Автор: Гайнуллова Гузалия Миннулловна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Центр детского творчества "Танкодром""
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Поэтапная система работы с родителями"
Раздел: дополнительное образование
Гайнуллова Г.М.
«Поэтапная система работы с родителями»
(методическая разработка)
Взаимодействие с родителями – это одна из важнейших составляющих
учебного процесса. Поэтому значительное место в системе работы объединения
должно отводиться качественной и поэтапной организации работы с родителями.
При осуществлении взаимодействия с родителями должны проводиться 2
вида деятельности:
1.
Работа,
направленная
на
просвещение
родителей,
повышение
их
психолого-педагогических
компетенций
(здесь
они
выступают
как
объект
деятельности).
2.
Совместная
работа
с
родителями,
в
которой
последние
становятся
активными
участниками
воспитательно-педагогического
процесса,
субъектами
деятельности.
Эти
виды
деятельности
можно
подразделить
на
4
больших
этапа
взаимодействия с родителями. Формы и методы работы с родителями должны
быть
направлены
на
повышение
педагогической
культуры
родителей,
на
укрепления взаимодействия педагога и семьи, на усиление ее воспитательного
потенциала. Методы работы
на
всех
этапах
взаимодействия
следующие:
наблюдение,
беседа,
тестирование,
анкетирование.
В
зависимости
от
выбранной цели, поставленных задач и индивидуальных предпочтений педагог
м ож е т
п р и м е н и т ь нетрадиционные
методы работы
с
родителями:
информационно-аналитическое
анкетирование-опрос,
наглядно-
информативное, реализующееся через такие формы работы, как выпуск газет,
мини-библиотеку, создание информационных стендов, проведение дней открытых
дверей.
Этап
1.
Формирование
мотивации
родителей.
Работа
с
родителями
начинается с педагогического воздействия, которое варьируется в зависимости от
индивидуальных особенностей родителей.
Форма работы: беседа. Педагогическое воздействие осуществляется через
правильно выстроенную неформальную беседу с родителем, через первичное
общение.
Это
тот
этап,
на
котором
начинает
формироваться
доверие
родителя
к
педагогу, устанавливается контакт педагога с родителем и начинается диалог.
Доверие достигается после того, как родитель убедится в том, что педагог хочет
для
его
ребенка
только
лучшего.
Когда
он
поймет
необходимость
единства
воспитательной цели.
Этап 2. Индивидуальная работа. Основной этап взаимодействия педагога
и родителя. Предполагает полномерную работы и постоянную обратную связь.
1
Форма
работы:
индивидуальная
консультация
(ИК)
педагога
–
это
собеседование, которое предполагает обмен информацией, дающей представление
об
успехах
обучающихся
и
поведении
ребенка.
Одна
из
важнейших
форм
взаимодействия с родителями. ИК должна носить ознакомительный характер и
способствовать
установлению
прочного
контакта
между
родителями
и
педагогами. Педагог должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с
чем родители хотели бы познакомиться в неофициальной обстановке и выяснить
важные сведения для профессиональной работы со своим ребенком:
- особенности здоровья ребенка;
- поведенческие реакции;
- особенности характера;
- мотивации учения;
- моральные ценности.
Этап 3. Психолого-педагогическое просвещение родителей, повышение
их педагогической компетенции.
Формы
работы:
открытые
уроки,
лекции,
семинары,
конференции,
практикумы,
познавательные
практикумы,
экскурсии,
устные
журналы,
родительские вечера, круглые столы, участие родителей в конкурсах, выставках.
Формы
психологической
работы:
р од и т е л ь с к и е
т р е н и н г и ,
психологические разминки.
Активными
участниками
семинаров,
практикумов
и
конференций
выступают сами родители: они готовят анализ проблемы с позиций собственного
опыта. На этом этапе родители начинают вовлекаться в совместную с педагогом
деятельность, но она носит лишь обучающий характер.
Этап
2
и
3
по
времени
могут
совпадать
и
дополнять
друг
друга
по
содержанию, тем самым усиливая эффективность деятельности педагога.
Этап
4.
Вовлечение
родителей
в
учебно-воспитательный
процесс
и
совместная работа.
Формы
работы:
родительские
собрания,
совместные
творческие
мероприятия,
досуговые
праздники,
помощь
в
укреплении
материально-
технической базы.
Родительские собрания на этом этапе носят качественно иной характер.
Здесь
они
выступают
формой
анализа,
осмысления
на
основе
данных
педагогического опыта. Родительские собрания должны носить просветительский
и
практичный
характер,
содержать
в
себе
анализ
конкретных
учебно-
воспитательных ситуаций, элементы тренингов, дискуссий, с участием в них
самих
родителей.
Если
все
предыдущие
этапы
взаимодействия
с
родителями
проработаны
качественно,
то
эта
самая
простая,
но
в
то
же
время
самая
распространенная,
емкая
и
эффективная
форма
работы
с
родителями
превращается в настоящую совместную деятельность педагога и родителей, в
которой
нет
места
непониманию,
конфликтам
и
антипедагогическому
негуманному осуждению детей.
2
Конечный пункт работы с родителями – это скоординированная совместная
работа,
отличающаяся
командностью.
Плодотворная
работа
на
данном
этапе
возможна лишь при условии, что у родителей уже есть доверие к педагогу, если
его авторитет прочен. Положительный результат достигается только при умелом
сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу
всех членов коллектива и членов семьи воспитанников. Играет решающую роль
наличие
хорошо
установленного
неформального
контакта
–
именно
он
обуславливает
плодотворное
сотрудничество,
отражающееся
на
качестве
образования и воспитания детей.
Таким
образом,
взаимодействие
с
родителями
–
важный
компонент
современного
дополнительного
образования,
решающий
фактор
успешного
формирования
личности
ребенка.
И
организовать
успешное
и
позитивное
взаимодействие и активное, плодотворное сотрудничество с родителями под силу
каждому
педагогу.
Для
этого
нужно
лишь
планомерно
и
последовательно
организовать работу с родителями, применив фантазию, творчество, энтузиазм и
педагогическую интуицию.
3