Напоминание

"Поэтапная система работы с родителями"


Автор: Гайнуллова Гузалия Миннулловна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Центр детского творчества "Танкодром""
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Поэтапная система работы с родителями"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Гайнуллова Г.М.

«Поэтапная система работы с родителями»

(методическая разработка)

Взаимодействие с родителями – это одна из важнейших составляющих

учебного процесса. Поэтому значительное место в системе работы объединения

должно отводиться качественной и поэтапной организации работы с родителями.

При осуществлении взаимодействия с родителями должны проводиться 2

вида деятельности:

1.

Работа,

направленная

на

просвещение

родителей,

повышение

их

психолого-педагогических

компетенций

(здесь

они

выступают

как

объект

деятельности).

2.

Совместная

работа

с

родителями,

в

которой

последние

становятся

активными

участниками

воспитательно-педагогического

процесса,

субъектами

деятельности.

Эти

виды

деятельности

можно

подразделить

на

4

больших

этапа

взаимодействия с родителями. Формы и методы работы с родителями должны

быть

направлены

на

повышение

педагогической

культуры

родителей,

на

укрепления взаимодействия педагога и семьи, на усиление ее воспитательного

потенциала. Методы работы

на

всех

этапах

взаимодействия

следующие:

наблюдение,

беседа,

тестирование,

анкетирование.

В

зависимости

от

выбранной цели, поставленных задач и индивидуальных предпочтений педагог

м ож е т

п р и м е н и т ь нетрадиционные

методы работы

с

родителями:

информационно-аналитическое

анкетирование-опрос,

наглядно-

информативное, реализующееся через такие формы работы, как выпуск газет,

мини-библиотеку, создание информационных стендов, проведение дней открытых

дверей.

Этап

1.

Формирование

мотивации

родителей.

Работа

с

родителями

начинается с педагогического воздействия, которое варьируется в зависимости от

индивидуальных особенностей родителей.

Форма работы: беседа. Педагогическое воздействие осуществляется через

правильно выстроенную неформальную беседу с родителем, через первичное

общение.

Это

тот

этап,

на

котором

начинает

формироваться

доверие

родителя

к

педагогу, устанавливается контакт педагога с родителем и начинается диалог.

Доверие достигается после того, как родитель убедится в том, что педагог хочет

для

его

ребенка

только

лучшего.

Когда

он

поймет

необходимость

единства

воспитательной цели.

Этап 2. Индивидуальная работа. Основной этап взаимодействия педагога

и родителя. Предполагает полномерную работы и постоянную обратную связь.

1

Форма

работы:

индивидуальная

консультация

(ИК)

педагога

это

собеседование, которое предполагает обмен информацией, дающей представление

об

успехах

обучающихся

и

поведении

ребенка.

Одна

из

важнейших

форм

взаимодействия с родителями. ИК должна носить ознакомительный характер и

способствовать

установлению

прочного

контакта

между

родителями

и

педагогами. Педагог должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с

чем родители хотели бы познакомиться в неофициальной обстановке и выяснить

важные сведения для профессиональной работы со своим ребенком:

- особенности здоровья ребенка;

- поведенческие реакции;

- особенности характера;

- мотивации учения;

- моральные ценности.

Этап 3. Психолого-педагогическое просвещение родителей, повышение

их педагогической компетенции.

Формы

работы:

открытые

уроки,

лекции,

семинары,

конференции,

практикумы,

познавательные

практикумы,

экскурсии,

устные

журналы,

родительские вечера, круглые столы, участие родителей в конкурсах, выставках.

Формы

психологической

работы:

р од и т е л ь с к и е

т р е н и н г и ,

психологические разминки.

Активными

участниками

семинаров,

практикумов

и

конференций

выступают сами родители: они готовят анализ проблемы с позиций собственного

опыта. На этом этапе родители начинают вовлекаться в совместную с педагогом

деятельность, но она носит лишь обучающий характер.

Этап

2

и

3

по

времени

могут

совпадать

и

дополнять

друг

друга

по

содержанию, тем самым усиливая эффективность деятельности педагога.

Этап

4.

Вовлечение

родителей

в

учебно-воспитательный

процесс

и

совместная работа.

Формы

работы:

родительские

собрания,

совместные

творческие

мероприятия,

досуговые

праздники,

помощь

в

укреплении

материально-

технической базы.

Родительские собрания на этом этапе носят качественно иной характер.

Здесь

они

выступают

формой

анализа,

осмысления

на

основе

данных

педагогического опыта. Родительские собрания должны носить просветительский

и

практичный

характер,

содержать

в

себе

анализ

конкретных

учебно-

воспитательных ситуаций, элементы тренингов, дискуссий, с участием в них

самих

родителей.

Если

все

предыдущие

этапы

взаимодействия

с

родителями

проработаны

качественно,

то

эта

самая

простая,

но

в

то

же

время

самая

распространенная,

емкая

и

эффективная

форма

работы

с

родителями

превращается в настоящую совместную деятельность педагога и родителей, в

которой

нет

места

непониманию,

конфликтам

и

антипедагогическому

негуманному осуждению детей.

2

Конечный пункт работы с родителями – это скоординированная совместная

работа,

отличающаяся

командностью.

Плодотворная

работа

на

данном

этапе

возможна лишь при условии, что у родителей уже есть доверие к педагогу, если

его авторитет прочен. Положительный результат достигается только при умелом

сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу

всех членов коллектива и членов семьи воспитанников. Играет решающую роль

наличие

хорошо

установленного

неформального

контакта

именно

он

обуславливает

плодотворное

сотрудничество,

отражающееся

на

качестве

образования и воспитания детей.

Таким

образом,

взаимодействие

с

родителями

важный

компонент

современного

дополнительного

образования,

решающий

фактор

успешного

формирования

личности

ребенка.

И

организовать

успешное

и

позитивное

взаимодействие и активное, плодотворное сотрудничество с родителями под силу

каждому

педагогу.

Для

этого

нужно

лишь

планомерно

и

последовательно

организовать работу с родителями, применив фантазию, творчество, энтузиазм и

педагогическую интуицию.

3



В раздел образования