Авторы: Булич Наталья Геннадьевна, Бова Марина Владимировна
Должность: Воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №248"
Населённый пункт: город Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования.
Раздел: дошкольное образование
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через
нетрадиционные техники рисования.
На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. Для
этой важной цели необходимо стимулировать работу пальчиков ребёнка,
начиная с раннего возраста. Слаженная и умелая работа пальцев помогает
развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на
весь организм в целом.
Мелкая моторика, сенсорика, координация движений - ключевые понятия
для периода раннего дошкольного возраста.
Для развития моторики в своей группе мы используем мозаики разных
размеров, нетрадиционные пособия (шишки, пуговицы, прищепки и т.д.),
различные пальчиковые игры. Особое внимание уделяем нетрадиционному
рисованию.
Нетрадиционные техники рисования - это толчок к развитию
воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы.
Известно, что в младшем возрасте дети только учатся владеть
художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать
движения собственного пальчика, чем карандаша или кисточки. Этот способ
обеспечивает ребёнку свободу действий, развивает гибкость пальцев и
мышцы рук.
Для детей младшего дошкольного возраста мы стараемся показать много
разных приёмов пальчикового рисования: полураскрытым кулачком (радуга,
бананы…), кулачком со стороны большого пальца (роза, пионы, ракушки…),
ладошкой, кончиками пальцев ставим точки (виноград, рябина, гусеница),
проводим линии (дождик, дорожка), прикладываем несколько пальцев
(звёздочки, кустики), пальцы в пучок (цветы, снежинки).
Для данной техники рисования можно использовать либо специальные
пальчиковые краски, либо гуашь. Позвольте ребёнку окунать пальчики в
краску и творить ими на альбомном листе или на целом ватмане.
Детям постарше нравиться рисовать ватными палочками, набираем краску на
палочку и точками украшаем изображение на листе бумаги
Кляксография - на листе бумаги делается пятно или ставится клякса из
акварельной краски. Берем трубочку и выдуваем воздух на кляксу.
Рисование отпечатками, основой для которых могут стать пробки от
бутылок, ластик или скомканная бумага.
Набрызги — этот метод вызывает неописуемый восторг у детей, для его
использования нужно набрать краску на кисть и разбрызгать ее по бумаге в
произвольном порядке.
Граттаж (воскография). Поверхность всего листа бумаги раскрашиваем
восковыми мелками, Затем покрываем лист черной гуашью. Когда все
высохнет процарапываем краску и создаем линиями рисунок. Процарапывать
можно заостренной палочкой, шпажкой, зубочисткой.
Монотипия - рисуем симметричные предметы, для этого складываем лист
бумаги пополам и на одной половинке рисуем предмет. Пока краска не
высохла, снова складываем лист в двое. На второй половинке получится
отпечаток. После этого изображение можно дорисовать или украсить.
Обучая детей этим приёмам, мы развиваем мелкую моторику,
концентрацию внимания, воображение, координацию движений, фантазию.
Тренируя раздельные движения пальцев, дети стимулируют отдел мозга,
отвечающий за речь.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая
деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Кроме того, внедрение в
практику нетрадиционных техник изображения не утомляют дошкольников,
у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении
всего времени, отведенного на выполнение задания.