Автор: Бикеева Эльвира Абдулкеримовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №13
Населённый пункт: а.Шарахалсун, Туркменский район, Ставропольский край
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Земля – самая красивая и добрая планета"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия «Земля – самая красивая и добрая планета»
Возраст детей: старший дошкольный возраст.
Образовательные области: Познавательное развитие, социально-коммуникативное
развитие, речевое развитие.
Программные задачи: Закрепить знания детей о природно-климатических зонах Земли,
их многообразии и особенностях. Расширить и обогатить знания детей о разнообразии
представителей растительного и животного мира планеты Земля. - Воспитывать желание о
необходимости беречь планету для последующих поколений, желание изучать ее.
Проблемная ситуация: Помочь девочке - инопланетянке понять, почему наша планета
Земля выглядит в виде цветного шарика.
Ход
Воспитатель: Ребята, кто это к нам прилетел?
(Кружась в пространстве, появляется инопланетянка.)
Воспитатель: Кто вы?
Инопланетянка: Я жительница планеты Антарис. Зовут меня Антарина. У меня
произошла, поломка космического корабля и мне пришлось сделать вынужденную
посадку. А вы кто?
Воспитатель: Мы жители планеты Земля.
Инопланетянка: Земля?! Я так заблудилась в космическом пространстве, что сразу не
могу сообразить, где я нахожусь. Земля?!
Воспитатель: Земля это одна из самых красивых планет Солнечной системы. Сейчас мы
тебе расскажем о своей планете.
Чтение стихотворения Я. Акима «Земля»:
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно…
Сбережем свою планету –
Ведь другой похожей нету!
Да действительно, другой такой планеты нет.
1 ребенок: Возле речки в тумане
Чуть звенят тополя.
Может ими и манит
Человека Земля?
2 ребенок: Иль березкою кудрявой,
Не скупою на слова?
Или кленом, который
Всем лесам голова.
3 ребенок: Иль плясуньею – калиной
Что сережкою трясет?
Или первою травинкой,
Что на полюшке растет
4 ребенок: Что ж, Земля привлекает
Или этим, иль тем
В суть вопроса вникая,
Я так думаю – всем.
5 ребенок: И рябины кустами,
И лужком заливным,
И грибными дождями,
И дождем не грибным.
6 ребенок: Первой звонкой капелью
И росой на устах
Соловьиною трелью
В соловьиных кустах
7 ребенок: И родными местами,
Где ты жил, где ты был,
И цветами, цветами –
Чуть о них не забыл.
8 ребенок: Манят волею реки
И раздольем поля…
Не обманет во веки
человека Земля!
Инопланетянка Да-да-да, теперь я кажется, вспомнила. Да вот она (показывает рукой на
глобус), но только почему она такая маленькая?
Дети: Это глобус, модель Земли.
Инопланетянка: Поняла. Ваша планета такая красивая, разноцветная: белая, голубая,
зелено коричневая. Почему?
Дети: (Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно, на поверхности нашей планеты, синим цветом, обозначены
моря, океаны, реки и озера. Коричневым, желтым, оранжевым, зеленым, окрашена суша.
Где живут люди, звери и птицы, где растут деревья и цветы, где высятся горы и дышит
жаром пустыня.
Инопланетянка: Всё понятно. Мне знакомы вода и снег, а что такое суша? Объясните?
Дети: Суша – это земля, почва, на которой растут леса, живут животные.
Инопланетянка: Я всё поняла. А это кто? (Показывает на картинку с животным?)
Дети: Животное.
Инопланетянка: О, я бы поподробнее узнала о животных. Где они живут? Чем питаются?
Воспитатель: Это очень просто Анторина. Объясним сейчас. Все животные живут в
одном доме, который называется Земля. Есть животные домашние и дикие. Но в этом доме
есть комнаты. Это и есть природные зоны, которые и выглядят из космоса разноцветным
ковром. Дети назовите их?
Дети: (рассказ о природно-климатических зонах Земли).
1 – тропическая зона 2- Савана, 3- Пустыни, 4 – Степи и луга, 5- Широколиственные леса,
6 – Тайга, 7- Тундра, 8 – Полярная зона. Воспитатель: В каждой зоне живут те животные,
которым подходит климат именно той природно-климатической зоны. Но животные
бывают разные. Можем мы в одной комнате поселить волка и зайца? Чем питается волк? –
мясом, значит он хищник. А зайка чем питается? – листьями, корой, травой, значит он –
травоядный.
Воспитатель: Знаешь, Антарина, с помощью игры «Хищники и травоядные», дети тебя
познакомят с названиями многих животных на нашей планете Земля.
Игра «Хищники и травоядные».
Воспитатель: Теперь тебе понятно, Антарина, какие животные есть у нас на планете?!
Инопланетянка: О! Конечно!
Инопланетянка: Конечно, хочу научиться играть.
Воспитатель: Ребята, поиграем с нашей гостьей в игру
Игра «Хитрая лиса».
Инопланетянка: Мне очень понравилось играть, спасибо!
Воспитатель: - Ребята, а что это такое. Что- то случилось со всеми зверями на всей нашей
огромной планете, и они покинули свою зону, как же нам их вернуть обратно в свой дом.
Поможем животным?
Дидактическая игра «Рассели животное».
Воспитатель: Антарина, вы ещё что-нибудь хотите узнать о нашей планете Земля?
Инопланетянка: ваша планета населена множеством животных. На ней растет огромное
количество растений, как же вы сохраняете все это?
Воспитатель: - А как же нам помогать природе, как ее сохранить?
Дети: (Ответы.)
Воспитатель: По всему миру создаются ботанические сады, заповедники, заказники и
национальные парки. Международный союз охраны природы выпускает Красную книгу.
Инопланетянка: А, что это за книга?
Воспитатель: Ребята давайте расскажем нашей гостье о том, что такое Красная книга
Дети: Красная книга – это сигнал: обратите внимание!
В ней печатают собранные учеными факты, показывающие состояние численности того
или иного вида. В книге указывают редкие, исчезающие растения, птицы, рыбы,
насекомые, звери.
Инопланетянка: Значит, в Красную книгу включают растения или животных, которые
больше других нуждаются в защите?
Воспитатель: Верно. Но включатся они в такую книгу не навечно. А с надеждой на то,
вследствие принятых охраняемых мер, они перестанут нуждаться в защите.
(Показ макета Красной книги».)
Для этого люди создали Заповедники, что благотворно сказалось на развитии жизни и
увеличении численности животных, обитающих на его территории.
Инопланетянка: А, что такое заповедник?
Дети: Заповедники – это острова спасения для растений и животных.
В этом храме природы живут и работают ученые-биологи, лесники, лаборанты и многие
другие специалисты. Они следят за жизнью природы, познают ее тайны, изучают ее
законы и стараются помочь ей уцелеть
Воспитатель: На территории нашей Орловской области существует такой заповедник.
Воспитатель: Земля, воздух, вода, лес – наше богатство. Это наше благосостояние, наше
здоровье. Но люди наносят природе, иногда специально, иногда невзначай большие и
маленькие раны: загрязняют воздух и воду, исчезают навсегда животные и растения.
Поэтому всем надо знать, какие правила поведения нужно соблюдать в природе, чтобы не
причинять ей вреда.
Какие же знаете, вы знаете правила? В этом вам помогут экологические знаки. (Пока
детьми плакатов и рассказ о знаках)
1. Находясь в природе, нельзя срывать цветы для букетов. Букеты можно составлять только
из тех растений, которые выращены человеком.
2. Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть
растений надо обязательно оставлять в природе.
3. В природе особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не
погибли от вытаптывания.
4. Нельзя подходить близко к гнездам птиц. (По вашим следам, гнезда могут отыскать и
разорить хищники.) Если случайно окажешься рядом с гнездом.
5. Идя в лес, не бери с собой магнитофон, звери пугаются и убегают от своих детенышей.
6. Не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детенышей зверей. В природе о них
заботятся взрослые животные.
7. Если у тебя есть собака, не бери ее с собой в лес весной и в начале лета. Она легко
может поймать нелетающих птенцов и беспомощных детенышей зверей.
8. Обязательно подкармливай птиц зимой. А весной с помощью старших делай для них
домики, скворечники.
9. Огонь – враг лесов, он хитер, не разводи в лесу костер
10. Муравьиный дом – в глуши
Ты его не тормоши
Муравьишкам помогай
Домик их огороди.
Инопланетянка: Как интересно обо всем этом узнать! Ваша планета не только самая
красивая, но и самая добрая, заботливая на свете!
Воспитатель: Антарина, наши дети приготовили тебе подарок. Вот эти маленькие знаки,
которые тебе будут напоминать, как мы Земляне охраняем свою планету, ее природу.
(Подарок конверт природно-охранными знаками.)
Инопланетянка: Спасибо.
Воспитатель: Антарина, вы ещё что-нибудь хотите узнать о нашей планете Земля?
Инопланетянка: Да, мне очень хочется побольше узнать о вашей прекрасной планете, но,
к сожалению, у меня нет времени, пора улетать. Мне очень грустно с вами расставаться. А,
может, вы со мной полетите?
Ребёнок: У нас много дел на нашей замечательной планете.
Инопланетянка: Ну что, я улетаем, но чтобы вы нас не забыли, оставляю эти звездочки.
Пусть лучезарная звезда вам всем сопутствует всегда. Инопланетянка вручает
воспитателю и детям звёздочки.
До свидания!
Воспитатель: Анторина улетела к себе на свою планету, ну, а мы ребята никогда не будем
забывать, как беречь и сохранять нашу замечательную планету – Земля.