кончик пальчика в краску. Следите, чтобы малыш неглу-
боко опускал пальчик в баночку с краской.
9
2. Покажите малышу, как ставить на листе бумаги пальчиком точки, рисовать
мазки, проводить линии. При необходимости, возьмите руку ребёнка в свою и на-
рисуйте несколько точек.
3. При смене цвета пальчик промываем.
Список используемой литературы:
И.А.Лыкова Цветные ладошки
Комарова Т.С. “Детское художественное творчество”, М.: Мозаика-
Синтез, 2005 г.
Комарова Т.С. “Изобразительная деятельность в детском саду”, М.:
Мозаика-Синтез, 2006 г.
Никологорская О.А. “Волшебные краски”, М.: АСТ-Пресс, 1997 г.
Фатеева А.А. “Рисуем без кисточки”, Ярославль, 2004 г.
Шайдурова Н.В. “Методика обучения рисованию детей дошкольного
возраста”, М.: ТЦ “Сфера”, 2008 г.
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники,
планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ
Сфера, 2006.-128с. ( Серия «Вместе с детьми».)
Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный
ресурс]:
10
11