Автор: Смирнова Татьяна Владимировна
Должность: Воспитатель группы продленного дня
Учебное заведение: МБОУ "Елизовская начальная школа №5"
Населённый пункт: Елизово
Наименование материала: Сценарий праздника
Тема: Прощание с "Азбукой"
Раздел: начальное образование
Сценка «В лесной школе»
Лиса: Здравствуй, Миша!
Медведь: Здравствуй, лисонька!
Лиса: Что ты тут делаешь?
Медведь: Хочу прочитать, что здесь написано.
Лиса: Давай читать вместе.
Заяц: Здравствуйте! Вы что задумались?
Медведь: Слово хотим прочитать.
Заяц: Какое?
Лиса: Да сами не знаем.
Медведь: По-моему, это мед!
Лиса: По-моему, ку-роч-ка!
Заяц: Нет, это морковка! (спорят)
Входит Еж: Здравствуйте, звери!
Все: Что тут написано?
Еж: Школа.
Все: Школа?! А что такое школа? Это вкусно?
Еж: Вы читать не умеете? Давайте пойдём на праздник к ребятам, они вас научат читать и
писать.
Учитель: Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный день. Мы закончили первую школь-
ную книгу – «Азбуку». За это время вы очень выросли, повзрослели, многое узнали и
многому научились, испытали первые трудности и научились их преодолевать. Пролетели
дни, недели, месяцы напряженного труда. Первая ступенька на лесенке знаний – это общий
труд, как для вас, так и для ваших родителей. Поздравляю вас с первой школьной победой,
которую вы одержали благодаря стараниям, трудолюбию и желанию учиться
Ребята, расскажем нашим гостям, что получилось?
Первоклассники: Да!
1 п-к: Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем,
Про свои успехи.
2 п-к: Осенью пришли мы в школу,
Дали азбуку нам в руки,
С нею стала жизнь веселой
Без уныния и скуки.
3 п-к: Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали.
А теперь читаем сами,
Подружились сказки с нами.
4 п-к: Начинали с закорючек
Раскрывали букв секрет
А теперь от наших ручек
Грязи и помарок нет.
1
5 п-к: Буквы разные учили
И писали их в тетрадь.
Так, почти что без усилий,
Научились мы читать.
6 п-к: Буквы складывали в слоги
Сил хватило нам едва,
А потом еще учились
Слоги складывать в слова.
7 п-к: Поделюсь с вами секретом:
Знайте, что согласные
Выделяют, синим цветом,
Гласные же – красным.
8 п-к: Знаем буквы по порядку,
Мы запишем их в тетрадку.
Азбука нам говорит:
«Это, дети, - алфавит!».
9 п-к: Нам слова даются трудно
Научились мы читать.
Эх, еще бы научиться
Без ошибок их писать
10 п-к: Не прошли уроки даром
Посмотрите на ребят:
Мы и пишем, и читаем –
Это лучший результат.
11 п-к: Любим светлый, чистый класс,
Это раз!
Здесь читаем мы слова,
Это два!
Ну, а в третьих, я Катюшке
Сам уже пишу записки.
И бабуля говорит:
«Мой внучонок вундеркинд!»
12 п-к: Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать.
Про горы и долины,
Про водные глубины,
Про звезды, ивы вдоль реки,
Не обойтись без Азбуки!
2
13 п-к: Я с этой книжкой первый раз
Пришел в свой первый светлый класс.
Я эту книжку полюбил,
Я в ней все буквы изучил,
И как мне радостно сказать:
«Умею я теперь читать!»
14 п-к: Март месяц за окном стоит,
Весна в воздухе кружится.
А нам сегодня предстоит
С Азбукой проститься!
15 п-к: Дочитали эту книгу мы с ребятами вчера,
А сегодня – день прощанья, праздник Букваря.
Почему мы наш учебник Азбукой зовём?
А другие называют Букварём?
Книгу, что знакомит с буквой, Букварём назвали встарь.
В честь славянских «аз» и «буки»
Назван Азбукой Букварь.
Ведущий: песенку о букваре исполнят куклы. (Выходят девочки-куклы)
Песня о букваре.
С букварем уселись куклы
На лугу, на траве.
Дружно куклы учат буквы:
«А, бэ, вэ! А, бэ, вэ!»
Припев: Ты нам, ветер, не мешай
И страницы не листай.
Ты буквы не прочтешь,
Только всех собьешь.
Подошел утенок важно,
Подошел: «Кря-кря-кря!»
И давай щипать бумажный
Корешок букваря.
Припев: Ты, утенок, не мешай,
Кукол с толку не сбивай.
Не «кря-кря-кря», а как?
– А, бэ, вэ... – вот так.
Подошла, стуча копытцем,
К нам коза: – Что тебе?
– Я, коза, хочу учиться,
Бе, бе, бе! Бе, бе, бе!
Припев: Ты, коза, нам не мешай,
Кукол с толку не сбивай.
3
Не «бе, бе, бe», а как?
– А, бэ, вэ... – вот так.
А потом пристал теленок,
Замычал: «Му-му-му!
Я – теленок несмышленый,
Ничего не пойму».
Припев: Ты, теленок, не мешай,
Кукол с толку не сбивай:
Не «му-му-му», а как?
– А, бэ, вэ... – вот так.
Учитель. Вы в школе почти целый год отучились,
Вы много успели и много узнали.
Писать и считать вы уже научились,
И первые книги свои прочитали.
А верным помощником в этом вам стала.
Первая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.
Буквы потом сложились в слова,
Слова – в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда,
Открылся, ребята, вам сразу.
Вы прочитаете хороших книг немало,
Пускай года пройдут и много-много дней,
Вам Азбука хорошим другом стала,
Мы этот праздник посвящаем ей!
Учитель. Первая учебная книга «Азбука» – начало всех начал. Но праздник начался, а
главного гостя - Азбуки- нет. Давайте, ребята, позовем её.
Все. Азбука! Азбука! Мы ждем тебя!
Выходят Азбука, Лень, Ошибка и Помарка.
Ошибка: Кричите, кричите! Вот ваша Азбука. Теперь она в наших руках. Сделаем с ней,
что захотим. Ошибки туда внесем!
Помарка: Помарок наделаем, разрисуем всю…
Лень (зевая): И никогда не откроем, потому что лень…
Ведущий: Позвольте, а как же тогда все увидят ошибки и помарки, если книгу не открыть?
Ошибка и Помарка (повернувшись к Лени): Да, как?
Лень (машет рукой): Ну ладно, откроем, но читать не будем.
Ведущий: Но без Азбуки ребята не смогут научиться читать и писать.
4
Ошибка: Это и хорошо! Представьте, сколько моих сестер-ошибок появится!
Помарка: А сколько помарок будет!
Ведущий: Наши первоклассники уже хорошо умеют читать и писать, вы им не страшны.
Ошибка: Быть не может!
Помарка: Не верю!
Ведущий: А вы проверьте! Дайте нашим ребятам задания. Выполнят – вы отпустите Азбу-
ку, нет – значит, не научатся будущие первоклассники читать и писать.
Лень: А может, не надо? Лень…
Ведущий: Ну что, ребята, выручим Азбуку?
Первоклассники: Да!
Ошибка: Вот вам мое задание: сказочные герои перепутали названия сказок.
Ведущий: Готовы?
Первоклассники: Да!
Ошибка!
1.
Красная кепочка. (Красная шапочка.)
2.
Илья-царевич и Серый волк. (Иван-царевич и Серый волк.)
3.
Мальчик и Карлсон. (Малыш и Карлсон.)
4.
Спящая бабушка. (Спящая красавица.)
5.
Стойкий железный солдатик. (Стойкий оловянный солдатик.)
6.
Приключения Знайки и его друзей. (Приключения Незнайки и его друзей.)
7.
Гадкий цыпленок. (Гадкий утенок.)
8.
Сказка о рыбаке и рыбачке. (Сказка о рыбаке и рыбке.)
9.
Конь-горбун. (Конек-Горбунок.)
10.Луковый мальчик. (Чипполино.)
11.Свеколка. (Репка.)
12.Снежная принцесса. (Снежная королева.)
Ошибка: Не может быть! Все правильно!
(Снимает свою ленточку с Азбуки)
Ведущий: Ошибка, ты зря старалась. Наши ребята знают много сказок. Многие сказки уже
прочитали сами. А ты посмотри, что может произойти с теми, кто не умеет читать.
(Л. Каминский «Про котенка, который не умел читать»)
Жил-был котенок Яша. Однажды кошка Мурка, Яшкина мама, сказала:
– Пора тебе, Яша, научиться читать.
- Успею еще!- ответил Яша.
- Нечего лениться!- сказала мама, – Садись, я покажу тебе буквы. Начнем с самой простой
5
буквы- буквы О.
- Какой-то кружок,- сказал Яша.
– Да, похоже на кружок, эта буква называется О.
- А в каких словах есть эта буква?
– Во многих,- сказала мама,- Например, в словах КОТ и КОШКА.
- А в слове КОТЁНОК?
– А в этом слове даже две буквы О.
- Вижу, вижу!- обрадовался Яша.
– А три буквы О бывает?
– Конечно,- сказала мама, - есть такое хорошее слово - МОЛОКО.
- Правда!- крикнул котенок.
- Целых три кружочка! А в слове МОРОЖЕНОЕ есть эта буква?
- Конечно, сказала мама.- Их тоже три.
- Хорошее слово!- сказал Яша.
– На сегодня все, - сказала мама. - Иди гулять.
Котенок пошел на улицу. Он гулял и думал про букву О.
-Хорошая буква! И бывает в хороших словах. И в самых вкусных!
Тут он увидел большой забор. На нем висела красивая табличка, на которой было написано
три каких-то слова, а в первом…- раз, два, три, четыре!- Целых четыре буквы О!
– Вот это да!- обрадовался котенок, - Наверное, тут что-то очень приятное или вкусное.
Яшка толкнул лапой калитку и с любопытством заглянул во двор. Вдруг раздался оглуши-
тельный лай и из кустов выскочил огромный пес.
– Ой, мама!- пискнул котенок и со всех ног бросился домой.
– Что с тобой?- спросила мама. - Что случилось? Почему ты дрожишь?
Котенок рассказал про табличку и собаку.
- Так, все понятно - сказала Мурка. - Вот что бывает, когда не умеешь читать. Знаешь, что
было написано на табличке? "Осторожно, злая собака!"
- Да, там было правильно написано,- сказал Яша.- Ладно, давай завтра опять буквы учить!
Ведущий: Вот видишь, Ошибка. Как важно уметь читать.
Помарка: Моя очередь! У меня очень сложное задание: ну-ка напишите на доске красиво
и аккуратно свои имя и фамилию. Вот уж помарок наделаете!
(Ребята пишут свои имена и фамилии)
Помарка: Ой, как чисто и аккуратно! Мне плохо!
Ведущий: Подожди, Помарка. Сейчас мы тебе покажем, как пишут наши дети на уроках.
Присаживайся.
(Презентация «Образцы работ учащихся»)
Помарка: Ой, как чисто и аккуратно! Мне плохо! Мне плохо!
(Снимает свою ленточку с Азбуки)
Ведущий: Ну, Лень, твоя очередь.
Лень: Мне лень. Ну, да ладно! Научиться читать и писать несложно. Главное то, что потом
ребятам и упражнение делать лень и читать не хочется. Сначала стишок не выучил, потом
упражнение не написал. А там уж глядишь, лежит ребеночек возле телевизора на диване и
ничего ему не надо…
6
Ведущий: Ребята, вы такие?
Первоклассники: Нет!
Лень: А вот и докажите! Поставьте буквы на свои места!
Ехал дядя без жилета
Заплатил он штраф за это.
На остров налетел ураган.
На пальме остался последний баран.
Куклу, выронив из рук,
Маша мчится к маме:
- Там ползёт зелёный лук
С длинными усами.
Не учил уроки,
А играл в футбол.
От того в тетрадке
Появился гол.
Ведущий: Ну что, Лень, убедилась, что ты не туда забрела? Присаживайся. Сейчас ребята
споют тебе частушки о себе.
1.
Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид.
Потому что мы досрочно,
Изучили алфавит.
2.
Разбудите меня ночью,
В самой серединочке.
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки.
3. Буквы гласные мы любим,
И всё больше с каждым днём
Мы не просто их читаем –
Эти буквы мы поём!
4.Тысячу слов в минуту нынче,
Как машинка я строчу.
Я любую вашу книжку,
Одним махом «проглочу».
5.Мы пропели вам частушки,
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы всех попросим
Чтоб вы нам похлопали.
7
Лень: Да, я вижу, что мне здесь не место. Забирайте свою Азбуку, а мы пойдем…
(Снимает свою ленточку с Азбуки)
Ошибка: Да, пойдем. Нам такие грамотные и умные дети не нравятся!
Помарка: Мы на следующий год обязательно вернемся к новым первоклашкам. А может,
и вы к тому времени испортитесь. (Уходят)
Азбука: Большое спасибо, ребята, за то, что вы освободили меня. Продолжим наш празд-
ник. Скажите, трудно учиться?
Первоклассники: Да!
Азбука: Но вы справитесь?
Первоклассники: Да!
Азбука: Молодцы, ребята! А давайте еще поиграем? Отгадайте букву, которая повторяется
или о которой идёт речь в данном стихотворении.
1.
Утром на траве росою
Эта буква заблестит,
А под вечер на крылечке,
Рядом громко зарычит. /Р/ (выходит буква Р)
2.
Эта буква на морозе,
Как оса ужалить может.
Ну, а мае на березе
Жук её узнать поможет. /Ж/ (выходит буква ж)
3.
С этой буквой, добрым утром,
Долгою дорогой в дом.
День за днем назло недугам,
Даже под дождем идем. /Д/ (выходит буква д)
4.
Эту букву паровоз
На своей трубе привез
Губы вытяни в трубу
И получишь букву /У/ (выходит буква у)
5.
Эта буква бодрым шагом
В бой идет под барабан.
И бодает буква букву
Будто баловник баран. /Б/ (выходит буква б)
6.
Эта буква знаменита -
Стоит в начале алфавита. /А/ (выходит буква а)
Азбука: Молодцы, дети! Ну, а теперь задание ребятам, которые вышли с буквами.
Составьте из своих букв слово, меняясь местами.
8
Азбука: Получилось слово «дружба»
С ней дорога не беда.
С ней любое испытанье
Будет по плечу всегда.
Ведущий: Знаешь, Азбука, наши ребята много песен знают, и тебе сейчас споют песенку о
дружбе! (Исполняют песню «Дружба»)
Азбука: Молодцы первоклассники, хорошо потрудились. Вы очень дружно отгадывали
мои задания и дружно пели. Присаживайтесь, пожалуйста. Интересно, кто вам помогает во
всём? Кто всегда оказывается рядом, если вы испытываете трудности?
Дети: Родители!
Азбука: Верно.
Следующее задание для родителей. Интересно, как родители помнят свою
школьную жизнь?
Экспресс-опрос для родителей.
1. Самый главный праздник школьников? (1 сентября)
2. Чего ждут с большим нетерпением все школьники мира? (Каникул)
3. Самая любимая отметка учащихся? (5)
4. Ответственный за порядок в классе? (Дежурный)
5. Как называют ученика, имеющего по всем предметам «круглые пятерки»? (Отлични-
ком)
6. Человек, любимым занятием которого является чтение книг? (Книголюб)
7. По ней чертят в школе? (Линейка)
8. Учащийся, который не любит учиться и выполнять домашнее задания? (Лодырь)
9. Любимый цвет учителя? (Учитель отдает предпочтение красному цвету — он вы-
ставляет отметки и делает исправления в тетради ученика ручкой красного цвета)
10. Хранилище книг? (Библиотека)
11. «Комната отдыха» для учителей? (Учительская)
12. «Записная книга» учителя? (Классный журнал)
13. Палка-указалка? (Указка)
14. «Жалобная книга». (Дневник)
Азбука: Замечательно! Просто молодцы! Неспроста у вас такие умные дети!
1 п-к: Спасибо, мамочка, тебе
За все заботы обо мне.
За то, что в школу я хожу,
За книгу, что в руках держу.
Я эту книгу полюбила,
Я в ней все буквы изучила.
И как мне радостно сказать:
«Умею я теперь читать!» (хором)
2 п-к: Смех и слёзы,
Радость и печаль
Довелось нам в жизни испытать
Но стараний наших нам не жаль:
Книги нам легко теперь читать!
9
3 п-к: Мы знаем буквы, знаем слоги,
Умеем говорить, считать.
И постепенно, понемногу
Мы научились все читать. (хором)
4 п-к: Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз,
А учитель учит нас.
Ель, топор, лопата, руки-
В каждом слове слышим звуки.
5 п-к: Звуки эти разные - гласные, согласные.
Гласные тянутся с песенкой звонкою,
Могут заплакать и закричать,
В тёмном лесу звать и аукать
И в колыбели малютку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
6 п-к: А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
7 п-к: Тридцать три родные буквы
Мы узнали, не шучу!
И поэтому, ребята,
Азбуку благодарю.
8 п-к: В Азбуке живёт семья:
Буквы все от А до Я.
Славный русский алфавит.
Знать его отлично должен
Каждый, каждый ученик.
9 п-к: Азбука-первая книга моя
Как не любить мне за это тебя?
Складывать буквы меня ты учила.
Радость открытий ты мне подарила.
10 п-к: Книга нам тайны свои доверяет
Вижу, что мама и папа читают.
Бабушка мне написала письмо,
Знает, что я прочитаю его.
11 п-к: Вот книга первая моя,
Теперь читать умею я.
10
Её сейчас благодарю,
Спасибо ей я говорю!
12 п-к: Знаю, кто уроки учит
Ключик золотой получит.
С ним в мир знаний, мне поверь,
Ты всегда откроешь дверь!
13 п-к: Как трудно было в первый раз
Прийти в свой самый первый класс.
И Азбуку открыть, все эти буквы заучить!
Теперь все страхи позади,
Не возвратятся к нам они.
14 п-к: Мы прочтем любые книжки,
Разберемся в словаре.
Потому что всюду буквы,
Те же, что и в Азбуке.
(Исполнение песни «33 родных сестрицы»)
15 п-к: Ты эти буквы заучи.
Их три десятка с лишним,
А для тебя они – ключи
Ко всем хорошим книжкам.
Прочтешь ты книги о морях,
О снеговых вершинах,
О звездах, птицах и зверях,
Растеньях и машинах.
Найдешь ты храбрости пример
В хорошей, умной книжке,
Увидишь всю свою страну,
Всю землю с этой вышки.
В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдешь ты путь,
Войдешь в любую сказку.
Учитель: А какая буква самая главная?
16 п-к: Жила на свете буква М,
Была она ни тем, ни сем,
Но повстречалась с буквой И
И сразу стала ноткой МИ.
Жила на свете нотка МИ,
Дружила с разными людьми,
И как-то раз, придя во сквер
11
Там повстречалась с буквой Р.
И стала мощным словом МИР,
И прогремела на весь мир.
В печать попала и в эфир.
Пусть в целом мире будет мир!
17 п-к: В букве Р живет Россия;
Реки, рожь, ракетодром,
Руки матери родные,
И родительский наш дом,
И рябиновость июля,
И росинки, и рассвет...
Буква Р — раненье... пулей,
Что у сердца носит дед.
18 п-к: Под Российским небосводом
Книгу любят и хранят.
Пусть же крепнет с каждым годом,
Дружба книги и ребят!
Азбука: Ну что ж, ребята, сегодня вы прошли много испытаний. Я убедилась в том, что
могу доверить вам книги.
Но я хочу в последний раз вас испытать. Я задаю вопрос, а вы отвечаете «Нет» или «Да».
Азбука дала вам знанья,
Они с вами навсегда.
Самый первый свой учебник
Помнить будете вы? (Да).
Впереди ребят ждут книги,
Знаний принесут вам свет.
Они любят аккуратность.
Будете вы рвать их? (Нет).
Книги многое расскажут,
Не обманут никогда.
Нужно только быть прилежным.
Будете лениться? (Нет).
Будь ты с книгой аккуратен,
Сохрани на много лет.
Не рисуй, не ставь в ней пятен.
Все тебе понятно? (Да).
Прочти книгу с интересом,
В каждой книге есть совет.
12
Книга станет лучшим другом.
Друга бросите вы? (Нет).
Знайте, каждая из книжек,
Словно яркая звезда.
Книги знайте и любите.
Будете беречь их? (Да).
Молодцы, ребята! Спасибо вам за чудесный праздник. Прощаясь с вами, я хочу вручить
вам документ о том, что вы изучили «Азбуку». Теперь у вас появятся новые интересные
книжки, но я верю, что вы не забудете «Азбуку».
(Звучат фанфары. Азбука вручает свидетельства и закладки .)
Мы хотим сказать тебе спасибо!
Мы тебя за все благодарим!
Говорим тебе мы До свидания!
Здравствуй! – новой книге говорим!
Учитель: Я поздравляю вас с праздником! Теперь вам по плечу любые книги, любые зна-
ния. Желаю вам прочесть много красивых, добрых книг. Пусть книга станет для вас сияю-
щим маяком знаний. Я желаю вам радости! Желаю не скучать! Мам и бабушек не очень
огорчать. И всегда просить прощения за любое огорчение! Не робейте, не грустите,
К новым знаниям идите!
13