Напоминание

"Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность"


Автор: Крылова Марина Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ - детский сад№ 44 "Колокольчик"
Населённый пункт: г.о. Серпухов Московская область
Наименование материала: "Игровые технологии"
Тема: "Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МДОУ - детский сад №44 «Колокольчик»

Крылова Марина Васильевна

Консультация для воспитателей

« Развитие творческих способностей

дошкольников через театрализованную деятельность».

Театр – это волшебный мир.

Он даёт уроки красоты, морали нравственности.

А чем он богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира.

Б. М. Теплов

Программа «Детство», построенная в соответствии с ФГОС определяет

основные интегративные качества ребенка дошкольного возраста, такие как:

любознательный, активный, инициативный, эмоционально отзывчивый,

овладевший средствами общения и способами взаимодействия со

сверстниками и взрослыми, которые активно развиваются в

театрализованной деятельности. Почему именно театрализованная

деятельность? Это один из самых эффективных способов воздействия на

детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения:

учись играя.

Работая с детьми логопатами, передо мной возникали вопросы:

-Как развить творческие способности ребенка?

-Каким образом построить воспитательный процесс, чтобы он приводил к

всестороннему и гармоничному развитию личности ребенка?

-Как создать сплоченный детский коллектив, в котором каждый ребенок

будет чувствовать себя хорошо и уютно?

Опыт показал, что помочь в решении этих вопросов может театрализованная

деятельность.

Театрализованная деятельность в детском саду, на мой взгляд. – это хорошая

возможность раскрытия творческих способностей.

Театр - это волшебный мир, в нем так интересно. В этом мире звуков, красок,

жестов возможны любые чудеса и превращения, в нем есть место радостному

восторгу, добру и красоте.

Ребенок обладает большой природной активностью, требующей творческой

деятельности. Попадая в мир театра, в мир фантазии и воображения, он

получает возможность реализовать свой творческий потенциал, выразить

себя, свой внутренний мир.

В период дошкольного детства дети интенсивно накапливают разные

впечатления об окружающем мире, у них постепенно формируется

художественный вкус, появляется потребность в творческой деятельности...

Именно через театрализованную деятельность каждый ребёнок может

проявить свои чувства, эмоции, желания и взгляды, причём не только

наедине с собой, но и публично, не стесняясь присутствия слушателей. У

детей активизируется словарь, развивается монологическая и диалогическая

речь. она становится выразительной, развивается образное мышление,

память, самостоятельность.

Особый мир театра формирует коммуникативные способности, развивает

эмоциональную сферу дошкольника.

Опыт моей работы направлен на систематическое вовлечение дошкольников

в театральную деятельность, что приводит к значительным успехам

в развитии творческих способностей у детей.

Федеральный государственныйобразовательный стандарт дошкольного

образования ориентирует нас на реализацию системно-

деятельностного подхода в воспитании и обучении дошкольников.

Процесс обучения понимается не просто как усвоение системы знаний,

умений и навыков, но и как процесс развития личности, обретения духовно-

нравственного опыта и социальной компетентности, поэтому считаю

важным соблюдать в своей работе с детьми системно-деятельностный

подход:

• подари ребенку радость творчества,

• веди ребенка от собственного опыта к общественному.

• будь не «над», а «рядом».

В начале года в работе с детьми мною были выявлены следующие

проблемы:

• дети, не могли полностью раскрепоститься, «вжиться в роль»;

• инициаторами игр выступали одни и те же дети, они же играли главные

роли;

• актерские умения у детей были развиты не в достаточной степени;

• большинство детей с радостью принимали роль, но не могли активно

пользоваться своей речью, мимикой, движениями.

Изучив методическую литературу по данной теме, определила для себя

следующие задачи:

-развитие творческих способностей и творческой самостоятельности

дошкольника;

-воспитание интереса к различным видам творческой деятельности;

-овладение импровизационными умениями;

-совершенствовать речь детей: звуковая культура речи, монологической и

диалогической формы , различные формы выразительности.

-развивать игровые навыки и творческую самостоятельность детей через

театрализованную деятельность;

- способствовать освоению основ исполнительской, зрительской и общей

культуры;

.- создавать условия для совместной театрализованной деятельности

детей и взрослых.

Для решения поставленных задач использую разные формы работы:

1. НОД

2. Беседы – диалоги

3. Рассказы о театре

4. Пантомимические этюды

5. Индивидуальные творческие задания

6. Сочинение сказок для постановки

7. Пальчиковые игры

8. Имитационные упражнения

9. Упражнения по этике

10. Игры – драматизации, этюды, упражнения

11. ИКТ

Для развития творческих способностей детей проводятся игры и упражнения

по дикции ( артикуляционная гимнастика, задания для интонационной

выразительности речи)

. Свою работу по развитию творческих способностей через

театрализованную деятельность я начала с создания предметно-развивающей

среды. В группе был усовершенствован «Центр театрализованной

деятельности», где имеется переносная ширма. ширма для теневого

театра ,различные виды театров: (пальчиковый, перчаточный, варежковый,

би-ба-бо, теневой, плоскостной, настольный, театр игрушек, театр на

фланелеграфе, театр на диске, шапочки для игр драматизаций и др.).

элементы костюмов., декарации. различные игры по сказкам « Любимые

сказки», «Сложи сказку», «Расскажи сказку», «Сказки» (из кубиков), «Сказка

за сказкой», «Истории в картинках» (последовательное составление сюжета).

Для поддержания интереса к театральному творчеству у дошкольников в

группе имеется уголок ряженья. В нем есть атрибуты ,которые дети

постоянно используют в свободной деятельности для создания образа.

Важным этапом театральной деятельности является работа над актерским

мастерством детей. Вместе с ребятами мы проигрывали

следующие этюды: «Покупка театрального билета», «Гроза», «В лесу», «Ой!

Ой! Живот болит!», «Грязь», «Два сердитых мальчика», «Подарки» и другие.

Театральные игры-этюды развивают у детей творческое воображение,

фантазию, мышление, восприятие, память. В процессе игр у детей

вырабатываются навыки, необходимые для отображения различных эмоций,

настроений, отдельных черт характера («трусливый заяц», «хитрая лиса» «

злой волк»). Такие игры рассчитаны на активное участие в них ребенка,

который становится не пассивным исполнителем моих указаний, а

соучастником педагогического процесса.

В процессе работы составила картотеку игр и упражнений, направленных

на развитие речевого дыхания, правильной артикуляции, четкой дикции.

Формировала умение четко произносить скороговорки и стихи, пользоваться

интонациями, выражающими основные чувства.

Мы с ребятами инсценировали знакомые всем сказки, стихи

(«Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Колосок») и показывали их

не только родителям и сотрудникам детского сада, но и детям младших

групп.

Работа с родителями

Я считаю, что успешное решение задач по развитию творческих

способностей дошкольников через театрализованную деятельность возможно

только при тесном сотрудничестве всех субъектов педагогического процесса.

Особо важным считаю организацию сотрудничества с семьей. Только при

соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример

– важнейшее условие обеспечение успешности организуемой работы.

Объединение педагогов, детей и родителей в совместной работе по

приобщению к миру творчества и театра позволяет совершенствовать

педагогическую подготовленность родителей вопросах воспитания

собственных детей.

В своей работе с родителями я ставила следующие задачи:

Заинтересовать родителей развитием театрализованной деятельности детей.

Познакомить родителей с разнообразием театров.

Информировать родителей о художественных произведениях,

рекомендуемых для чтения.

Рассказать родителям о создании театра дома.

Вовлечь родителей в жизнь детского сада.

Вниманию родителей были представлен альбом «Виды театров»,

консультации: «Воспитание сказкой – радость встречи с книгой», «Вечерние

игры с малышами», «Домашний театр устраиваем дома».

Родители участвовали в изготовлении костюмов: вязали шапочки животных,

шили разнообразные кокошники для девочек. Оказывали помощь в

приобретении детской художественной литературы, аудио и видео для детей.

Было проведено собрание, на котором дети показывали родителям сказки.

Выводы

Проведённая мною работа по теме «Развитие творческих способностей через

театрализованную деятельность» принесла свои результаты:

Дети стали больше проявлять участие в играх, повысилась активность и

инициативность.

Дети овладели в соответствии с возрастом техникой управления куклами

различных видов театра.

Через театрализованную игру дети освоили невербальные средства общения:

жесты, мимика, движения.

У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества.

Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи.

У детей появилось желание придумывать и рассказывать сказки, истории.

Активизировался словарь детей, её интонационный строй, улучшается

диалогическая речь.

Дети стали раскрепощенными.

.На мой взгляд, систематическое вовлечение дошкольников в

театрализованную деятельность приводит к развитию творческих

способностей удетей



В раздел образования