Напоминание

"Нетрадиционная техника рисования с детьми младшего дошкольного возраста"


Автор: Строкова Елена Витальевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №108"
Населённый пункт: г.Рязань
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Нетрадиционная техника рисования с детьми младшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 151»

Принято на заседании педагогического Совета

Утверждено приказом № ______

МБДОУ «Детский сад №151»

Заведующий МБДОУ

«____» ________________________ 2019 г.

«Детский сад № 151»

от «_____» _____________________ 2019 г.

__________________ Т. И. Оськина

Методическая разработка

«Нетрадиционная техника рисования с детьми

младшего дошкольного возраста»

подготовила

воспитатель Никитина С.А.

Рязань 2019г

Пояснительная записка

Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфиче-

ская для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего

мира и выражать свое отношение к увиденному. Ребенок, в процессе рисования

испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению,

огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития

знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практи-

ческой и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка со-

вершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный

вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя

определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в про-

странстве, чувство цвета.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него

самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, долж-

ны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые по-

могут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет

детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисова-

ние доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые воз-

можности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художе-

ственных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисо-

вание без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать

краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, ду-

мать, фантазировать.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной програм-

мы 2-3 года.

Направленность данной дополнительной программы: учить передавать об-

разную выразительность изображаемых предметов, развивать эстетическое вос-

приятие, развивать пространственное мышление, тактильную память, мелкую мо-

торику, вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту создавае-

мых работ, знакомство детей с нетрадиционными изобразительными технология-

ми.

Актуальность программы состоит в том, что знания не ограничиваются

рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов

2

рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисо-

вании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким об-

разом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и уме-

ния в различных ситуациях.

Именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием не-

традиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной

для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются

разные стороны развития ребенка.

Иногда дети очень огорчаются, если что-то не получается. Первые неудачи у

детей вызывают раздражение или разочарование. Как можно раскрепостить де-

тей, вселить в них уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что

они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса.

Таким образом, пришло решение составить программу «Весёлое рисование»,

которая не подменяет занятия по изобразительной деятельности детей по основ-

ной программе, а дополняет их в виде кружковой работы.

Новизна программы заключается в том, что в каждой технологии есть своя

гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельно-

го произведения, так и оригинальной частью шедевра. Но не всем детям дано вла-

деть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не

понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Следует предлагать де-

тям, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребенку

найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше разных способов само-

выражения. Ведь любая нетрадиционная изобразительная технология дает ребен-

ку возможность выбирать, думать, искать, пробовать и т.п.

Цель программы: Создание условий для развития творческих способностей

детей посредствам экспериментирования с материалами необходимыми для рабо-

ты в нетрадиционных техниках рисования.

Задачи программы:

1.

Создание условий для приобретения опыта рисования у детей:

правильно держать карандаш, кисть, не напрягая мышц и не сжи-

мая пальцы; добиваться свободного движения руки с карандашом

и кистью во время рисования.

2.

Создание условий для приобретения опыта самостоятельно нахо-

дить связь между предметами и явлениями окружающего мира и

их изображениями в рисунке.

3

3.

Познакомить детей с понятиями форма, цвет, величина, количе-

ство.

4.

Побуждать детей самостоятельно выбирать способы выражения

при создании выразительных образов, используя для этого освоен-

ные технические приемы.

5.

Вызвать желание к индивидуальной и совместной изобразитель-

ной творческой деятельности детей и воспитателя.

6.

Вовлекать детей в диалог в процессе создания коллективных и ин-

дивидуальных работ.

7.

Создание условий для активизации познавательной активности на-

блюдательности и творческого воображения, ассоциативного

мышления и любознательности.

8.

Способствовать развитию у детей эстетической восприимчивости.

Формы работы:

1. Практические занятия, в т. ч. Беседы об окружающих предметах, о живой и

неживой природе, о красоте изображаемых предметов, рассматривание художе-

ственных альбомов, иллюстраций, репродукций.

2. Выставки работ.

3. Посещение выставок детей из других групп (несколько раз в год).

В работе используются различные методы и приемы: обследования, нагляд-

ности, словесный, практический, частично-поисковый, проблемно-мотивацион-

ный, метод «подмастерья», сотворчество, мотивационный.

Нетрадиционные художественные техники, представленные в программе:

- Точечный рисунок .Рисование точками относится к необычным приемам.

- Тампонирование. Почему-то мы все склоны думать, что, если рисуем крас-

ками, то обязательно и кисточкой. Можно рисовать и тампоном.

- Метод пальцевой живописи. Способ изображать окружающий мир: пальца-

ми, ладонью.

Структура занятия:

4

1. Вступительная беседа (2-3 мин).

Во время вступительной беседы у ребенка создается творческое настроение,

через знакомство с художественными образами, произведениями, музыкой. Пред-

полагается активное участие ребенка в разговоре: он не только, выполняет роль

слушателя, но и делится с педагогом своими знаниями и идеями. По мере того,

как ребенок овладевает навыками работы с различными материалами, ему

предлагается выбор того или иного материала для изображения созданного им

образа.

2. Выполнение задания (8 мин).

3. Заключительная часть (2-3 мин).

Во время заключительной части происходит обсуждение детских работ.

Предполагается двусторонний обмен мнениями: детей и педагога.

Ожидаемые результаты:

Основное внимание следует уделять не столько сформированности конкрет-

ных представлений, развитию умений, сколько проявлению творчества, инициа-

тивности, самостоятельности в создании образа.

По итогам учебного года дети должны:

- Проявлять интерес к эстетически привлекательным образам (репродукции

картин, книжным иллюстрациям, красивым предметам быта).

- Достаточно хорошо владеть такими техниками нетрадиционного рисования,

как рисование пальчиками, ладонью, рисование тычком, салфеткой, тампоном.

- Украшать силуэты элементами росписи, используя оттиск.

- Подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному

желанию.

- Делать фон для своей будущей работы.

При разработке программы учитывались принципы построения: актуаль-

ность, реалистичность, систематичность, доступность, построение программного

материала от простого к сложному, повторность материала.

Нетрадиционные техники рисования

1. МЕТОД «ТЫЧКА» (рисование жесткой полусухой кистью)

5

Иногда, рисуя животных, мы закрашиваем их шерсть одним сплошным цве-

том. Шерсть получается гладкой, прилизанной. Как же можно передать пуши-

стость меха животного или объемность поверхности? Для этого есть несколько

способов.

Один из них - с помощью тычков жесткой кистью. Особая пушистость или

колючесть получается только при использовании совершенно сухой кисточки с

небольшим количеством краски. Поэтому очень важно, чтобы ребенок набирал

гуашь только на кончик ворса и начинал рисовать слева направо, не оставляя про-

межутков.

Материал: Альбомный лист бумаги, простой карандаш, гуашь, жесткие и

мягкие кисточки, баночка с водой, тряпочка.

Ход работы:

Рисуем простым карандашом контурное изображение животного .На сухую

жесткую кисточку набираем совсем немного гуаши нужного цвета и, держа кисть

вертикально (кисточка стучит "каблуком"), делаем сверху "тычки", располагая их

внутри и по краям силуэта животного.

Когда краска подсохнет, нарисуем животному кончиком мягкой кисточки

глаза, нос, рот, усы и другие характерные детали.

Варианты работ: тычком жесткой полусухой кисти можно рисовать котенка,

собаку, овечку, козу, ежа, гриву льва, снеговика, снег, елку, сосну, лес, солнце,

цветы (одуванчики, подсолнухи) и многое другое.

2. РИСОВАНИЕ ВАТНОЙ ПАЛОЧКОЙ

Получающиеся картинки, нарисованные точками, похожи на древние фрески.

Оформив рисунок ребенка рамкой, вы можете украсить его комнату картиной

«собственного производства».

Материал: Половина альбомного листа, простой карандаш, ватные палочки,

гуашь (или акриловые краски), баночка с водой, тряпочка.

Ход работы

1. Простым карандашом намечаем контуры крупного предмета, например

бабочки.

2. Затем на кончик ватной палочки набираем гуашь определенного цвета и

рисуем по контуру силуэта бабочки, чтобы получались точки. Для того, чтобы

сменить цвет, приготовьте чистую ватную палочку.

6

3. Из точек на крыльях бабочки составляем различные узоры: цветы, разно-

цветные полоски, геометрические формы и т.д.

Варианты работ

Точками можно рисовать что угодно, бабочку, стрекозу, змею, рыбу, ежа, ме-

дузу, зверей, деревья, пейзажи и т.д.

С детьми, более старшего возраста можно рисовать более мелкие предметы и

сразу ватной палочкой без наметок простым карандашом.

3. НЕОБЫЧНОЕ РИСОВАНИЕ - ОТТИСКИ

Если нужно передать фактуру предмета, то нам на помощь приходят оттиски

различными материалами с текстурированной поверхностью: поролоновым

тампоном, смятой бумагой, полиэтиленом, пенопластом, ластиком, веревкой для

белья, закрепленной на конце толстого бруска, и т.д.. Ребенок учится эксперимен-

тировать новыми материалами. И это доставляет ему огромное удовольствие.

Ведь с помощью оттисков можно добиться потрясающего сходства с действи-

тельностью – передать пушистость, мягкость, ноздреватость, кучерявость, кол-

кость и т.д.

Материал. Альбомный лист, простой карандаш, мисочка со штемпельной

подушечкой, пропитанная гуашью (или блюдце с краской), поролоновый тампон,

гуашь, кисточка, баночка с водой, тряпочка.

Ход работы

Простым карандашом намечаем контур предмета, например, овечки.

Затем кончик поролонового тампона прижимаем к штемпельной подушке с

краской и делаем отпечатки на силуэте овечки. Если надо использовать новый

цвет, необходимо взять другую мисочку со штемпельной подушкой и чистый

инструмент для рисования.

Когда краска подсохнет, овечке тонкой кисточкой дорисовываем рога, глаза,

хвост.

Варианты работ. С помощью оттисков поролоновым тампоном, комком смя-

той бумаги или полиэтилена можно нарисовать елку, животного, птицу, крону де-

рева, сугробы снега, снеговика. Отпечатки поролоном пригодятся для передачи

фактуры дома, одежды, шерсти животного. Веревкой для белья изобразим змею,

овечку, облака. Ластиком отпечатаем каждый кирпичик на кремлевской стене или

плетенную корзинку.

7

4. РИСУЕМ ЛАДОШКАМИ

Один из самых первых инструментов, при помощи которого можно созда-

вать яркие и оригинальные шедевры, – это детские ладошки. Шлеп, и отпечаток

готов! А теперь вглядываемся, что нам напоминает оставленный на бумаге след?

Добавим несколько штрихов, и отпечаток ладони становится осьминогом, белым

медведем или ёжиком. Дети очень любят такие увлекательные превращения. Ведь

знакомые ребенку ладошки могут преобразовываться во вполне узнаваемые пред-

меты.

Материал: альбомный лист или цветная бумага любого цвета,

широкие мисочки (можно использовать одноразовые тарелки) с разведенной

водой гуашью (или пальчиковыми красками),гуашь, тонкая и широкая кисточка,

мисочка с водой, чтобы помыть руки, тряпочка.

Ход работы

1. В начале занятия потренируйте ребенка делать отпечаток сухой ладонью.

2. Набрать краску на ладонь можно двумя способами: ребенок опускает в ми-

сочку с гуашью всю ладонь, или взрослый широкой кисточкой наносит слой крас-

ки непосредственно на ладонь малыша.

3. Ребенок делает отпечаток внутренней стороной растопыренной ладони на

бумаге. Если по замыслу нужно, чтобы пальцы смотрели вниз, переворачиваем

лист бумаги уже с готовым отпечатком "вверх ногами".

4. Когда отпечаток ладони на бумаге высохнет, доводим его до нужного об-

раза, например , свинье дорисовываем на отпечатке большого пальца глаза, нос-

пятачок, треугольные уши, с другой стороны - хвост-крючок.

Маленькие хитрости

Из отпечатков ладони можно получить лебедя, гуся, голубя, птичку, ежика,

слона, свинью, барашка, белого медведя, лошадь, рыбу, медузу, осьминога, дере-

во, куст, цветок, кленовый лист и т.д.

Если соединить вместе большие пальцы и сделать отпечаток сразу двух ла-

дошек, получится краб или бабочка.

Ставить отпечатки можно тыльной стороной пальцев (морской конек),

большим пальцем (туловище рыбы, краба или паука) или боковой стороной ку-

лачка (отпечаток следа человека).

8

Можно сделать два отпечатка одной и той же ладонью, чтобы не пачкать

другую.

Рисовать ладошками можно на листах бумаги большого формата.

Детей постарше можно учить обводить контур ладони простым каранда-

шом, а затем доводить до нужного образа при помощи цветных карандашей.

5.РИСУЕМ ПАЛЬЧИКАМИ

Даже для самых маленьких детей рисование может стать одним из самых

любимых и полезных занятий. Малыши еще не могут изображать предметы. К

тому же они такие непоседы! Поэтому самый доступный способ рисования для

таких малышей — пальчиками. И действительно, что может быть проще – макай

пальчик в краску да малюй. Даже у начинающего рисовать малыша получаются

очень красивые работы. Трудно испортить картину, на которой в произвольном

порядке пальчиком натыканы ночные звезды или разбросаны по земле ягоды

красной рябины для голодных птиц.

К тому же в последнее время появился огромный выбор специальных кра-

сок для рисования пальчиками – они легко смываются с рук и хорошо отстирыва-

ются с одежды. Можно и самим приготовить краски для рисования пальчиками.

Самый легкий способ - развести гуашь, небольшим количеством воды, до-

бавив в неё несколько капель моющего средства для мытья посуды или крахмал.

Более сложный рецепт - сварить густой кисель из 1,5 ст. ложки крахмала и

стакана воды, остудить, разделить на несколько частей. В каждую порцию доба-

вить пищевой краситель разных цветов. Безопасные и недорогие пальчиковые

краски готовы.

Пальчиком легче всего рисовать точки. Ребенку будет интереснее украшать

точками, заранее нарисованные предметы (мухомор, подсолнух, божью коровку,

рисовать яблоки на яблоне, кружочке на платье и т.д.) или дополнять сюжетные

картинки (рисовать падающий снег или дождь, горошек для петушка, зернышки

для цыплят и т.д.). Для начала можно предложить ребенку рисовать пальчиком на

подносе с манкой, солью или речным песком.

Ход работы

1. Ребенок опускает кончик пальчика в краску. Следите, чтобы малыш неглу-

боко опускал пальчик в баночку с краской.

9

2. Покажите малышу, как ставить на листе бумаги пальчиком точки, рисовать

мазки, проводить линии. При необходимости, возьмите руку ребёнка в свою и на-

рисуйте несколько точек.

3. При смене цвета пальчик промываем.

Список используемой литературы:

И.А.Лыкова Цветные ладошки

Комарова Т.С. “Детское художественное творчество”, М.: Мозаика-

Синтез, 2005 г.

Комарова Т.С. “Изобразительная деятельность в детском саду”, М.:

Мозаика-Синтез, 2006 г.

Никологорская О.А. “Волшебные краски”, М.: АСТ-Пресс, 1997 г.

Фатеева А.А. “Рисуем без кисточки”, Ярославль, 2004 г.

Шайдурова Н.В. “Методика обучения рисованию детей дошкольного

возраста”, М.: ТЦ “Сфера”, 2008 г.

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники,

планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ

Сфера, 2006.-128с. ( Серия «Вместе с детьми».)

Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный

ресурс]:

10

11



В раздел образования