Автор: Балина Юлия Николаевна
Должность: Преподаватель сольного пения и теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУДО " ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ "
Населённый пункт: г. Ин-та, Республика Коми
Наименование материала: Презентация
Тема: Сольное пение. Методические приёмы в вопросе воспитания вокалиста.
Раздел: дополнительное образование
Сольное
пение
Методические приемы и методы
в вопросе воспитания вокалиста
Автор - преподаватель сольного пения
МБУДО «ДШИ» г. Инты, Республики Коми
БАЛИНА ЮЛИЯ НИКОЛАЕВНА
Общие этапы обучения пению:
Формирование и развитие подвижности голосового аппарата;
Формирование и развитие певческого дыхания;
Формирование и развитие навыков четкой, ясной дикции;
Формирование и развитие певческой интонации;
Работа над разучиванием репертуара.
Основные певческие навыки:
Правильное звукообразование
Правильное дыхание
Хорошая дикция
Чистота интонации
Плавное звуковедение
Эмоционально – выразительное исполнение
В основе правильного
звукообразования лежат:
Связное пение (легато);
Активная подача звука;
Выработка высокого, головного звучания, наряду с
использованием смешанного и грудного регистров.
Певческое дыхание
Основные типы певческого дыхания:
Ключичное
Грудное
Брюшное
Смешанное - грудобрюшное дыхание,
осуществляемое при активной работе
мышц как грудной, так и брюшной
полости, а также нижнего отдела
спины.
Упражнения на формирование навыка
певческого дыхания
«Мыльные пузыри»
«Хомячок»
«Покачай игрушку»
«Вертушка»
«Музыкальная цепочка»
Дикция и артикуляция
Работа над дикцией важна во всех возрастных группах, поскольку у многих детей
присутствуют речевые дефекты, затрудняющие чистоту интонирования.
Большое значение для правильности дикции имеют согласные звуки и их взаимодействие с
гласными. Работа над артикуляцией влияет на силу голоса, на его подачу и качество звучания.
Дикция является средством донесения содержания текста произведения и одним из
важнейших средств выразительности в раскрытии музыкального образа.
Чистота интонации – залог успеха вокалиста
Точное воспроизведение звука по высоте – неотъемлимое качество
правильного пения.
Приемы, помогающие добиться чистоты интонирования:
•
Пение a capella. Пение без сопровождения помогает выработать более
сосредоточенное внимание поющего к звучанию своего голоса и пению
товарищей в целом;
•
Пение в сопровождении. Звуко-высотная поддержка голоса позволяет
более точно интонировать, опираясь на звучание сопровождающего
инструмента;
•
Пропевание интонационно сложных элементов мелодии на определенные
гласные звуки.
Эмоционально – выразительное
исполнение
Это важная часть воспитания вокалиста. Умение
вызвать эмоциональный отклик на исполняемое
произведение. Это способность слышать и
эмоционально переживать содержание
музыкальных образов, как художественное
единство, художественно – образное отражение
действительности, а не механическую сумму
разных звуков.
Методические приемы при обучении пению
Артикуляционная гимнастика
Игры и упражнения на развитие речевого и певческого дыхания
Развивающие игры с голосом
Речевые зарядки, игры
Их общая цель – подготовка голоса и речевого аппарата для дальнейшего
правильного, грамотного пения.
Далее следует переход от речевого этапа к пению. Здесь используются
вокально – интонационные упражнения, вокализы, попевки и распевки.
Следующий этап – работа над музыкальным произведением.
В обучении детей пению
большое значение имеет
образец исполнения
взрослого.
Известно, что на начальном
этапе обучения учащиеся
подражают педагогу,
поэтому важно, чтобы его
пение было выразительным,
ярким, образно –
эмоциональным,
интонационно и позиционно
точным.
Педагогические приемы связаны
с последовательным обучением
детей певческим навыкам в
различных возрастных группах и
дальнейшим разучиванием
произведений различной степени
сложности.
Используются самые
разнообразные упражнения,
развивающие певческое дыхание,
слух, голос и их координацию.
Формирование песенного
творчества проводится в тесной
связи с обучением. Комплекс
всех методов и приемов
обеспечивает становление
певческой деятельности.