Автор: Крылова Марина Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ - детский сад№ 44 "Колокольчик"
Населённый пункт: г.о. Серпухов Московская область
Наименование материала: "Игровые технологии"
Тема: "Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность"
Раздел: дошкольное образование
МДОУ - детский сад №44 «Колокольчик»
Крылова Марина Васильевна
Консультация для воспитателей
« Развитие творческих способностей
дошкольников через театрализованную деятельность».
Театр – это волшебный мир.
Он даёт уроки красоты, морали нравственности.
А чем он богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира.
Б. М. Теплов
Программа «Детство», построенная в соответствии с ФГОС определяет
основные интегративные качества ребенка дошкольного возраста, такие как:
любознательный, активный, инициативный, эмоционально отзывчивый,
овладевший средствами общения и способами взаимодействия со
сверстниками и взрослыми, которые активно развиваются в
театрализованной деятельности. Почему именно театрализованная
деятельность? Это один из самых эффективных способов воздействия на
детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения:
учись играя.
Работая с детьми логопатами, передо мной возникали вопросы:
-Как развить творческие способности ребенка?
-Каким образом построить воспитательный процесс, чтобы он приводил к
всестороннему и гармоничному развитию личности ребенка?
-Как создать сплоченный детский коллектив, в котором каждый ребенок
будет чувствовать себя хорошо и уютно?
Опыт показал, что помочь в решении этих вопросов может театрализованная
деятельность.
Театрализованная деятельность в детском саду, на мой взгляд. – это хорошая
возможность раскрытия творческих способностей.
Театр - это волшебный мир, в нем так интересно. В этом мире звуков, красок,
жестов возможны любые чудеса и превращения, в нем есть место радостному
восторгу, добру и красоте.
Ребенок обладает большой природной активностью, требующей творческой
деятельности. Попадая в мир театра, в мир фантазии и воображения, он
получает возможность реализовать свой творческий потенциал, выразить
себя, свой внутренний мир.
В период дошкольного детства дети интенсивно накапливают разные
впечатления об окружающем мире, у них постепенно формируется
художественный вкус, появляется потребность в творческой деятельности...
Именно через театрализованную деятельность каждый ребёнок может
проявить свои чувства, эмоции, желания и взгляды, причём не только
наедине с собой, но и публично, не стесняясь присутствия слушателей. У
детей активизируется словарь, развивается монологическая и диалогическая
речь. она становится выразительной, развивается образное мышление,
память, самостоятельность.
Особый мир театра формирует коммуникативные способности, развивает
эмоциональную сферу дошкольника.
Опыт моей работы направлен на систематическое вовлечение дошкольников
в театральную деятельность, что приводит к значительным успехам
в развитии творческих способностей у детей.
Федеральный государственныйобразовательный стандарт дошкольного
образования ориентирует нас на реализацию системно-
деятельностного подхода в воспитании и обучении дошкольников.
Процесс обучения понимается не просто как усвоение системы знаний,
умений и навыков, но и как процесс развития личности, обретения духовно-
нравственного опыта и социальной компетентности, поэтому считаю
важным соблюдать в своей работе с детьми системно-деятельностный
подход:
• подари ребенку радость творчества,
• веди ребенка от собственного опыта к общественному.
• будь не «над», а «рядом».
В начале года в работе с детьми мною были выявлены следующие
проблемы:
• дети, не могли полностью раскрепоститься, «вжиться в роль»;
• инициаторами игр выступали одни и те же дети, они же играли главные
роли;
• актерские умения у детей были развиты не в достаточной степени;
• большинство детей с радостью принимали роль, но не могли активно
пользоваться своей речью, мимикой, движениями.
Изучив методическую литературу по данной теме, определила для себя
следующие задачи:
-развитие творческих способностей и творческой самостоятельности
дошкольника;
-воспитание интереса к различным видам творческой деятельности;
-овладение импровизационными умениями;
-совершенствовать речь детей: звуковая культура речи, монологической и
диалогической формы , различные формы выразительности.
-развивать игровые навыки и творческую самостоятельность детей через
театрализованную деятельность;
- способствовать освоению основ исполнительской, зрительской и общей
культуры;
.- создавать условия для совместной театрализованной деятельности
детей и взрослых.
Для решения поставленных задач использую разные формы работы:
1. НОД
2. Беседы – диалоги
3. Рассказы о театре
4. Пантомимические этюды
5. Индивидуальные творческие задания
6. Сочинение сказок для постановки
7. Пальчиковые игры
8. Имитационные упражнения
9. Упражнения по этике
10. Игры – драматизации, этюды, упражнения
11. ИКТ
Для развития творческих способностей детей проводятся игры и упражнения
по дикции ( артикуляционная гимнастика, задания для интонационной
выразительности речи)
. Свою работу по развитию творческих способностей через
театрализованную деятельность я начала с создания предметно-развивающей
среды. В группе был усовершенствован «Центр театрализованной
деятельности», где имеется переносная ширма. ширма для теневого
театра ,различные виды театров: (пальчиковый, перчаточный, варежковый,
би-ба-бо, теневой, плоскостной, настольный, театр игрушек, театр на
фланелеграфе, театр на диске, шапочки для игр драматизаций и др.).
элементы костюмов., декарации. различные игры по сказкам « Любимые
сказки», «Сложи сказку», «Расскажи сказку», «Сказки» (из кубиков), «Сказка
за сказкой», «Истории в картинках» (последовательное составление сюжета).
Для поддержания интереса к театральному творчеству у дошкольников в
группе имеется уголок ряженья. В нем есть атрибуты ,которые дети
постоянно используют в свободной деятельности для создания образа.
Важным этапом театральной деятельности является работа над актерским
мастерством детей. Вместе с ребятами мы проигрывали
следующие этюды: «Покупка театрального билета», «Гроза», «В лесу», «Ой!
Ой! Живот болит!», «Грязь», «Два сердитых мальчика», «Подарки» и другие.
Театральные игры-этюды развивают у детей творческое воображение,
фантазию, мышление, восприятие, память. В процессе игр у детей
вырабатываются навыки, необходимые для отображения различных эмоций,
настроений, отдельных черт характера («трусливый заяц», «хитрая лиса» «
злой волк»). Такие игры рассчитаны на активное участие в них ребенка,
который становится не пассивным исполнителем моих указаний, а
соучастником педагогического процесса.
В процессе работы составила картотеку игр и упражнений, направленных
на развитие речевого дыхания, правильной артикуляции, четкой дикции.
Формировала умение четко произносить скороговорки и стихи, пользоваться
интонациями, выражающими основные чувства.
Мы с ребятами инсценировали знакомые всем сказки, стихи
(«Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Колосок») и показывали их
не только родителям и сотрудникам детского сада, но и детям младших
групп.
Работа с родителями
Я считаю, что успешное решение задач по развитию творческих
способностей дошкольников через театрализованную деятельность возможно
только при тесном сотрудничестве всех субъектов педагогического процесса.
Особо важным считаю организацию сотрудничества с семьей. Только при
соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример
– важнейшее условие обеспечение успешности организуемой работы.
Объединение педагогов, детей и родителей в совместной работе по
приобщению к миру творчества и театра позволяет совершенствовать
педагогическую подготовленность родителей вопросах воспитания
собственных детей.
В своей работе с родителями я ставила следующие задачи:
Заинтересовать родителей развитием театрализованной деятельности детей.
Познакомить родителей с разнообразием театров.
Информировать родителей о художественных произведениях,
рекомендуемых для чтения.
Рассказать родителям о создании театра дома.
Вовлечь родителей в жизнь детского сада.
Вниманию родителей были представлен альбом «Виды театров»,
консультации: «Воспитание сказкой – радость встречи с книгой», «Вечерние
игры с малышами», «Домашний театр устраиваем дома».
Родители участвовали в изготовлении костюмов: вязали шапочки животных,
шили разнообразные кокошники для девочек. Оказывали помощь в
приобретении детской художественной литературы, аудио и видео для детей.
Было проведено собрание, на котором дети показывали родителям сказки.
Выводы
Проведённая мною работа по теме «Развитие творческих способностей через
театрализованную деятельность» принесла свои результаты:
Дети стали больше проявлять участие в играх, повысилась активность и
инициативность.
Дети овладели в соответствии с возрастом техникой управления куклами
различных видов театра.
Через театрализованную игру дети освоили невербальные средства общения:
жесты, мимика, движения.
У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества.
Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи.
У детей появилось желание придумывать и рассказывать сказки, истории.
Активизировался словарь детей, её интонационный строй, улучшается
диалогическая речь.
Дети стали раскрепощенными.
.На мой взгляд, систематическое вовлечение дошкольников в
театрализованную деятельность приводит к развитию творческих
способностей удетей