Автор: Шипитова Ольга Владимировна
Должность: Инструктор по ФИЗО
Учебное заведение: Детский сад №47
Населённый пункт: г. Заволжье Нижегородская область
Наименование материала: Консультация
Тема: Основные факторы, способствующие укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях
Раздел: дошкольное образование
Основные факторы, способствующие укреплению и сохранению здоровья
дошкольников в домашних условиях
Вряд ли можно найти родителей, которые не хотят, чтобы их дети
росли здоровыми. Однако, как добиться этого, многие не знают. Некоторые
вообще считают, что заниматься укреплением здоровья ребёнка должны
воспитатели и врачи, тогда как родителям полагается лишь заботиться о
питании и одежде своих детей. Встречаются и такие мамы, и папы, которые в
поисках эффективных способов укрепления здоровья своих детей
полностью отвергают проверенные рекомендации и используют только
нетрадиционные методы, нередко оказывающие неблагоприятное влияние на
состояние здоровья ребёнка. Наконец, есть родители, которые тщательно и
пунктуально следуют врачебным рекомендациям, часто и в большом
количестве используют лекарства и, тем не менее, далеко не всегда
добиваются желаемого эффекта.
Мы с вами сегодня познакомимся с основными
факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья
дошкольника в домашних условиях и условиях детского сада.
Каким должен быть здоровый ребёнок? Прежде всего, если он и болеет,
то очень редко и ни в коем случае тяжело. Он жизнерадостен и активен,
доброжелательно относится к окружающим его людям. Положительные
эмоциональные впечатления преобладают в его жизни, тогда как
отрицательные переживания переносятся им стойко и без вредных
последствий. Здоровый и развитый ребёнок обладает хорошей
сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью
к утомлению, социально и физиологически адаптирован.
В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребёнка,
происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные
движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются
базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых
невозможен здоровый образ жизни.
Что же мы можем сделать для укрепления и сохранения здоровья
наших детей в домашних условиях?
1. Необходимо активно использовать целебные природные факторы
окружающей среды: чистая вода, ультрафиолетовые лучи солнечного света,
чистый воздух, фитонцидные свойства растений.
2. Ребёнку необходим спокойный, доброжелательный психологический
климат. Перебранки в присутствии ребёнка способствуют возникновению у
него невроза или усугубляют уже имеющиеся нарушения нервной системы.
Всё это существенно снижает защитные возможности детского организма.
Отрицательный результат дают и неумеренные запреты – «нельзя», «не
бегай», «не шуми». Жёстко авторитарное воспитание столь же
мало способствует нормальному развитию детей, сколь и противоположная
крайность в виде вседозволенности.
3. Взрослые должны не только охранять детский организм от вредных
влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению
защитных сил организма ребёнка, его работоспособности. И важным здесь
является правильно организованный режим дня – это оптимально сочетаемые
периоды бодрствования и сна детей в течение суток. Он удовлетворяет их
потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности и др.
Режим дисциплинирует детей, приучает их к определённому ритму. Мы,
работники детских садов, считаем понедельник «тяжёлым» днём, так как
многие дети отказываются от еды, капризничают, быстро утомляются и т. п.
Тут и до болезни недалеко. А всё дело в том, что в субботу и воскресенье
дети не гуляли, не спали днём, вечером поздно ложились – словом, весь
строго соблюдаемый в детском саду режим дня был нарушен. Как же
правильно организовать режим дня? Когда малышу лучше завтракать,
обедать, заниматься спортом, играть, гулять, слушать музыку. Об этом я
расскажу позже.
4. Полноценное питание – включение в рацион продуктов, богатых
витаминами А, В, С и Д, минеральными солями (кальцием, фосфором,
железом, магнием, медью, а также белком.
Обязательное условие рационального питания детей всех возрастов –
разнообразие рациона, как за счёт разных продуктов, так и способов их
приготовления. Улучшению аппетита и усвоению
пищи способствует красивое оформление блюд и сервировка стола.
5. У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного
организма. Чем раньше ребёнок получит представление о строении тела
человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания,
сна, тем раньше он будет приобщён к здоровому образу жизни. Если же
ребёнка насильно принуждают заниматься физкультурой, а также соблюдать
правила гигиены, то ребёнок быстро теряет интерес к этому. Если вы
сделаете своему ребёнку спортивный уголок в комнате-это будет отличное
решение проблемы.
6. Для укрепления здоровья и нормализации веса эффективны ходьба и
бег, способствующие повышению общей
выносливости, укрепляющих сердечнососудистую и дыхательные системы,
различные группы мышц, суставы и связки. Доказано, что бег улучшает
кровоток во всех внутренних органах, включая мозг. Кроме того, ходьба и
бег обладают выраженным тренирующим эффектом
и способствуют закаливанию организма. Что такое закаливание? Это
повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию
ряда факторов окружающей среды путём систематического
кратковременного воздействия на организм этих же факторов в малых
дозах
В результате закаливания организм приспосабливается к меняющимся
условиям окружающей среды. Смысл закаливания состоит в том, чтобы со
временем с помощью специальных процедур повысить устойчивость
человека к охлаждению за счёт того, что организм при этом всякий раз будет
реагировать целесообразными защитными реакциями – увеличением
выработки тепла и уменьшением теплоотдачи.
Наряду с традиционными методами закаливания (воздушные ванны,
водные ножные ванны, полоскания горла)широко используются и
нетрадиционные: контрастное воздушное закаливание (из тёплого
помещения дети попадают в холодное, хождение босиком, контрастный душ.
Минимальное закаливание – это воздушные и водные процедуры, правильно
подобранная одежда.
- Закаливать организм ребёнка можно и продуктами. Какие пищевые
продукты или вещества помогают ребёнку стать более закалёнными?
1. Какие растения – кустарники, накопители витамина С, помогают против
простуды? (чёрная смородина и шиповник).
2. Какой сок повышает устойчивость организма к заболеваниям верхних
дыхательных путей и лёгких, богат витамином А? (морковный сок в день от
1 ст. ложки до половины стакана).
3. Что полезнее ребёнку – сок или яблоко? Объясните свой выбор. (Соки
быстрее усваиваются организмом, в соках много воды, но это поистине
живая вода – она обогащена биологически активными веществами
растительных клеток).
7. Чтобы повысить защитные силы организма ребёнка, рекомендуется
приём витаминов. В этом вопросе вам помогут рекомендации вашего
участкового врача – педиатра.
8. Удар по здоровью ребёнка наносят вредные наклонности родителей. Не
секрет, что дети курящих отцов и матерей болеют бронхолёгочными
заболеваниями гораздо чаще, чем дети некурящих.
«Оформление спортивного уголка дома. Какой спортивный инвентарь
можно приобрести?»
Интерес ребенка к физическим упражнениям формируется совместными
усилиями воспитателей и родителей. Спортивный уголок дома помогает
разумно организовать досуг детей, способствует закреплению двигательных
навыков, полученных в дошкольном учреждении, развитию ловкости,
самостоятельности. Оборудовать такой уголок несложно: одни пособия
можно приобрести в спортивном магазине, другие сделать самим. По мере
формирования движений и расширения интересов ребенка уголок следует
пополнять более сложным инвентарем различного назначения.
В спортивном уголке дома должны быть мелкие физкультурные
пособия:
1. Мячи разных размеров (от маленького теннисного до большого надувного
мяча для малышей и набивного мяча массой 1 кг для детей постарше).
2. Обручи диаметром 15 – 20 см, 50 – 60 см.
3. Скакалки.
5.По для укрепления мышц, участвующих в поддержании правильной осанки
(ростомер, мешочки с песком и т.д.).
6. Цветной шнур – косичка длиной 60 – 70 см. С таким шнуром выполняют
упражнения как с гимнастической палкой, а сделав из него круг, можно
использовать для прыжков и пролезания. В игре такой шнур служит
«домиком».
7. Детский дартс с мячиками на липучках.
8. Санки.
9. Лыжи, коньки.
10. Велосипед.
11. Хоккейные клюшки.
12. Кольцеброс.
Вертикальная лесенка, прикрепленная к стене, пожалуй, одно из самых
увлекательных упражнений, поэтому такое пособие необходимо, так как оно
оказывает общеукрепляющее воздействие на организм ребенка. Располагать
уголок следует по возможности ближе к окну, чтобы был приток свежего
воздуха и света.
Упражнения на снарядах, вводимых постепенно, вначале выполняются
детьми под руководством или наблюдением взрослых, а после успешного
освоения, дети могут заниматься самостоятельно.
Существует множество способов обеспечивающих физическое развитие
детей: совместные подвижные игры и физические упражнения, закаливание,
зарядка, занятия в спортивных секциях, семейный туризм и др.,
но наиболее оптимальных результатов в физическом развитии ребенка в
домашних условиях можно добиться, сочетая совместные подвижные игры с
занятиями на домашнем физкультурно-оздоровительном комплексе,
включающем разнообразные спортивные снаряды и тренажеры. При этом
ребенок получает уникальную возможность самотренировки и самообучения
вне зависимости от погодных условий, наличия свободного времени у
родителей.
Основное назначение универсального физкультурно-оздоровительного
комплекса «Домашний стадион» - развитие практически всех двигательных
качеств: силы, ловкости, быстроты, выносливости и гибкости.
Занятия на спортивно-оздоровительном комплексе:
делают процесс каждодневных занятий физической культурой более
эмоциональным и разнообразным; избирательно воздействуют на
определенные группы мышц, тем самым ускоряя процесс их
развития; позволяют достичь желаемых результатов за более короткий срок.
Самый эффективный спортивный детский инвентарь – тренажёры. Они
могут выполнять самые различные функции, развивают в ребенке силу и
выносливость. А главное, занимаясь на них, ребенок вырастет здоровым.
Основные виды тренажёров:
велотренажер;
спортивная скамья;
беговая дорожка.
Такой детский спортивный игровой инвентарь, как велотренажёр, отличается
от взрослого тем, что специально рассчитан на неокрепший организм. То же
касается и другого инвентарная. Такое оборудование особенно актуально в
холодное время года, когда малыш не может посещать улицу. В результате
он всегда получает необходимые для его организма нагрузки и не теряет
форму.
Ребенок сам должен выбрать спортивный спец. инвентарь, который больше
придётся ему по душе. Так он будет заниматься с удовольствием и пользой.
Подсказки для взрослых:
1. Не рекомендуется заниматься физической культурой на кухне, где воздух
насыщен запахами газа, пищи, специй, сохнущего белья и т.д.
2. При установке комплекса размах качелей и перекладины трапеции не
должен быть направлен в оконную раму.
3. Следите за тем, чтобы в поле деятельности детей не попадали предметы,
которые могут разбиться или помешать движениям. Уберите из
непосредственной близости от комплекса зеркала, стеклянные и бьющиеся
предметы.
4. Во время занятий ребенка на физкультурном комплексе положите на пол
матрасик (его можно заменить толстым ковром, гимнастическим матом,
батутом, сухим бассейном с шариками). Это необходимо для того, чтобы
обеспечить мягкость поверхности при спрыгивании со снарядов и
предупредить возможность повреждения стоп.
5. Закройте электрические розетки вблизи комплекса пластмассовыми
блокираторами.
6. Желательно перед занятиями и после них проветрить помещение, где
установлен физкультурный комплекс.
7. К занятиям на комплексе не следует допускать эмоционально и
двигательно перевозбужденных детей, потому что они не могут
сконцентрировать внимание и контролировать свои движения. Их следует
успокоить: предложить договориться о правилах игры, дать двигательное
задание, требующее собранности и сосредоточенности, включить спокойную
музыку и т.д.
Как обеспечить страховку ребенка во время занятий?
Доверяйте своему ребенку. Если он отказывается выполнять какое-либо
ваше задание, не настаивайте и не принуждайте его. Поддерживайте любую
разумную инициативу ребенка: «Давай я теперь буду с горки кататься!» -
«Давай!» - «А теперь давай буду на турнике на одной ноге висеть!» - «Нет.
Этого делать нельзя! (Не надо вдаваться в долгие объяснения, почему этого
делать не стоит: нельзя – значит нельзя!) Но можно повисеть на турнике
вниз головой, зацепившись двумя ногами, когда я тебя крепко держу».
Страхуйте ребенка при первых самостоятельных попытках освоить новый
снаряд, особенно при знакомстве с кольцами и лианой. Как только снаряд
будет освоен дошкольником достаточно уверенно, займите позицию
стороннего наблюдателя, похвалите его ловкость. Поднимая ребенка вверх за
руки, никогда не держите его только за кисти (кости и мышцы запястья
дошкольника окрепли еще недостаточно), обязательно придерживайте
целиком за предплечья. Самый безопасный вид страховки: поддержка за
бедра.
При выполнении упражнений на перекладине, кольцах, лиане следует
фиксировать положение позвоночника. Для этого встаньте сбоку от снаряда
и положите ладони одновременно на грудь и спину дошкольника.
Стремитесь пресекать опрометчивость и браваду ребенка, особенно при
выполнении упражнений на высоте: «А я и без рук могу стоять на
перекладине». Учите его быть внимательным и осторожным, чтобы он сам
заботился о собственной безопасности.
Вниманию родителей: вис только на руках опасен вашему ребенку.
Поэтому длительные висы на кольцах и лиане заменяйте полувисами, при
которых ребенок еще упирается ногами об пол.
Игры и занятия спортом развивают все группы мышц — как крупные, так и
мелкие. Правильно формируется осанка, вырабатывается выдержка, реакция
и ловкость. Это основные качества, развивающиеся во время активных игр и
занятий спортом. Детский спортивный инвентарь позволяет улучшить эти
показатели, делает занятия легче и интереснее. А главное, укрепляется
здоровье – налаживается работа иммунной системы, стабилизируется
кровообращение. Поэтому спортивный инвентарь играет очень важную роль
в жизни любого ребенка.